Проектная работа как эффективное средство самостоятельной работы учащихся
учебно-методический материал по английскому языку (10 класс) по теме

Проектная деятельность развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, познавательную деятельность, расширяет кругозор, учит сотрудничеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа как эффективное средство самостоятельной работы учащихся

ПРОЕКТНАЯ  РАБОТА  КАК  ЭФФЕКТИВНОЕ  СРЕДСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

В современном обществе в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной школой состоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся. Воспитания в каждом школьнике потребности  в самообразовании и саморазвитии. Система урочной внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам направлена на решение указанных задач. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный  язык.

      Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, интерес представляет   ПРОЕКТИРОВАНИЕ.

     На мой взгляд, в проектной методике заложены большие возможности для решения  таких задач , как преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые в процессе обучения. Использование метода проектов реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель  выступает в роли координатора, помощника и консультанта.

   Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в определенный период времени. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы, а решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны, необходимость интегрирования знаний, умения применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

       В  нашей школе обучение английскому языку осуществляется со 2 класса. В своей работе  я широко применяю метод проектов. Тема работы, уровень сложности содержания  выбирается в соответствии с программой, интересами и уровнем языковой  подготовки детей.

        В основном наши проекты представляют собой индивидуальную самостоятельную  работу учащихся. Работая над проектом, дети учатся мыслить самостоятельно, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты, устанавливать  причинно-следственные связи. Вот некоторые из проектов учащихся: «Моя любимая книга», «Историческая личность», «Мой любимый фильм», «мой любимый киноактер», «Самое прекрасное место на земле», «Идеальное государство», « Добро пожаловать в Нью-Йорк” «День открытых дверей», «Влияние географического положения на людей и их жизнь», « Профессия, которая меня привлекает»… и многие другие. Самое главное отличие такой формы работы – выход за пределы класса. Ребята чувствуют себя более свободно, раскрепощено, чем во время урока. Перед ними открывается большее  поле деятельности, чем при работе над материалом, сжатом  рамками  определенной темы урока.

         Работая над каждым проектом осуществляется в несколько этапов: подготовительной, основной, презентация, оценивание. На подготовительном  этапе мы обсуждаем содержание и характер проекта. Очень важно, чтобы учащиеся поняли, какое  конкретно задание ему предстоит выполнять. Нужно очень подробно объяснить, что и как следует делать. Темы  для проектов продиктованы учебным материалом. Можно использовать и дополнительные темы, связанные с учебным материалом. Часто дети сами предлагают интересующие их темы.

           На основном этапе ребята непосредственно  занимаются выполнением проекта. Главная задача – собрать нужную информацию, откорректировать ее и оформить материал. На этом этапе, возможно, потребуется помощь учителя, особенно учащимся начальных классов.  Наберитесь терпения объяснять всем детям все по несколько раз. Затем эта потребность отпадет, когда дети поймут суть работы и что от них требуется.

        Следующий этап – презентация – может быть разным в зависимости от вида проекта (схема, буклет, плакат, газета, видеопоказ, устная презентация). Учитель должен доброжелательно принимать все, что сделали учащиеся. Это действенный источник мотивации, важное средство воспитания уверенности в себе. Этой части проекта мы посвящаем целый урок. Дети даже готовы дополнительно позаниматься, чтобы хорошо выступить на уроке.

               Следующий этап – это оценивание  проекта. На мой взгляд – это самый сложный этап. Здесь педагогу нужно быть очень чутким и внимательным к каждому учащемуся. Нельзя обидеть ребенка. В свой проект он вложил душу. Оценка за творческую работу должна быть положительной. А чтобы избежать большого  числа ошибок, я применяю такую форму работы, как промежуточный контроль. Ребята пишут на листочках материал своего проекта, и мы разбираем и исправляем ошибки, поэтому в конечном итоге ошибок практически не бывает. Конечно, затрагивается много дополнительного времени, но поверьте, это стоит того. Как приятно ощущать, что ты внес свой положительный, пусть небольшой вклад в развитие и становление личности, что ты помог ребенку приобрести большую уверенность в себе, что ты не дал пропасть интересу к изучению иностранного языка, что так важно в современном  обществе.

