Мастер-класс на тему:«Комбинаторные методы решения вероятностных задач»
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) на тему
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА
Выработать умение распознавать основные типы вероятностных задач, решаемых комбинаторными методами.
ЦЕЛИ:
* углубление знаний учащихся с учетом их интересов и склонностей;
* развитие математического мышления; воспитание у учащихся глубокого интереса к математике и её приложению;
* развитие умений сравнивать, обобщать, выявлять закономерности.
* ознакомление с приемами исследовательской деятельности;
* воспитание чувства ответственности;
* овладение конкретными математическими знаниями, необходимых для применения в практической деятельности; в жизненной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_veroyatnosti.rar | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
9класс
Тема урока: «Комбинаторные методы решения вероятностных задач»
Соколова Юлия Ивановна
Учитель математики МБОУ «СОШ №11»
г. Бологое, Тверской области
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА
Выработать умение распознавать основные типы вероятностных задач, решаемых комбинаторными методами.
ЦЕЛИ:
* углубление знаний учащихся с учетом их интересов и склонностей;
* развитие математического мышления; воспитание у учащихся глубокого интереса к математике и её приложению;
* развитие умений сравнивать, обобщать, выявлять закономерности.
* ознакомление с приемами исследовательской деятельности;
* воспитание чувства ответственности;
* овладение конкретными математическими знаниями, необходимых для применения в практической деятельности; в жизненной ситуации.
ОБОРУДОВАНИЕ:
карточки с вопросами , компьютер, презентация PowerPoint.
Ход урока
Без учета влияния случайных событий человечество станет бессильным направлять развитие интересующих его процессов в желаемом для него направлении.
Б.В. Гнеденко.
1) Орг. момент.
2) Объяснение нового материала
Комбинаторика это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.
Теория вероятностей это наука о вычислении вероятностей случайных событий.
Наша повседневная речь широко использует слово «случай» и его производные-«случайность», «случайный». Каждый из нас слышал и сам произносил фразы, подобные следующим: «Я случайно натолкнулся на интересную мысль», «Только случай помог мне сегодня», « Что за приятная случайность помогла нам встретиться».
Общей чертой всех случайных событий является то, что они нарушают нормальный, плановый ход явлений. С первого взгляда может показаться, что никаких законов, управляющих случайными событиями быть не может: на то эти события и случайны. Но мы уже с вами не раз убеждались при проведении экспериментов при подбрасывании монеты, кнопки, при решении задач, что случайные события также подчинены своим особым закономерностям.
Изучение этих закономерностей - задача науки о случайном - теории вероятностей.
Задача №1. Наугад называется натуральное число от 1 до 30. Какова вероятность того, что это число:
1) 6;
2) не 6;
3) кратно 6;
4) не кратно 5;
5) простое число;
6) квадратное число;
7) не меньше 27?
Решение.
n=30.
1) m=1.Р(А)=1/30.
2) m=n-1; m=29. Р (В)=29/30.
3) m=5. (6; 12; 18; 24; 30). Р (С)=5/30=1/6.
4) m=30-6=24. Р (Д)=24/30=4/5.
5) m=10. (2,3,5,7, 11,13,17,19,23,29). Р(Е)=10/30=1/3.
6) m=5. ( 1.4.9.16.25) P(F)=5/30=1/6.
7) m=4. (27.28.29.30). P(H)=4/30=2/15.
Задача №2. Аня и Яна играют в кости. Они бросают кость по одному разу. Выигрывает тот, кто выбросил большое число очков. В сумме выпало 8 очков. Найдите вероятность того, что выиграет Аня.(0,4)
Аня Яна
4 4
3 5
5 3
2 6
6 2
Всего 5вариантов
Аня выиграла 2 раза
Р (А) =2/5=0,4.
Задача №3. В случайном эксперименте монету бросают трижды. Найти вероятность того, что орел выпал ровно два раза.
ООО, ООР, ОРР, ОРО, РРР, РРО, РОР, РОО.
Всего—8
Исходных—3
Р(А)=3/8=0 375
Классическая вероятностная схема
Для нахождения вероятности случайного события А при проведении некоторого испытания следует:
Найти число N всех возможных исходов данного испытания;
Найти количество N(А) тех исходов испытания, в которых наступает событие А;
Найти частное (N(А))/N; оно и будет равно вероятности события А.
Р(А)= (N(А))/N.
3)Решение устных задач. ( Используется презентация PowerPoint)
№1. В среднем на 80 поступивших в продажу аккумуляторов 72 аккумулятора заряжены. Найти вероятность того, что купленный аккумулятор не заряжен. Ответ: 0,1
№2. Определите вероятность того, что при бросании кубика выпало нечетное число очков Ответ: 0,5.
№3. В фирме такси в данный момент свободно 20 машин: 3 черных,3 желтых, остальные зеленные. По вызову выехала одна из машин. Найдите вероятность того, что эта машина зеленого цвета. Ответ: 0,7.
№4. В среднем на 50 карманных фонариков приходится 2 неисправных. Найдите вероятность купить работающий фонарик. (0,96)
№5. На тарелке лежат пирожки: 3 с мясом, 4 с капустой, и 3 с вишней. Стас наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что он окажется с вишней. Ответ: 0,3.
№6. Коля, Антон, Даша, Костя и Игорь бросили жребий—кому начинать игру. Найдите вероятность того, что начинать игру будет девочка. Ответ: 0,2.
4) Работа в парах.
Учащиеся в парах решают задачи по теории вероятности. Каждая пара получает карточку с задачами.
Проверка решений задач. Ответы на задачи выводятся на экран.
№1 Лиза дважды бросает игральный кубик. В сумме у нее выпало 9 очков. Найдите вероятность того, при втором броске выпало 3 очка.(0,25)
№2. Двое играют в кости, они по разу бросают игральный кубик. Выигрывает тот, у кого больше очков. Первый бросил кость, и у него выпало 4 очка. Найдите вероятность того, что он выиграл. (0.5)
№3. Костя наугад выбирает двухзначное число. Найдите вероятность того, что оно начинается на цифру 2.(1/9)
№4. В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что оба раза выпадает орел.(0,25)
№5. Для экзамена подготовили билеты с номерами от 1 до 25.Какова вероятность того, что взятый наугад билет, имеет:
а) однозначный номер; (9/25=0,36).
б) двузначный номер; (16/25=0,64).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к мастер-классу" Управление мыслительной деятельностью обучающихся при решении математических задач
Данная презентация к мастер-классу по курсу математики 5 класса . . Ц Ц...
Урок на тему "Решение вероятностных задач с помощью формул комбинаторики"
Урок на тему: "Решение вероятностных задач с помощью формул комбинаторики". Формирование умений решать задачи на нахождение вероятности случайного события с использованием формул комбинаторики, исполь...
мастер - класс по теме "универсальная формула для решения текстовых задач на проценты"
Мастер – класс на тему: «Универсальная формула для решения текстовых задач на проценты» Учитель математикиМБОУ СОШ с. Спешнево – ИвановскоеКротов Александр Валериевич...
Мастер-класс "Использование прикладного программного обеспечения для решения познавательных задач на уроках математики"
Мастер-класс "Использование прикладного программного обеспечения для решения познавательных задач на уроках математики"...
Комбинаторные методы решения вероятностных задач. 9 класс
В настоящее время элементы статистики и теории вероятностей включены в государственный стандарт основной школы. Решение комбинаторных задач способствует развитию логического мышления, расширению круго...
Мастер-класс "Приемы и методы решения геометрических задач ОГЭ"
Применение ключевых задач к решению геометрических задач....