Конспект урока математики 5 класс
презентация к уроку по алгебре (5 класс) на тему
Данный материал представляет собой конспект урока по математике в 5 классе по теме : "Путешествие в страну дроби ". Это обобщающий урок в данной теме. В ходе урока идет повторение по теме в форме игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki_v_5_klasse.doc | 173.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики в 5 классе
«Путешествие в страну «Дроби»
(по теме «Десятичные дроби»).
Тип урока. Урок повторения и закрепления.
Цели урока:
- обучающие: обобщить, систематизировать знания и умения, учащихся по теме “Десятичные дроби”. Проверить полноту, глубину и прочность изученных знаний, умений и навыков;
- развивающие: развитие логического мышления, способности самостоятельно решать учебные задачи; развитие любознательности учащихся, познавательного интереса к предмету;
- воспитательные: воспитание познавательного интереса к математике через использование нестандартных форм обучения; создание условий для формирования коммуникативных навыков и волевых качеств личности.
Учебник: «Математика.5 класс» авторов Виленкина Н.Я. и др.
Оборудование: компьютер, проектор, экран или интерактивная доска.
План урока.
- Организационный момент.
- Устная работа.
- Основная часть урока.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный момент.
У: Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания и умения по теме « Десятичные дроби и действия с ними» в форме математической игры. Мы совершим путешествие в страну «Дроби», население которой составляют десятичные дроби. Там вам помогут закрепить знания по изученной теме.
2.Подготовка к путешествию. Путешествовать предлагаю на поезде. Все свободные от маршрутов поезда находятся в железнодорожном депо. Там сообщили, что исправного поезда нет. Есть только паровоз и несколько вагонов, находящихся на разных путях. Некоторые из них неисправны. Нам необходимо найти целые вагоны и прикрепить их к паровозу.
Для этого необходимо выполнить следующее задание:
На следующем слайде записаны примеры. Решите их, найдите ответы на карточках-вагонах, расположенных вокруг. Каждый ответ является первым числом следующего примера. Из правильных ответов мы и составим наш поезд.
11,2 + 1,9= 16,2 + 3,66=
13,1- 7,7= 19,86 : 3 =
5,4 * 3 = 6,63 – 2,08 =
Итак, поезд готов. Можно отправляться в путешествие!
Давайте внимательно рассмотрим карту нашего путешествия.
Нам предстоит побывать в деревне «Историческая», проехать через горы «Мозгодром», собрать листья в «Волшебном лесу» и предотвратить «Крушение» поезда. На каждом этапе вам придется выполнить задания жителей страны.
Первая остановка нашего поезда – деревня «Историческая». Здесь все увлекаются историей и предлагают вам послушать об истории дробей.
С незапамятных времён при дележе добычи охотники имели дело с долями целого. Трудно было обходиться без дробей и при измерении различных величин.
Древние египтяне использовали лишь единичные дроби ½, 1/3, ¼ и т. д., то есть дроби, числители которых равны 1.
Все вычисления с дробными числами производились с помощью этих единичных дробей, что было очень сложно. Поэтому их могли выполнять лишь специально обученные писцы.
Современная форма записи обыкновенных дробей стала применяться лишь в 18 в. Первым дробную черту стал применять арабский учёный ал-Халар. В Европе дробную черту для записи обыкновенных дробей использовал итальянский математик Леонардо Пизанский, названный также Фибоначчи (то есть сын Боначчи).
Долгое время действия с дробными числами считались по праву очень сложными. Недаром у немцев сохранилось выражение «попасть в дробь», что означает «попасть в тупик, в трудное положение». Даже ещё в 18 в. овладение действиями с дробными числами, которые иногда назывались ломаными числами, считалось очень трудным делом. Поэтому математики искали другие формы записи дробных чисел, которые позволяли бы упростить действия с ними. Такой формой оказалась десятичная запись дробных чисел.
Описал правила действий над десятичными дробями среднеазиатский математик и астроном Гиясэддин Ал-Каши в своей книге «Ключ к арифметике» (1427 г.). Только через 150 лет фламандский инженер и математик Симон Стевин открыл заново десятичные дроби и описал правила действий над ними. Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить немецкий математик Иоганн Кеплер (1571 – 1630).
Поблагодарим за содержательный рассказ и поедем дальше.
На нашем пути высокие горы. Чтобы найти тоннель в горах, вам надо решить «ступеньки» примеров.
Успешно преодолев высокие горы, мы оказываемся в «Волшебном лесу». Вот где можно сделать остановку и отдохнуть! Но, оказывается, что все листья в этом лесу волшебные! Каждый листочек таит в себе какую-то тайну! Нам придется разгадать их, кликнув мышкой по каждому листочку.
