Урок в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Урок открытия нового знания по теме: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей" в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_i_vychitanie_obyknovennykh_drobey_5_klass.docx | 296.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание дробей»
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Цели и задачи урока:
- построить алгоритмы сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями, тренировать способность к их практическому использованию
- способствовать повышению внимания учащихся на уроке, облегчению процесса усвоения материала;
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду, настойчивость для достижения конечного результата.
Оборудование: карточки с заданиями, плакат с заданием.
Этапы урока, виды деятельности | Цель этапа урока | Действия учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время |
Организационный момент | Проверка готовности учащихся к уроку | Проверяет готовность | Настраиваются на работу | Личностные: смыслообразование; Познавательные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | 1 мин |
Мотивация к учебной деятельности | Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями) | Притча «Делёж верблюдов» (рассказ учителя) Вопрос: С какими математическими понятиями вы встретились в притче? | Слушают учителя, отвечают на вопрос. – Встретились с дробями. | Личностные: самоопределение, смыслообразование; Познавательные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | 2 мин |
2. Актуализация знаний | 1) Актуализировать учебное содержание и мыслительные операции для восприятия нового материала. 2) Зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения. | Предложены задания: Устная работа: 1) Сократите дроби: 2) Приведи дроби к НОЗ: 3) Сравните дроби: | 1. Учащиеся повторяют:
| Познавательные: сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания; Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения; Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. | 5 мин |
Формулирование проблемы | 1) Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби. 2) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности. 3) Согласовать цель и тему урока. | 1) Рассмотреть задание (плакат): 2) Учителем задается вопрос о теме урока и цели урока | 1) Учащиеся рассматривают предложенное задание 2) На вопрос о теме урока формулируют тему: «Сложение и вычитание дробей» и цель урока: учимся складывать и вычитать дроби. | Познавательные: анализ, аналогия, использование знаковой системы, подведение под понятие; Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения; Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. | 4 мин |
Поиск решения проблемы | Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения. | 1) Предлагает прослушать все варианты решения, записать их на доске. 2) Сформулировать алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями. | Учащиеся выводят алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, работу с алгоритмом, записывают его в тетрадь. | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации | 4 мин |
Формирование умний | Зафиксировать новый способ действия в знаковой форме и с помощью эталона. | Предлагает рассмотреть № ____ | Решают в тетрадях, один человек у доски, проговаривая алгоритм. | Познавательные: выполнение действий по алгоритму; Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения задач, достижение и согласование общего решения | 3 мин |
Физкультминутка | Релаксация, отдых | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют упражнения | 2 мин | |
Формулирование проблемы | 1) Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби. 2) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности. | 1) Предлагает рассмотреть задачу: Для ремонта трёхкомнатной квартиры были куплены обои. На детскую комнату ушло 2/15 всех обоев, на гостиную на 6/15 всех обоев больше. А на кухню на 2/9 меньше, чем на гостиную. Какая часть обоев пошла на детскую и на гостиную? Сколько всего обоев потратили на детскую, гостиную и кухню? | Учащиеся рассматривают предложенную задачу, решение записывают в тетрадь | Познавательные: анализ, аналогия, использование знаковой системы, подведение под понятие; Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения; Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. | 4 мин |
Поиск решения проблемы | Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения. | Предлагает дополнить известный алгоритм, чтобы можно было по нему выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателям и показать на предложенных примерах, как он действует. | В тетрадях записан алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями. Все варианты обсуждаются. Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями: Алгоритм: 1. Суммой (или разностью) дробей является дробь 2. Найти НОЗ дробей 3. Найти дополнительные множители (НОЗ делим на каждый знаменатель) 4. Найти новые числители действием умножения 5. Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности) | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации, планирование, создание способа решения проблемы Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения. | 5 мин |
Формирование умений | 1) Зафиксировать новый способ действия в знаковой форме и с помощью эталона. 2) Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. | 1) Обсуждение с учащимися правила сложения и вычитания дробей в процессе решения задачи. 2) Рассмотреть № ____ | Решают в тетрадях, один человек у доски, проговаривая алгоритм. | Познавательные: выполнение действий по алгоритму; Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения задач, достижение и согласование общего решения | 5 мин |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. | Самостоятельная работа Работа проверяется по ответам. | Учащиеся выполняют самостоятельную работу, затем проверяют ответы. | Познавательные: выполнение действий по алгоритму; Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка | 7 мин |
Рефлексия деятельности на уроке Домашнее задание | 1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и вычитания дробей; 2) Оценить собственную деятельность на уроке; 3) Обсудить и записать домашнее задание. | – Что нового узнали на уроке? – Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке? Благодарю всех за урок. Молодцы! | Учащиеся отвечают на вопросы Записывают задание на дом. Учебник стр. 158, п.33 № 546 (1) № 548(а) | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха | 3 мин |
Оценочный лист
Фамилия имя ученика класс дата | Самооценка за устную работу | Оценка учителя за индивидуальную работу | Самооценка за самостоятельную работу | Оценка соседа по парте | Общая оценка за урок |
Самостоятельная работа | |
1 Вариант | 2 Вариант |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе "Виртуальное путешествие: Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"
Урок «Виртуальное путешествие» разработан в преддверии празднования 20-летия Независимости РК и проведен в рамках районного семинара учителей математики. На каждом этапе урока применялись информ...
Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием ЭОР.
Формирование ИКТ-компетентностей учащихся 5-ых классов в аспекте ФГОС.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием Э...
Конспект открытого урока по математике в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных уменийКонспект содержит технологическую карту урока, составленную по материалу учебника И.И.Зубаревой, А.Г.Мордкович....
Урок математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
Технологическая карта урока математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"Презентация к уроку математики в 5 классе на тему "Сложение и вычи...
Конспект урока математики в 5 классе по теме : "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
Конспект урока математики в 5 классе по УМК Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С. с использованием ЭОР. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности....
Самоанализ урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей".
Самоанализ урока обобщения по теме: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"...
Презентация к уроку 5 класс по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)
Презентация к уроку 5 класс...