Урок математики в 6 классе по теме "Сложение чисел с разными знаками" +презентация
презентация к уроку по алгебре (6 класс) на тему
Урок закрепление по теме " Сложение чисел с разными знаками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_slozhenie_chisel_s_raznymi_znakami.pptx | 2.58 МБ |
konspekt_uroka.docx | 90.74 КБ |
kartochka_s_zadaniem.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.» М.В. Ломоносов
Числа Положительные Отрицательные Складывать Сравнивать Вычитать Больший модуль быстро очень выбираем, из него мы меньший модуль вычитаем Надо знать!
Сложение чисел с разными знаками.
- 8 5,5 7,5 - 4 - 1,5 0 - 3,5 4,3 2 0,7 9 - 6,2 - 7 3 11
Числа: Положительные 0,7;2; 3; 4,3; 5,5; 7,5; 9; 11 Отрицательные -1,5 ; -3,5; -4;-6,2;-7;-8
Х 0 Положительные числа Отрицательные числа
Задание. Отметить числа на координатной прямой -8 -7 -6,2 -4 -3,5 -1,5 0 0,7 2 3 4,3 5,5 7,5 9
Толковый словарь В. Даля Порядок – совокупность предметов, стоящих по ряду, рядом, один за другим; ряд, линия и т.д.
Сложить числа с помощью координатной прямой 4 + (- 7 ) = -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 х А В - 7 -3
Сложить числа с помощью координатной прямой 5 + (- 4 ) = -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 х А В - 4 1
Сложить числа с помощью координатной прямой -3 + 8 = -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 х А В +8 5
Сложить числа с помощью координатной прямой 224и -364
Вычислить: Вариант 1 Вариант 2 -4+(-5)= - 3 + (- 6)= -2+(-9)= - 3+ (- 8)= 9+(-9 )= - 0,01+ 0,01 = - 0,6 + 5,2= - 1,2+ 5,6 = - 21+ 11= - 7,2 + (- 2,8) =
Решите примеры и Найдите полученные ответы в таблице и поставьте рядом соответствующую букву. - 14 + (- 18) - 134 + 125 - 127 + 117 37 + (- 28) 65 - 9 - 19 9 0,4 - 0,4 - 32 10 - 4 -10 н а и с м е х к р о
ХАОС
толковый словарь С.Ожегова Хаос - отсутствие порядка, полная путаница. Нагромождение, скопление чего– нибудь . Беспорядок )
Шмели выдерживают температуру до - 7,8 0 С, пчелы – выше этой на 1,4 0 С. Какую температуру выдерживают пчелы?
задача Фирма « Холодок » по продаже мороженного в жаркий летний день из-за поломки холодильника понесла убыток в размере 780 р., а на следующий день холодильник отремонтировали, и фирма получила прибыль в размере 567 р. Каким будет результат деятельности фирмы за эти два дня? Ответ поясните.
физкультминутка
Выполните сложение: Это же задание у каждого на парте в печатном виде.
Проверь себя 8 ? 10 1 7 9 2 5 4 ?
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 х «Передвижение по координатной прямой» -4; -4; 1; -1 ;-2; 2
«Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.» М.В. Ломоносов
Задание на дом : п. 33, № 1082, 1074.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сложение чисел с разными знаками.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
Образовательная: Обобщить и повторить знания по теме «Сложение положительных и отрицательных и чисел; отработать навыки по сложению чисел с разными знаками;
Развивающая: развитие мыслительной деятельности, познавательных способностей учащихся;
Воспитательная: прививать умение сотрудничества, воспитание любви к предмету, активизация учебно-познавательной деятельности.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Используемые педагогические технологии: обучение с помощью ИКТ, элементы технологии проблемного обучения, элементы технологий развивающего обучения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки – задания.
Ход урока:
l. Мотивирование к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте проверим, с каким настроением вы сегодня пришли на урок математики?
У вас на столах лежат карточки (карточка №1) с координатным лучом. Вам необходимо на первой координатной прямой отметить точку с координатой, соответствующей вашему настроению. (Дети отмечают положительную координату, если у них хорошее настроение, отрицательную – плохое настроение).
