Сценарий урока "Действия с натуральными числами"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Заключительный урок в 5 классе по теме "Действия с натуральными числами". Форма проведения - урок-путешествие по историческим и культурным объектам города Краснодара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_zabashta.docx | 189.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к уроку математики в 5 классе по теме
«Действия с натуральными числами»
Автор: Забашта Елена Георгиевна, учитель математики МБОУ СОШ № 74 МО город Краснодар
Тема: Действия с натуральными числами.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Форма проведения урока: Урок – путешествие «Пять чудес города Краснодара в натуральных числах».
Психологическая характеристика класса:
В 5-м «А» классе 20 учащихся: 12 мальчиков и 8 девочек. Более чем у 50% учеников класса уровень познавательного интереса достаточно высокий. Ребята отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности развивающего характера. У 4-х учеников средний уровень познавательного интереса. Эти дети предпочитают поисковый характер деятельности, но не всегда склонны к выполнению творческих заданий. Их самостоятельная активность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. У 3-х учащихся низкий уровень познавательного интереса, им тяжело сосредоточить свое внимание, они часто отвлекаются, поэтому испытывают затруднения при выполнении самостоятельной работы. В классе здоровая психологическая атмосфера, ребята радуются за успехи друг друга и поддерживают тех, кто испытывает временные неудачи.
Программа: Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / Автор-составитель В.И. Жохов. – 2-е изд., стер.-М.: Мнемозина, 2010. – 31 с.
Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М., 2009.
Раздел учебника: Натуральные числа.
Количество часов: 170 часов в год; в неделю - 5 часов
Этапы урока:
1. Организационный момент (1 мин)
2. Вступительное слово учителя (2 мин)
3. Актуализация знаний, устная работа (7 мин).
4. Фронтальная работа с классом, групповая, индивидуальная работа (18 мин): применение системы знаний и умений для выполнения практических заданий.
5. Физкультминутка (1 мин).
6. Выполнение самостоятельной работы с последующей проверкой (8 мин).
7. Домашнее задание (1 мин).
8. Рефлексия (1 мин).
9. Итог урока (2 мин).
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, коммуникативно-развивающий.
Активные формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), маркерная доска, презентация, выполненная в Microsoft Office Power Point 2007, листы с заданиями, лист для рефлексии.
Анализ работы детей на уроке.
Учащиеся на уроке были активны, проявляли неподдельный интерес к решению предлагаемых заданий. С большим увлечением придумывали свои задачи. Находили разные пути решения уравнений, нахождения значения буквенного выражения при заданном значении буквы, решения задач (по действиям, решение с конца, составление математической модели). Ребята дополняли краеведческий материал своим познаниями, выражали свое отношение к достопримечательностям города. Ученики показали достаточно высокий уровень владения вычислительных умений и их грамотное применение в решении заданий. В течение всего урока чувствовался положительный эмоциональный настрой учащихся, их заинтересованность.
Урок-путешествие: «Пять чудес города Краснодара в натуральных числах».
Цели:
образовательная: обобщить полученные знания и умения в выполнении действий с натуральными числами при решении примеров, уравнений, задач; уметь применять комбинированные знания в области математики, краеведения;
развивающая: активизировать и развивать мышление, кругозор, внимание, память, стимулировать интерес к познавательной деятельности;
воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с достопримечательностями города Краснодара, проверив при этом их умения выполнять действия с натуральными числами;
- развивать математическую культуру;
- активизировать познавательный интерес к изучению предмета;
- воспитывать настойчивость в достижении поставленных целей.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, коммуникативно-развивающий.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), маркерная доска, презентация, выполненная в Microsoft Office Power Point 2007, листы с заданиями, лист для рефлексии.
Структура урока:
1. Организационный момент (1 мин)
2. Вступительное слово учителя (2 мин)
3. Актуализация знаний, устная работа (7 мин).
4. Фронтальная работа с классом, групповая, индивидуальная работа (18 мин): применение системы знаний и умений для выполнения практических заданий.
5. Физкультминутка (1 мин).
6. Выполнение самостоятельной работы с последующей проверкой (8 мин).
7. Домашнее задание (1 мин).
8. Рефлексия (1 мин).
9. Итог урока (2 мин).
