«Организация подготовки суворовцев к основному государственному экзамену по математике с использованием задач с военной составляющей»
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
Методическая разработка по теме «Организация подготовки суворовцев к основному государственному экзамену по математике с использованием задач с военной составляющей» обобщает опыт работы преподавателя Кондратьевой Н.К. по подготовке суворовцев к итоговой государственной аттестации по математике с применением задач военно-прикладного характера .
Цель данной разработки состоит в обобщении существующей образовательной практики и методами активизации познавательной деятельности суворовцев с помощью современных педагогических технологий, используемой на уроках и дополнительных занятиях по подготовке суворовцев к государственной итоговой аттестации. В работе показаны конкретные методические рекомендации и приведены тесты по подготовке к экзаменам с использованием задач военно-прикладного характера для активизации познавательной деятельности суворовцев при изучении математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_metod_razrabotka_2014.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено на заседании ОД
от « » _____ 2015 г.
Протокол № ___ от « » _______2015г.
Руководитель ОД «Математика,
информатика и ИКТ»
Хорошая В.Н _______________
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Московское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Отдельная дисциплина
«Математика, информатика и ИКТ»
Методическая разработка по теме:
«Организация подготовки суворовцев к основному государственному экзамену по математике с использованием задач с военной составляющей»
Кондратьева Н.К.
преподаватель математики
Москва
2015 год
Аннотация
Методическая разработка по теме «Организация подготовки суворовцев к основному государственному экзамену по математике с использованием задач с военной составляющей» обобщает опыт работы преподавателя Кондратьевой Н.К. по подготовке суворовцев к итоговой государственной аттестации по математике с применением задач военно-прикладного характера .
Цель данной разработки состоит в обобщении существующей образовательной практики и методами активизации познавательной деятельности суворовцев с помощью современных педагогических технологий, используемой на уроках и дополнительных занятиях по подготовке суворовцев к государственной итоговой аттестации. В работе показаны конкретные методические рекомендации и приведены тесты по подготовке к экзаменам с использованием задач военно-прикладного характера для активизации познавательной деятельности суворовцев при изучении математики.
Оглавление
1. Активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев с помощью задач с военной составляющей на урок математики
1.1 Методическое обоснование темы.
1.2 Методические рекомендации по проведению урока
1.3 План урока и технологическая карта урока.
2. Анализ программ
Список использованных источников
Приложение 21
Введение.
На современном этапе модернизации школьного образования, с введением нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, осуществляется переход школы к новой, гуманистической парадигме образования. Что связано с необходимостью построения не только предметных или надпредметных знаний и умений, но и ценностных норм поведения и деятельности которые в концентрированном, сжатом виде содержат в себе культурные достижения человечества.
Целью методической разработки является помощь преподавателю при подготовке суворовцев к первому серьезному испытанию в жизни - сдачи ОГЭ по математике. Подготовить суворовцев к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Повторение играет важную роль на всех этапах обучения – овладение новыми знаниями и навыками не может осуществляться без опоры на прежний опыт.
Главной дидактической целью повторения курса алгебры является обобщение и систематизация знаний, полученных суворовцами в V – IX классах. На этих занятиях суворовцы должны усвоить связи и отношения между понятиями, получить целостное представление об изученном материале, решить ряд комбинированных задач и упражнений. Для подготовки к разделу решения задач прикладной направленности рекомендую использовать задания с военной составляющей, которые являются эффективным средством активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев. Контроль полученных знаний и умений на этих занятиях целесообразно проводить в тестовой форме, которая позволяет:
- Эффективно повторить курс алгебры основной школы
- Значительно сэкономить время как при оформлении, так и при проверке работ
- Отработать навыки выполнения заданий основного государственного экзамена
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Изучить содержание теоретической части государственного экзамена по математике, разработать план подготовки суворовцев к итоговой аттестации по алгебре.
2. Проанализировать содержание учебников и сравнить с обязательными требованиями к подготовке суворовцев к основному государственному экзамену.
