Конспект урока математики в 5 кл.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Франк Елена Анатольевна

Конспект урока математики по ФГОС "Деление десятичных дробей на натуральные числа ". Автор учебника Н.Я. Виленкин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  математика, 5 класс.           

Учитель: Франк Елена Анатольевна.

Учебник (УМК): Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014.

Тема урока: Деление десятичных дробей на натуральные числа.       

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель  урока:   расширение знаний о десятичных дробях, формирование умения применять правило деления десятичной дроби на натуральное число.

Задачи урока

  1. Образовательные: сформулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число; научить применять данное правило при выполнении заданий.
  2. Развивающие:  создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.
  3. Воспитательные: создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения.

Планируемые результаты

Предметные: знать правило деления десятичных дробей на натуральное число. Уметь делить десятичную дробь на натуральное число.

Личностные:   Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, развивать  мышление, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные:  формировать умение работать в парах,  уметь применять данное правило в решении жизненных задач.

Образовательная технология: технология деятельного подхода.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник математики 5 класс,  презентация, карточки для рефлексии.

Формы организации учебной деятельности: коллективная,  парная, индивидуальная.

Структура  урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация  учебной деятельности.
  3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
  4. Ознакомление с новым материалом.
  5. Физкультминутка.
  6. Усвоение новых знаний и способов  действий (работа по теме урока).
  7. Первичное закрепление изученного материала.
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия деятельности.

Ход урока:

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организацион-- -  ный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу, включение в учебную деятельность

Сегодня урок математики проведу у вас я, а зовут меня Елена Анатольевна. На уроке у нас сейчас  много гостей  и  вы,   наверное, чувствуете себя неуютно. Давайте немного успокоимся.

Добавьте слово, чтобы получилась рифма.

1. На математике, дружочек, нужна тетрадочка в..

   А у нас какая?

2. Содержит в себе правило, еще задачи строгие. Его мы называем -  учебник …

    А правильно какой?

3. Чтоб писать красиво строчки на тетрадные листочки, а не закорючки, все достали …

Теперь я вижу, что вы готовы к уроку и все необходимое у вас лежит на столе.

Слушают учителя,

добавляют слова,

анализируют  то, что у них получилось.

…. (в кружочек)

    - в клеточку

…(биологии)

   - математики

(ручки)

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения

2. Мотивация учебной деятельности.

включение в учебную деятельность

Ребята, а вы любите загадки и шарады? Недаром 2015 год в России, объявлен годом литературы.

Поэт Роман  Семенович Сеф  (детский писатель) написал такие строчки:

 Кто ничего не изучает,

 Тот ничего не замечает.

 Кто ничего не замечает

Тот вечно хнычет и скучает.

      А чтобы не было вам, ребята, скучно на уроке, каждый должен принимать активное участие. Я думаю, что вы мне сегодня поможете на уроке и у нас все получится.

Отвечают и слушают учителя.

(да)

Познавательные: осознанное  и произвольное построение речевого высказывания.

3.Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

Постановка цели урока

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Послушайте следующую задачу.

Три соседа мужика

(Федор, Яков и Лука),

Чтоб всегда красиво жить

Стали дом свой мастерить!

Но Лука вдруг говорит:

Надо полки смастерить!

Вот доска у нас такая

И длина ведь небольшая – 1, 36 м

Полочки всего четыре,

Сделать равными друзья!

Допускать обид нельзя.

Можно ль это сделать им?

И смекни путем каким?

Ребята. Давайте поможем Федору, Якову и Луке. Как сделать четыре равные полочки?

Вопросы классу:

  1. Какова длина доски?
  2. А в виде чего записано это число?
  3. Из чего состоит это число?
  4. А на какое число нужно поделить?
  5. А как называется это число?

А мы умеем делить десятичную дробь на натуральное число?

Как думаете, какова тема нашего урока?

Какова цель урока?

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно формулируют тему урока и цель урока.

(сформулировать правило деления десятичной дроби на десятичную и научиться его применять)

Записывают в тетради дату и тему урока. 

Коммуникативные: постановка вопроса.

Познавательные:

формулирование проблемы.

4. Ознакомление с новым материалом 

Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- А как вы думаете длина одной полки будет больше или меньше одного метра?

-А  в каких единицах длины мы можем измерить длину доски, кроме метров?

-Давайте перейдем к этим единицам измерения.

На слайде  записи.

1,36 м  = …. дм

1,36  =    ….. см

1,36  =  …. мм

-А какое число из трех полученных можно поделить на 4 без остатка?

-Поделите, пожалуйста.

-Чему равна длина одной полки?

-Запишем нашу длину доски в метрах.

