электив "Решение текстовых задач 10 класс"
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся X-XI могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_tekstovyh_zadach.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
на 2014 – 2015 учебный год.
Наименование раздела | № урока | Тема урока | Элементы содержания | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Понятие текстовой задачи | 1 | Вводное занятие. Понятие текстовой задачи. | понятие текстовой задачи, этапы решения текстовой задачи, способы решения текстовой задачи | ||
2-3 | Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач. | этапы математического моделирования, арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи, алгоритм решения текстовых задач | |||
Задачи на проценты | 4-7 | Задачи на проценты. | понятие процента, правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби, простой и сложный процентный рост, формула сложных процентов | ||
8-11 | Задачи на процентное отношение, концентрацию | понятия «концентрация», «процентное содержание», объёмная концентрация, процентное содержание | |||
Задачи на работу | 12-13 | Задачи на абстрактную работу. | формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. | ||
14-16 | Задачи на конкретную работу. | формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. | |||
Задачи на движение | 17-20 | Задачи на сухопутное движение. | равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. | ||
21-22 | Задачи на движение по реке. | Скорость по течению, скорость против течения | |||
Задачи на числа | 23-25 | Задачи на числа. | Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых | ||
Задачи на прогрессии | 26-28 | Задачи на прогрессии. | Формулы n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. | ||
Задачи с геометрическим содержанием | 29-32 | Задачи с геометрическим содержанием. | Треугольники, четырёхугольники, многоугольники, окружности | ||
33-34 | Итоговое занятие. | Решение задач по всему курсу |
ПРОГРАММА ПРАКТИКУМА ПО МАТЕМАТИКЕ
«РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
ДЛЯ 10-ых КЛАССОВ
В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся X-XI могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения.
Большинство обучающихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов проведения ЕГЭ: решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет около 30%. По этим причинам возникла необходимость более глубокого изучения традиционного раздела элементарной математики: решение текстовых задач.
С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи обучающегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем.
Введение практикума позволит обучающимся X классов убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а обучающимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения.
Цели :
- сформировать у обучающихся полное представление о решении текстовых задач;
- сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
- развить интерес к математике, способствовать выбору обучающимися путей дальнейшего продолжения образования;
- расширить рамки школьной программы;
- способствовать развитию логического мышления.
Задачи:
- рассмотреть проблему необходимости решения текстовых задач,
- овладение научной терминологией;
- эффективное использование терминологии;
- формирование логических навыков выделения главного;
- формирование сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации;
- овладение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля;
- формирование знаний и умений обучающихся при решении текстовых задач;
- развитие творческих способностей;
- развитие познавательной активности обучающихся;
- развития интереса к предмету;
- применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;
- интеллектуальное развитие обучающихся;
- развивать алгоритмическое и структурное мышление обучающихся;
- эстетическое восприятие;
- навыки устной и письменной речи;
- воспитание ответственности, самостоятельности, критичному отношению к себе;
- формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни в обществе;
- формировать логическое, абстрактное, эвристическое, системное мышление;
- воспитывать культуру умственного труда, способствовать укреплению здоровья,
- формирование ответственности, организованности, дисциплинированности;
- воспитание ответственности, самостоятельности, настойчивости, культуры математического мышления.
После рассмотрения тем практикума обучающиеся должны иметь следующие результаты обучения:
- уметь определять тип текстовой задачи,
- знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
- уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
- уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса,
- проводить полные обоснования при решении задач,
- приобрести навык в решении уравнений или неравенств, встречающихся в ходе решения текстовых задач,
- перестать испытывать психологический дискомфорт при встрече с условием текстовой задачи.
Тематическое планирование
(34 ч, 1 ч в неделю)
Понятие текстовой задачи | 1-3 | Вводное занятие. Понятие текстовой задачи. | 1ч |
Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач. | 2ч | ||
Задачи на проценты | 4-11 | Задачи на проценты. | 4ч |
Задачи на процентное отношение, концентрацию. | 4ч | ||
Задачи на работу | 12-16 | Задачи на абстрактную работу. | 2ч |
Задачи на конкретную работу. | 3ч | ||
Задачи на движение | 17-22 | Задачи на сухопутное движение. | 4ч |
Задачи на движение по реке. | 2ч | ||
Задачи на числа | 23-25 | Задачи на числа. | 3ч |
Задачи на прогрессии | 26-29 | Задачи на прогрессии. | 3ч |
Задачи с геометрическим содержанием | 30-33 | Задачи с геометрическим содержанием. | 4ч |
34 | Итоговое занятие. | 2ч |
Содержание занятий
1. Вводное занятие. Понятие текстовой задачи.
- понятие текстовой задачи
- история использования текстовых задач в России
- этапы решения текстовой задачи.
