Методическая разработка. Неделя математики в колледже.
методическая разработка (10, 11 класс) по теме
Одной из самых распространенных форм внеклассной работы по математике явлется проведение Недели математики. Это мероприятие проводиться с целью повешения интереса к предмету, выявления наиболее сильных учащихся,познакомить учащихся с некоторыми фактами истории математики и показать необходимость математических знаний в жизни. Данная разработка представляет собой материал математической недели, в которой найдется место каждому учащемуся: и наиболее сильному(участие в олимпиаде),и творческому (участие в вечере и оформлении аудиторий),и тому кто хочет узнать что-то новое ( заочная историческая олимпиада)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._nedelya_matematiki_v_kolledzhe.docx | 99.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Неделя математики в колледже»
(Образовательное подразделение №9)
Составитель С.В.Дунай
Преподаватель математики
Москва 2014.
НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В КОЛЛЕДЖЕ.
Одной из самых распространенных форм внеклассной работы по математике является Неделя математики.
Цели мероприятия:
- повышать интерес учащихся к математике;
- выявлять наиболее способных учащихся по математике;
- показать значимость математики и необходимость ее в жизни;
- познакомить учащихся с некоторыми фактами из истории развития математики;
- формировать умения работать в команде,творческой активности.
Для подготовки данного мероприятия необходимо создание активной группы из представителей учебных групп.
При подготовке к неделе математики для оформления аудиторий необходимо обьявить конкурс на лучшую стенгазету, а также оформить плакаты с высказываниями великих математиков:
- «Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира» (Н. И. Лобачевский).
- «Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках о природе» (Платон).
- «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле» (А. Н. Крылов).
- «Химия – правая рука физики, математика – ее глаз» (М. В. Ломоносов).
- «Слеп физик без математики» (М.В. Ломоносов).
- «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки» (Н. И. Лобачевский).
За несколько дней до проведения Недели математики утвержденный и скорректированный план красочно оформляется и вывешивается на доске объявлений в учебном заведении.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ.
Понедельник.
Открытие недели математики: проведение в каждой группе математического часа. На этих математических часах можно предложить учащимся сообщения, подготовленные самими учащимися. О людях,добившихся определенных успехов в жизни, благодаря знаниям в области математики. Также на этих часах можно провести беседы, сообщения о знаменитых математиках, сообщения из истории математических символов.
Вторник.
Конкурс математических стенгазет. Задание предложено заранее. Тематика различна, например: «Великие математики», «Геометрия и наша жизнь», «Занимательная математика», «Геометрия Евклида», «Знаете ли вы,что….», «Математика в моей профессии».
Среда.
Итоги исторической математической олимпиады. Задание дано заранее.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО МАТЕМАТИКЕ
- Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию войск, написанные сложной тайнописью. Вызванный для их прочтения математик, сумел найти ключ к шифру. За это его обвинили в том, что он прибегнул к помощи дьявола и приговорили к сожжению на костре. Кто этот математик?
- Благодаря этому ученому в нашу жизнь вошли знаки умножения «х» и «*». Как фамилия этого ученого.
- Данное понятие имело геометрический смысл. О каком понятии идет речь?
- Какое великое творение древнегреческой математики лежит в основе учебника по геометрии для средней школы всех стран? Кто его автор? Когда он жил?
- Кто ввел термин «абсцисса», «ордината», «координата»? В каком году?
- Как геометрическая теорема в старину называлась теорема невесты?
- Кем была открыта синусоида?
- Одно важное число в математике называют лудольфовым. Что это за число? Почему его так называют?
- На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик?
- Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». А как мы называем его сейчас?
- В древности не было такого термина. Его ввел в ХVII века французский математик Франсуа Виет. В переводе с латинского данный термин означает «спица колес». Что это?
- В честь какой женщины – математика назван один из распространенных в настоящее время цветов?
- Какое математическое обозначение было введено благодаря типографской опечатке?
- Какой ученый впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные, впервые открыл математическую теорию музыки; побеждал на олимпийских играх?
- Какого математика считают автором слова «алгоритм»?
- Конфуций считал, что три пути ведут к знанию. Первый путь, путь размышлений, самый благородный. Путь подражания самый легкий. А какой путь Конфуций считал самым горьким?
Четверг.
Проведение математической олимпиады.
Предложены задания. Участвуют все желающие. Можно провести олимпиаду в два этапа: 1) по группам,для желающих; 2)для победителей 1-го тура.
ЗАДАНИЯ К ОЛИМПИАДЕ
Задания 1-4.
Найти значения выражений.
