Самостоятельная работа учащихся
методическая разработка по алгебре на тему
Самостоятельная работа учащихся рассматривается в связи со всем процессом обучения. Это значит, что учитель должен вести преподавание так, чтобы учащиеся на каждом шагу обучения получали подготовку к самостоятельной работе. Такая подготовка выражается в максимальной активизации учащихся при объяснении учителем теоретических вопросов и решении задач в классе с помощью учителя. Малейшая возможность побудить учеников самостоятельно мыслить должна быть использована учителем. Разнообразие методов и приемов обучения является одним из условий интереса учащихся к изучению математики.Под самостоятельной работой по математике разумеется такая форма организации работы учащихся, при которой от каждого ученика требуется выполнение задания учителя теоретического или практического характера без помощи учителя или при минимальной его помощи главным образом слабым учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam_rabota.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа учащихся
Самостоятельная работа учащихся рассматривается в связи со всем процессом обучения. Это значит, что учитель должен вести преподавание так, чтобы учащиеся на каждом шагу обучения получали подготовку к самостоятельной работе. Такая подготовка выражается в максимальной активизации учащихся при объяснении учителем теоретических вопросов и решении задач в классе с помощью учителя. Малейшая возможность побудить учеников самостоятельно мыслить должна быть использована учителем. Разнообразие методов и приемов обучения является одним из условий интереса учащихся к изучению математики, и можно рассмотреть, как разнообразить самостоятельную работу. В отличие от методических руководств, в которых аналитическому методу доказательства геометрических теорем уделяется мало внимания и обычно приводится только один конкретный пример. Можно подробно рассмотреть этот вопрос с иллюстрацией аналитического метода большим количеством примеров.
Под самостоятельной работой по математике разумеется такая форма организации работы учащихся, при которой от каждого ученика требуется выполнение задания учителя теоретического или практического характера без помощи учителя или при минимальной его помощи главным образом слабым учащимся. Минимальная помощь заключается в том, что учитель дает только некоторые намеки на решение вопросов, затрудняющих отдельных учеников. При выполнении контрольных работ исключается даже минимальная помощь.
Ученики выполняют самостоятельную работу, в большинстве случаев пользуясь учебниками, сборниками задач, различными таблицами и наглядными пособиями. В отдельных случаях ученики ничего не имеют перед собой, кроме тетрадей, как например, при решении геометрических задач на доказательство, условие которых, написанное на большом листе бумаги, вывешивается на классной доске.
Таким образом, понятие «самостоятельная работа» является главной по ее значению составной частью понятия «активизация учащихся».
При самостоятельной работе от учащихся требуется более сильное напряжение мысли, чем при объяснении материала учителем, хотя бы и эвристическим методом. Этим объясняется тот факт, что теоретические знания, приобретенные самостоятельно, бывают более сознательно усвоенными и более прочными. Самостоятельная работа по математике, будучи крупным фактором, обусловливающим высокое качество теоретических знаний и практических умений, имеет большое значение и с воспитательной точки зрения. В процессе самостоятельной работы развиваются такие ценные способности и. качества, как внимание, настойчивость, привычка к точности и аккуратности. Преодоление трудностей, сопряженных с самостоятельной работой, способствует подготовке деятельных и инициативных участников социалистического строительства.
. Необходимо также учитывать то обстоятельство, что успешное выполнение самостоятельной работы вызывает у учащихся положительные эмоции, аналогичные положительным эмоциям работников разных специальностей при успешном выполнении ими своих профессиональных обязанностей. Ученики, выполнившие с хорошими результатами какую-либо самостоятельную работу, испытывают желание еще и еще испробовать свои силы.
В нашей педагогической и методической литературе самостоятельной работе учащихся вообще и самостоятельной работе при изучении математики в частности придается огромное значение.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал в своих трудах, что задача обучения — это не только сообщение возможно большего запаса знаний, но и выработка методов самостоятельного приобретения знаний. К. Д. Ушинский писал, что преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько трудов, сколько могут одолеть его молодые силы. Изложенные соображения Ушинского необходимо учитывать при организации самостоятельной работы учащихся.
Весьма высоко ценил самостоятельную работу учащихся великий русский революционный демократ Н.Г. Чернышевский, который считал одной из задач школы научить детей самостоятельно заниматься, вызывать у них внутреннее желание работать, учиться.
Выдающийся русский критик и публицист Д. И. Писарев в своих педагогических трудах много внимания уделяет преподаванию математики. «Надо, чтобы каждый шаг вперед доставался ученику после тяжелой борьбы, и чтобы в то же время эта тяжелая борьба не превышала размеров его наличных сил. При таких условиях математические занятия будут давать ученикам все обаятельные ощущения настоящей борьбы. Ученик будет смело подходить к каждой новой трудности, будет с воодушевлением работать над ее усвоением и, одержавши над ней победу, будет выносить из этой победы новый запас силы и энергии. Поступая, таким образом, ученик с молодых лет научится понимать и чувствовать ту великую истину, что суровый утомительный труд доставляет человеку высокое наслаждение, если только он не доходит до таких крайних размеров, при которых он может подрывать физические и умственные силы человеческого организма». Нельзя не признать, что суждения Д. И. Писарева о воспитательном значении правильно организованного ученического труда при изучении математики неоспоримы и вполне созвучны с высокой оценкой трудового воспитания вообще в нашем государстве.
Известный методист дореволюционного времени Шохор-Троцкий утверждал, что ученикам недостаточно только учиться, надо научиться учиться.
В современной методической литературе задача учителей в этом отношении формулируется так:«Нужно школьников научить учиться».В этом отношении перед учителями математики стоит весьма трудная задача. Научить школьников самостоятельно извлекать знания из книг и решать задачи можно только при условии проведения большой, методически правильно организованной подготовительной работы. Если в школе не принимаются надлежащие меры для выработки у учащихся умения работать с книгой, то учащиеся не овладеют таким умением за все время обучения, будут крайне затрудняться при самостоятельной работе в вузах, особенно в вечерних и заочных. Отсутствие умения работать с книгой отрицательно отразится впоследствии на изучение литературы по той или иной специальности. Подготовка учащихся к самостоятельной работе не может быть ограничена только специальными упражнениями в работе с книгой с помощью учителя. Специальной подготовке должна предшествовать общая подготовка, т. е. активизация учащихся при объяснении учителем теоретических вопросов и решении задач с помощью учителя. Здесь имеется в виду такая активизация, целью которой является не только развитие логического мышления, внимания, пространственного воображения и инициативы учащихся, но и открытие ими новых для них математических фактов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"
В документе содержится материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...
Проектная работа как эффективное средство самостоятельной работы учащихся
Методическая разработка к выступлению на педагогическом совещании...
Творческая работа "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания"
Данная работа раскрывает актуальность темы, особенности организации самостоятельной работы, виды и формы организации самостоятельной работы на уроках и опыт моей педагогической деятельности....
Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"
Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"...
Проектная работа как эффективное средство самостоятельной работы учащихся
Проектная деятельность развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, познавательную деятельность, расширяет кругозор, учит сотрудничеству....
Задания для самостоятельной работы учащихся по самостоятельному изучению геометрического материала в 5-6 классах.
Задания адресованы учащимся 5-6 классов при изучении геометрического материала. При переходе на ФГОС эти задания очень актуальны, так как самостоятельная работа и деятельностный подход это...
«Самостоятельная работа учащихся как средство формирования познавательных умений учащихся»
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной уче...