Методы решения комбинаторных задач
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Методическая разработка урока по теме "Методы решения комбинаторных задач", разработана в рамках курса "Математические основы информатики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_resheniya_kombinatornyh_zadach.pptx | 434.14 КБ |
urok_metody_resheniya_kz.docx | 55.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Комбинаторные задачи Комбинаторные задачи – это задачи , в которых требуется из элементов составить различные наборы, подсчитать количество всевозможных комбинаций элементов, составленных по определённому правилу.
Методы решения комбинаторных задач 1. Метод перебора вариантов. 2. Дерево возможных вариантов. 3. Правило умножения .
Метод перебора вариантов Полный перебор вариантов без составления таблиц и схем Пример: Какие двузначные числа можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5? Решение: Перебираем всевозможные варианты: 11 , 12, 13, 14, 15, 21, 22, 23, 24, 25, 31, 32, 33, 34, 35, 41, 42, 43, 44, 45, 51, 52, 53, 54, 55 .
Задача 1. В финальном забеге на 100 м участвуют Смирнов, Петров и Орлов. Назовите возможные варианты распределения призовых мест.
Дерево возможных вариантов способ решения разнообразных задач, касающихся перебора вариантов происходящих событий . Пример: Какие трехзначные числа можно составить из цифр 0, 3, 8? Решение: Построим дерево возможных вариантов, учитывая, что 0 не может быть первой цифрой в числе.
??? 3 3 8 0 3 0 8 0 3 8 8 0 3 3 8 0 3 0 8 0 3 8 8 0 3 8
Задача 2. Сколько существует флагов составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов: белого, синего, красного и зеленого? Есть ли среди них Государственный флаг Российской Федерации?
Задача 3. Запишите все возможные варианты расписания пяти уроков на день из предметов: математика, русский язык, история, английский язык, физкультура, причем математика должна быть вторым уроком.
Правило умножения Применяется для нахождения числа всех возможных исходов независимого проведения двух испытаний А и В, перемножив число всех исходов испытания А и число всех исходов испытания В . Пример: Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр: 1, 2, 5, 8 используя в записи числа каждую из них не более одного раза ? Решение: Первую цифру выбираем четырьмя способами (1, 2, 5, 8), вторую цифру можно выбрать тремя способами, и на выбор третьей цифры остается два способа. Количество искомых трехзначных чисел равно произведению 4 · 3 · 2 = 24.
Задача 4. Сколькими способами можно составить список из шести учеников 10 класса сдающих зачет по математике?
Домашнее задание Повторить методы решения комбинаторных задач. Придумать и решить задачу (связанную с вашей профессиональной направленностью) на построение дерева всевозможных вариантов.
Ответы Задача 1: Вариант1 : 1) Смирнов, 2) Петров , 3) Орлов. Вариант2: 1) Смирнов, 2) Орлов, 3) Петров . Вариант3: 1) Орлов, 2) Смирнов, 3) Петров . Вариант4: 1) Орлов, 2) Петров , 3) С мирнов . Вариант5: 1) Петров , 2) Орлов, 3) Смирнов. Вариант6: 1) Петров, 2) Смирнов, 3) Орлов .
Задача 2: в сего существует 24 флага, среди них есть Государственный флаг Российской Федерации .
Задача 3: обозначив М - математика, Р - русский язык, И - история, А - английский язык, Ф - физкультура и построив дерево возможных вариантов, получим всего 24 варианта .
Задача 4 : первого в списке ученика можно выбрать 6 способами, второго – 5 способами, третьего – 4 способами, четвертого – 3 способами, пятого – 2 способами, шестого – 1 способом (оставшийся ученик). Перемножив полученные результаты получим 720 способов.
Предварительный просмотр:
Тема: «Методы решения комбинаторных задач»
Цель: выработать у обучающихся умения решения комбинаторных задач.
Задачи: образовательная – познакомить с методами решения комбинаторных задач, выработать умения применять методы при решении задач;
воспитательная – вовлечь в активную деятельность решения задач;
развивающая – формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Знакомство с материалом и закрепление на практике, обсуждение ошибок и их коррекция по ходу решения задач.
4. Подведение итогов.
5. Задание на дом.
Ход урока:
1. Организационный момент
Проверка готовности кабинета и обучающихся к уроку. Сообщение темы занятия (слайд 1, запись числа и темы в тетради). Постановка целей и задач урока.
2. Актуализация знаний
Повторение понятий комбинаторика, комбинаторные задачи (слайд 2)
3. Знакомство с материалом и закрепление на практике,
обсуждение ошибок и их коррекция по ходу решения задач.
В образовательный стандарт по математике включены не только основы комбинаторики, но и решение комбинаторных задач методом перебора, составлением дерева вариантов (еще его называют “дерево возможных вариантов”), с применением правила умножения (слайд 3).
