Урок " Путешествие по стране формул сокращенного умножения"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Урок пушествие, с различными остановками. Урок предназначен дла учащихся, обучающихся по программе IV вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока" Путешествие по стране формул сокращенного умножения" | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие по стране формул сокращенного умножения ».
План урока.
- Организационный момент .Эмоциональный настрой. Постановка целей и мотивация темы.
- К.Р.У. . Устный счет.
- Актуализация знаний.
- История математики.
- Выполнение упражнений.
- Гимнастика для глаз. Физ. минутка.
- Самостоятельная работа.
- Подведение итогов урока.
- Постановка домашнего задания.
Целевые ориентации:
-_ активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;
- индивидуализация педагогического взаимодействия;
- создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для организации собственной познавательной деятельности детей;
- обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
- приспособление (адаптация) обучения к особенностям отдельных учащихся.
Цель урока:
-обобщить и систематизировать учебный материал;
-формировать навыки применения формул сокращенного умножения;
-развивать внимание, память, речь, логическое и аналитическое мышление, самостоятельность;
-воспитывать стремление достигать поставленную цель, чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
-Встали ребята. Проверили все ли готово к уроку Садитесь . .Сегодня у нас не простой урок, а праздничный .На урок к нам пришли гости .Улыбнитесь им
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
- На уроке можно ошибаться, сомневаться ,консультироваться.
- На уроке нужно думать, анализировать, рассуждать.
-Каждый должен дать себе установку: «Понять, решить и идти вперед».
Слайд
-Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
-Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
-Не беда, что идти далеко
Не боимся, что путь будет труден
-Достижения нужные людям
Никогда не давались легко.
- Первая остановка на нашем пути «доброжелательная» пожелаем друг другу успеха… .
Слайд .-Пусть каждый день и каждый час, вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас ,а сердце - умным будет.
2. Коррекционно-развивающие упражнения .Устный счет.
-Следующая остановка «разминочная».
Слайд: « Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает». Сеф.
-Чтоб работой серьезно заняться, каждый должен сначала размяться,
Память, логику можно развить , только надо настойчивым быть.
1)Раздать КРУ .4- на развитие памяти. Дети работают самостоятельно.
2)КРУ 10- работа с классом;
3)Котовой КРУ 2, остальные работают по КРУ .
Следующая остановка «вычислительная».
Слайд
1)Вычислите устно: 4²=16; -0,5²= -0.25 ; (½)² =¼; (-7)²=49 ; 0,4²=0,16 ; (¾)² =9/16 ;
(-½)³=-1/8 ; (2/3)³=8/27.
2)Вычислите, используя формулы сокращенного умножения:
21²=(20+1)²=400+40+1=441; 19·21=(20-1)·(20+1)=400-1=399; 32² - 28² =(32-28)·(32+28)=4·60=240;
26² - 25² =26+25=51 –объяснить этот случай.
Раньше мы не рассматривали такой случай устного вычисления обратим на него внимание.
Ясно что:
3²-2²=9-4=5=3+2; 4²-3²=16-9=7=4+3; 5²-4²=25-16=9=5+4; 11²-10²=121-100=21=11+10
-Для каких пар чисел можно использовать этот способ? – ( для последующих.)
Вывод: Разность квадратов двух последующих чисел равна сумме этих чисел.
3.История математики.
-Следующая остановка «историческая»
Слайд.
«кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет…»
Гольфред Вильгельм фон Лейбниц. (1640 -1716 г).
Ира Котова подготовила сообщение по истории формул сокращенного умножения.
Сообщение.
Некоторые правила сокращенного умножения были известны еще около 4 тысяч лет тому назад. Их знали вавилоняне и другие народы древности. Тогда они формулировались словесно или геометрически.
У древних греков величины обозначались не числами и буквами, а отрезками прямых. Они говорили не «а²», а « квадрат на отрезке а», «ав», а прямоугольник, содержащийся между отрезками а и в.
Например, тождество (а+в)²=а²+2ав+в² во второй книге «Начала» Евклида (3 в. до н.э.) формулировалось так, « если прямая линия как-либо рассечена, то квадрат на всей прямой равен квадратам на отрезках вместе с удвоенным прямоугольником, заключенным между отрезками. Доказательство опиралось на геометрические соображения. Некоторые термины подобного геометрического изложения алгебры сохранились до сих пор.
4. Актуализация знаний.
Мы прибыли на остановку «повторительная».
Слайд. Повторение – мать учения.
-Вспоминать, повторять, отвечать, не лениться,
Для решения заданий нам всегда пригодиться.
Слайд.
Допишите формулу.
(а + в)²=а²+2ав+в ² - квадрат суммы;
(а - в)²=а²+2ав+в² - квадрат разности;
а² - в² = (а – в)·(а + в) – разность квадратов;
а³ + в³ = ( а + в)·(а² - а·в + в²) – сумма кубов;
а³ - в³ = ( а – в)· (а² +а·в + в²) – разность кубов;
( а + в)³= а³ + 3а²в+3ав²+в³ - куб суммы;
( а – в)³=а³+3а²в+3ав²+в³ - куб разности.
На слайде сначала записаны только формулы до знака = .Ребята в тетрадях записывают формулы.
По щелчку проверяют. Выяснить название каждой формулы.
Слайд. Закончите формулировку.
-Произведение разности двух выражений и их суммы равно…(разности квадратов этих выражений)
-Произведение суммы двух выражений и неполного квадрата их разности равно… (сумме кубов этих выражений).
Слайд. Прочитайте выражение.
( х – у)²= х² -2ху + у² - Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого выражения на второе плюс квадрат второго выражения.
х³ - у³ = ( х – у )(х² + х·у +у²) – Разность кубов двух выражений равна произведению разности этих выражений и неполного квадрата суммы.