4. Разработать рекомендации по использованию задач с военной составляющей на формирование мотивации и развитие познавательного интереса суворовцев к математике и профессиональной ориентации на дополнительных занятиях математики.
1. Организация подготовки к основному государственного экзамена.
1.1 Методическое обоснование темы.
Принципы построения системы итогового повторения:
1. Итоговое повторение учебного материала необходимо проводить, используя блочно-модульное структурирование учебного материала, укрупнение учебных единиц.
2. На первом занятии повторения темы необходимо провести контрольный срез в тестовой форме по выявлению пробелов в знаниях учащихся для дальнейшей их ликвидации.
3. Выстраивать повторение, соблюдая “правило спирали” – от простых заданий до заданий повышенного и высокого уровня сложности.
4. Тренировочные тесты необходимо проводить с жестким ограничением во времени.
Темп проведения теста учитель должен задавать сразу и держать его на протяжении всего времени.
5. Подготовка к итоговой аттестации не должна подменять систематическое изучение математики. Подготовка к экзаменам должна быть обеспечена планомерным повторением, обобщением и систематизацией знаний из различных разделов курса математики, варьированием стандартных условий задачи, рассмотрением новых типов заданий.
Структура курса подготовки к ОГЭ.
Курс рассчитан на 30 занятий. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:
- Числа и вычисления.
- Алгебраические выражения.
- Уравнения и системы уравнений.
- Неравенства и системы неравенств.
- Последовательности и прогрессии.
- Функции и графики.
- Текстовые задачи.
Контроль и система оценивания.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме ОГЭ).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в форме итоговой тестовой работы.
Примерное планирование итогового повторения курса алгебры 7–9-х классов.
Количество часов – 30.
№ урока | Тематическое содержание | Количество часов | Вид контроля |
1–2 | Числа и вычисления | 4 | работа 1 |
3–5 | Алгебраические выражения | 3 | работа 2 |
6–8 | Уравнения, системы уравнений | 4 | работа 3 |
9–11 | Неравенства, системы неравенств | 4 | работа 4 |
12–14 | Последовательности и прогрессии | 4 | работа 5 |
15–17 | Функции и графики | 4 | работа 6 |
18 | Текстовые задачи (классификация) | 4 | работа 7 |
19–20 | Обобщающая тестовая работа | 2 | тест обобщающий |
21 | Анализ обобщающей тестовой работы | 1 |
|
Введение военной составляющей в математику, на первый взгляд, не является простым делом, это требует от преподавателя новых знаний, изменения сложившихся стереотипов мышления и преподавания, разработки новых методик и курсов и т.д. Однако в процессе работы можно прийти к выводу, что на многих занятиях математики при объяснении или повторение темы можно подобрать такой материал, в котором будет присутствовать элемент военного дела, а также будет содержаться компонент обязательной программы по математике.
В суворовском училище на уроках математики учителя рассказывают будущим защитникам Отечества о применении математики на военной службе, о том, что глубокие знания точных наук необходимы для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии. Предлагая задачи на военную тематику, учитель прививает суворовцам такие личностные качества, как пытливость, настойчивость, находчивость, развивают самостоятельность, способствуют воинскому воспитанию обучаемых, воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.