Каким бы не было у вас настроение, я думаю, что во время работы на уроке настроение только улучшится! На работу настроились?!
Слайд 1 Эпиграф урока
Чтобы сформулировать тему нашего урока, смотрим на экран.Слайд2 Вашему вниманию синквейн (приложение 1), но первое слово в нем пропущено. Ваша задача вставить недостающее слово.
О чем идет речь в пятистрочье?
Слайд 3 Анализируя синквейн, определяем тему урока и формулируем задачи на урок, исходя из темы.
ll Воспроизведение опорных знаний.
Слайд 4- Внимательно посмотрите на экран, что вы видите на доске? (числа)
- 8 | 5,5 | 7,5 | - 4 | - 1,5 |
0 | - 3,5 | 4,3 | 2 | 0,7 |
9 | - 6,2 | - 7 | 3 | 11 |
А в каком порядке они расположены? (нет порядка)- Какие это числа? Как можно эти числа сгруппировать? Сгруппируйте! (Ученики записывают в тетрадь свои варианты).Рассмотреть все возможные случаи.
Слайд5 В итоге рассмотреть случай положительные и отрицательные числа.
Слайд 6
- Смотрим на экран. Что изображено на рисунке? (координатная прямая, 0)
- Какие числа могут быть расположены на координатной прямой справа от 0? (положительные)
- Какие числа могут быть расположены слева от 0? (отрицательные)
- Ноль, каким является числом, положительным или отрицательным?
Слайд 7- Давайте отметим на координатной прямой все числа. (Ученики выполняют на местах, один ученик у доски).
-8 -7 -6,2 -4 -3,5 -1,5 0 0,7 2 3 4,3 5,5 7,5 9 |
- Скажите, в каком порядке расположились числа на прямой? (в порядке возрастания)
- А если мы запишем эти же числа справа налево? (в порядке убывания)
- Ребята, что такое порядок? (отвечают; мнения учащихся)
Слайд 8 Читаем в толковом словаре В.Даля: Порядок – совокупность предметов, стоящих по ряду, рядом, один за другим; ряд, линия и т.д.
lll Выполнение упражнений и задач на основе применения обобщенных приемов.
Цель: Обобщение материала силами учащихся под руководством учителя.
1) Постановка проблемы:Слайд9-11 На доске изображена координатная прямая.
- Сложите числа с помощью координатной прямой:
Слайд12– Поможет ли координатная прямая сложить числа 224 и -364? (нет)
– В этом случае координатная прямая не поможет. Каким образом можно сложить данные числа? (Используя правило сложения положительных и отрицательных чисел)
Значит, какое правило будем использовать при сложении чисел с разными знаками?
2) Сейчас мы и проверим, как вы умеете применять данное правило.
Выполните действия и найти примеры с одинаковыми ответами. Слайд 13
-4+(-5)= -9 | - 3 + (- 6)= -9 |
-2+(-9)= -11 | - 3+ (- 8)= - 11 |
9+(-9)=0 | - 0,01+ 0,01=0 |
- 0,6 + 5,2= 4,6 | - 1,2+ 5,6=4,6 |
- 21+ 11= - 10 | - 7,2 + (- 2,8) = - 10 |
В это время 2 ученика решают у доски. Затем взаимопроверка.
Слайд 14 3) Работаем с карточкой № 2. Решите примеры и запишите в клеточках ответы. Найдите полученные ответы в таблице и поставьте рядом соответствующую букву. (Выполняют, взаимопроверка в парах; повторяют правила сложения чисел и определение модуля в парах)
- 14 + (- 18) = |
-- 134 + 125 = |
- 127 + 117 = |
37 + (- 28) = |
65 | - 9 | - 19 | 9 | 0,4 | - 0,4 | - 32 | - 10 | - 4 | 10 |
н | а | и | с | м | е | х | к | р | о |
- Какое слово у вас получилось? (хаос)
- Как вы думаете, что такое хаос? (отвечают; мнения учащихся)
Слайд 15 Читаем в толковом словаре С.Ожегова и Н.Шведовой: Хаос - отсутствие порядка, полная путаница. Нагромождение, скопление чего–нибудь. Беспорядок
- У нас на уроке присутствовал хаос? (обращают внимание на первую таблицу)
- Хаос, это хорошо или плохо? (отвечают).
