Разработка урока по теме: «Обыкновенные дроби». Математика 5 класс
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Некрасова Ольга Николаевна

Урок обобщающего повторения с использованием мультимедийной системы  по теме "Обыкновенные дроби". Материал может быть использован на заключительном этапе изучения темы.

Устные упражнения могут быть использованы в процессе изучения темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика

Разработка по теме:

«Обыкновенные дроби».

(5 класс)

Автор: Некрасова Ольга Николаевна.

Учитель математики МБОУ СОШ №3 ст. Павловской

Краснодарского края

                       

2014 год

Тема урока: «Обыкновенные дроби».

Урок обобщающего повторения с использованием мультимедийной системы.

Этапы урока:

I.   Организационный момент.

II. Проверка теоретических знаний по теме.

III. Математический  диктант.

IV.Письменная работа над  зашифрованными  терминами.

V.  Историческая   справка.

VI. Решение   уравнений.

VII. Работа в   разноуровневых   группах.

VIII. Итог   урока.

IX.  Домашнее задание.

Урок с использованием информационно – коммуникативных технологий

в 5 классе.

                 

       Тема: «Обыкновенные дроби»  (1час)

                                                     Да, путь познания не гладок,

                                                     Но знаем мы со школьных лет,

                                                     Загадок больше, чем разгадок,

                                                     И поискам предела нет!

Цели урока:

Вспомнить и повторить основные правила по теме; обобщить и          систематизировать знания об обыкновенных дробях; закрепить и  усовершенствовать навыки действий над обыкновенными дробями.

Оборудование:

  1. Мультимедийная  система, экран.
  2. Индивидуалный  раздаточный материал.

Ход урока.

I этап

Организационный.

На экране появляется 1 слайд и учитель сообщает учащимся тему урока, цель, поясняет, в какой последовательности будет использоваться раздаточный материал.

II этап

Проверка теоретических знаний по теме.

(слайд2)

На экране появляются вопросы по теме « обыкновенные дроби».

  • 1.Что показывает числитель дроби?
  • 2. Что показывает  знаменатель дроби?
  • 3.Какая дробь называется правильной?
  • 4.Какая дробь называется неправильной?
  • 5.В чем заключается основное свойство дроби?
  • 6.Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
  • 7.Как сравнить дроби с разными знаменателями?
  • 8.Какую дробь называют несократимой?
  • 9.Как сложить (вычесть) дроби с одинаковыми знаменателями?
  • (слайд 3)
  • 10.Как сложить ( вычесть) дроби с разными знаменателями?
  • 11.Как выделить из неправильной дроби целую часть?
  • 12.Как представить смешанное число в виде неправильной дроби?
  • 13.Как умножить дроби?
  • 14.Какие дроби называются взаимно обратными?
  • 15Как разделить дробь на дробь?
  • 16.Как найти дробь от числа?
  • 17.Как найти число по его дроби?

III этап

Математический диктант. (слайд4-9)

(Работа в парах).

          I вариант        II вариант

1.Выделите целую часть из дроби.

а)                                                            а)  

б)                                                            б)  

в)                                                              в)    

г)                                                              г)   

           

           2.Представьте смешанное число в виде неправильной дроби.

           а) 5                                                          а) 6

           б) 10                                                        б)  12

           в)  8                                                        в)  9

            г)   13                                                       г)  10 

           3.Представьте число  … в виде дроби со знаменателем…

           5 =                                                          7 =

          4.Сравните:

          а)   1   *                                                     а)   *  1

          б)    4  *  8                                              б) 12 * 21

          в)    15 * 15                                            в)  12 * 12

          5.Вычислите:

           1 -  +                                                       1 -  + .

По окончании работы учащиеся меняются тетрадями и выполняют проверку  математического диктанта.  

Ответы выводятся на экран.

(Работа в парах).

I вариант        II вариант

1.Выделите целую часть из дроби.

а)  = 6                                                          а)   = 6

б) = 5                                                           б)   = 4

в)    = 24                                                          в)   = 13

г)   = 1                                                           г)   =1

           

           2.Представьте смешанное число в виде неправильной дроби.

           а) 5  =                                                         а) 6 =

            б) 10  =                                                       б)  12 =

            в)  8  =                                                       в)  9 =

            г)   13   =                                                     г)  10 =

           3.Представьте число  … в виде дроби со знаменателем…

           5 =                                                          7 =

          4.Сравните:

          а)   1                                                        а)     1

          б)    4    8                                              б) 12  21

          в)    15  15                                            в)  12  12

          5.Вычислите:

           1 -  +    =                                                     1 -  +  =

IV этап

 Письменная работа над зашифрованными терминами.

Слово зашифровано примером. Порядок действий – порядок букв в слове. Решаем у доски « эстафетой» ( выходить к доске по 1 человеку, одно действие – один человек).

I вариант

80     д

     7 1     у

1

    2

1

2        а

1)       а                      4)  1   з

2)      к                       5)      м

3) 1       у                      6) 2       а

II вариант                                          

    а

3       м

2         а

2   я

4       е

         т  

     м

7       о

1         п


  1. 3    м                          4)  4    е
  2.      а                          5)        м
  3.      т                          6) 2       а

V этап

Историческая справка.