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Учитель: Мы живем в прекрасном городе, городе цветов, архитектурных и природных памятников, новых современных проектов и технологий. Каждый из вас, наверняка, восхищался (и не раз) разноцветными живыми цветочными часами, прекраснейшим фонтаном на Театральной площади, преклонялся перед величием Екатерины Великой, с умилением наблюдал за поведением братьев наших меньших в Сафари-парке, удивлялся огромному количеству замков на витых ограждениям моста через реку Кубань (слайд № 1). Сегодня мы познакомимся поближе с этими чудесами архитектуры природы и искусства. И начнем мы наше путешествие с самого любимого места всех детей нашего города – Сафари-парка. Давайте узнаем, какие звери обитают в этом прекрасном парке.
3. Устный счет. Слайд № 2 (задания появляются последовательно).
1)
Под шатром ветвистой ели Белка сделала качели. И в «Сафари-парке» звери Собрались к ней на качели: 20 птиц и 7 куниц, 8 тигров, 5 лисиц. 6 моржей и 5 зайчат На качели все спешат. Вы ребята, не зевайте, Всех зверей пересчитайте. (Ответ: 51 зверь) | Как-то вечером к медведю На пирог пришли соседи: Уж, барсук, енот, «косой», Рысь с жирафом и лисой. А медведь никак не мог Разделить на всех пирог. От труда медведь вспотел, Он считать ведь не умел! Помоги ему скорей, Посчитай-ка всех зверей. (Ответ: с медведем 8 зверей) | Ламы по лесу бежали, Волчьи следы по дороге считали. Стая большая волков здесь прошла. Каждая лапа в снегу их видна. Оставили волки 120 следов. Сколько, скажите, здесь было волков? (Ответ: 30 волков) |
2) Учитель: Самым старым обитателем Сафари-парка является бобер.
Как вы думаете, какова длина бобра? (ученики выдвигают предположения). Ответить более точно на этот вопрос нам поможет удивительный квадрат (Слайд № 3).
59 | 63 | 36 |
23 | 27 | 0 |
37 | 41 | 14 |
1) Из первой строки выберите наименьшее число.
2) Из второй строки выберите наибольшее число.
3) Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.
4) Найдите сумму выбранных трех чисел – и вы получите ответ на вопрос.
(36+27+37=100 (см) - длина тела бобра)
100 см – сколько это дециметров, миллиметров? (100 см = 10 дм = 1000мм). Сравните длину тела бобра со своим ростом (учащиеся выборочно отвечают).
4. Фронтальная работа с классом, групповая, индивидуальная работа.
1) Работа по карточкам.
Учитель: А недавно в «Сафари-парке» появились новые обитатели: птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Названия этих птиц зашифрованы примерами, которые находятся у каждого из вас на желтых карточках (Приложение № 1). Применяя прием последовательного деления, найдите частные:
125 : 5; 210 : 10; 45 : 3; 180 : 4; 2800 : 20; 120 : 5; 34 : 2; 3500 : 100.
Заменив частные буквами, вы прочитаете название птиц- метеорологов (слайд № 4).
(Ответ: ФЛАМИНГО)
Учитель: В нашем городе есть необыкновенный мост через реку Кубань. Для того, чтобы узнать, от какого слова произошло название этого моста, вам необходимо соотнести ответы примеров с буквами в карточке-лото (Приложение № 1) (слайд № 5)
14 + 60 | У | 230 – 115 | Е | |||
21 ∙ 6 | П | 450 + 105 | Л | |||
240 : 3 | Й | 111 - 91 | О | |||
125 ∙ 8 | Ц | |||||
26 | 20 | 1000 | 115 | 555 | 74 | 80 |
Ответ: П О Ц Е Л У Й
Учитель: Наступает вечер. Мост начинает утопать в иллюминации. Неоновые огни делают его похожим на дугу радуги, он становится лёгким, невесомым. Такое ощущение, что это сказочное место только и создано, чтобы здесь находили друг друга родственные души. Давайте узнаем, сколько же ламп освещают мост Поцелуев? Для этого нужно решить задачу (учащиеся записывают решение в Листе № 1 (Приложение № 2), один из учеников – на доске с комментированием решения):
Если ко всем зажженным лампам добавить еще 300, то всего станет 2500 ламп. (Ответ: 2200 ламп)
Учитель: Следующее чудо нашего путешествия – это Цветочные часы, построенные в Краснодаре на углу улиц Красной и Гаврилова - третьи в стране после Москвы и Санкт-Петербурга (Слайд № 6). Их уникальный часовой механизм находится под землей. Яркие виолы создают неповторимый цветочный орнамент, работают они с исключительной точностью, а в начале каждого часа звучит гимн Кубани. Я предлагаю вам узнать диаметр этих замечательных часов в см. Для этого найдите значение буквенного выражения при заданном значении буквы (один из учащихся работает у доски, остальные записывают решение в Лист № 1, Приложение № 2): 2056 – (556 + а) при а = 450 (Ответ: 1050 см).