           Чем примечателен выбор именно такой формы работы? Ребятам хочется, чтобы их проекты отличались друг от друга, поэтому, кроме имеющейся информации в учебнике, они обязательно ищут дополнительный  материал. А – это большой стимул для самостоятельного изучения новой лексики. Таким образом, ребята  приучаются  к самой нужной и полезной форме работы – самостоятельной. Еще больший плюс в том,, что ребята используют для поиска  материала современные технологии. Данным умением они пользуются и  по другим учебным предметам.   Кроме этого, где еще, как не в творческой работе, ребята могут полностью раскрыть себя. Тем более что наши проекты имеют свободную форму исполнения, то есть дети могут оформить их в любом виде, используя фотографии, рисунки, наклейки, компьютер и т. д.  Работы получаются очень красивые, совершенно разные, в них проявляется индивидуальность каждого ребенка.

           Кроме индивидуальных проектов, в своей  работе я использую групповые творческие работы. Этот вид работы так же имеет свои определенные плюсы. Завершающий этап группового проекта мы выполняем на уроке. Ребята приносят уже готовый материал: фотографии, рисунки и т.д. в  конце урока у нас получается творческая работа.

            При работе над групповыми проектами учащиеся приобретают опыт общения, взаимопомощи, взаимозаменяемости и имеют шанс самореализации. Метод проектов развивает интерес к предмету, а следовательно, учащиеся глубже овладевают языковыми навыками, социокультурными  знаниями и умениями. Также повышается мотивация учащихся к изучению иностранного языка. Ребята начинают соперничать не только внутри классного  коллектива, но между классами. Учащиеся всегда просят показать работу другого класса, стараются придумать что-то новенькое, интересное, сделать лучше, красочнее. С годами растет уровень выполнения  творческих работ.

          Метод проектов я использую уже несколько лет. Считаю, что он приносит свои плоды и результаты. По крайней мере, у ребят не теряется интерес к изучению  английского языка, что немаловажно. Плюс к этому развивается эстетический вкус, воспитывается целенаправленность, устремленность, раскрывается творческий потенциал ребенка. Кроме того, повышается  самооценка учащихся, что положительно отразится  на дальнейшем будущем ребенка.

           Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство организации самостоятельно работы учащихся. Оно способствует развитию ребенка, осознанию себя членом коллектива, расширению языковых знаний.

          Проект – это реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.    

                                     

                                   Метод проектов

Проект - дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы или задачи путем решения задач, вытекающих из нее при рассмотрении  в определенной ситуации;

 -   деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Проектирование – самостоятельная работа учеников, основной целью которой является развитие и закрепление теоретических знаний и различных навыков при решении практических задач с использованием различных технологий.

Метод проектов – совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи, решения определенной проблемы, значимой для учеников и оформленной в виде конечного продукта.

Проектная методика – совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

                                    Типология проектов

1. доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т. д;

         2.  предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

         3.  характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

         4.    характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, или региональный, и международный;

         5.     количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

         6.  продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности,  долгосрочный).

                                  .Исследовательские проекты

Требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.   Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности, принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Все сказанное должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки учащихся определенного этапа обучения. Обычно исследовательские проекты бывают предметными, в ряде случаев - межпредметными.

                              Творческие проекты

Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим, при выделении данного типа проекта исходили из доминирующего принципа. Предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о  планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т. п.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, жизненной ситуации. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома.

                                  Ролево-игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

                         

                               Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); Результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео); презентация.

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

                         Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий; словарь обиходной лексики).Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна  хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов  и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.    

                                Монопроекты

Такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по занятиям с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы, форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

                                         Межпредметные проекты

Эти проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два - три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников («Единое речевое пространство», «На рубеже веков»). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.        

                    Проекты с открытой, явной координацией

В таких проектах координатор участвует в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные).

                       Проекты со скрытой координацией

В таких проектах координатор выступает как полноправный участник (один из...).

                        Внутренние, или региональные, проекты.

Эти проекты, организуемые или внутри одной организации, на занятиях по одному предмету, или междисциплинарные, или между институтами, группами внутри региона, одной страны (это относится только к коммуникационным проектам).

                              Международные проекты.

Участниками проекта являются представители разных стран. Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий. По количеству участников проектов можно выделить такие: личностные (между двумя партнерами); парные (между парами участников); групповые (между группами). В последнем случае очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих студентов, так и в объединенной группе участников проекта из различных групп, стран). Роль педагога-координатора в этом случае особенно важна.

