Методическая разработка. Неделя математики в колледже.
методическая разработка (10, 11 класс) по теме

Дунай Светлана Владимировна

Одной из самых распространенных форм внеклассной работы по математике явлется проведение Недели математики. Это мероприятие проводиться с целью повешения интереса к предмету, выявления наиболее сильных учащихся,познакомить учащихся с некоторыми фактами истории математики и показать необходимость  математических знаний в жизни. Данная разработка представляет собой  материал математической недели, в которой найдется место каждому учащемуся: и наиболее сильному(участие в олимпиаде),и творческому (участие в вечере и оформлении аудиторий),и тому кто хочет узнать что-то новое ( заочная историческая олимпиада)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шапка КС54

Методическая разработка

 «Неделя математики в колледже»

(Образовательное подразделение №9)

                                                                                       Составитель   С.В.Дунай

                                                                                      Преподаватель математики

Москва 2014.

НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В КОЛЛЕДЖЕ.

Одной из самых распространенных форм внеклассной работы по математике является Неделя математики.

Цели мероприятия:

  • повышать интерес учащихся к математике;
  • выявлять наиболее способных учащихся по математике;
  • показать значимость математики и необходимость ее в жизни;
  • познакомить учащихся с некоторыми фактами из истории развития математики;
  • формировать умения  работать в команде,творческой активности.

Для подготовки данного мероприятия необходимо создание активной группы из представителей  учебных групп.

При подготовке к неделе математики для оформления аудиторий необходимо обьявить конкурс на лучшую стенгазету, а также оформить плакаты с  высказываниями великих математиков:

  1. «Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира» (Н. И. Лобачевский).
  2. «Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках о природе» (Платон).
  3. «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле» (А. Н. Крылов).
  4. «Химия – правая рука физики, математика – ее глаз» (М. В. Ломоносов).
  5. «Слеп физик без математики» (М.В. Ломоносов).
  6. «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки» (Н. И. Лобачевский).

За несколько дней до проведения Недели математики утвержденный и скорректированный план красочно оформляется и вывешивается на доске объявлений в учебном заведении.


                           

                          ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ.

Понедельник.

Открытие недели математики: проведение в каждой группе математического часа. На этих математических часах можно предложить учащимся сообщения, подготовленные самими учащимися. О людях,добившихся определенных успехов в жизни, благодаря знаниям  в области  математики. Также на этих часах можно провести беседы, сообщения о знаменитых математиках, сообщения из истории математических символов.

Вторник.

Конкурс математических стенгазет. Задание предложено заранее. Тематика различна, например: «Великие математики», «Геометрия и наша жизнь», «Занимательная математика», «Геометрия Евклида», «Знаете ли вы,что….», «Математика в моей профессии».

Среда.

Итоги исторической математической олимпиады. Задание дано заранее.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО МАТЕМАТИКЕ

  1. Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию войск, написанные сложной тайнописью. Вызванный для их прочтения математик, сумел найти ключ к шифру. За это его обвинили в том, что он прибегнул к помощи дьявола и  приговорили к сожжению на костре. Кто этот математик?
  2. Благодаря этому ученому в нашу жизнь вошли знаки умножения «х» и «*». Как фамилия этого ученого.
  3. Данное понятие имело геометрический смысл. О каком понятии идет речь?
  4. Какое великое творение древнегреческой математики лежит в основе учебника по геометрии для средней школы всех стран? Кто его автор? Когда он жил?
  5. Кто ввел термин «абсцисса», «ордината», «координата»? В каком году?
  6. Как геометрическая теорема в старину называлась теорема невесты?
  7. Кем была открыта синусоида?
  8. Одно важное число в математике  называют лудольфовым. Что это за число? Почему его так называют?
  9. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик?
  10. Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». А как мы называем его сейчас?
  11. В древности не было такого термина. Его ввел в ХVII века французский математик Франсуа Виет. В переводе с латинского данный термин означает «спица колес». Что это?
  12. В честь какой женщины – математика назван один из распространенных в настоящее время цветов?
  13. Какое математическое обозначение было введено благодаря типографской опечатке?
  14. Какой ученый впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные, впервые открыл математическую теорию музыки; побеждал на олимпийских играх?
  15. Какого математика  считают   автором слова «алгоритм»?
  16. Конфуций считал, что три пути ведут к знанию. Первый путь, путь размышлений, самый благородный. Путь подражания самый легкий. А какой путь Конфуций считал самым горьким?