Подробнее о каждом методе:
1. Метод перебора вариантов
Простые задачи решают обыкновенным полным перебором возможных вариантов без составления различных таблиц и схем (слайд 4, запись названия и сути метода в тетрадь).
Пример:
Какие двузначные числа можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5?
Решение:
Двузначные числа состоят из двух цифр, перебираем всевозможные варианты:
11, 12, 13, 14, 15,
21, 22, 23, 24, 25,
31, 32, 33, 34, 35,
41, 42, 43, 44, 45,
51, 52, 53, 54, 55.
Закрепим на практике рассмотренный метод.
Задача 1. В финальном забеге на 100 м участвуют Смирнов, Петров и Орлов. Назовите возможные варианты распределения призовых мест (слайд 5, запись формулировки задачи).
Сначала, каждый обучающийся решает задачу самостоятельно в своей тетради. Затем выполняется проверка и корректировка ошибок (ответ на слайде 13).
2. Дерево возможных вариантов
Вообще, дерево с точки зрения теории графов это связный граф без циклов. Для нас же дерево возможных вариантов это способ решения разнообразных задач, касающихся перебора вариантов происходящих событий. Каждый путь по этому “дереву” соответствует одному из способов выбора, число способов выбора равно числу точек в нижнем ряду “дерева” (слайд 6, запись метода и его сути).
Разберем пример.
Пример:
Какие трехзначные числа можно составить из цифр 0, 3, 8?
Решение:
Построим дерево возможных вариантов, учитывая, что 0 не может быть первой цифрой в числе (слайд 7).
Попробуйте самостоятельно решить задачи на применение данного метода.
Задача 2. Сколько существует флагов составленных из трех горизонтальных полос одинаковой ширины и различных цветов: белого, синего, красного и зеленого? Есть ли среди них Государственный флаг Российской Федерации?
Выполняется проверка решения задачи (слайд 14).
Следующую задачу решает один из обучающихся на доске.
Задача 3. Запишите все возможные варианты расписания пяти уроков на день из предметов: математика, русский язык, история, английский язык, физкультура, причем математика должна быть вторым уроком.
Результат решения на доске и в тетрадях проверяется (слайд 15).
3. Правило умножения
Правило умножения заключается в том, что для того, чтобы найти число всех возможных исходов независимого проведения двух испытаний А и В, следует перемножить число всех исходов испытания А и число всех исходов испытания В. Правило умножения применяется, когда не требуется перечислять все возможные варианты, а нужно ответить на вопрос - сколько их существует (слайд 10, записать название метода и его суть в тетради).
Разберем пример применения данного метода.
Пример:
Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр: 1, 2, 5, 8 используя в записи числа каждую из них не более одного раза?
Решение:
Первую цифру выбираем четырьмя способами (1, 2, 5, 8), вторую цифру можно выбрать тремя способами, и на выбор третьей цифры остается два способа. Количество искомых трехзначных чисел равно произведению 4 · 3 · 2 = 24.
Попробуйте самостоятельно в тетрадях выполнить решение задачи с последующей проверкой.
Задача 4.
Сколькими способами можно составить список из шести учеников 10 класса сдающих зачет по математике?
Проверка решения (слайд 16).
4. Подведение итогов
Подведем итоги занятия. Ответьте на вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Вам понравился урок?
Выставляются оценки обучающимся, активно принимающим участие в работе.
5. Задание на дом (слайд 12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение комбинаторных задач и задач по теории вероятности
Данную презентацию составил ученик 9 класса для проверки домашнего задания по изучаемой теме. Тексты задач взяты из сборника для подготовки к ГИА "Математика 9 класс" под редакцией Ф.Ф.Лысенко и С.Ю. ...
Решение комбинаторных задач
Данная презентация содержит задачи на применение знаний по теории вероятности. Будет полезна для работы с учащимися 9 классов....
Электронный образовательный ресурс по математике "Решение комбинаторных задач с помощью графов"
Электронный образовательный ресурс "Решение комбинаторных задач с помощью графов" предназначен для обучающихся 5 - 6 классов. Он может быть использован как пособие для дистанционного обучения по этой ...
Методы решения комбинаторных задач
Подборка задач для уроков по комбинаторике...
Мастер-класс на тему:«Комбинаторные методы решения вероятностных задач»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА Выработать умение распознавать основные типы вероятностных задач, решаемых комбинаторными методами.ЦЕЛИ: * углубление знаний учащихся с учет...
"Методы решения комбинаторных задач"
В этой методической разработке разбираются "Методы решения комбинаторных задач"....
Комбинаторные методы решения вероятностных задач. 9 класс
В настоящее время элементы статистики и теории вероятностей включены в государственный стандарт основной школы. Решение комбинаторных задач способствует развитию логического мышления, расширению круго...