Учитель: Мы не зря потрудились и получили два интересных слова: «АКУЗМА»  и  «МАТЕМА». Познакомимся с исторической справкой.

Акузма – священное изречение.

Матема – учение, знания, полученные через размышления.

V век. Древняя Греция.

 Древние греки знали 4 матема:

  1. учение о числах (арифметика)
  2. теория музыки (гармония)
  3. учение о фигурах и измерениях ( геометрия)
  4. астрономия и астрология.

В это время было 2 направления в науке. Первое возглавлял Пифагор, второе- Гиппас  Метапонтский.

Пифагор считал, что знания – это священное писание, а наука -  дело тайное, только для посвящённых. Никто не имеет права делиться своими открытиями с посторонними. Пифагор и его ученики назывались акузматиками.

 Гиппас  Метапонтский считал, что матема  доступна всем, кто способен к продуктивным размышлениям,  и называл себя и своих учеников математиками.

Победило второе направление.

Так в V веке  возникло слово «математика».

VI этап

Решение уравнений.

Решите уравнения: ( решают 2 ученика на доске)

а) х: 5 = 2                                         б) х =  1

                                                             VII этап

Работа в разноуровневых группах.

1 группа- слабоуспевающие ученики;

2 группа- среднеуспевающие школьники;

3 группа- хорошо и отлично успевающие.

Задания на карточках для 1 –й группы.

1). Для чисел 1 укажите обратные им числа.

2). а) Найдите  от 20.

     б) Найдите число,  которого равны 60.

3) Что больше

       от 45 м   или        от 30м?

4)Решите уравнение:

       а) х: =                                  б)

Ученики самостоятельно решают задания на двойных листочках с копиркой. Один листок сдают учителю, а по другому проверяют своё решение. Решение с помощью мультимедийной установки проецируется на экран в конце урока, чтобы каждый мог проверить работу сам.

Ученикам 2 и 3 группы предлагается решить текстовую задачу. Условие задачи проецируется на экран.

№ 941. Старинная задача. Путешественник идёт из одного города в другой 10 дней, а другой путешественник тот же путь проходит за 15 дней. Через сколько  дней они  встретятся, если выйдут одновременно навстречу друг другу из этих городов?  [через 6 дней]

 

2 группа учеников получает карточки с заданиями и двойные листочки. Ученики самостоятельно решают задания на двойных листочках с копиркой. Один листок сдают учителю, а по другому - проверяют своё решение. Решение с помощью мультимедийной установки проецируется на экран в конце урока, чтобы каждый мог проверить работу сам.

Задания на карточках для 2 –й группы.

  1. Для чисел  7, 11, 10укажите обратные им числа.
  2. Решите уравнение:

а) х : 7 = 2                                 б) х  1

      3) Заготовленных материалов хватит для работы двух цехов в течение 10 дней или одного первого цеха в течение 15 дней. На сколько дней хватило бы этих материалов для работы только второго цеха?[на 30 дней]

3 группа учеников получает карточки с заданиями и двойные листочки. Ученики самостоятельно решают задания на двойных листочках с копиркой. Один листок сдают учителю, а по другому - проверяют своё решение. Решение с помощью мультимедийной установки проецируется на экран в конце урока, чтобы каждый мог проверить работу сам.

Задания на карточках для 3 –й группы.

  1. Что больше     или
  2. Найдите число,  которого равно 99.
  3. Расстояние между пристанями А и В на реке плот проплывает за 6 часов, а теплоход проплывает по озеру такое же расстояние за 3 часа. За сколько часов теплоход проплывёт расстояние между пристанями

А и В:  а) по течению реки;

             б) против течения реки?              [за 6 часов]

VIII этап

Итог урока.

Учитель еще раз обращает внимание на важность рассмотренной темы; проводится проверка решений самостоятельно выполненных заданий; делаются комментарии к допущенным ошибкам; отмечается успешная работа  отдельных учеников и выставляются оценки.

IX этап

Домашнее задание.

№ 1089(и, к),  № 1090(г, д),  №1091(б, в) , №1150(а).

 1-3 задания  «4»,

2-4 задания   «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс

Обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби» 5 класс...

урок по теме "Обыкновенные дроби" 5 класс

С психологической точки зрения использование компьютерных программ несет в себе огромный мотивационный потенциал. При методически правильном использовании компьютерных технологий компьютер может помоч...

урок по теме "Обыкновенные дроби", математика 5 класс

«Все мы очень разные, многообразие человеческих индивидуальностей поистине неисчерпаемо. Но все мы стремимся к успеху»,– говорил К. Ушинский. Успех рождает сильный дополнительный импульс, который соде...

Обобщающий урок на тему:"Обыкновенные дроби" 5 класс

Обобщающий урок по теме "Обыкновенные дроби" (5-й класс) Цели урока:Образовательные: Систематизация знаний по теме “Обыкновенные дроби”.Повторение, закрепление приобретенных знаний учащихся...

Методическая разработка урока по теме: «Обыкновенные дроби»

Матермал содержит:  Методическую разработку урока закрепления материала по теме" Обыкновенная дробь" в 5 классе...