Четверг.

Проведение математической  олимпиады.

Предложены задания. Участвуют все желающие. Можно провести олимпиаду в два этапа: 1) по группам,для желающих; 2)для победителей 1-го тура.

ЗАДАНИЯ К ОЛИМПИАДЕ

Задания 1-4.

Найти значения выражений.

  1.  Ответ:12
  2.    Ответ: 6,5625
  3.      Ответ:
  4.    Ответ: 2

Задания 5-6.

Упростить выражения 

  1.         Ответ: 1-у
  2.           Ответ:

Задание 7.

Разложить многочлен на множители

      Ответ: (a - c)•(x² + x - 1)

Задание 8.

Решить уравнение

 + 1 – 2x = 0     Ответ: 3

Задание 9.

Решить неравенство

      Ответ: (3; + ∞  )

Задание 10.

Решить задачу:

Велосипедист должен попасть в место назначения к определенному сроку. Известно, что если он поедет со скоростью 15 км/час, то приедет на один час раньше, а если скорость будет 10 км/час, то опоздает на один час.

  С какой скоростью должен ехать велосипедист, чтобы приехать вовремя?

Ответ: 12 км/ч

Задание 11.

Решить задачу:

      Цену товара сначала снизили на 20%, затем новую цену снизили еще на 15% и, наконец, после перерасчета произвели снижение еще на 10%.

На сколько процентов всего снизили первоначальную цену товара?

Ответ: 38,8%

Задание 12.

 Какую часть квадрата составляет треугольник ABC ?

Ответ:

Задание 13.

Дан треугольник ABC: угол С равен 90°, угол А равен 24°.

CH – высота, проведенная к стороне AB

CM – биссектриса угла ACH

Найти угол CMH

Ответ: 57º

Задание 14.

Найти область определения функции

 

Ответ: ( -∞; √2) и (√2; +∞)

Задание 15.

При каком значении параметра  а,  функция возрастает на всей области определения?

f(x) = (a² + a – 2)·x + 1

Ответ: ( -∞; - 2) и (1; +∞)

Пятница.

Проведение Математического Вечера.(Разработка вечера)


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ  МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР.

ВИДЕО:  Эта дисциплина - математика

1УЧАЩ.

Добрый день, уважаемые преподаватели, дорогие гости и любознательные студенты!

2УЧАЩ.

Мы рады приветствовать в этом зале всех ценителей  древнейшей науки математики!

3УЧАЩ.

Творцы великих мыслей и идей.

Какие род людской вынашивал столетья

Пройдя сквозь бури трудных дней

Переживут теперь тысячелетья!

1УЧАЩ.

Запомни то, что Гаусс всем сказал

Да! Математика- царица всех наук!

Не зря поэтому он завещал

Искать решение в процессе страшных мук!

1УЧАЩ.

Тем , кто любит математику!

3УЧАЩ.

Тем, кто еще не знает, что может полюбить математику

Все

Наш праздник сегодня посвящается!

Песня

Группа учащихся

Мой дружок не ест не спит,

Формулы всю ночь твердит.

Говорит, что нет прекраснее, класснее  формулы, что он зубрит

Посмотрел я на нее,

да подумал – ничего, рассчитать возможно…

У него конспект, в нем страниц наверно тридцать,

Как же тяжело в нашем колледже учиться!

Завтра семинар, подготовить 100 вопросов

Будет, знаю я, мне наверное не просто…

У меня планшет, в нем гигов  наверно тридцать

Стало так легко в нашем колледже учиться!

Завтра семинар, подготовить 100 вопросов

Будет, знаю я, мне наверное так  просто…

МИНИ – СЦЕНКА

4 учащ.

5 учащ.

Математика.  Вот нам с пацанами она вообще не нужна!

6 учащ.

Возможно математика как наука не нужна большинству людей, но математика учит думать и искать разные решения одной и той же задачи.

4 учащ.

Да мы в институт не собираемся, колледж закончим, работать пойдем

7 учащ.

Без математики не обходится ни одно новое открытие, не работает ни одно изобретение, не функционирует ни одно предприятие и государство ! Базовый уровень математики позволяет спокойно производить простейшие расчёты в уме и не чувствовать себя неполноценным на фоне общества.