Задания на листьях.
Решить уравнения:
5x-3,7 = 22,8
10x + 3,72 = 5,69
1.Сформулируйте правило сравнения
десятичных дробей.
2. Как увеличить дробь в 10, 100,1000 раз?
Соедините числа стрелками
последовательно в порядке убывания.
«Собрав» листья в лесу, можно двигаться дальше. Впереди большой мост. Местные жители не хотят вас выпускать из своей страны и готовятся взорвать мост. Может произойти крушение поезда, и вы навсегда останетесь здесь. Нам нужно предотвратить аварию!
Задание «пятно».
Восстановите запятые
в примерах:
а) 3 2 + 1 8 = 5;
б) 3 – 1 0 8 = 2 9 2;
в) 4 2 + 1 7 = 2 1 2;
г) 7 3 6 – 1 2 = 6 1 6;
д) 6 3 – 2 7 = 6 0 3;
е) 5 0 7 – 4 = 4 6 7.
Мы благополучно преодолели все испытания и можем возвращаться домой.
3. Итог урока.
Выберите то «настроение», с которым вы путешествовали и вернулись домой. Если у вас все получилось – вы молодцы! А если вы допускали ошибки в заданиях и не на все вопросы отвечали сразу – не огорчайтесь. Значит, вам нужно еще немного потрудиться над правилами.
Выставление оценок.
4. Домашнее задание. Ребята, жители страны «Дроби» все-таки решили запутать вас и прислали вам необычное домашнее задание.
1. Если в данном числе перенести запятую через одну цифру вправо и сложить с данным числом, то получится 40,92. Найдите данное число.
2. Если в данном числе перенести запятую вправо через одну цифру и из результата вычесть данное число, то получится 31,86. Найдите данное число.
Наше путешествие окончено. Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока 1. Подготовка к путешествию 2. Путешествие 3. Итог урока 4. Домашнее задание
В путешествие мы отправимся на поезде. Но в железнодорожном депо сообщили, что исправного поезда нет. Есть только паровоз и несколько вагонов, находящихся на разных путях. Некоторые из них неисправны. Нам необходимо найти целые вагоны и прикрепить их к паровозу. Для этого необходимо выполнить следующее задание: На следующем слайде записаны примеры. Решите их, найдите ответы на карточках-вагонах, расположенных вокруг. Каждый ответ является первым числом следующего примера. Из правильных ответов мы и составим наш поезд.
Строим поезд! - 7,7= 13,1 +1,9= 11,2 x 3= 5,4 +3,66= 16,2 :3= 19,86 -2,08= 6,63 12,11 13,1 16,2 19,68 6,63 15,12 19,86 5,4 4,55 11,2
Счастливого пути !
Карта путешествия деревня "Историческая" горы Мозгодром Крушение Волшебный лес
С незапамятных времён при дележе добычи охотники имели дело с долями целого. Трудно было обходиться без дробей и при измерении различных величин. Древние египтяне использовали лишь единичные дроби ½, 1/3, ¼ и т. д., то есть дроби, числители которых равны 1. Все вычисления с дробными числами производились с помощью этих единичных дробей, что было очень сложно. Поэтому их могли выполнять лишь специально обученные писцы . Современная форма записи обыкновенных дробей стала применяться лишь в 18 в. Первым дробную черту стал применять арабский учёный ал-Халар. В Европе дробную черту для записи обыкновенных дробей использовал итальянский математик Леонардо Пизанский, названный также Фибоначчи (то есть сын Боначчи). Долгое время действия с дробными числами считались по праву очень сложными. Недаром у немцев сохранилось выражение «попасть в дробь», что означает «попасть в тупик, в трудное положение». Даже ещё в 18 в. овладение действиями с дробными числами, которые иногда назывались ломаными числами, считалось очень трудным делом. Поэтому математики искали другие формы записи дробных чисел, которые позволяли бы упростить действия с ними. Такой формой оказалась десятичная запись дробных чисел. Описал правила действий над десятичными дробями среднеазиатский математик и астроном Гиясэддин Ал-Каши в своей книге «Ключ к арифметике» (1427 г.). Только через 150 лет фламандский инженер и математик Симон Стевин открыл заново десятичные дроби и описал правила действий над ними. Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить немецкий математик Иоганн Кеплер (1571 – 1630).