Учитель: Одно из недавно появившихся чудес в нашем городе – это фонтан на Театральной площади, который был открыт 24 сентября 2011 года в День города Краснодара. Аналогов этому фонтану нет во всем мире. Его площадь 1 тыс. . Он представляет собой открытый фонтан, по которому можно гулять. Динамическое светомузыкальное зрелище - освежающие струи вырываются просто из-под земли и взлетают на высоту более 25 м. И все это происходит под музыку (Слайд № 7). Давайте узнаем, сколько водных картин можно увидеть у фонтана на Театральной площади. Для этого найдите периметр прямоугольника, если одна из его сторон равна 28 м, а другая - на 6 м короче (один из учащихся работает у доски, остальные записывают решение в Лист № 1, Приложение № 2) . (Ответ: 100). А теперь придумайте, пожалуйста, свою задачу, ответом бы к которой была высота струй нашего фонтана. (Ученики формулируют условия своих придуманных задач. Коллективно выбирается самая интересная задача).
Учитель: Памятник Екатерине II расположен на главной оси города — улице Красной, на Соборной площади, в пешеходной зоне. Напротив памятника находится здание Законодательного собрания Краснодарского края. Справа находится войсковой собор названный в честь князя Александра Невского. Первоначально он был открыт в 1907 году, но разрушен большевиками в 1920 году. Высота памятника – 13 м 80 см, ширина всего комплекса 16 м. Фигура Екатерины высотой 4 м весит 3 т (Слайд № 8).
Давайте с вами узнаем, сколько различного металла ушло на изготовление скульптурной композиции памятника Екатерине Великой. Для этого решите уравнения и впишите по порядку полученные корни в клеточки (слайд № 9) . (Решение уравнений по группам, от каждой группы по одному учащемуся - у доски). (Лист № 1, Приложение № 2):
а) 36 + (х – 13) = 48 (Ответ: 25)
б) (х + 51) – 28 = 35 (Ответ: 12)
в) 630 – (х + 44) = 336 (Ответ: 250)
г) (х – 17) + 49 = 112 (Ответ: 80)
Бронза тонн, чугун тонн, алюминий кг, сусальное золото г .
5. Физкультминутка.
Посмотрели на соседа,
Удивились, подмигнули,
Улыбнулись все друг другу,
Руку дружбы протянули.
Встали, плечи распрямили,
Вправо, влево повернулись.
Вновь друг другу улыбнулись.
Посмотрели все в окошко.
Поработаем немножко.
6. Самостоятельная работа с последующей проверкой (слайд № 10).
Давайте узнаем, в каком же году памятник был вновь восстановлен в городе Краснодаре. Для этого возьмите Лист № 2 и самостоятельно выполните задание, результат последнего действия даст вам ответ (Приложение № 3):
Ответ: в 2006 году
8. Домашнее задание.
Учитель: на сегодня наше путешествие закончено. Мы побывали в пяти чудесных местах города Краснодара. Но, я надеюсь, что у каждого из вас есть свое любимое место в нашем городе, которое вы с удовольствием посещаете, любуетесь красотой, восхищаетесь неповторимостью, необычностью, сказочностью и загадочностью. В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить задачу про ваше любимое место в городе и решить ее. А еще я предлагаю вам по приметам теста (Лист № 3, Приложение № 4) определить, о чем идет речь. Для этого вам будет необходима дополнительная информация из книг или интернета. На следующем уроке мы выслушаем все ваши версии.
9. Рефлексия.
Учитель: А сейчас, ребята, я попрошу вас дать самооценку своей деятельности на уроке (у каждого учащегося лист со смайликами, ребятам надо поставить галочку возле соответствующего их настроению и ощущениям смайлика) (Приложение № 5).
10. Итог урока.
Учитель: закончить сегодняшнее путешествие мне бы хотелось стихотворением одного из учеников нашей школы, посвященным городу Краснодару (Слайд № 11):
В этом городе я родился,
Сделал первые в жизни шаги.