1.2 Методические рекомендации по проведению заданий
Привожу пример проведения занятия по теме “Решение дробных рациональных уравнений”
Тема урока | Решение дробных рациональных уравнений |
Тип урока | Комбинированный урок |
Цели: | |
1) | Дидактические
|
2) | Воспитательные
|
3) | Развивающие Развитие компонентов мышления:
Развитие личностных сторон ученика:
Развитие речи. Развитие сенсорной сферы. |
Основные знания, умения | Ученик должен знать следующие понятия: целое выражение; дробное выражение; ОДЗ выражения; рациональная дробь; целое уравнение; дробно-рациональное уравнение; корень уравнения; наименьший общий знаменатель дроби; дополнительный множитель. Ученик должен уметь:
|
Методы: | |
1. | По источникам знаний: |
2. | По степени взаимодействия учителя и учащегося: |
3. | В зависимости от конкретных дидактических задач: |
4. | По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: |
5. | По принципу расчленения или соединения знаний: |
6. | По характеру движения мысли от незнания к знанию: |
Методические рекомендации | Учебник Макарычев “Алгебра-8” под редакцией Теляковского |
План урока: | |
I. | Организационный этап. Постановка цели (время = 1 минута) |
II. | Этап всесторонней проверки знаний (15-20 мин.). |
III. | Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (15-20 мин.) |
IV. | Этап усвоения новых знаний (15-20 мин.) |
V. | Этап закрепления новых знаний (15-20 мин.) |
VI. | Этап информации учащимся о домашнем задании (д/з), инструктаж по его выполнению (5 мин.) |
Ход урока:
I. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Этап всесторонней проверка знаний реализуется в диктанте, целью которого является проверить: 1) сформированность понятий целого, дробного выражения; 2) умения находить ОДЗ выражений.
I вариант | II вариант |
№ 1 | |
Выписать целые выражения: | Выписать дробные выражения: |
7a2b; (a+5)/a; x2 – 2x/7; 7/(2x+1); 2a – b/(a+2); 5x/7 + 3 . | |
№ 2 При каких значениях дробь равна “0”: | |
a) (y – 2)/(y + 1); b) (y2 – 1)/(y-1) | a) (x – 7)/(x+5); b) (x2 – x)/(x – 1) |
№ 3 При каких значениях переменной произведение обращается в “0”: | |
x⋅(x – 2)⋅(2x + 3) | (y – 1)⋅(2y + 1)⋅y |
№ 4 Найти ОДЗ выражений: | |
a) (2x – 3)/(x2 – 4); b) (y2 – 2)/3 | a) (2y +5)/(9-y2); b) (5b – 2)/4 |
Правильность ответов устанавливается самим учащимся под комментирование одного из учеников.
III. Переходим к следующему этапу работы, который заключается в постановке учебной задачи.
Для того, чтобы подготовить учащихся к восприятию нового материала, актуализируется понятие целого уравнения.
На доске записано уравнение:
4x/3 + (x – 2)/2 = 5x/6
Анализируем его и приходим к выводу, что это уравнение является целым. Восстанавливаем алгоритм решения целых уравнений.
Учитель у доски, ученик комментирует с места. Возможен вариант, что комментировать (озвучивать) решение будут несколько учеников по “цепочке”:
4x/3 + (x – 2)/2 = 5x/6 | 1) находим общий знаменатель – “6”; |
(8x + 3x – 6)/6 = 5x/6 | ⋅6 | 2) приводим дроби к общему знаменателю; |
8x + 3x – 6 = 5x | 3) умножаем обе части уравнения на общий знаменатель; |
11x – 5x = 6 6x = 6 x = 1 | 4) решаем получившееся линейное уравнение. |
Количество шагов можно увеличить, если возникнет в этом необходимость.
IV. Этап усвоения новых знаний.
Второе уравнение, записанное на доске:
(y2 – 6y)/(y – 5) = 5/(5 – y )
Анализируем его и приходим к определению дробно-рационального уравнения. Записываем определение в тетрадь, помещая его в схему:
рациональные уравнения
целые дробные
Определение 1: рациональные уравнения – это уравнения, в которых левая и правая части являются рациональными выражениями.
Определение 2: целыми рациональными уравнениями называются рациональные уравнения, в которых левая и правая части уравнения являются целыми выражениями.
Определение 3: рациональное уравнение называется дробным, если левая или правая части уравнения являются дробными выражениями.
Учащиеся вместе с учителем разрабатывают алгоритм решения дробных рациональных уравнений по аналогии с решением целого рационального уравнения.
Таким образом, согласно теории поэтапного формирования умственных действий происходит создание ориентированной основы действия.