- Ответ:12
- Ответ: 6,5625
- Ответ:
- Ответ: 2
Задания 5-6.
Упростить выражения
- Ответ: 1-у
- Ответ:
Задание 7.
Разложить многочлен на множители
Ответ: (a - c)•(x² + x - 1)
Задание 8.
Решить уравнение
+ 1 – 2x = 0 Ответ: 3
Задание 9.
Решить неравенство
Ответ: (3; + ∞ )
Задание 10.
Решить задачу:
Велосипедист должен попасть в место назначения к определенному сроку. Известно, что если он поедет со скоростью 15 км/час, то приедет на один час раньше, а если скорость будет 10 км/час, то опоздает на один час.
С какой скоростью должен ехать велосипедист, чтобы приехать вовремя?
Ответ: 12 км/ч
Задание 11.
Решить задачу:
Цену товара сначала снизили на 20%, затем новую цену снизили еще на 15% и, наконец, после перерасчета произвели снижение еще на 10%.
На сколько процентов всего снизили первоначальную цену товара?
Ответ: 38,8%
Задание 12.
Какую часть квадрата составляет треугольник ABC ?
Ответ:
Задание 13.
Дан треугольник ABC: угол С равен 90°, угол А равен 24°.
CH – высота, проведенная к стороне AB
CM – биссектриса угла ACH
Найти угол CMH
Ответ: 57º
Задание 14.
Найти область определения функции
Ответ: ( -∞; √2) и (√2; +∞)
Задание 15.
При каком значении параметра а, функция возрастает на всей области определения?
f(x) = (a² + a – 2)·x + 1
Ответ: ( -∞; - 2) и (1; +∞)
Пятница.
Проведение Математического Вечера.(Разработка вечера)
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР.
ВИДЕО: Эта дисциплина - математика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1УЧАЩ. | Добрый день, уважаемые преподаватели, дорогие гости и любознательные студенты! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2УЧАЩ. | Мы рады приветствовать в этом зале всех ценителей древнейшей науки математики! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3УЧАЩ. | Творцы великих мыслей и идей. Какие род людской вынашивал столетья Пройдя сквозь бури трудных дней Переживут теперь тысячелетья! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1УЧАЩ. | Запомни то, что Гаусс всем сказал Да! Математика- царица всех наук! Не зря поэтому он завещал Искать решение в процессе страшных мук! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1УЧАЩ. | Тем , кто любит математику! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3УЧАЩ. | Тем, кто еще не знает, что может полюбить математику | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все | Наш праздник сегодня посвящается! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Песня | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа учащихся | Мой дружок не ест не спит, Формулы всю ночь твердит. Говорит, что нет прекраснее, класснее формулы, что он зубрит Посмотрел я на нее, да подумал – ничего, рассчитать возможно… У него конспект, в нем страниц наверно тридцать, Как же тяжело в нашем колледже учиться! Завтра семинар, подготовить 100 вопросов Будет, знаю я, мне наверное не просто… У меня планшет, в нем гигов наверно тридцать Стало так легко в нашем колледже учиться! Завтра семинар, подготовить 100 вопросов Будет, знаю я, мне наверное так просто… МИНИ – СЦЕНКА | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 учащ. 5 учащ. | Математика. Вот нам с пацанами она вообще не нужна! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 учащ. | Возможно математика как наука не нужна большинству людей, но математика учит думать и искать разные решения одной и той же задачи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 учащ. | Да мы в институт не собираемся, колледж закончим, работать пойдем | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 учащ. | Без математики не обходится ни одно новое открытие, не работает ни одно изобретение, не функционирует ни одно предприятие и государство ! Базовый уровень математики позволяет спокойно производить простейшие расчёты в уме и не чувствовать себя неполноценным на фоне общества. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 учащ. | Ну и зачем нам все эти формулы и теоремы ,синусы, косинусы, тангенсы котангенсы, - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 учащ. | Ага! Мне Дали задание – сижу гадаю – албанский или эльфийский , а это – опаньки - тригонометрия ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 учащ. | Наиболее эффективно синусы и косинусы применяются инженерами строителями. Синусы и косинусы нужны в формулах расчетов при проектировании зданий и сооружений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 учащ. | Ну если глаза - косинусы, а руки - синусы, то ваши формулы не помогут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 учащ. | Часто с тригонометрией приходится сталкиваться геодезистам. При помощи синусов и косинусов углы можно превратить в длины или координаты точек на земной поверхности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 учащ. | Ну , конечно! Всем ведь категорически необходимы координаты точек на земной поверхности! Все это на практике не применяется! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 учащ. | На практике геометрию применяют почти все люди: делая ремонт в квартире, нужно рассчитать количество обоев - без школьного курса геометрии ты не смог бы этого сделать. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 учащ. | Да ладно! Достаточно научиться считать! ну зачем мне все эти математические премудрости?! Интегралы, дифференциалы… бррр язык сломать можно ! Мозги закипят , пока разберешься! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 учащ. | Но если рассуждать так, то может получится ответ типа: "А зачем автомобиль нужен? Ведь можно и так - пешком, на осле, велосипеде - добраться куда угодно." | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 учащ. | Ну а по жизни математика - хорошая тренировка мозгов. А тренированные мозги никому еще не мешали. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 учащ. | Решение задач по математике и информатике - это своего рода тренажерный зал для твоего мозга. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТРЕНАЖЕРНЫЙ ЗАЛ ДЛЯ МОЗГА (доска, маркер, линейка) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 учащ. | Наш тренер - супер-специалист , скажет - как отрежет! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выходит тренер (учитель математики или эрудированный учащийся) | Стройсь, дистрофики! МАТЕМАТИКА – это ум! Математика это шутки! Математика – это уверенность! Одним словом, математика – это ушу А ушу – это борьба, а значит сила! Разминку начинай! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все,разминка | Дважды два четыре , а не три а не пять это надо знать! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тренер Снаряд-доска | Молодцы! Упражнение начинай. Первый подход к снаряду. (учащийся на доске записывает задание и выполняет вычисления) Задумай и запиши число. Прибавь к нему 5 Сумму умножь на 3 Из произведения вычти 7 Вычти еще 8 У тебя получилось Значит ты задумал ……….. (Задуманное число – УЧАЩИЙСЯ ЗАДУМАЛСЯ . Тренер его опережает-полученное число-3) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 учащ. | А как вы догадались , тренер? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
тренер | А для этого математику хорошо надо знать! Идет о математике молва, что ум она в порядок нам приводит. Потому хорошие слова О ней так часто говорят в народе! Упражнение второе начинай! Второй подход к снаряду.(задача на отгадывание даты рождения) Допустим вы познакомились с девушкой и хотите узнать ,когда у нее день рождения . Вы ей говорите : умножь на 2 дату дня своего рождения (сейчас возьми для примера день рождения своей мамы) Результат умножь на 10 К полученному числу прибавь 73 Всю сумму умножь на 5 К результату прибавь номер месяца своего рождения. Тренер отгадывает дату рождения и объясняет решение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 учащ. | Ну и что? Зачем мне ей этими расчетами мозги пудрить? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
тренер | Ну во-первых, определите уровень ее IQ/ А во вторых , узнаете , когда у нее день рождения , цветочки там, конфетки… ну и так далее … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 учащ. | А как мы узнаем, когда у нее день рождения? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учись студент!!! Из результата вычитаем 365. Две цифры крайние справа полученной разности показывают номер месяца рождения, а оставшиеся цифры слева – дату дня рождения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 учащ. | Да! Тренировка для мозга – это круто! Спасибо, тренер. Составим программу и будем работать. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
музыка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задача на восприятие:(можно провести с залом) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 учащ. Работа с залом | Математика позволяет избежать ошибок присущих нашему восприятию и увидеть то, что недоступно нашему воображению. Вот как Вы думаете, где больше точек – в красном отрезке или в зеленом?(На доске чертим два отрезка: один маленький,другой большой) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зал | Конечно во втором отрезке! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 учащ. | Но математика давно доказала, что это неверно! В каждом из них одинаковое количество точек. Построим эти отрезки так, чтобы они были параллельны друг другу. Проведем прямые через концы отрезков. Пусть они пересекаются в точке О отметим на втором отрезке произвольную точку х и проведем прямую ОХ. Она пересечет первый отрезок в точке У, То есть для любой точки Х второго отрезка найдется соответствующая ей точка У первого отрезка. Это и означает, что точек на отрезках поровну.(Рисунок на доске) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 учащ. | Этот пример показывает, как прав гениальный математик Леонард Эйлер , который писал «Именно математика в первую очередь защищает нас от обмана чувств и учит, что одно дело – как на самом деле устроены предметы, воспринимаемые чувствами, другое дело – какими они кажутся. Математика как наука дает надежные правила: кто им следует – тому не страшен обман чувств» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 учащ. | Ну что убедились, что без математики никуда? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 учащ. | Изобрели! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 учащ. | Что изобрели? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 учащ. | Машину времени изобрели! Есть возможность увидеть как развивалась математика с древнейших времен до наших дней | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 учащ. | Математика позволила великому ученому Древней Греции Архимеду раскрыть факт хищения ювелиром золота, при изготовлении короны царя Гиерона . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сценка «Архимед и корона»( Сценку инсценируем, костюмы,корона- можно сделать из бумаги, сосуд с водой, слиток-можно тоже из бумаги или из пенопласта,весы, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 учащ. | Шли века , математика как наука испытывала периоды подъема и упадка, но на каждом историческом этапе были свои выдающиеся мыслители математики и свои гениальные открытия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современные математики(На сцену выходят учащиеся с именами Великих математиков) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 учащ. | Современная математика сформировалась примерно 400 лет назад в трудах Галилея , Кеплера, Ньютона, Лейбница. Для этих ученых главной задачей было постичь законы движения тел. В их трудах сливались воедино математика и физика. Союз наук о природе принес самые яркие плоды в начале 20 века. Тогда родилась теория относительности и квантовая механика. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 учащ. | Математические корни специальной теории относительности вскрыл выдающийся немецкий математик Герман Минковский, установивший ее глубокую связь с геометрией Лобачевского. Это стало триумфом математики. Чисто теоретические построения математики оказались языком, на котором написано книга природы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 учащ. | Квантовая механика базируется на функциональном анализе, который появился в начале двадцатого века . Квантовая механика адекватно описывает основные свойства и поведение атомов, ионов, молекул, и других систем с электронно-ядерным строением. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 учащ. | Основные уравнения квантовой динамики — уравнение Шрёдингера, уравнение фон Неймана, уравнение Линдблада, уравнение Гейзенберга и уравнение Паули. Уравнения квантовой механики тесно связаны со многими разделами математики, среди которых: теория операторов, теория вероятностей, функциональный анализ, операторные алгебры, теория групп. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 учащ. | Математика служит базой для инженерных наук. Все крупные достижения – от строительства зданий и мостов, до сверхзвуковой авиации и космических полетов были бы невозможны без математики. Потребность решения этих грандиозных задач привела к созданию компьютеров. И на наших глазах происходит новая техническая и информационная революция. Наше время – период невиданного расцвета математики. А число еще нераскрытых тайн неисчерпаемо. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключительная песня( выходят все ребята, участвующие в постановке вечера и ведущие) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не жестком диске бродят вирусы, что же делать как нам быть Все знают – это огорчительно, что архив не загрузить. И если вдруг вы на контрольной ей ей ей не решите ничего то в интернете есть все формулы - там спасение твое Припев: Математика нужна как информатика Там пределы с логарифмами и с эксэлем повер пойнт Математика и снова информатика Все в голове моей смешалося, Скорее прозвени звонок! Решаем снова уравнения , вычисляем интеграл и неизменно получается там положительный финал! И чтоб с любимою наукою –ю –ю в жизни встретиться опять вот иду опять на пары я и несу с собой тетрадь Припев: Математика, нужна как информатика, Там пределы с логарифмами и с эксэлем повер пойнт Математика и снова информатика, Все в голове моей смешалося, Скорее прозвени звонок! Самая такая мОзгинадувная, Припев: Математика нужна как информатика Там пределы с логарифмами и с эксэлем повер пойнт Математика и снова информатика Все в голове моей смешалося, Скорее прозвени звонок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка недели английского языка
В данной разработке дано содержание мероприятий, проводимых в рамках недели английского языка в ГБОУ СПО КАТТ КК в апреле 2012 года. А также прилагаются разработки отдельных мероприятий....
Методическая разработка Недели психологии
Современным школьникам объективно приходится учиться не только больше, но и интенсивнее. И для того, чтобы снять напряженность труда участников образовательного процесса и поддержать основные ид...
методическая разработка "Неделя математики"
В данной методической разработке помещен подробный план проведения "Недели математики". Содержит пояснительную записку, указаны цели и задачи, содержание....
Методическая разработка недели математики и физики в общеобразовательной школе
Методическая разработка содержит план проведения недели математики в школе с заданиями по каждому этапу....
Методическая разработка недели математики
Одним из наиболее факторов успеха при изучении математики является интерес к предмету. Одним из путей его повышения является хорошо организованная внеклассная работа - проведение тематической предметн...
Методическая разработка "НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ"
Для проведения предметной недели по математике...
Методическая разработка"Неделя иностранного (английского) языка в медицинском колледже".
Данная методическая разработка содержит методические рекомендации к проведению недели иностранного языка в медицинском колледже....