С ребятней во дворе подружился,
Заработал свои синяки.
Наблюдал, как растут деревья,
Расцветают кусты и цветы,
Разработки на новых землях
Воплощают в реальность мечты.
Много новых районов построено.
Скверы, парки, аллеи кругом!
Дышит жизнью малая Родина!
Беды, горести ей нипочем!
Восхищаюсь цветными фонтанами,
Европейским фасадом домов.
Низко кланяюсь я ветеранам,
Подарившим спокойствие снов.
Я иду по просторным улицам,
А навстречу – улыбки людей.
Не допустит грустить и хмуриться
Город верных, надежных друзей!
И надеюсь, что в скором будущем
Каждый житель, и млад, и стар,
С чувством гордости скажет,
Что лучший город в мире –
МОЙ КРАСНОДАР!
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОТВЕТ:__________________________________
Карточка-лото
14 + 60 | У | 230 – 115 | Е |
21 ∙ 6 | П | 450 + 105 | Л |
240 : 3 | Й | 111 - 91 | О |
125 ∙ 8 | Ц |
26 | 20 | 1000 | 115 | 555 | 74 | 80 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Лист № 1)
Задание № 1.
Каждый вечер мост Поцелуев утопает в иллюминации. Если ко всем зажженным лампам добавить еще 300, то всего станет 2500 ламп. Сколько же ламп освещают мост Поцелуев?
Решение.
Ответ:____________________
Задание № 2.
Найди значение буквенного выражения при заданном значении буквы и узнаешь, каков диаметр у краснодарских цветочных часов в см:
2056 – (556 + а) при а = 450
Решение.
Ответ:___________________
Задание № 3.
Узнай, сколько водных картин можно увидеть у фонтана на Театральной площади. Для этого найди периметр прямоугольника, если одна из его сторон равна 28 м, а другая - на 6 м короче.
Решение.
Ответ: ___________________
Задание № 4.
Узнай, сколько различного металла ушло на изготовление скульптурной композиции памятника Екатерине Великой. Для этого реши уравнения и впиши по порядку полученные корни в клеточки.
а) 36 + (х – 13) = 48 б) (х + 51) – 28 = 35 в) 630 – (х + 44) = 336 г) (х – 17) + 49 = 112
Бронза тонн, чугун тонн, алюминий кг, сусальное золото г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Лист № 2)
- 72 =
: 4 =
+ 125 =
∙ 8 =
38 ∙ 25 =
ОТВЕТ:______________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (Лист № 3)
Приметы
1.РАСПОЛОЖЕНИЕ Вычислите 75 : 15 + 20
а) 25 - парк «Солнечный остров»; б) 250 – Городской парк;
в) 205 – парк «Чистяковская роща»
2. ЗАНИМАЕМАЯ ПЛОЩАДЬ Вычислите 2070 : 9 – 207
а)203 – 1 га; б) 23 – 10 га; в) 230 – 100 га
3. КОЛИЧЕСТВО ОБИТАЕМЫХ ВИДОВ Вычислите 36 ∙ 15 + 36 ∙ 30
а) 162 – 110 видов; б) 1620 – 120 видов;
в) 1602 – 130 видов
ОТВЕТ:_________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-игра по математике 5 класс "Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами"
Урок в форме игры. Предназначен для повторения всез арифметических действий над натуральными числами. Из-за нетрадиционной игровой формы проведения заинтересовывает детей с различным уровнем подготовк...
Разработка урока математики в 5 классе "Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами."
урок обобщения и систематизации знаний...
Тест для обучающихся 5 класса по теме: "Натуральные числа. Действия с натуральными числами"
Тест состоит из 10 заданий в форме тестов ГИА. Приведен ключ к тесту и порядок перевода баллов в оценку....
Методическая разработка урока по математике в 5 классе " УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ "
Урок-путешествие. Первый урок математики в 5 классе позволяет повторить знания, полученные в начальной школе,с использованием игровых технологий....
Презентация по теме "Натуральные числа. Десятичная запись натуральных чисел"
Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Натуральные числа. Десятичная запись натуральных чисел"...
Натуральные числа. Ряд натуральных чисел.
Материал для проведения урока по математике. 5 класс Мерзляк. "Натуральные числа. Ряд натуральных чисел."...