Далее мы записываем ее в тетрадь в виде алгоритма решения дробных уравнений.
Алгоритм решения дробных уравнений:
- Находим ОДЗ.
- Находим наименьший общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.
- Умножаем обе части уравнения на общий знаменатель.
- Решаем получившееся целое уравнение.
- Исключаем из его корней те, которые не входят в ОДЗ.
Обсуждаем вопрос, что если в алгоритме опустить 1-ый пункт, то обязательно надо сделать проверку корней уравнения.
V. Переходим к этапу закрепления знаний.
Организуется работа в парах над номерами из открытого банка заданий ОГЭ 2015 года.
У учащихся на столах перед уроком приготовлены небольшие листочки.
На отворотах доски записаны уравнения:
I вариант | II вариант |
3/x + 4/(x – 1) = (5 – x)/(x2 – x) | 2/y – 1/(y – 2) = (3y +4)/(y2 – 2y) |
Учащиеся переписывают эти уравнения на листочки с подписанной фамилией (листочки сдаются учителю после проверки самими учениками). Затем ставится цифра “1” и учащиеся записывают ОДЗ данного уравнения.
“2” – находят общий знаменатель и записывают его.
“3” – записывают уравнение, которое получилось после умножения обеих частей уравнения на наименьший общий знаменатель.
“4” – записывают корни полученного уравнения.
“5” – записывают корни дробно-рационального уравнения.
После того, как все задания выполнены, учащимся предлагается закодировать свою работу. Для этого на отворотах доски с обратной стороны записаны варианты ответов на каждый пункт. Код учащиеся переписывают к себе в тетрадь, а листочки с работами сдают учителю.
После этого учитель дает правильный код под комментирование одного из учеников.
Ученик делает вывод для себя, на каком этапе решения уравнения испытывает затруднения и сможет на следующем занятии исправить ошибку.
Критерий оценки этой работы также оглашается учителем, и каждый ученик пока карандашом может поставить оценку в дневник.
Оценка “отлично” ставится в том случае, если совпали все пять букв кода;
“хорошо” – если совпали 4 буквы кода;
“удовлетворительно” – если совпали 3 буквы кода.
Варианты ответов:
I вариант | II вариант |
1 а) x ≠ 0, x ≠ 2, x ≠ 1 б) x ≠ 1, x ≠ 0 в) x ≠ 0, x ≠ -1 | 1 а) x ≠ 2, x ≠ 0 б) x ≠ 2, x ≠ 0 в) x ≠ 3, x ≠ -2, x ≠ 0 |
2 а) (x + 1)(x – 2) б) x2 - x в) (x + 1)(x – 2)x | 2 а) y2 – 2y б) y(y – 3) в) (y – 3)(y – 2) |
3 а) 3x + 4(x – 1) = 5 - x б) 3(x – 1) + 4(x – 1) = 5 - x в)3(x – 1) + 4x = 5 - x | 3 а) 2(y – 2) – (y – 2) = 3y +4 б) 2(y – 2) – y = (3y +4)(y – 2) в) 2(y-2) – y = 3y +4 |
4 а) x = 1 б) x = 3/2 в) x = 9/8 | 4 а) y = -4 б) y = -3/2 в) y = 1/8 |
5 а) x = 1 б) нет корней в) x = 3/2 | 5 а) y = -3/2 б) нет корней в) y = -4 |
Код: ббваб | Код: бавав |
1.3 План урока и технологическая карта урока.
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.
- Цель урока: Формирование навыков работы с заданиями содержащие квадратные корни и арифметические квадратные корни.
- Задачи:
- Образовательная - повторить определение квадрата числа, ввести новое понятие, научить пользоваться таблицей двузначных чисел.
- Развивающая - развить познавательный интерес учащихся, математическую речь, мышление.
- Воспитательная - привить учащимся навык самостоятельной работы, воспитать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы.