- наглядные образы как средство решения математических задач
- рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач
- арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи
2. Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач.
- этапы математического моделирования
- этапы решения задач
- виды текстовых задач
- арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи
- понятие о математическом моделировании.
- алгоритм решения текстовых задач
- оформление решения задач
3. Задачи на проценты.
- понятие процента
- вводные задачи на доли
- задачи на дроби
- задачи на пропорции.
- процентное отношение
- нахождение числа по его процентам
- типы задач на проценты
- процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования).
- примеры решения задач
- процентные расчеты на ЕГЭ
- процентные изменения
- простой и сложный процентный рост
- задачи, связанные с изменением цены
- задачи о вкладах и займах
- формула сложных процентов
4. Задачи на процентное отношение, концентрацию.
- задачи на смеси и сплавы
- основные допущения при решении задач на смеси и сплавы
- задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание»
- объёмная концентрация
- исследовательская работа
- процентное содержание
- формула сложных процентов
5,6. Задачи на работу.
- понятие работы
- понятие производительности
- алгоритм решения задач на работу
- вычисление неизвестного времени работы;
- путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа;
- задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами.
- задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы
- задачи, в которых требуется найти производительность труда
- задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы
- система задач, подводящих к составной задач
7,8. Задачи на движение.
- движения навстречу друг другу.
- движение в одном направлении.
- движение в противоположных направлениях из одной точки.
- движение по реке.
- движение по кольцевым дорогам.
- относительность движения.
- чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.
9. Задачи на числа.
- зависимость между числами
10. Задачи на прогрессии.
- арифметическая прогрессия
- геометрическая прогрессия
11. Задачи с геометрическим содержанием.
- треугольники
- четырёхугольники
- исследовательская работа
- многоугольники
- окружности
- презентация
12.Итоговое занятие.
Пояснительная записка к практикуму
Рабочая практикума по математике в 10 классе составлена на основе программы элективного курса «Решение текстовых задач».
Составитель: Козлова Ираида Александровна, учитель математики МОУ СОШ №17
Предмет – математика, практикум
Класс – 10
Уровень – профильный
Всего часов на изучение программы 34
Количество часов в неделю 1 час
Литература
- «Энциклопедический словарь юного математика» Составитель Савин А.П., Москва, «Педагогика», 1989г.
- И.Н. Петрова. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство, 1996.
- А.Е. Захарова. Несколько задач «про цены». М.М. Фирсова. Урок решения задач с экономическим содержанием. – Журнал «Математика в школе» №8/2002. Стр. 34 – 38.
- М.В. Лурье, Б.И. Александров. Задачи на составление уравнений. Учебное руководство. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1990г.
- А. Тоом. Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г.
- А. Прокофьев, Т. Соколова, В. Бардушкин, Т. Фадеичева. Текстовые задачи. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №9, 2005г.
- В. Булынин Применение графических методов при решении текстовых задач. – Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №14, 2005г.
- Липсиц И.В. Экономика. Методическое пособие 10 кл. в 2-х кн. – М.: Вита – Пресс, 2000.
- Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе - №4, 2001.
- Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа – Пресс, 2000.
- Б.Ф. Бутузов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. Математика. Учебник для экономистов 10 - 11 классов. - М.: Сантакс - Пресс, 1996г.
- В.В. Ткачук Математика - абитуриенту. - 9-е изд., исправленное и дополненное. М.: МЦНМО,2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические рекомендации обучения учащихся решению задач с кратким ответом. Текстовые задачи»
«Методические рекомендацииобучения учащихся решению задач с кратким ответом.Текстовые задачи»...
«Применение технологии подводящих задач при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе по теме: «Текстовые задачи на движение»
Суть технологии подводящих задач - это планомерная корекционная работа с любым учащимся по любой теме для подготовки к ГИА, и не только. В данной статье приводится метод технологии подводящих задач пр...
Сценарий проведения научно-практической конференции учителей «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»
Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов ...
Практическая задача по математике для 5 класса. Тема: Решение текстовых задач.
Цели: формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных...
Разработка открытого занятия кружка по теме: "Методика работы с текстовой задачей. Поиск решения нестандартных задач".6-7 классы.
Методика раскрывается на примере задач на однокруговые турниры.В задачах этого занятия турниры исследуются алгебраическими методами. Обучение алгебре состоит не только и не столько в обучении ме...
Урок в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» по ФГ
Содержание урока в 5-ом классе по теме «Решение текстовых задач. Использование при решении задач таблиц и схем» направлено на формирование у обучающихся понятия расходы, п...
Комплекс задач «Графический способ решения текстовых задач» для учащихся 7 класса
Комплекс текстовых задач для решения графическим способом учащихся 7 класса.Комплекс состоит из задач с сюжетной фабулой на равномерное движение и на работу, так как с помощью графиков рационально реш...