Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему
Рабочая программа по математике 5 класс составлена в соответствии с рекомендациями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МС зам. директора по УВР Директор МБОУ
_______________ ____________________ Новоаганская ОСШ №1
Протокол № ____ ___________ Н.Л. Лысенко
от «___» _______20___г. «____» _________20___г. Приказ №____ от __________
Рабочая программа учебного курса
математика
для 5 класса
Профиль: базовый
Всего часов на изучение программы ___175
Количество часов в неделю __5_
Составитель:
учитель математики
МБОУ Новоаганская ОСШ №1
Нижневартовского района
Куликова Елена Георгиевна
2014 -2015 уч.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов: федеральный закон об образовании в РФ №272 ФЗ от 29.12.2012; приказ министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373; концепция развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 года; авторской программы по математике по УМК Н.Я. Виленкин и др. входящей в сборник рабочих программ «Сборник рабочих программ общеобразовательных учреждений: математика 5-6 классы», составитель: Т.А. Бурмистрова. М. Просвещение, 2012; программа соответствует учебнику «Математика» для пятого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М. Мнемозина, 2012 гг.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи:
- формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;
- развивать познавательные способности;
- воспитывать стремление к расширению математических знаний;
- способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, способности к преодолению трудностей;
Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностности, а также обеспечит формирование у обучающихся компетенций , необходимых для инновационнной экономики региона, через воспитание бизнес поведения и навыков проектного подхода к решению жизненных и профессиональных задач.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс математики 5 класса включает основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; элементы геометрии; вероятность и статистика; математика в историческом развитии.
«Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.
«Элементы алгебры» показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке.
«Элементы геометрии» способствуют формированию у учащихся первичных о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования правильной геометрической речи.
«Вероятность и статистика» способствуют формированию у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, обогащается представление о современной картине мира.
«Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения математики.
Вероятность и статистика, «Множества», «Математика в историческом развитии» изучаются сквозным курсом, отдельно на их изучение уроки не выделяются.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания образования по математике в 5 классе связаны с преемственностью целей образования, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Обязательный минимум обеспечивает преемственность в развитии вычислительных умений и навыков учащихся, полученных на уроках математики в начальной школе; в применении изученных зависимостей между компонентами при решении уравнений; анализе решения текстовых задач. Основой реализации рабочей программы является: использование приемов и методов, применяемых в личностно-ориентированном подходе в обучении, а также проблемного обучения;
ведение обучения «от простого к сложному», используя наглядные пособия и иллюстрируя математические высказывания; изучение отдельных тем учебного материала на уровне «от общего к частному», применяя частично поисковые методы и приемы; формирование учебно-познавательных интересов пятиклассников, применяя информационно-коммуникационные технологии.
Описание места учебного предмета в базисном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации в примерной программе основного общего образования по математике (1 вариант) на изучение предмета отводиться не менее 175 часов из расчета 5 часов в неделю. В учебном плане школы также выдерживается данное недельное количество часов.
В общее количество часов, отведенное на изучение предмета «Математика» включено резервное время. Резервное время может также быть использовано для изучения дополнительных вопросов, для организации обобщающего повторения и для углубленного изучения отдельных тем программы. Резервное время, предлагаемое в примерной программе, предназначается, кроме того, и для изучения раздела «Математика в историческом развитии».
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Общий курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства», «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин».
Программа предусматривает дальнейшую работу с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано нетолько с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса.
Личностными результатами изучения предмета являются следующие качества: независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели. Средством достижения этих результатов является: система заданий учебников, организация материала в учебниках, использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системно-деятельностного подхода в обучении, технология оценивания.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания); строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать математические модели; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.); вычитывать все уровни текстовой информации ; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания; самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности; уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование на уроках технологии личностно- ориентированного и системно- деятельностного обучения.
Предметные результаты: использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание: названий и последовательности чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду); как образуется каждая следующая счётная единица; названия и последовательность разрядов в записи числа; названия и последовательность первых трёх классов; сколько разрядов содержится в каждом классе; соотношение между разрядами; сколько единиц каждого класса содержится в записи числа; как устроена позиционная десятичная система счисления; единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними; десятичных дробях и правилах действий с ними; - сравнивать десятичные дроби; выполнять операции над десятичными дробями; преобразовывать десятичную дробь в обыкновенную и наоборот; округлять целые числа и десятичные дроби; находить приближённые значения величин с недостатком и избытком; выполнять приближённые вычисления и оценку числового выражения; функциональной связи между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа). Выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях; выполнять проверку правильности вычислений; выполнять умножение и деление с 1000; вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них; решать простые и составные текстовые задачи;
выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов; находить вероятности простейших случайных событий; решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов; решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний; читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм; строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы; - находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства; - создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Использемые технологии, методы и формы работы
Элементы технологий: здоровьесбережения; педагогики сотрудничества; проблемного обучения; поэтапного формирования умственных действий; развитие исследовательских навыков; индивидуально-личностного обучения; дифференцированного подхода обучения; ИКТ; игровых; системно-деятельностного подхода; критического мышления; рефлексифная технология, мета- технологии.