- Тип урока: повторение изученного материала
- Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска
СТРУКТУРА И ХОД ЗАНТИЯ
№ | Этап урока | Технологии | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Орг.момент | Коммутативные | Приветствует учащихся. Сообщает тему урока. Формулирует цель и задачи урока. | Записывают дату, тему урока. Слушают учителя. | 2 | |
2 | Анализ знаний | Учебно-познавательная технология | Выполняют задания | |||
3 | Актуализация знаний | ИКТ, учебно-познавательная технология | Учитель комментирует задание из OMС №1-4 | Слушают, отвечают на вопросы. Проверяют. | 8 | |
Новая тема | ИКТ, учебно-познавательная технология, развитие критического мышления | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень (Модули ОМС) | «Теория» ОМС №5-8 Рассказ учителя с использованием материала модуля. | Слушают учителя, записывают в тетрадь, задают вопросы. | 6 | |
4 | Физкультминутка | Здоровье сберегающая технология | Проводит зарядку. | Выполняют упражнения | 2 | |
5 | Закрепление | Учебно-познавательная технология, развитие критического мышления | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень (модуль ОМС) Таблица квадратов | Открывает слайд практика 2-5 Для каждого задания комментирует условие. Организует работу учащихся. | Выполняют задания в тетради. И поочередно выходят к доске для проверки правильности ответов. | 14 |
6 | Контроль знаний. | Индивидуальная технология учебной деятельности | Презентаия | Проверяет усвоение нового материала | №№298,299,304,309 из учебника | 15 |
7 | Итог урока | Групповая технология | Учитель объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание. №301,305,306 С комментарием. | 3 |
Приложение к плану-конспекту зантия
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень (N 191884) | Теория практика | Модули ОМС | |
2 | Презентация к уроку |
Тема урока: «Решение задач с помощью квадратных уравнений».
Тип урока: Урок по формированию образовательных компетенций.
Вид занятия: комбинированный.
Цель методическая: Формирование у суворовцев навыков самообразования, самоорганизации, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие логического мышления, алгоритмической культуры.
Задачи урока: Рассмотреть понятие «математическая модель», сформировать умение составлять квадратное уравнение по условию задачи и решать его, выделить этапы решения задач алгебраическим методом.
Материально-техническое обеспечение урока: интерактивная доска, раздаточный материал, листы самооценки.
Межпредметные и внутрипредметные связи: история, ОВП.
Педагогические технологии, используемые на уроке: Поисковые и исследовательские технологии, проблемное обучение, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать: понятие «математическая модель».
Уметь: составлять квадратное уравнение по условию задачи и решать его.
Личностные: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту.
Метапредметные: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Ход занятия:
- Самоопределение к деятельности (мотивация)
Озвучить эпиграф. Сформулировать с помощью ребят тему урока (слайды 1,2).
- Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля
Ребята отгадывают слово в игре «Дешифровщик», при этом вспоминают методы решения квадратного уравнения, приведенного квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения (слайды 3-5).
- Совместная с учащимися постановка цели и совместный поиск путей решения проблемы
Для постановки проблемы перед изложением нового учебного материала следует использовать задачи с практическим содержанием, отличающиеся ясностью и простотой решения. Ребята могут самостоятельно сформулировать проблему и исследовать возможности её решения.
На данном уроке это задача про разведчиков, которая сопровождается слайдом с фотографией разведчиков времён великой отечественной войны(слайд 6-8).
Обратить внимание на новый для ребят факт: корень уравнения, составленного по условию задачи, может не удовлетворять этому условию. В то же время полученные при решении квадратного уравнения два различных корня могут одновременно отвечать условию задачи.
Этапы решения задачи алгебраическим методом (слайд 9):
1. Анализ условия задачи и его схематическая запись.
2. Перевод естественной ситуации на математический язык.
3. Решение уравнения, полученного при построении математической модели.
4. Интерпретация полученного решения.
