Рабочая программа элективного курса по математике «Функции, их свойства и графики» в 9 классе.
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Рабочая программа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса по математике «Функции, их свойства и графики» в 9 классе.
Рабочая программа программе элективного курса по математике «Функции, их свойства и графики» в 9 классе на основе авторской программы «Обобщающее повторение курса алгебры основной школы», составитель Е.А.Семенко, г. Краснодар, 2002года.
Начиная с 7 класса в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полном объеме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции; нет времени изложить историю возникновения этого интереснейшего раздела в школьном курсе математики.
С другой стороны, авторы контрольно-измерительных материалов ЕГЭ уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты итоговой аттестации по математике за курс основной школы предполагают наличие у школьников подобных знаний, поэтому формировать основы этих знаний необходимо начинать как можно раньше.
Курс «Функции, их свойства и графики» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.
Цели:
создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций.
Задачи:
- закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;
- расширение представлений о свойствах функций;
- формирование умений «читать» графики и называть свойства по формулам;
- вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.
Курс предназначен для учащихся 9 классов средних общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку. Рассчитан на 34 часа.
Включенный в программу материал имеет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности. Развертывание учебного материала четко структурировано и соответствует задачам курса.
На практике мы часто встречаемся с зависимостями между различными величинами не только в математике, но и в других сферах деятельности. С помощью графиков наиболее естественно отражаются функциональные зависимости одних величин от других.
Геометрические преобразования графиков, построение кусочно-заданной функции, графики содержащие переменную под знаком модуля позволяют передать красоту математики.
Курс позволит углубить знания учащихся по построению графиков линейной, квадратичной функции, а также раскроет перед ними новые знания о геометрических преобразованиях графиков, выходящие за рамки школьной программы.
Тематическое распределение
№ П/П | Содержание материала | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
1 | Функция. Определение, способы задания, свойства функций, сведённую в общую схему исследования функций. | 2 | 2 |
2 | Линейная функция. Систематизация её свойств на основе общей схемы исследования функций | 2 | 1 |
3 | Построение графиков функции y=kx+b в зависимости от значений параметров (к и В)относительно нуля | 1 | 1 |
4 | Построение графиков линейных функций, содержащих модули. | 2 | 2 |
5 | Функция у=к/х. Систематизация её свойств на основе общей схемы исследования функции | 1 | 1 |
6 | ах+Ь Построение графика функции у= _____ cx+d помощью введения новой системы координат. | 3 | 2 |
7 | Квадратичная функция у=ах 2 и у=ах2+ bx + с. Систематизация свойств на основе общей схемы исследования функций. | 2 | 2 |
8 | Расположение графиков квадратичной функции в зависимости от параметров (а,Ь,с) относительно нуля. | 2 | 2 |
9 | Построение графиков квадратичных функций, содержащих модули. | 3 | 2 |
10 | Контрольная работа №1 | 1 | - |
11 | Анализ контрольной работы | 1 | - |
Итого | 20 | 17 |
Требования к усвоению курса:
Учащиеся должны знать:
- понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей;
- определение основных свойств функции (область определения, область значений, четность, возрастание, экстремумы, обратимость и т. д.);
- метод геометрических преобразований.
Учащиеся должны уметь:
- правильно употреблять функциональную терминологию;
- исследовать функцию и строить ее график;
- находить по графику функции ее свойства.
- применять метод геометрических преобразований на примере графиков линейной функции и обратной пропорциональности;
- строить графики, содержащие модуль;
- строить графики линейного сплайна.
Календарно - тематическое планирование учебного материала
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Введение. Определение, способы задания. Общая схема исследования функций. | 1 | |
2 | Общая схема исследования функций. | 1 | |
3 | Линейная функция. Определение, способы задания. | 1 | |
4 | Построение графиков в зависимости от параметров k и b | 1 | |
5 | Построение графиков, содержащих модули. | 1 | |
6 | Построение графиков с помощью симметричного отображения относительно осей координат. | 1 | |
7 | Функция y=k/x. Систематизация её свойств на основе общей схемы исследования функции | 1 | |
8 | Область определения дробно-линейной функции. | 1 | |
9 | Исследование функции в зависимости от значений параметров. | 1 | |
10 | Систематизация свойств на основе общей схемы исследования функции у=ах2 . | 1 | |
11 | Систематизация свойств на основе общей схемы исследования функции у=ах2+Ьх+с. | 1 | |
12 | Построение эскизов графиков квадратичных функций. | 1 | |
13 | Построение графиков квадратичной функции, в зависимости от знаков параметров и дискриминанта. | 1 | |
14 | Описание свойств графиков квадратичной функции по готовым чертежам. | 1 | |
15 | Решение упражнений на построение графиков квадратичной функции. | 1 | |
16 | Построение графиков функции с помощью раскрытия модуля. | 1 | |
17 | Построение графиков с помощью симметричного отражения относительно осей. | 1 |
Содержание обучения, перечень практических работ, требования по подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадает с целями и задачами, поставленными в пояснительной записке.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Авторской программы « Обобщающее повторение в курсе алгебры и основной школы» под редакцией Семенко Е.А. К. 2003г.;
2. Семенко Е.А. и другие. «Задания при подготовке к выпускному экзамену по алгебре и началам анализа». – М.: «Просвещение», 1997г.;
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей математики МБОУ СОШ № 5 от 29.08.2014 года №1 ___________ О.И. Белик | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР __________ С.И.Винакова 29.08.2014 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...
Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе "Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике"
Сдача экзамена в форме ЕГЭ требует от учащихся обширных знаний по всему школьном...
Рабочая программа элективного курса по математике «Построение графиков функций, уравнений и соответствий», 9 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи элективного курса, требования к знаниям и умениям учащихся, формы и методы, используемые в преподавании, учебно-тематический план....
Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса
Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Данный курс направлен на коррекцию знаний у...
Рабочая программа элективного курса по математике «За границами учебника математики» 6 класс.
Программа элективного курса по математике «За границами учебника математики» в 6 классе рассчитана на 35 часов и направлена на то, чтобы увеличить интерес учеников шестого класса к математ...
Рабочая программа элективного курса по математике "Красавицы функции, их свойства и графики"
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 14 часов для учащихся 9-х классов.Программа элективного курса по теме «Красавицы функции, их свойства и графики» предусматривает углубление темы «Построение г...