5. Выполнение упражнений.
Наше путешествие продолжается, и мы прибываем на остановку «познавательная».
Слайд.
«Если путь твой к познанию ведет,
Как бы ни был он труден – вперед!» Фирдоуси.
-Чтоб с заданиями справляться быстро и уверенно,
Нужно много упражняться от легких заданий -к умеренным.
Слайд . Выполните задания.
1.Преобразуйте в многочлен:
а) ( а -3)²= а² - 2ав + в² ; в) (4а – в )·(4а + в)= 16а² - в²
б) (2у + 5)²=4у² + 20у +25 ; г)(х²+1)(х²-1)= - 1 .
задание выполняется комментированием с места.
2. Разложите на множители.
Вспомним план решения заданий, разложите на множители.
- Проанализировать выражение;
- Выбрать способ разложения;
- Выполнить разложение по выбранному способу.
а) с² - 0,25= (с-0,5)(с+0,5); б) 36-4в²=(6-2в)(6+2в) ;
в) х²-8х+16 =(х-4)²; г)27х³ - 8=(3х - 2)(9х² +6х +4).
3.Решите уравнение.
Задание выполняется у доски.
(2х -5)² - (2х – 3)·(2х +3) =0,
4х²-20х+25 -4х²+9=0,
-20х+36=0,
-20х=-36,
Х=-36:(-20),..
Х=1,8.
6. Физ. минутка. Гимнастика для глаз.
Прибываем на остановку «оздоровительная».
Слайд: «В здоровом теле – здоровый дух.»
-Чтобы умным быть и смелым, ловким, добрым и умелым,
И с заданиями легко справляться, надо спортом заниматься.
Ученик проводит зарядку.
Слайд: Гимнастика для глаз по Аветисову, (презентация).
7. Самостоятельная работа.
Следующая остановка на нашем пути «самостоятельная».
Слайд: «Ошибки – это приобретенный опыт.
Опыт – один из лучших учителей».
Раздать карточки вариантов заданий разного уровня.
Вариант - 1.
- Представьте в виде многочлена:
а) ( у + 4 )² ; в) ( а + 2 )·( а – 2);
б) ( х - 7 )² ; г) ( х + 2 )³ ;
д) ( х – 2 )·( х² +2х+4).
2. Разложите многочлен на множители:
а) а² - 9 ; б) х² +6х+9 ; в) х³ - 27 .
3. Упростите выражение:
а) (а – 3в)² + (3а + в)² ; б) (2а – в)· (2а +в) + в².
Вариант – 2.
- Представьте в виде многочлена:
а) (2х – 3у)²; в) (8а + в)·(в – 8а);
б) (5а + 6в)²; г) (2х + у)³;
д) (3х + у)·(9х² - 3ху + у²).
2. Разложите на множители:
а) 4х² - 1; б) 4а² + 4ав + в²; в) 27 - .
3. Упростите выражение:
а) (х+2у)² – (х – 2у)²; б) 2х² - (х – 1)(х + 1).
Вариант – 3.
- Представьте в виде многочлена:
а) (а² - 3)²; в) (5х+2у²)·(5х – 2у²);
б) (2а³ + 3у² )² ; г) (2а – 3)³ ;
д) (а² - в)·( +а²в + в²).
2. Разложите на множители:
а) а² - 9; б) а² +4в² - 2ав; в) у³ - с³ .
3. Упростите выражение:
а) (4с – х)² - (2с + 3х)²; б) 22с² + (-3с – 7)·(3с – 7).
8. Подведение итогов урока.
Прибываем на станцию «итоговая».
Слайд:
-Мы все убедились, что смогли мы и сможем любую задачу на свете решить,
Коль вычесть уныние, волю умножить, упорство прибавить, любовь разделить.
-Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
- Мы узнали историю формул сокращенного умножения. Еще мы узнали мысли умных людей об учении.
-Что нового делали на уроке?
-новый способ устного вычисления; более сложные задания; повторили все формулы.
- Вы хорошо поработали на уроке .
- Выставить оценки.
9. Постановка домашнего задания.
Мы прибыли на конечную остановку «домашняя».
Слайд :
- Контрольные вопросы на странице 171 учебника.
- № 975 а),в) б), г) – по желанию.
- №917 а) б) – по желанию.
- Творческое задание:
Доказать, что разность квадратов двух последующих чисел равна сумме этих чисел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по теме "Формулы сокращенного умножения" 7 кл.
Урок с применением игровых технологий....
Урок в 7 классе "Формулы сокращенного умножения"
Урок проверки и коррекции знаний и умений с целью обеспечения закрепление формул сокращенного умножения, умения применять их в стандартных условиях, организации деятельности учащихся по применению фор...
Урок алгебры 7 класс"Формулы сокращенного умножения"
Это презентация к уроку алгебры для 7 класса по теме : "Формулы сокращенного умножения"....
Урок алгебры 7 класс "Формулы сокращенного умножения"
Урок предназначен для закрепления знаний по теме "Формулы сокращенного умножения"...
Урок в 7 классе "Формулы сокращенного умножения"
Конспект урока " Формулы сокращенного умножения" в 7 классе....
Урок в 7 классе "Формулы сокращенного умножения"
Урок с элементами исследования и интерактивности. Опираясь на свой опыт и знания ученики сами выводят новые формулы., заполняют таблицу ЗХУ. В результате ролевой игры задействованы все обучающиеся....
Презентация к уроку в 7 классе "Формулы сокращенного умножения"
Урок с элементами исследования и интерактивности. Опираясь на свой опыт и знания ученики сами выводят новые формулы., заполняют таблицу ЗХУ. В результате ролевой игры задействованы все обучающиеся....