-Мы разделили натуральное число на натуральное, а тема нашего урока?

-Давайте попробуем записать деление столбиком (на доске записано деление столбиком – подробно).

- Как вы думаете, почему в  частном в разряде целых получили нуль?

- Почему в разряде десятых, получили 3?

 Давайте еще раз  обговорим:

1.Сначала делим целую или дробную часть?

2.Разделим целую часть, что в частном поставим?

Учитель раздает памятку каждому ребенку. Учитель озвучивает.

Солнце всходит,

Скрылась ночь,

Запятая встать не прочь,

Целую разделишь часть –

Запятой не дай пропасть.

Ставь ее и часть потом

Дробную дели с трудом.

Потому, что без труда

Не разделишь никогда! 

Формулируем правило:

 Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число надо:

1) разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую

2) поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части.

Откройте учебник на странице 209 и прочитайте правило, затем  расскажите его своему соседу.

Составляют план достижения цели, определяют средства выхода из проблемной ситуации.

Выполняют переход к единицам измерения: дециметры, сантиметры, миллиметры.

1,36 м * 10 = 13,6 дм

1,36 м * 100 = 136 см

(136 : 4 =  34 см)

1,36 м * 1000 = 1360 мм

(1360 : 4 = 340 мм)

Формулируют правило.

Работают с учебником.

Работа в паре.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: участвовать в коллективном обсуждении проблем

5.Физкультминут-ка

Смена деятельности.

Здоровьесбереже-ние, умение заботиться о своём здоровье.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.  Сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Коммуникативные: сотрудничество в выполнении упражнений. Личностные: какое значение имеет для меня физминутка.

6.Усвоение новых знаний и способов  действий (работа по теме урока)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы

Организовывает работу по учебнику

 № 1340 ( б, д, ж) стр. 210

Решают самостоятельно и сверяются с доской.

б) 243, 2: 8 = 30, 4

д) 93, 15 : 23 = 4, 05

ж) 1 : 80 = 0, 0125

Познавательные: 

формирование интереса к данной теме.

Личностные: 

формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные:

 уметь оформлять свои мысли, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

7.Первичное закрепление изученного материала.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы.

Игра «Потерялась запятая»

      - Игра «Потерялась запятая» -  с последующей взаимопроверкой по образцу

20,7 : 9 = 23            (2,3)

243,2 : 8 = 304       (30,4)

48,6 : 6 = 81            (8,1)

   - Собрать разрезанное правило (работа в парах)

Выполняют задание. Осуществляют взаимопроверку по образцу, оценивают друг друга.

Работают в паре.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Личностные: самоопределение

умение слушать и вступать в диалог

Коммуникативные: умение работать в паре, общаться, уметь договариваться.

8.Домашнее задание.

Дать возможность самостоятельно выбрать посильное задание.

Задает дифференцированное домашнее задание.

Стр. 209 выучить правило,

 обязательно: № 1340 ( в,г,е), № 1369 (а,б)

Кто хорошо усвоил тему выполнить № 1342

Записывают  домашнее  задание в дневник.

Познавательные: самостоятельное выполнение заданий

Личностные: формирование внимательности, аккуратности, требовательного отношения к своей работе и к себе.

9.Рефлексия деятельности.

Зафиксировать  новое  содержание  урока;

организовать  рефлексию  и  самооценку  учащимися  собственной  учебной  деятельности

Организует  фиксирование  нового  содержания,  рефлексию,  самооценку  учебной  деятельности.

В старину на Руси говорили, что умножение – это мучение, деление – это беда. Тот, кто умел безошибочно делить, считался великим математиком.  
Наш урок подходит к концу.

Прием рефлексии «Выбор»

Рефлексия настроения в виде смайликов.

Отвечают  на  вопросы. Рассказывают,  что узнали.

Обобщают  знания  об  изученном  материале.  Осуществляют  самооценку.  

Регулятивные: уметь  оценивать  правильность  выполнения  действий  на  уровне  адекватной  ретроспективной  оценки.  

Личностные:  уметь  осуществлять  самооценку  на  основе  критерия  успешности  учебной  деятельности.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 5 классе "Математика о вреде курения"

Урок проводиттся с целью профилактики табакокурения на уроках математики. Учащиеся решают задачи и примеру и узнают о вредном влиянии табака на организм человека....

План-конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (урок-путешествие "СОЧИ - 2014")

Тип урока: урок решения задач.Форма проведения урока: урок – путешествие.Цели урока сформулированы с учётом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся.Структура урок...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (интегрированный урок: математика – окружающий мир)

Данный урок математики предназначен для учащихся 5 классов, при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей". Вид урока -интегрированный. Урок ориентирован на развитие интереса к математике,...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....