Слайд 16-17 Решение задач
4) Давайте рассмотрим несколько задач из разных предметных областей, для решения которых, необходимо знать правило сложения чисел с разными знаками.
Задача № 1 (биология).
Шмели выдерживают температуру до - 7,80С, пчелы – выше этой на 1,40С. Какую температуру выдерживают пчелы?
Решение:-7,8+1,4= -6,4( 0С)
Ответ: -6,40С
Задача № 2 (экономика).
Фирма «Холодок» по продаже мороженного в жаркий летний день из-за поломки холодильника понесла убыток в размере 780 р., а на следующий день холодильник отремонтировали, и фирма получила прибыль в размере 567 р. Каким будет результат деятельности фирмы за эти два дня? Ответ поясните.
Решение: - 780 + 567= - 213
Ответ: убыток, 213 рублей.
Слайд 18 Физкультминутка Замечательно, сейчас вы отдохнувшие и набравшиеся сил приступайте к выполнению упражнений!
Слайд19 Карточка №2 Самостоятельная работа (выбрать любые 5 примеров)
Слайд 21 Самопроверка
Слайд 21 5) «Передвижение по координатной прямой» (используя обучающий модуль).
Здесь вам понадобится внимание и скорость. Изображена координатная прямая.
Мы будем зрительно перемещаться по координатной прямой.
Каждую новую группу движений начинаем с начала координат, т.е. с точки ноль.
Влево на 5 единиц, влево на 3 единицы, вправо на 4 единицы – записали результат в тетрадь под цифрой 1. (- 4)
Вправо на 2единицы, влево на 7 единиц, вправо на 1 единицу – записали результат под цифрой 2. (- 4)
Влево на 5 единиц, вправо на 8 единицы, влево на 2 единицы – записали результат под цифрой 3.( 1)
Влево на 2 единицы, влево на 3 единиц, вправо на 4 единиц – записали результат. (-1)
Вправо на 5 единиц, влево на 2 единицы, влево на 7 единиц, вправо на 2 единицы – записали результат. (- 2)
Вправо на 3 единицы, влево на 2 единицы, влево на 4 единицы, вправо на 5 единиц – записали результат. (2)
(Работают с координатной прямой, записывают результат в тетрадь).
А теперь проверим правильность ответов с экраном.
IV. Подведение итогов урока.
- Ребята, что мы сегодня, повторили на уроке?
- Еще раз повторим правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
- А что-то новое вы узнали?
- Можно ли сказать, что правило - это порядок? (отвечают)
- Каким знаком можно отметить «порядок»? А «хаос»?
Наш урок подходит к концу. Выполнили ли мы цели, которые ставили в начале урока? (Дети отвечают.)
Давайте вернемся к ним и проанализируем. Если вы хорошо усвоили тему «Сложение чисел с разными знаками» - это «плюс», а если плохо – это, конечно, «минус»!
VI. Домашнее задание: п. 33, № 1082, 1074.
VII. Рефлексия.
Вернемся к карточке № 1. Отметим на втором координатном луче, соответствующей точкой, свое настроение.
- Математика везде и всюду нужна. И в математике очень важен порядок. Желаю вам успехов в усвоении математических знаний.
До свидания!
Используемая литература:
Учебник: «Математика , 6 класс» .Н.Я Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. М, Мнемозина, 2009.
Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина. 6 класс. М.Мнемозина 2009 В.И.Жохов,2-е изд. .
Чесноков А.С. , Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса.- М.: Классик Стиль, 2005
Приложение
Приложение № 1
Числа
Положительные Отрицательные
Складывать Сравнивать Вычитать
Больший модуль быстро очень выбираем, из него мы меньший модуль вычитаем
Надо знать!
Приложение № 2
- 5
5
0
Используемая литература:
Учебник: «Математика , 6 класс» .Н.Я Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. М, Мнемозина, 2009.
Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина. 6 класс. М.Мнемозина 2009 В.И.Жохов,2-е изд. .
Чесноков А.С. , Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса.- М.: Классик Стиль, 2005
4. В.К. Совайленко. Система обучения математике в 5-6 классах.
5. П.М.Эрдниев. Математика 5-6 класс.
А теперь вернёмся к нашему эпиграфу «Долг - платежом красен.» В словаре Ожегова даётся два понятия слову долг. Первый – это связано с деньгами, второй – долг чести, долг совести, долг перед Родиной. У меня перед вами то же есть долг, я должна дать вам знания. Судя по вашем ответам, я свой долг выполнила. И мне очень интересно узнать, что вы чувствовали сегодня на уроке. Распределительную шляпу нельзя обмануть, но ей можно доверить свои ощущения. Закончите её портрет. Если вы чувствовали себя комфортно, с решением задач6 проблем не было, то придайте её выражению лёгкость. Если ваши чувства были противоположными, то придайте ей личико уныния. Если вам трудно сделать выбор, и вы не знаете, чему отдать предпочтение, оставьте её с лицом ничего не говорящим
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дома с домашней работой проблемы были? Передайте тетради вперёд. Открываем тетради записываем число, классная работа. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будет пословица «Долг - платежом красен». Почему? А давайте узнаем историю появления отрицательных чисел. Рассказ ученика: О числах меньших «0», математики знали ещё 2 тыс. лет назад. Упоминание о них встречаются в древнекитайском трактате « Математика в девяти книгах». Их рассматривал Диофант, живший в Греции в 3 веке. Их знали индейцы в 7 веке, ими пользовались арабский математик Абу-л-Вафа (X век). Понятие об отрицательных числах возникло в практике решения алгебраических уравнений. Не только египтяне и вавилоняне, но и древние греки не знали отрицательных чисел. Для производства вычислений математики того времени пользовались счётной доской, на которой числа изображались с помощью счётных палочек. Так как знаков «+» и «-» в то время не было, палочки красного цвета изображали положительные числа, отрицательные же - палочками чёрного цвета. Отрицательные числа долгое время называли словами, которые означали «долг», «недостача». Даже в VII веке в Индии положительные числа толковали как платёж, имущество, а отрицательные – как долг.2 Вот как в рукописях того времени излагались правила: 1. сумма двух имуществ есть имущество; 2. сумма двух долгов есть долг; 3. сумма нуля и долга есть долг; 4. сумма имуществ и нуля есть имущество. Переведите эти высказывания на современный язык. Учитель: Но вернёмся к эпиграфу урока. Как видите, известная пословица говорит не только об ответственности друг перед другом, но и напоминает о далёких временах, об истории математических открытий. И, исходя из эпиграфа и комментариев к нему, догадайтесь, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Какова его
Карточка №1
Карточка №1
Карточка №1
Карточка №1
Карточка №1
Карточка №1
Карточка №2
Карточка №2
Карточка №2
Карточка №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложение чисел с разными знаками, презентация
Сложение чисел с разными знаками. Урок изучения нового материала, ввести правило сложения чисел с разными знаками, отрабатывать данное действие на примерах совместно и самостоятельно....
Урок математики 5 класс "Деление натуральных чисел" (ФГОС)
Урок комплексного применения знаний и способов действий на основе системно - деятельностного метода обучения...
Конспект урока математики 5 класса "Умножение натуральных чисел и его свойства"
Предлагаемый урок по теме «Умножение натуральных чисел его свойства» для учащихся 5 класса. Это первый урок при изучении данной темы. Материал будет полезен для учителей, работающих ...
Урок математики 5 класс "Умножение натуральных чисел"
Свойства умножения...
Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями»
Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями» ...
Урок математики 6 класс "Умножение рациональных чисел" с элементами ФГОС
В разработке представлены конспект урока и презентация к уроку...
Технологическая карта урока математики 5 класс "Сложение натуральных чисел и его свойства" ФГОС
Технологическая карта урока по теме "Сложение натуральных чисел и его свойства" разработана с требованиями ФГОС...