- Закрепление во внешней речи
Еще раз заострить внимание, и попросить ребят привести примеры ситуаций, когда полученный корень может противоречить условию задачи. В процессе обсуждения этого вопроса можно выделить несколько самых распространённых ситуаций:
1) Корень уравнения является отрицательным числом, но за неизвестное принята мера, которая может выражаться только положительным числом (например: длина, площадь, объём и т. п.).
2) Корень уравнения является числом из более широкого множества, чем то, которое описывается в задаче (например: получено дробное число, когда в условии задачи речь идет о целых числах).
3) Несоответствие полученных положительных размеров с реальными (например: скорость пешехода равна 100 км/ч и т. п.).
При решении задач учащиеся могут в процессе интерпретации полученных решений соотносить ситуации с тремя выделенными.
- Самостоятельная работа с самопроверкой
Самостоятельная работа с проверкой по образцу (слайд 10-11).
- Включение в систему знаний и повторение
Обсуждаются трудности, возникшие при выполнении заданий, анализируются ошибки. Делается вывод о этапах решения задач алгебраическим методом, о интерпретации полученного решения (слайд 12).
- Рефлексия.
Технологическая карта урока:
Тема урока | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | ||
Цель урока | ввести понятие «математическая модель», выделить этапы решения задач алгебраическим методом; формировать умение составлять квадратное уравнение по условию задачи и решать его. | ||
Планируемый результат обучения | Предметные: Знать: понятие «математическая модель». Уметь: составлять квадратное уравнение по условию задачи и решать его. Личностные: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту. Метапредметные: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности. | ||
Используемые педагогические технологии | Поисковые и исследовательские технологии, проблемное обучение, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии. | ||
Ресурсы | интерактивная доска, раздаточный материал, листы самооценки. | ||
Дидактическая структура урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Самоопределение к деятельности (мотивация) | Личностные УУД (Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку) Регулятивные УУД (Самоорганизация и организация своего рабочего места) | Озвучить эпиграф. С помощью ребят сформулировать тему урока (слайды 1,2). | Поприветствовать учителя и друг друга. Осмыслить эпиграф. Настроиться на работу. |
Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля. | Познавательные УУД (Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций) Личностные УУД (Осознание своих эмоций, интереса к изучению математики) Регулятивные УУД (Учатся работать по предложенному учителем плану) | Проведение игры «Дешифровщик», и фронтальный опрос о методах решения квадратного уравнения, приведенного квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения (слайды 3-5). | Ребята отгадывают слово в игре «Дешифровщик», при этом вспоминают методы решения квадратного уравнения, приведенного квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения. |
Совместная с учащимися постановка цели. Проект выхода из проблемной ситуации (совместный поиск путей решения проблемы). | Познавательные УУД (Активизация мыслительной деятельности через проблемное задание) Регулятивные УУД (Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя) Коммуникативные УУД(Оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений) | Для постановки проблемы перед изложением нового учебного материала следует использовать задачи с практическим содержанием, отличающиеся ясностью и простотой решения. Ребята могут самостоятельно сформулировать проблему и исследовать возможности её решения. На данном уроке это задача про разведчиков, которая сопровождается слайдом с фотографией разведчиков времён великой отечественной войны(слайд 6-8). Обратить внимание на новый для ребят факт: корень уравнения, составленного по условию задачи, может не удовлетворять этому условию. В то же время полученные при решении квадратного уравнения два различных корня могут одновременно отвечать условию задачи. Этапы решения задачи алгебраическим методом (слайд 9): 1. Анализ условия задачи и его схематическая запись. 2. Перевод естественной ситуации на математический язык. 3. Решение уравнения, полученного при построении математической модели. 4. Интерпретация полученного решения. | Решение задачи в тетрадях под контролем учителя. |