Египетский писец
Леонардо Пизанский (Фибоначчи) (1180-1240гг.) - итальянский математик. Родился в Пизе. Начальное образование получил в Бугие (Алжир), под руководством местного учителя овладел арифметикой и алгеброй арабов. Посетил многие страны Европы и Востока, пополняя свои знания по математике. Издал 3 книги: "Книгу об абаке" (1202г.), где абак рассматривался не столько как прибор, сколько как исчисление вообще, "Практическую геометрию" (1220г.) и "Книгу квадратов" (1225г.). По первой книге многие поколения европейских математиков изучали "индийскую позиционную систему счисления. В ней Леонардо впервые в Европе привел отрицательные числа, которые рассматривал как долг. Изложение материала было оригинальным и изящным. Леонардо сделал и собственные открытия, в частности положил начало разработке вопросов, связанных с числами Фибоначчи, и предложил оригинальный прием извлечения кубического корня. Труды Леонардо получили распространение только в конце XV в., когда Лука Пачоли переработал их и опубликовал в своей книге "Сумма" (Венеция, 1494г). Леонардо Пизанский (Фибоначчи)
Стевин (Stevin) Симон (1548, Брюгге, — 1620, Гаага), нидерландский учёный и инженер. С 1583 преподавал в Лейденском университете. В 1600 организовал инженерную школу при Лейденском университете, где читал лекции по математике. Работа С. "Десятина" (De Thiende, 1585) посвящена десятичной системе мер и десятичным дробям, которые С. ввёл в употребление (в Европе). Трактат Стевина содержал практическое описание арифметики десятичных дробей, а также пылкую и хорошо аргументированную пропаганду полезности их применения, в частности, в системах мер и монетном деле. Десятичную запятую (в Англии — точку) ещё не придумали, и Стевин для ясности указывал над каждой цифрой (или после неё) заключённый в кружок её номер разряда, положительный для целой части, Симон Стевин
КЕПЛЕР, ИОГАНН (Kepler, Johann) (1571–1630), немецкий астроном. Родился 27 декабря 1571 в Вейль-дер-Штаде, позднее вошедшем в княжество Вюртемберг. Окончив церковную школу в Альдерберге, в 1586 поступил в высшее духовное училище при Маульборнском монастыре. В 1589 был принят в Тюбингенский университет, где в течение трех лет изучал теологию, математику и философию. В 1591 Кеплер защитил магистерскую диссертацию, в 1593 окончил университет и был рекомендован на должность профессора математики в гимназии Граца. Главным достижением Кеплера в этот период стало открытие третьего закона движения планет. Этот закон был сформулирован в сочинении Гармония мира (De Harmonice Mundi, 1619). Следующие 9 лет Кеплер трудился над составлением таблиц положения планет, основанных на новых законах их движения. Иоганн Кеплер
5,02 -3,89 *3,1 +5,697 *5 +3,74 :0,3 1,13 3,503 9,2 46 49,74 165,8
Решить уравнение: 5x-3,7=22,8 x=5,3
Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей
10 х + 3,72 = 5,69 Решить уравнение: x=0,197
Как увеличить десятичную дробь в 10, 100, 1000 и т. д. раз?
Соедините числа стрелками последовательно в порядке убывания 2,1 0,12 2,08 0,1008 0,0064 1,0092 1,08 0,5 1,1067
Восстановите запятые в примерах: а) 3 2 + 1 8 = 5; б) 3 – 1 0 8 = 2 9 2; в) 4 2 + 1 7 = 2 1 2; г) 7 3 6 – 1 2 = 6 1 6; д) 6 3 – 2 7 = 6 0 3; е) 5 0 7 – 4 = 4 6 7. , , , , , , , , , , , , ,
С каким настроением я ухожу с урока:
Ты молодец! Ты всё понял! Тебе всё удалось!
Ты еще не всё понял. Тебе надо немного потрудиться!
1. Если в данном числе перенести запятую через одну цифру вправо и сложить с данным числом, то получится 40,92. Найдите данное число. 2. Если в данном числе перенести запятую вправо через одну цифру и из результата вычесть данное число, то получится 31,86. Найдите данное число.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Конспект урока математики в 5 классе "Математика о вреде курения"
Урок проводиттся с целью профилактики табакокурения на уроках математики. Учащиеся решают задачи и примеру и узнают о вредном влиянии табака на организм человека....
План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).
Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....
План – конспект урока математики в 5 классе. Тема урока: « Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Урок по теме "Буквенная запись свойств сложения и вычитания" 5 класс...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (интегрированный урок: математика – окружающий мир)
Данный урок математики предназначен для учащихся 5 классов, при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей". Вид урока -интегрированный. Урок ориентирован на развитие интереса к математике,...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....