5 учащ.

Ну и зачем нам все эти формулы и теоремы ,синусы, косинусы, тангенсы котангенсы, -

4 учащ.

Ага! Мне Дали задание – сижу гадаю – албанский или эльфийский , а это – опаньки -  тригонометрия )

4 учащ.

Наиболее эффективно синусы и косинусы применяются инженерами строителями. Синусы и косинусы нужны  в формулах расчетов при проектировании зданий и сооружений.

5 учащ.

Ну если глаза - косинусы, а руки - синусы, то ваши формулы не помогут

6 учащ.

Часто с тригонометрией приходится сталкиваться геодезистам. При помощи синусов и косинусов углы можно превратить в длины или координаты точек на земной поверхности.

8 учащ.

Ну , конечно! Всем ведь  категорически необходимы координаты точек на земной поверхности! Все это на практике не применяется!

7 учащ.

На практике геометрию применяют почти все люди: делая ремонт в квартире, нужно рассчитать количество обоев - без школьного курса геометрии ты не смог бы этого сделать.

4 учащ.

Да ладно! Достаточно научиться считать!  ну зачем мне все эти математические премудрости?! Интегралы, дифференциалы… бррр язык сломать можно ! Мозги закипят , пока разберешься!

6 учащ.

Но если рассуждать так,  то может получится ответ типа: "А зачем автомобиль нужен? Ведь можно и так - пешком, на осле, велосипеде - добраться куда угодно."
Так и с математикой. Она - везде и во всем, без нее невозможно описать никакие процессы. Она в содружестве с другими науками творит чудеса. И мы этими чудесами пользуемся, не замечая этого.

4 учащ.

Ну а по жизни математика - хорошая тренировка мозгов.

 А тренированные мозги никому еще не мешали.

7 учащ.

Решение задач  по математике и информатике - это своего рода тренажерный зал для твоего мозга.

ТРЕНАЖЕРНЫЙ ЗАЛ ДЛЯ МОЗГА

(доска, маркер, линейка)

7 учащ.

Наш тренер - супер-специалист , скажет - как отрежет!

Выходит тренер

(учитель математики или эрудированный учащийся)

Стройсь, дистрофики!

МАТЕМАТИКА – это ум!

Математика это шутки!

Математика – это уверенность!

Одним словом, математика – это ушу

А ушу – это борьба, а значит сила!

 Разминку начинай!

Все,разминка

Дважды два четыре , а не три а не пять это надо знать!

Тренер

Снаряд-доска

Молодцы! Упражнение  начинай.

Первый подход к снаряду. (учащийся на доске записывает задание и выполняет вычисления)

Задумай и запиши число.

Прибавь к нему 5

Сумму умножь на 3

Из произведения вычти 7

Вычти еще 8

У тебя получилось

Значит ты задумал ………..

(Задуманное число – УЧАЩИЙСЯ ЗАДУМАЛСЯ . Тренер его опережает-полученное число-3)

4 учащ.

А как вы догадались , тренер?

тренер

А для этого математику хорошо надо знать!

Идет о математике молва,

что ум она в порядок нам приводит.

Потому хорошие слова

О ней так часто говорят в народе!

Упражнение второе начинай! Второй подход к снаряду.(задача на отгадывание даты рождения)

Допустим вы познакомились с девушкой и хотите узнать ,когда у нее день рождения . Вы ей говорите :

умножь на 2 дату дня своего рождения

(сейчас возьми для примера день рождения своей мамы)

Результат умножь на 10

К полученному числу прибавь 73

Всю сумму умножь на 5

К результату прибавь номер месяца своего рождения.

Тренер отгадывает дату рождения  и объясняет  решение

5 учащ.

Ну и что? Зачем мне ей этими расчетами мозги пудрить?

тренер

Ну во-первых, определите уровень ее IQ/

А во вторых , узнаете , когда у нее день рождения , цветочки там, конфетки… ну и так далее …

5 учащ.

А как мы узнаем, когда у нее день рождения?

Учись студент!!!

Из результата вычитаем 365.

Две цифры крайние справа полученной разности показывают номер месяца рождения, а оставшиеся  цифры слева – дату дня рождения.

4 учащ.

Да! Тренировка для мозга – это круто! Спасибо, тренер.