Физкультминутка | Личностные УУД (Умение применять правила охраны своего здоровья) | Проведение. | Выполнение. |
Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения) | Познавательные УУД (Понимание смысла задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации) Регулятивные УУД: Осознают качество и уровень усвоения Регулятивные УУД (Проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности) Познавательные УУД (Умение следовать образцу и правилу) | Еще раз заострить внимание, и попросить ребят привести примеры ситуаций, когда полученный корень может противоречить условию задачи. В процессе обсуждения этого вопроса можно выделить несколько самых распространённых ситуаций: 1) Корень уравнения является отрицательным числом, но за неизвестное принята мера, которая может выражаться только положительным числом (например: длина, площадь, объём и т. п.). 2) Корень уравнения является числом из более широкого множества, чем то, которое описывается в задаче (например: получено дробное число, когда в условии задачи речь идет о целых числах). 3) Несоответствие полученных положительных размеров с реальными (например: скорость пешехода равна 100 км/ч и т. п.). При решении задач учащиеся могут в процессе интерпретации полученных решений соотносить ситуации с тремя выделенными. | Четвёртый этап решения задачи алгебраическим методом является принципиально новым для учащихся, поэтому на нём следует заострить внимание. Суворовцы приводят примеры ситуаций, когда полученный корень уравнения может противоречить условию задачи. |
Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой. | Познавательные УУД (Понимание смысла задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации) Коммуникативные УУД (Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания) | Самостоятельная работа с проверкой по образцу (слайд 10-11). Вариант 1: Одну сторону смотровой площадки полигона (квадратной формы) уменьшили на 2 м, а другую – на 1 м и получили участок прямоугольной формы площадью 6 м2. Найдите длину стороны первоначальной площадки. Вариант 2: Одну сторону смотровой площадки полигона (квадратной формы) увеличили на 2 м, а другую – на 1 м и получили участок прямоугольной формы площадью 12 м2. Найдите длину стороны первоначальной площадки. | Суворовцы самостоятельно решают в тетрадях задачи, через 7-8 минут меняются тетрадями и с помощью презентации осуществляют взаимопроверку и взаимооценку работы. |
Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта). | Личностные УУД (Оценивание разного вида деятельности на уроке) Регулятивные УУД (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность) | Обсуждаются трудности, возникшие при выполнении заданий, анализируются ошибки. Делается вывод о этапах решения задач алгебраическим методом, о интерпретации полученного решения (слайд 12). | Обсуждаются трудности, возникшие при выполнении заданий, анализируются ошибки. Делается вывод об этапах решения задач алгебраическим методом, о интерпретации полученного решения (слайд 12). |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Личностные УУД (Оценивание разного вида деятельности на уроке) Регулятивные УУД (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность) | VII. Итоги урока. В о п р о с ы у ч а щ и м с я: – Что понимается под математической моделью текстовой задачи? – Какие этапы решения задачи алгебраическим методом выделяют? – В чём состоит интерпретация полученного решения задачи? – Приведите примеры, когда полученное решение противоречит условию задачи. | Фиксируют задание. |
2. Анализ программ
Разработка и подбор заданий для активизации познавательной деятельности и формирования ключевых компетенций весьма важная задача. Для достижения этой цели используются два типа задач – чисто математические и практико-ориентированные. Действующие учебники мало предлагают задач именно второго типа. В учебниках по алгебре задачи с военной составляющей встречаются крайне редко или вообще не встречаются. Например, в учебнике по алгебре 8 класса Ю.Н. Макарычева задач с военной составляющей нет, а в учебнике этого же автора за 9 класс есть три задачи в главе «Элементы комбинаторики и теории вероятностей», в учебниках по геометрии поиск задач военно-прикладного характера привел к аналогичным результатам.
Изучив и сделав анализ нескольких программ по математике для среднего звена, можно увидеть, что количество задач военного содержания находятся на очень низком уровне. В связи с этим необходимо создание банка задач для формирования математической и военной компетентности учащихся.