          Основные принципы организации и работы с группой:

  1. группы учащихся формируются преподавателем  с учетом психологии совместимости участников, при этом в группе должны быть сильные, средние, слабые студенты;
  2. группе достается одно задание, при его выполнение возможно разделение ролей между участниками;
  3.  оценивается работа не одного учащегося, а всей группы;
  4.  преподаватель может сам выбирать члена группы, который должен отчитаться за задание, иногда это может быть слабый студент, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым участником группы. По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными  (до года).

       

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на занятиях по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины. Что касается проектов средней продолжительности и долгосрочных, то такие проекты, обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные, являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять собой целостную программу. Такие проекты проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на занятиях. Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки разных видов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому следует иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Этапы работы

I. Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

1. Планирование проекта в соответствии с: планом и темой, возрастом и опытом участников, их интересами, доступностью и посильностью информации, лексикой из темы, параграфа, книги, реальностью ситуаций; Необходимо учитывать такие факторы, как: вовлечение всех учеников, их работа дома и на занятиях, использование всех видов речевой деятельности  (написать статью, сделать запись на кассете...), возможности класса, группы, каждого школьника отдельно.

         2. Выдвижение идеи преподавателем на занятии.

        3.  Обсуждение идеи участниками проекта; выдвижение ими своих, новых; аргументирование мнения ( этот этап имеет место, если речь идет о большом, то есть длительном проекте).

II. Организация работы:

1. Формирование микрогрупп. Важно учесть, что все группы создаются на основе личных симпатий и общности содержательного интереса.

  1.  Распределение заданий в микрогруппах (если в этом есть необходимость).
  1.  Практическая деятельность участников  в рамках проекта (сбор информации и ее анализ).
  1. Завершающий этап:

1. Промежуточный контроль  (при длительном проекте ).                             2. Обсуждение способа оформления проекта..                                           3.  Документирование проекта.                                                               4. Презентация результатов проекта всей группе.                                  5. Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок.

  1. Этап практического использования результатов проекта.
  2. Рефлексия

При работе над проектом преподаватель

  • рассматривает себя прежде всего как организатора и руководителя учебно-воспитательной проектной деятельности;
  • использует индивидуальную и коллективную работу во взаимосвязи и взаимодействии, чтобы не только активизировать каждого, но и способствовать сплочению коллектива;
  • ставит перед участниками проекта проблемные вопросы, чтобы стимулировать их интеллектуальную активность;
  • помогает в поиске источников, способных помочь в работе над определенной темой;
  • учит добывать знания, обращаясь к таблицам, схемам, грамматическим справочникам, словарям;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поддерживает и поощряет;
  • поддерживает непрерывную связь, чтобы помогать  продвигаться  в работе  над  проектом;
  • обеспечивает «видение» участниками проекта своего продвижения в овладении языком;
  • помогает учиться самим.

Требования  к результатам учебных проектов


     Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:

  • представляются в виде конкретного продукта (доклада, альбома, сборника, плана-карты, фильма и др.)
  • выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.)
  • содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации
  • содержат обзор литературы и электронных источников;
  • предполагают поиск необходимой информации, обсуждение научных проблем;
  • рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
  • защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
  • должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

Требования к использованию метода проектов

1.   Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы \ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3.  Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей (учителем или самими учениками).

5.   Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающие из нее задачи исследования, оформление конечных результатов, их анализ; подведение итогов и т. п.

     

Мишуренкова О.В.

Учитель английского языка

ГБОУ СОШ  №  815


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа как эффективное средство самостоятельной работы учащихся

Методическая разработка к выступлению на педагогическом совещании...

Проблемное обучение - эффективное средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка

Проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению пр...

Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики

В наше время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информаций. От каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимч...

Статья. " Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математике "

      В современном обществе нужен человек с высоким уровнем профессионализма, человек обладающий деловыми качествами , способный ориентироваться и быстро принимать правильное ре...

Методическая разработка - презентация «Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математике»

В современном обществе нужен человек с высоким уровнем профессионализма, человек обладающий деловыми качествами , способный ориентироваться и быстро принимать правильное решение , умеющий работать тво...

Проектная деятельность как эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка в условиях цифровизации

Проектная деятельность как эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка в условиях цифровизации...

Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС

Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС...