Элективные курсы
методическая разработка по алгебре на тему
Программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информационное моделирование | 1.4 МБ |
Модуль (9 класс) | 48 КБ |
Задачи по геометрии повышенного уровня сложности (10 класс) | 50.5 КБ |
Создание компьютерных анимаций | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мокрушина Олеся Геннадьевна,
учитель высшей категории
МАОУ «СОШ № 102 с углубленным
изучением отдельных предметов» г. Перми
Информационное моделирование как метод формирования критического мышления.
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов меняется смысл понятия образовательные результаты. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. От выпускников требуется не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретенным, не объем информации, а умение получать ее и моделировать. Одной из технологий, позволяющих реализовать на практике эти идеи является , на мой взгляд, технология критического мышления. Сегодня можно встретить различные толкования этого понятия, однако все они сходятся на следующих интеллектуальных умениях, характеризующих критическое мышление:
- выдвижение, формулировка, разработка гипотез;
- нахождение аналогий и других видов отношений между частями информации;
- определение значимости информации для структурирования и решения проблемы;
- нахождение и оценка решений или альтернативных путей рассмотрения проблемы;
- обобщение идей, изучение других точек зрения на данную проблему.
Часто критическое мышление называют логическим или аналитическим.
В школе мы встречаемся с проблемой, когда даже выпускники слабо владеют приемами работы с информацией. Это и невнимательное прочтение текста условия задания, и неумение перевести реальную ситуацию на математический язык и построить модель, позволяющую легко справиться с решением, и неумение соотносить части задания, выделять причину и следствие и т. д. Одним из методов , позволяющих решить эту проблему, является информационное моделирование через содержание курса математики.
На уроках математики ученики, прочитав задачу, частенько обращаются с просьбой « Я прочитал, но ничего не понял», или « Переведите мне задачу на понятный язык», а учащиеся младших классов вообще оказываются в состоянии страха, увидев условие задачи более двух строчек. Причин тому может быть несколько: ребенок не желает приложить усилия и вникнуть в условие( в этом случае нужна индивидуальная работа) или ребенок не понимает , что делать с таким текстом, как с ним работать. Ребенок не может проанализировать условие, определить и соотнести исходные данные, искомые величины и ,естественно , найти алгоритм решения для него не представляется возможным.
Сегодня хотелось бы представить опыт преодоления указанных проблем через курс информационного моделирования в 6 классе. В качестве рабочего мною принято следующее определение: умения информационного моделирования — это совокупность действий и операций субъекта с информацией об объекте по восприятию (определять цель моделирования; осуществлять выбор объекта моделирования; системно анализировать объект), выражению (выбор формы представления модели; формализация) и оценке (анализ полученной модели на непротиворечивость; адекватности объекту и цели моделирования).
Условно всю работу по реализации курса можно разбить на несколько этапов:
- сбор аналитической информации о видах мышления класса ( через психологические методики) ;
- знакомство учащихся с разными видами моделей, отбор наиболее удобных моделей при рассмотрении разных категорий задач;
- работа над преобразованием моделей из одних видов в другие;
- проведение исследований сформированности умений информационной компетенции.
Конечно, наиболее существенными для предметника являются те задания, которые предполагают работу с математическими моделями , однако и другие виды важны с точки зрения личностного развития учащихся.
Сложности , с которыми я встретилась в работе можно разделить на две категории:
- недостаток методической литературы по данному вопросу, отсутствие дидактических материалов, практических разработок;
2. проверка уровня сформированности умений является делом непростым и трудоемким в связи с тем, что в педагогической литературе пока нет четких и объективных критериев оценивания, нет также и методик для проведения этой процедуры. В связи с этим предлагаются методы наблюдения и поэтапного мониторинга на основе проведенных работ с системой оценивания :
- 2 балла, если данное умение сформировано и четко выражено;
- 1 балл, если умение проявляется фрагментарно;
- 0 баллов, если умение отсутствует вообще.
В дальнейшем возможно расширение курса с переходом на учебный материал разных предметов 7 класса.
Рассмотрим примеры заданий .
1. Постройте графическую модель собственной успеваемости по двум различным дисциплинам школьной программы(самой любимой и самой «нелюбимой»). Спрогнозируйте по этой модели свой дальнейший процесс обучения по данным предметам.
2. Придумайте и запишите несколько видов моделей для одного изучаемого объекта. Укажите цели изучения в каждом конкретном случае.
3. Составьте вербальную модель процесса покупки сотового телефона.
4. Изобразите графическую модель ситуации:
- На координатной прямой даны точки А(а), В(а+3),С(а-1),D(а+n);
- На координатной прямой даны точки B(b) и точка Х , удаленная от точки В на расстояние, равное 5;
- Расстояние от точки О(0) до точки Т равно m единичных отрезков;
- Расстояние от точки А(а) до точки В равно к единичных отрезков.
5. Придумай условие задачи по краткой записи:
а) 1. х б) 1. 2х, на 8 больше, чем во 2 в) 1. 6х
2. 6х 56 2. х 2.7х 39
6. По данной диаграмме определите месяцы максимального и минимального потребления холодной и горячей воды. Результаты представьте в виде письменного отчета. Сделайте прогноз на следующий год по рассматриваемому вопросу. Обоснуйте ответ.
7. Напиши уравнение по следующей таблице и тексту
деревья | Было (шт) | Стало (шт) |
1 сад | Х | Х+40 |
2 сад | 7Х |
Во втором саду вырубили 10 деревьев. Во втором саду стало на 6 деревьев больше, чем в первом.
Уравнение:….
8. Саша любит решать задачи. За 4 дня он смог решить 24 трудные задачи. В каждый следующий день он решал на две задачи больше, чем в предыдущий. Сколько задач решил Саша в каждый из дней?
9. Решите задачу, выбрав подходящую модель.
Катер преодолевает расстояние между пунктами А и В, двигаясь по течению, за 2 часа. На обратный путь он затрачивает 3 часа, двигаясь с той же скоростью. Какое расстояние преодолевает катер на маршруте, и с какой скоростью он движется, если скорость течения 5 км/ч ?
Вербальная модель (словесная) | Графическая модель (таблица, схема, график, чертеж) | Математическая модель (уравнение, формула, пример) |
Барону Мюнхаузену а лет, а его лошадь на b лет моложе. Если из возраста Мюнхгаузена вычесть 18 лет, а к возрасту лошади добавить 5 лет, то оба значения будут равны. | ||
280: ( x+y) = 4 | ||
Из одного пункта в противоположных направлениях выехали два велосипедиста. Скорость одного из них а км/ч, а другого-b км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2,5 часа? | ||
10. Итоговая работа.
Предварительный просмотр:
Программа курса
« Модуль »
для учащихся 9 класса
(всего 30 часов)
Учитель МАОУ «СОШ №102
с углубленным изучением
отдельных предметов»
Мокрушина О.Г.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 30 часов.
Курс «Модуль» – предметно – ориентированный курс по выбору учащихся в рамках предпрофильной подготовки. Основная цель курса – повышение математической культуры учащихся, выходящей за рамки школьной программы, способствующей мотивации дальнейшего математического образования, самостоятельному определению в выборе профиля обучения на старшей ступени.
Курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит “нестандартные” методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих модуль. Наряду с основной задачей изучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Цели курса:
- создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о модуле;
- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для жизни в современном обществе;
- помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль;
- создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;
- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.
Задачи курса:
- научить решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем сложности;
- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
- приобрести определенную математическую культуру;
- научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
- научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
- научить строить графики, содержащие модуль.
Используемые педагогические технологии:
технология проблемного обучения;
технология коллективного способа обучения;
технология индивидуального обучения;
технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;
технология поэтапного формирования умственных действий;
технология уровневой дифференциации .
Тематическое планирование учебного материала
№п/п | Наименование разделов и тем | Содержание | Количество часов |
1. | Графики функций (2 часа) Графики функций у =│f(x)│ Графики функций у = f (│x│) | Построение графиков функций, содержащих знак модуля, путем элементарных преобразований графиков. | 1 1 |
2. | Уравнения (8 часов) Уравнения с переменной под знаком модуля │х-а│ = в, │f(x)│= в. │f(x)│=│g(x)│. │f(x)│= g(x). │f(x)│+│g(x)│= в. | Приемы решения уравнений с переменной под знаком модуля (по определению, метод возведения в квадрат, метод разбиения на промежутки, графический метод). | 2 2 2 2 |
3. | Неравенства (10 часов) Неравенства с переменной под знаком модуля │х-а│< в, │f(x)│< в. │х-а│> в, │f(x)│ >в. │f(x)│< │g(x)│, │f(x)│ >│g(x)│. │f(x)│< g(x), │f(x)│ > g(x). │f(x)│+│g(x)│< в, │f(x)│+│g(x)│ > в | Приемы решения неравенств с переменной под знаком модуля(по определению, метод возведения в квадрат, метод разбиения на промежутки, графический метод).. | 2 2 2 2 2 |
4. | Системы уравнений и неравенств с одной переменной (8 часов) Системы уравнений и неравенств с переменной под знаком модуля Решение систем уравнений Решение систем неравенств | Общие приемы решения систем уравнений и неравенств с переменной под знаком модуля. | 4 4 |
5. | Зачетная работа | 2 |
Литература.
1.Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков. Алгебра. 9 класс: учебник для школ и классов с углубленным изучением математики.- 5-ое издание.- М: Мнемозина, 2006.- 439с.: ил.
2. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Алгебраический тренажер. Пособие для школьников и абитуриентов.- М6 Илекса, 2005- 320с.
3. Э.Н. Балаян. Математика. Сам себе репетитор. Задачи повышенной сложности. Серия «Абитуриент». Ростов на - Дону: Издательство «Феникс», 2004
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
« Задачи по геометрии повышенного уровня сложности»
для учащихся 10 класса
(всего 34 часа)
Учитель МАОУ «СОШ №102
с углубленным изучением
отдельных предметов»
Мокрушина О.Г.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию. Данная программа представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, желающих основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ. В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.
Цель курса: на основе коррекции базовых математических знаний учащихся совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.