Методы обучения: классификация по источнику знаний (словесные, наглядные, практические); классификация по характеру УПД (объяснительно-иллюстрационный, проблемное изложение знаний, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный) ;классификация по логике (индуктивный, дедуктивный, аналогии).
Формы работы: урок-лекция, урок-практикум, урок–игра, урок решения задач, урок-тест, урок - самостоятельная работа, урок - контрольная работа.
Контроль образовательного процесса:
Виды контроля: входной контроль, рубежный контроль, промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса, итоговый контроль.
Формы оценки и контроля: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест, контрольный тест, устный опрос, математический диктант, диагностические работы на начало учебного года, на конец первого и второго полугодий, стандартизированные письменные и устные работы, комплексные диагностические и контрольные работы, тематические проверочные (контрольные) работы, самоанализ и самооценка, тестовая форма оценки через интернет ресурсы в онлайн режиме, тесты на СД диски.
Средства фиксации результатов контроля и оценки: листы достижений, классные журналы (выставляются отметки за тематические проверочные (контрольные) работы,за стандартизированные контрольные работы, проекты, творческие работы, практические работы, полные устные ответы) , электронные дневники, дневники наблюдений, портфоло.
Содержание учебного предмета.
Вводное повторение – 3 ч . Стартовый контроль
1.Натуральные числа и шкалы - 14ч. Обозначение натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше. Контрольная работа №1. Урок-практикум- 1ч. Лабораторная работа- 1ч. Проектная работа – 1ч. Работа по составлению карты знаний-1ч. Проекты - «Старинные записи счисления», Старинные меры длины», «История формирования понятия числа: натуральные числа».
2. Сложение и вычитание натуральных чисел – 20ч.
Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства. Вычитание.
Контрольная работа №2.Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение. Контрольная работа №3. Работа по составлению карты знаний-1ч. Урок-практикум – 3 ч. Проектная работа по составлению сборника задач- 2ч. Проекты –« Старинные меры массы. Системы счисления».
3. Умножение и деление натуральных чисел – 27ч.
Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остаткомКонтрольная работа №4 .Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб числа. Контрольная работа №5. Работа по составлению карты знаний – 1ч. Урок смотр знаний – 1 ч. Урок-практикум- 2ч. Проектная работа по составлению сборника задач- 1ч. Проектная работа по составлению таблицы квадратов и кубов натуральных чисел - 1 ч. Самостоятельная работа с информационными источниками- 2ч.
4. Площади и объёмы -13ч .
Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника, квадрата. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. Контрольная работа №6. Проектная работа-2ч Лабораторная работа-2ч.
5. Обыкновенные дроби – 24ч .
Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Контрольная работа №7. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел. Контрольная работа №8 Работа по составлению карты знаний – 2ч. Урок-практикум- 2ч. Проектная работа по составлению сборника задач- 1ч. Самостоятельная работа с информационными источниками-2ч. Проект – «История формирования понятия числа:дроби».
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десят. дробей- 15ч .
Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения чисел. Округление чисел. Контрольная работа №9. Урок-практикум- 1ч. Урок-консультация-1ч. Самостоятельная работа с информационными источниками- 1ч.Творческая мастерская - 1ч. Проекты – «Открытие десятичных дробей», «Десятичные дроби и метрическая система мер».
7. Умножение и деление десятичных дробей-28 ч .
Умножение десятичных дробей на натуральное число. Деление десятичных дробей на натуральное число. Контрольная работа №10. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое. Контрольная работа №11. Работа по составлению карты знаний – 1ч. Урок - практикум – 3 ч. Проектная работа по составлению сборника задач- 1ч. Самостоятельная работа с информационными источниками- 2ч. Урок – зачёт – 1 ч..
8. Инструменты для вычисления и измерения – 18ч .
Микрокалькулятор. Проценты. Контрольная работа №12. Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.. Контрольная работа №13. Практическая работа – 2ч. Урок-практикум- 2ч. Проектная работа с информационными источниками – 2ч. Проект – «Древние вычислительные устройства».
9. Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика- 10ч.
Линейные диаграммы. Систематизация и подсчет имеющихся данных в виде частотных таблиц и диаграмм. Столбчатые диаграммы. Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Представление о выборочном исследовании. Практическая работа по сбору, организации и подсчету данных. Среднее значение и мода как характеристики совокупности числовых данных. Круговые диаграммы. Решение комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Перестановки и факториал. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, перестановки, факториал. Практическая работа – 1ч. Проектная работа по составлению диаграмм - 1ч. Самостоятельная работа с информационными источниками - 1ч.
10. Итоговое повторение. (6 часов).Основная цель. Повторить, закрепить, обобщить основные ЗУН, полученные в 5 классе. Контрольная работа №14 . Итоговая работа за курс 5 класса. Индивидуальные консультации – 2 ч
Планируемые результаты изучения курса математики в 5 классе
Рациональные числа.