Составим программу и будем работать.

музыка

Задача на восприятие:(можно провести с залом)

4 учащ.

Работа с залом

Математика позволяет избежать ошибок присущих нашему восприятию и увидеть то, что недоступно нашему воображению.

Вот  как Вы думаете, где больше точек – в красном отрезке или в зеленом?(На доске чертим два отрезка: один маленький,другой большой)

Зал

Конечно во втором отрезке!

4 учащ.

Но математика давно доказала, что это неверно!

В каждом из них одинаковое количество точек. Построим эти отрезки так, чтобы они были параллельны друг другу. Проведем  прямые через концы отрезков. Пусть они пересекаются в точке О отметим на втором отрезке произвольную точку х и проведем прямую ОХ. Она пересечет первый отрезок в точке У, То есть для любой точки Х второго отрезка найдется соответствующая ей точка У первого отрезка.

 Это и означает, что точек на отрезках поровну.(Рисунок на доске)

6 учащ.

Этот пример показывает, как прав гениальный математик Леонард Эйлер , который писал

«Именно математика в первую очередь защищает нас от обмана чувств и учит, что

 одно дело – как на самом деле устроены предметы, воспринимаемые чувствами,

 другое дело – какими они кажутся.

 Математика как наука дает надежные правила: кто им следует – тому не страшен обман чувств»

4 учащ.

Ну что убедились, что без математики никуда?

9 учащ.

Изобрели!

4 учащ.

Что изобрели?

9 учащ.

Машину времени изобрели!

Есть возможность увидеть как развивалась математика с древнейших времен до наших дней  

9 учащ.  

Математика позволила великому ученому Древней Греции Архимеду раскрыть факт хищения ювелиром золота, при изготовлении короны царя Гиерона .

Сценка «Архимед и корона»( Сценку инсценируем, костюмы,корона- можно сделать из бумаги, сосуд с водой, слиток-можно тоже из бумаги или из пенопласта,весы,

6 учащ.АВТОР

Жил в Сиракузах мудрей Архимед

Был другом царя Гиерона

Какой для царя самый главный предмет?

Вы все догадались -

10 учащ.  ГИЕРОН

Корона!

6 учащ. АВТОР

Захотелось Гиерону сделать новую корону

10 учащ.ГИЕРОН

Так , моя корона устарела, не модная совсем

Позвать ко мне казначея и ювелира!

6 учащ. АВТОР

Золота отмерил строго.

Взял не мало и не много

Сколько нужно – в самый раз

Ювелиру дал заказ

10 учащ.

ГИЕРОН

Вот тебе слиток золота

Вот эскиз. Сделаешь все точно по рисунку!

11 учащ.ЮВЕЛИР

Хорошо. Будет исполнено, государь

6 учащ. АВТОР

Через месяц Гиерону ювелир принес корону

И царю узнать охота

10 учащ.

ГИЕРОН

Честно ль сделана работа?

Вот корона Архимед. Золотая или нет?

6 учащ. АВТОР

И задумался ученый: Как узнать состав короны?

12 учащ.Архимед

ЭВРИКА!!!!! Раскрыл секрет!!!

Пусть весы сюда несут и с водой большую чашу!

На весы кладем корону

и теперь такой же ровно

ищем слиток золотой.

Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу…

Гиерон! Смотри сюда! В чаше поднялась вода!

Втавлю черточку по краю, а корону вынимаю…

В воду золото опустим,

Поднялась опять вода.Снова метку ставлю я.

10 учащ.  ГИЕРОН

Куда?

12 учащ.АРХИМЕД

Ну конечно же по краю!

10 учащ. ГИЕРОН

Ничего не понимаю!

Лишь две черточки я вижу - Эта выше, эта ниже….

Но какой же вывод главный?

12 учащ.АРХИМЕД

Равный вес. Объем не равный!!!

Понимаешь, Гиерон! Я сейчас открыл закон!!!!
Тот закон совсем простой: тело вытеснит….

10 учащ. ГИЕРОН

Постой! Говоришь, объем неравный?

Мастер мой мошенник явный!
За фальшивую корону он ответит головой!

11 учащ.ЮВЕЛИР

Помогите! Я больше не буду!

10 учащ.  ГИЕРОН

Дорогой мой Архимед! Нужен твой всегда совет!

9 учащ.

