Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику Алимова Ш.А.
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета алгебра составлена в соответствие с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, Примерной программой основного общего образования и авторской программы Ш.А.Алимова, Ю.М.Колягина, Ю.И.Сидорова и др., обязательным минимумом ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._7_klass._algebra._alimov_sh.a._i_dr.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета алгебра составлена в соответствие с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, Примерной программой основного общего образования и авторской программы Ш.А.Алимова, Ю.М.Колягина, Ю.И.Сидорова и др., обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню математической подготовки выпускников основной общеобразовательной школы.
Общая характеристика учебного предмета
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности,
- изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- развитие представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;
- овладение символическим языком алгебры, выработка формально-оперативные алгебраических умений и применение их к решению математических и нематематических задач;
- изучение свойств и графиков элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развитие пространственных представлений и изобразительных умений, освоение основных фактов и методов планиметрии, знакомство с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- получение представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развитие логического мышления и речи – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- формирование представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 часов в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее:
3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа в год;
2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов в год.
Содержание учебного предмета
1. Алгебраические выражения – 10 часов
Числовые выражения. Алгебраические выражения. Формулы. Свойства арифметических действий. Правила раскрытия скобок.
Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о числовых выражениях, полученные в курсе математики 5—6 классов; сформировать понятие алгебраического выражения, систематизировать сведения о преобразованиях алгебраических выражений, приобретенные учащимися при изучении курса математики 5—6 классов.
2. Уравнения с одним неизвестным – 8 часов
Уравнение и его корни. Уравнения с одним неизвестным, сводящиеся к линейным. Решение задач с помощью уравнений.
Основная цель — систематизировать сведения о решении уравнений с одним неизвестным; сформировать умение решать уравнения, сводящиеся к линейным.
3. Одночлены и многочлены – 17 часов
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Деление одночлена и многочлена на одночлен.
Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями, действия сложения, вычитания и умножения многочленов.
4. Разложение многочленов на множители – 17 часов
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формулы сокращенного умножения: (a + b) (a – b) = a2 – b2, (a ± b)2 = a2 ± 2ab + b2.
Основная цель — выработать умения выполнять разложение многочленов на множители различными способами и применять формулы сокращенного умножения для преобразований алгебраических выражений.
5. Алгебраические дроби – 20 часов
Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. Совместные действия над алгебраическими дробями.
Основная цель — выработать умение выполнять преобразования алгебраических дробей.
6. Линейная функция и ее график – 10 часов
Прямоугольная система координат на плоскости. Понятие функции. Способы задания функции. График функции. Функция y = kx и ее график. Линейная функция и ее график.
Основная цель — сформировать представление о числовой функции на примере линейной функции.
7. Системы уравнений с двумя неизвестными – 11 часов
Система уравнений с двумя неизвестными. Решение системы уравнений первой степени с двумя неизвестными способами подстановки и сложения, графическим способом. Решение задач методом составления систем уравнений.
Основная цель — научить решать системы линейных уравнений с двумя неизвестными различными способами и использовать полученные навыки при решении задач.
8. Введение в комбинаторику – 7 часов
Исторические комбинаторные задачи. Различные комбинации с выбором из трех элементов. Таблица вариантов. Правило произведения. Подсчет вариантов с помощью графов.
Основная цель — развить комбинаторное мышление, сформировать умение организованного перебора упорядоченных и неупорядоченных комбинаций из двух-четырех элементов.
9. Повторение – 2 часа
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание учебного материала | Количество часов | Количество контрольных работ |
Алгебраические выражения | 10 часов | 1 |
Уравнения с одним неизвестным | 8 часов | 1 |
Одночлены и многочлены | 17 часов | 1 |
Разложение многочленов на множители | 17 часов | 1 |
Алгебраические дроби | 20 часов | 1 |
Линейная функция и ее график | 10 часов | 1 |
Системы уравнений с двумя неизвестными | 11 часов | 1 |
Введение в комбинаторику | 7 часов | |
Повторение | 2 часа | 1 |
итого | 102 часа | 8 |
Календарно-тематическое планирование по алгебре
№ п/п урока | Дата | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Приме чание |
I. Алгебраические выражения 10 часов | ||||
1 | Числовые выражения | 1 | ||
2 | Алгебраические выражения | 1 | ||
3 4 | Алгебраические равенства. Формулы | 2 | ||
5-6 | Свойства арифметических действий | 2 | ||
7-8 | Правила раскрытия скобок | 2 | ||
9 | Обобщающий урок по теме «Алгебраические выражения» | 1 | ||
10 | Контрольная работа № 1 | 1 | ||