Ученик научится:
- понимать особенности десятичной системы счисления;
- владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
- выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
- сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
- использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Ученик получит возможность:
- познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
- углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
- научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Ученик научится:
- использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
Ученик получит возможность:
- развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
- развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Измерения, приближения, оценки.
Ученик научится:
- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Ученик получит возможность:
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближён-ных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешно-сти приближения;
- понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Наглядная геометрия.
Ученик научиться:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- распознавать развёртки куба,прямоугольного параллелепипеда;
- строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
- определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот:
- вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получает возможность:
- вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных прямоугольников;
- углубить и развить представление о пространсвенных геометрических фигурах;
- применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и
навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
➢ работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если уме-ние обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
➢ допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
➢ допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, черте-жах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
➢ допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обяза-тельными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
➢ работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное ре-шение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающе-муся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
➢ Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
∙ изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
∙ правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
∙ показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
∙ продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформирован-ность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
∙ отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
∙ возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в вы-кладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
➢ Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
∙ в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
∙ допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
∙ допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
➢ Отметка «3» ставится в следующих случаях:
∙ неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к мате-матической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
∙ имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
∙ ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
∙ при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформиро-ванность основных умений и навыков.
➢ Отметка «2» ставится в следующих случаях:
∙ не раскрыто основное содержание учебного материала;
∙ обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
∙ допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
➢ Отметка «1» ставится, если:
∙ ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
∙ незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
∙ незнание наименований единиц измерения;
∙ неумение выделить в ответе главное;
∙ неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
∙ неумение делать выводы и обобщения;
∙ неумение читать и строить графики;
∙ неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
∙ потеря корня или сохранение постороннего корня;
∙ отбрасывание без объяснений одного из них;
∙ равнозначные им ошибки;
∙ вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
∙ логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
∙ неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих призна-ков второстепенными;
∙ неточность графика;
∙ нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
∙ нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
∙ неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
∙ нерациональные приемы вычислений и преобразований;
∙ небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков
Учебно-методическое обеспечение.
- Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г.
- Примерные программы основного общего образования. Математика. 5-9 классы: Проект.–2-е издание.−М.: Просвещение, 2010.
- Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург.- М.:Мнемозина, 2013г
- 20 тестов по математике 5-6 классы. С. С. Минаева , издательство «Экзамен», 2011.
- CD: «Математика 5 – 6 класс. Поурочные разработки»
- Математика. 5 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате: (учебное пособие). /Александрова В.Л. – Москва: Интеллект-Центр,2011
- Тесты по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика 5 класс» /Рудницкая В.Н. − М.: Издательство «Экзамен»,2013.
- Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика. 5 класс : (учебное пособие) / Гусева И.Л., Пушкин С.А., Рыбакова Н.В.; Московский Центр качества образования. – Москва: Интеллект-Центр,2011.
- Математика. Сборник геометрических задач: 5−6 классы / В.А. Гусев.− М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Математика. Наглядная геометрия. 5−6 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.А. Панчищина, Э.Г. Гельфман, В.Н. Ксенева и др. – М.: Просвещение, 2012. Поурочные разработки по математике 5-6 классы «Теория вероятностей.И.Н. Данкова, С.Ф.Кузьминых, М.В. Юрченко, Н.В. Черных. Теория вероятностей. Поурочные разработки по математике 5-6 классы. Воронеж, ВОИПК и ПРО, 2010
- Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина. 5 класс.М.: ВАКО, 2011.
- Чесноков А.С. , Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.- М.: Классик Стиль, 2010
- Ермилова Т.В. Тематичекое и поурочное планирование по математике: 5 кл.: К учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений.- М.:Мнемозина,:Метод. Пособие./Т.В.Ермиловпа.- М.: Издательство «Экзамен», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-123654-1361706810.jpg)
Рабочая программа по математике по ФГОС 6 класс
Планирование составлено на основе примерной программы по математике федерального компонента государственного стандарта. Федеральный б...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-123654-1361706810.jpg)
Рабочая программа по математике по ФГОС 10 класс (5 часов)
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, приказ Министерства образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-123654-1361706810.jpg)
Рабочая программа по математике по ФГОС 10 класс (6 часов)
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, приказ Министерства образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-123654-1361706810.jpg)
Рабочая программа по математике по ФГОС 11 класс (6 часов)
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, приказ Министерства образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/05/picture-680172-1444047670.jpg)
Рабочая программа по математике по ФГОС 5 класс при больнице
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих документов:1. Примерной программы основного общего образования по математике.2. Федерального компонен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/04/picture-414930-1393927429.jpg)
рабочая программа по математике по ФГОС, 5-6 классы (УМК А.Г. Мордковича)
данная программа в помощь учителям математики, работающим по УМК А.Г. Мордковича...
Рабочая программа по математике (по ФГОС ООО) в 6 классе (по учебнику Виленкина Н. Я.)
Рабочая программа по математике (по ФГОС ООО) в 6 классе (по учебнику Виленкина Н. Я.)...