Изучение этого курса позволяет решить следующие задачи:
- Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
- Формирование поисково-исследовательского метода.
- Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более сложных задач.
- Осуществление работы с дополнительной литературой.
- Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс полной общеобразовательной средней школы;
- Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Курсу отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Содержание курса
1.Планиметрия
Теоретические основы большинства тем этой части относится к программе 9-летней школы. Однако глубина их проработки, идейная насыщенность предполагает более высокий уровень математического развития учеников, чем тот, которого достигают школьники по окончанию 9-го класса. Особенность этого блока состоит в том, что ученик получает возможность поработать сразу со всей планиметрией, охватив ее всю целиком. В первом блоке рассматриваются следующие темы: «Треугольники», «Четырехугольники», «Многоугольники», «Окружность, круг».
Треугольники, признаки равенства и подобия треугольников, свойства биссектрисы, медиан, высот треугольника, обобщенная теорема Фалеса, теоремы Чевы и Минелая; свойства окружности, вписанной и описанной около треугольника. Формулы площади треугольника, рассматриваются задачи повышенного уровня сложности. Используются векторный и координатный методы.
Четырехугольники, характеристические свойства параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата, трапеции. Рассматриваются задачи повышенного уровня сложности, используются векторный и координатный методы. Особое внимание уделяется задачам о вписанных и описанных четырехугольниках.
Многоугольники, характеристическое свойство выпуклого многоугольника, свойства правильных многоугольников, вписанных в окружность и описанных около окружности, решение задач на нахождение площади правильных многоугольников.
Окружность, круг. Характеристические свойства окружности. Общие касательные к двум окружностям. Вневписанные окружности, теорема о квадрате отрезка касательной. Формула Эйлера.
2.Стереометрия
Многогранники.
Трехгранные и многогранные углы, теоремы косинусов и теорема синусов для трехгранного угла. Различные способы построения сечений многогранников. Поверхности многогранников. Правильные многогранники, теоремы Эйлера. Объемы многогранников.
Тела вращения, их поверхности и объемы, решение задач с применением определенного интеграла для нахождения объемов тел вращения. Решение задач повышенного уровня сложности векторным и координатным методами.
При решении стереометрических задач требования к качеству чертежа, его наглядности значительно возрастают. Основными принципами построения являются: выбор оптимального положения изображаемого тела, выбор ракурса и проекции, умение строить сечения и проекции на плоскость, умение выделять на пространственном чертеже и соответственно изобразить плоскую конфигурацию, дающую ключ к решению задачи, умение перевести условие задачи на графический язык. Основным средством решения является аналитический метод.
Тематическое планирование
№ | Содержание учебного материала | Кол-во |
Решение планиметрических задач. |
| |
| Решение задач на свойства биссектрисы треугольника. |
|
| Решение задач на свойства медианы треугольника. |
|
| Решение задач на свойства высот треугольника. |
|
|
|
|
|
|
|
| Решение задач на площадь треугольника. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Программа курса
«Создание компьютерных анимаций»
(8 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс ориентирован на расширение и углубление знаний учащихся в области компьютерной обработки графической информации за счет знакомства с наиболее популярными программами, изучения мультимедийных возможностей компьютера.
Особенностью данного курса является его практическая направленность: расширение графических возможностей, рост роли графической информации при создании новых приложений, развитие мультимедийных возможностей компьютеров диктуют необходимость в создании условий для реализации возрастающего интереса у учащихся к технологии мультимедиа, к практическому применению возможностей современного компьютера в данной области. Предполагается завершить изучение курса созданием и презентацией индивидуальных проектов. Кроме формирования знаний и практических умений, данный курс будет содействовать также профориентации учащихся.
Цель курса: формирование информационной культуры в области современных компьютерных технологий работы с графическими изображениями и анимацией.
Основными задачами курса являются:
- развитие творческого и познавательного потенциала личности учащегося;
- овладение современными компьютерными методами обработки графической информации;
- овладение технологией создания анимационных изображений;
- формирование у учащихся умений использования компьютерных мультимедийных технологий в повседневной жизни;
- формирование умения самостоятельного приобретения практических знаний в области компьютерной обработки графической информации и анимации.
Формы организации учебных занятий:
При изложении курса рекомендуется применять мини-лекции и компьютерный практикум. Каждое занятие из предлагаемого курса начинается с мини- лекции о способах реализации движения графического объекта. Далее учащиеся получают задания и приступают к их выполнению на компьютерном практикуме. Задания не должны быть очень сложными, и желательно, чтобы они носили творческий характер. Весь курс завершается выполнением творческого задания, на реализацию более сложного движения ( для подготовки зачетного творческого задания отводится два часа)
Тематическое планирование
Название темы | Количество часов | |||
всего | теория | практика | ||
1. | Основы работы в среде Microsoft Office Power Point | 0,5 | 0,5 | |
2. | Виды анимации | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Анимация движения и ее параметры | 2 | 0,5 | 1,5 |
4. | Движение по траектории | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | Настройка анимации | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. | Сопровождение анимации звуком | 0,5 | 0,5 | |
6. | Мини-проект | 2 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...