Заключение
На своих уроках я часто ввожу военную составляющую только на одном этапе урока, причем тематика может быть довольно разная, поэтому иногда возникает чувство некоторой несистематичности изложения элементов военного дела в преподавании математики. С другой стороны, возвращаясь несколько раз к одним и тем же вопросам, у ребят вырабатывается целостное представление о взаимосвязи математики с различными науками и областями знаний, открывается возможность возбудить их живой интерес и извлечь максимальный эффект, как для математического развития, так и для воспитания в них здорового чувства национальной гордости.
Имеющийся опыт в применении военной составляющей показывает, что учащиеся с большим интересом занимаются вопросами военного дела, особенно, если предлагаемые для решения задачи ставить не в сухой математической форме, а в виде жизненного боевого задания, что может быть особенно актуально в среднем звене. Что касается старшей школы, то следует сказать, что здесь математику придется отказаться от существенного участия по этому разделу. Это не значит, что в военном деле нет вопросов требующих знаний не только элементарной, но и высшей математики, однако это касается вопросов или узко специальных и непосильных ни учащимся, ни педагогу, или вопросов, требующих глобального углубления в военную область, чего не позволяет учебный план.
В данной методической работе дано обоснование возможности построения системы математических задач с военным содержанием, предназначенной для использования на уроке. Также в работе показана необходимость и возможность включения задач с военным содержанием в математическое образование суворовцев. Анализ информации по данной теме позволяет сделать вывод о том, что использование задач с военным содержанием в преподавании курса математики предоставляет возможность:
- приблизить уровень профессиональной подготовленности суворовцев в соответствие с требованиями их будущей военно-профессиональной деятельности;
- воспитывать чувство патриотизма;
- выявлять связи между математическими понятиями и армией;
- повышать интерес к предмету математики.
Данная разработка особенно актуальна для работы в суворовском училище, так как она нацелена на формирование компетенций необходимых для будущей военно-профессиональной деятельности суворовцев. Представлены конкретные рекомендации, которые помогут любому творчески работающему преподавателю в достижении цели активизации познавательной деятельности учащихся посредством решения задач военно-прикладного характера.
Список использованных источников
- Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.В.Суворова. Алгебра. 7,8, 9 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010 -2015г.
- Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова, С. Б. Суворовой / авт.-сост. Т. Ю. Дюмина, А. А. Махонина. – Волгоград : Учитель, 2011. – 399 с.
- Авторы – составители: Т.Ю.Дюмина, А.А.Махонина. Поурочное планирование по алгебре к учебному комплекту Ю.Н. Макарычев, Алгебра 9 класс: «Учитель», 2011 (компакт-диск).
- http://fototelegraf.ru/
- http://www.arms-expo.ru/049055056057124057056052.html
- http://ru.wikipedia.org/
Приложение
Задачи с тесты и опорные конспекты к занятиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план подготовки учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку
обеспечить качественную подготовку обучающихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме основного государственного экзамена....
Система подготовки к основному государственному экзамену по математике в 9-м классе
Введение основного государственного экзамена по математике в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя....
Система подготовки обучающихся к основному государственному экзамену по французскому языку
ОГЭ по французскому языку - один из экзаменов по иностранным языкам, проводимым в рамках аттестации выпускников в 9-м классе школы. Ознакомившись с о бщей информацией об экзамене, можно сразу приступа...
Индивидуальный план подготовки учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку в 2018-2019 году
Обеспечить качественную подготовку к ОГЭ...
Индивидуальный план подготовки учащихся к основному государственному экзамену по истории и обществознанию в 2016-2017 году.
Индивидуальный план подготовки учащихся к основному государственному экзамену по истории и обществознанию в 2016-2017 году....
Индивидуальный план подготовки учащихся к основному государственному экзамену по географии.
Индивидуальный план подготовки учащихся к основному государственному экзамену по географии...
Индивидуальный план подготовки учащихся к основному государственному экзамену по обществознанию в 2020-2021 году.
Индивидуальный план подготовки учащихся к основному государственному экзамену по обществознанию в 2020-2021 году....