Шли века , математика как наука испытывала периоды подъема и упадка, но на каждом историческом  этапе были свои выдающиеся мыслители математики и свои гениальные открытия

Современные математики(На сцену выходят учащиеся с именами Великих математиков)

9 учащ.

Современная математика сформировалась примерно 400 лет назад в трудах Галилея , Кеплера, Ньютона, Лейбница. Для этих ученых главной задачей было постичь законы движения тел. В их трудах сливались воедино математика и физика. Союз наук о природе принес самые яркие плоды в начале 20 века. Тогда родилась теория относительности и квантовая механика.

4 учащ.

Математические корни специальной теории относительности вскрыл выдающийся немецкий математик Герман Минковский, установивший ее глубокую связь с геометрией Лобачевского.

Это стало триумфом математики. Чисто теоретические построения математики оказались языком, на котором  написано книга природы.

6 учащ.

Квантовая механика базируется  на функциональном анализе, который появился в начале  двадцатого века .

 Квантовая механика адекватно описывает основные свойства и поведение атомов, ионов, молекул, и других систем с электронно-ядерным строением.

9 учащ.

Основные уравнения квантовой динамики — уравнение Шрёдингера, уравнение фон Неймана, уравнение Линдблада, уравнение Гейзенберга и уравнение Паули.

Уравнения квантовой механики тесно связаны со многими разделами математики, среди которых: теория операторов, теория вероятностей, функциональный анализ, операторные алгебры, теория групп.

6 учащ.

Математика служит базой для инженерных наук. Все крупные достижения – от строительства зданий и мостов, до сверхзвуковой авиации и космических полетов были бы невозможны без математики. Потребность решения этих грандиозных задач привела к созданию компьютеров. И на наших глазах происходит новая техническая и информационная революция. Наше время – период невиданного расцвета математики. А число еще нераскрытых тайн неисчерпаемо.

Заключительная песня( выходят все ребята, участвующие в постановке вечера и ведущие)

Не жестком диске бродят вирусы, что же делать как нам быть

Все знают – это огорчительно, что архив не загрузить.

И если вдруг вы на контрольной ей ей ей не решите ничего

то в интернете есть все формулы -  там спасение твое

Припев:

Математика нужна как информатика

Там пределы с логарифмами и с эксэлем повер пойнт

Математика и снова информатика

Все  в голове моей смешалося,

Скорее прозвени звонок!

Решаем снова уравнения ,  вычисляем интеграл

и неизменно получается там положительный финал!

И чтоб с любимою наукою –ю –ю в жизни встретиться опять

вот  иду опять на пары я и несу с собой тетрадь

Припев:

Математика, нужна как информатика,

Там пределы с логарифмами и с эксэлем повер пойнт

Математика и снова информатика,

Все  в голове моей смешалося,

Скорее прозвени звонок!

Самая такая мОзгинадувная,
Самая любимая наука  ты моя.
Самая такая мОзгинадувная - математика моя.

Припев:

Математика нужна как информатика

Там пределы с логарифмами и с эксэлем повер пойнт

Математика и снова информатика

Все  в голове моей смешалося,

Скорее прозвени звонок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка недели английского языка

В данной разработке дано содержание мероприятий, проводимых в рамках недели английского языка в ГБОУ СПО КАТТ КК в апреле 2012 года. А также прилагаются разработки отдельных мероприятий....

Методическая разработка Недели психологии

Современным школьникам объективно приходится учиться не только больше, но и интенсивнее. И для того, чтобы снять напряженность труда участников образовательного процесса и поддержать основные ид...

методическая разработка "Неделя математики"

В данной методической разработке помещен подробный план проведения "Недели математики". Содержит пояснительную записку, указаны цели и задачи, содержание....

Методическая разработка недели математики и физики в общеобразовательной школе

Методическая разработка содержит план проведения недели математики в школе с заданиями по каждому этапу....

Методическая разработка недели математики

Одним из наиболее факторов успеха при изучении математики является интерес к предмету. Одним из путей его повышения является хорошо организованная внеклассная работа - проведение тематической предметн...

Методическая разработка "НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ"

Для проведения предметной недели по математике...

Методическая разработка"Неделя иностранного (английского) языка в медицинском колледже".

Данная методическая разработка содержит методические рекомендации к проведению недели иностранного языка в медицинском колледже....