II. Уравнения с одним неизвестным 8 часов | ||||
11 | Уравнение и его корни | 1 | ||
12-13 | Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным | 2 | ||
14-16 | Решение задач с помощью уравнений | 3 | ||
17 | Обобщающий урок по теме «Уравнения с одним неизвестным» | 1 | ||
18 | Контрольная работа № 2 | 1 | ||
III. Одночлены и многочлены 17 часов | ||||
19-20 | Степень с натуральным показателем | 2 | ||
21-22 | Свойства степени с натуральным показателем | 2 | ||
23 | Одночлен. Стандартный вид одночлена | 1 | ||
24-25 | Умножение одночленов | 2 | ||
26 | Многочлены | 1 | ||
27 | Приведение подобных членов | 1 | ||
28 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | ||
29 | Умножение многочлена на одночлен | 1 | ||
30-31 | Умножение многочлена на многочлен | 2 | ||
32-33 | Деление одночлена и многочлена на одночлен | 2 | ||
34 | Обобщающий урок по теме «Одночлены и многочлены» | 1 | ||
35 | Контрольная работа № 3 | 1 | ||
IV. Разложение многочленов на множители 17 часов | ||||
36-38 | Вынесение общего множителя за скобки | 3 | ||
39-41 | Способ группировки | 3 | ||
42-44 | Формула разности квадратов | 3 | ||
45-46 | Квадрат суммы | 2 | ||
47-48 | Квадрат разности | 2 | ||
49-51 | Применение нескольких способов разложения многочлена на множители | 3 | ||
52 | Контрольная работа № 4 | 1 | ||
V. Алгебраические дроби 20 часов | ||||
53-55 | Алгебраическая дробь. Сокращение дробей | 3 | ||
56-57 | Приведение дробей к общему знаменателю | 2 | ||
58-62 | Сложение и вычитание алгебраических дробей | 5 | ||
63-66 | Умножение и деление алгебраических дробей | 4 | ||
67-71 | Совместные действия над алгебраическими дробями | 5 | ||
72 | Контрольная работа № 5 | 1 | ||
VI. Линейная функция и ее график 10 часов | ||||
73 | Прямоугольная система координат на плоскости | 1 | ||
74-75 | Функция | 2 | ||
76-78 | Функция y = kx и ее график | 3 | ||
79-81 | Линейная функция и ее график | 3 | ||
82 | Контрольная работа № 6 | 1 | ||
VII. Системы двух уравнений с двумя неизвестными 11 часов | ||||
83 | Системы уравнений | 1 | ||
84-85 | Способ подстановки | 2 | ||
86-87 | Способ сложения | 2 | ||
88-89 | Графический способ решения систем уравнений | 2 | ||
90-92 | Решение задач с помощью систем уравнений | 3 | ||
93 | Контрольная работа № 7 | 1 | ||
VIII. Введение в комбинаторику 7 часов | ||||
94 | Исторические комбинаторные задачи | 1 | ||
95-96 | Различные комбинации из трех элементов | 2 | ||
97-98 | Таблица вариантов и правило произведения | 2 | ||
99 | Подсчет вариантов с помощью графов | 1 | ||
100 | Решение задач. Самостоятельная работа | 1 | ||
101-102 | Повторение. Итоговая контрольная работа. | 2 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать/понимать:
- математический язык;
- свойства степени с натуральным показателем;
- определение одночлена и многочлена, операции над одночленами и многочленами; формулы сокращенного умножения;
- линейную функцию, ее свойства и график;
- квадратичную функцию и ее график;
- способы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
должны уметь:
- составлять математическую модель при решении задач;
- выполнять действия над степенями с натуральными показателями, показателем, не равным нулю, используя свойства степеней;
- выполнять арифметические операции над одночленами и многочленами, раскладывать многочлены на множители, используя метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного умножения;
- строить графики линейной и квадратичной функций;
- решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
Владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- работать в группах;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Учебно - методическое обеспечение
- Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров ЮВ., и др. Алгебра. 7класс: учеб.для общеобразоват. учреждений -19-е изд.-М.:Просвещение,2013.
- Ткачева М.В. Алгебра. Дидактические материалы. 7 класс – М.: Просвещение, 2010.
- Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации.7-8класс. Издание четвертое, переработанное и дополненное./ Под ред. Ф.Ф.Лысенко. –Растов-на-Дону: Легион-М, 2009
- Ершова А.П, Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2007.
Список литературы
- Государственная программа по математике для общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации. –М.: Просвещение, 2009г.
- Обязательный минимум содержания образования и требования к уровню математической подготовки выпускников основной общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2009.
- Примерная программа основного общего образования, по математике», 2-е издание, М.: «Просвещение», 2009.
- «Примерная программа основного общего образования по математике», 2-еиздание, М.: Просвещение, 2009.
- Федеральный компонент государственного стандарта образования. Стандарт основного общего образования по математике. //Вестник образования России, 2004 (№12).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа по Алгебре 8кл по учебнику Мордкович
Рабочая программа по Алгебре 8 кл по учебнику Мордковича с тематическим планированием на 3 ч...
Рабочая программа по алгебре 8 кл по Алимову
Рабочая программа по алгебре 8 кл по Алимову...
рабочая программа по алгебре 10класс по учебнику С.М. Никольского 3ч/н
Данная рабочая программа предназначена для учителей работающих в 10 классе по учебнику С.М. Никольского по трехчасовой программе, базовый уровень....
Рабочая программа по алгебре 7-9 (учебник Макарычева)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание тем, календарно-тематическое планирование, список литературы...
рабочая программа по алгебре 8 кл.учебник Макарычев
рабочая программа по алгебре 8 кл.учебник Макарычев...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...