Разработка урока с элементами исследования "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". 5 класс.
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследовательской деятельности.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Педагогические задачи:
Обучающая: научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Развивающая:развивать внимание; познавательную активность.
Воспитательная: воспитывать аккуратность при работе с чертежами и записями примеров и задач с обыкновенными дробями.
Планируемые результаты:
Знать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научиться применять их для решения задач.
Формируемые УУД:
Познавательные:уметь делать выводы,формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные: уважать иуметь слушать друг друга, взаимодействовать в группе, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи в группе, определять цель учебного занятия, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижениясвои и одноклассников.
Личностные УУД: формировать навыки самоорганизациии учебную мотивацию, оценивать результат и рефлектировать его в отношении личностной значимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volgina_slozhenie_i_vychitanie_drobey.rar | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Волгина Н.А., учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области
Предмет: математика.
Класс: 5.
Уровень образования: базовый.
Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследовательской деятельности.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Методы обучения:
По источникам знаний:словесные, наглядные.
Относительно характера познавательной деятельности: практические (исследование).
Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Е.А. Бунимович. Математика. 5 класс. М.: Просвещение, 2014 г.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.
Педагогические задачи:
Обучающая: научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Развивающая:развивать внимание; познавательную активность.
Воспитательная: воспитывать аккуратность при работе с чертежами и записями примеров и задач с обыкновенными дробями.
Планируемые результаты:
Знать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научиться применять их для решения задач.
Формируемые УУД:
Познавательные:уметь делать выводы,формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные: уважать иуметь слушать друг друга, взаимодействовать в группе, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи в группе, определять цель учебного занятия, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижениясвои и одноклассников.
Личностные УУД: формировать навыки самоорганизациии учебную мотивацию, оценивать результат и рефлектировать его в отношении личностной значимости.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-выводят правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
-работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
-выполняют рефлексию.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный этап | Проверяет подготовленность обучающихся к учебному занятию, организует внимание детей. Приветствует их. Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы все готовы к уроку. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение. Присаживайтесь!. Мы начинаем урок. Откройте тетради и подготовьте их к работе на уроке. | Проверяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм урока. Приветствуют учителя. |
Мотивация исследовательской деятельности . | Осуществляет вводную беседу. Сегодня мы начинаем изучать новую главу нашего учебника – главу 9. Как называется эта глава. А как вы это узнали? Можете ли назвать тему нашего урока? Почему так считаете? Используя информацию слайда сформулируйте более точно тему нашего урока. Запишите тему урока в тетрадь. Определите цели урока. Однажды у древнегреческого учёного Фалеса спросили:
Поэтому я желаю вам достичь целей, которые вы определили для себя на урок. Для достижения целей предлагаю вам провести небольшое исследование. Исследование – это поиск истины, познание и поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека. Как вы думаете: какова цель вашего исследования? Цель исследования: открыть для себя новое знание – правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Проводя исследование работаем в группах. На столах у вас лежат рабочие листы с планом выполнения исследования. Возьмите их. Задача каждой группы выполнить все предложенные задания, записать вывод и представить его классу. Вся группа заполняет один рабочий лист. Если возникнут вопросы по ходу работы, поднимите руку, и мы разрешим вместе вашу проблему. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе. И приступайте к работе. Время работы 10 минут. | Вступают в диалог с учителем. Отвечают на вопросы. Прочитали в оглавлении. Т.к. она первая в главе. Формулируют тему урока. Определяют цели урока. Осмысливают информацию. Определяют цель исследования: открыть для себя новое знание – правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Знакомятся с содержанием рабочих листов. Приступают к работе. |
Сбор, систематизация и анализ фактического материала | Организует работу в группах, консультирует, наблюдает за работой групп. | В группах выполняют работу по плану (Приложение 1) |
Выдвижение гипотез (представление результатов исследования) | Предлагает представить результаты работы: каждой группе прочитать полученные выводы. Организация и участие в представлении продуктов исследования группами и обсуждении. | Каждая группа представляет свою работу. Зачитывает выводы. |
Проверка, доказательство или опровержение гипотез | Ребята вы открыли правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Но как же нам убедиться в правильности и достоверности ваших открытий? Откройте учебник на стр. 156-157. Правила совпали? Молодцы, вы сделали открытие. Вы открыли новые правила. И ваш багаж знаний увеличился. Выполните самостоятельно в тетради-тренажёре задание № 223. Проверим правильность выполнения. Показывает флеш-демонстрацию. Запишите в тетрадь правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями в рабочую тетрадь. Расскажите в парах эти правила (один правило сложения, другой вычитания). Приведём пример использования правила. ; Как вы ребята, считаете, мы достигли целей? Немного отдохнём и продолжим работу над темой урока. | Обратиться к учебнику. Читают правила. Заполняют пропуски в праилах сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и записывают их с помощью букв. Проверяют (слушают и при необходимости корректируют свои записи). Нет. Мы ещё не решали упражнения на закрепление знаний. |
Физкультминутка | Предлагает сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Выполняют физминутку. |
Решение тренировочных упражнений | Применим правила для решения упражнений. Предлагает выполнить задания из учебника с комментированием у доски: стр. 158 № 544 (а; б; д; е) Для проверки усвоения правил самостоятельно: № 544 (в; г). Один обучающийся работает у доски. Просит ребят, оценить работу одноклассника у доски. Дополнительно: № 545 . | Осуществляют оценивание. |
Самостоятельная работа | Предлагает выполнить самостоятельную работу. Закончили работу. Поменяйтесь тетрадями и выполните проверку правильности решения по образцу. | Выполняют самостоятельную работу. Меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. Критерии оценивания: отметка выставляется в зависимости от числа правильно выполненных заданий (всего заданий пять). |
Рефлексия | Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. Вернёмся к целям, которые ставили в начале урока. Как вы, считаете, достигли ли мы цели? Почему так считаете? Продолжите предложения:
2. Для меня тема: А) трудная …; Б) лёгкая, и я … 3. Задания для меня были лёгкие (трудные). 4. Я думаю, что домашнее задание для меня будет лёгким (трудным). | Выполняют рефлексию: учащихся отвечают на вопросы и высказывают свои мнения. |
Домашнее задание | Сообщает домашнее задание: стр. 156-157 (правила), ТТ: № 233; № 234. Закончить урок мне бы хотелось словами: Урок сегодня завершён, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К успеху в жизни приведут! | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. |
Исследование по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Объект исследования: дроби с одинаковыми знаменателями.
Предмет исследования: правила сложения и вычитания дробей.
Цель исследования: вывести правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Задания для проведения исследования
- Закрасьте на рисунке: А) красным цветом фигуры, а зелёным фигуры.
Б) красным цветом фигуры, а зелёным фигуры.
В) красным цветом фигуры, а зелёным фигуры.
А) Б) В)
- Для каждого случая запишите, какая часть фигуры оказалась закрашенной.
- С помощью какого арифметического действия можно найти закрашенную часть фигуры? Как записать это действие? Запишите его.
- Выполните задание из тетради-тренажёра № 226 на стр. 95. Каждый участник группы выполняет задание в своей тетради.
- Сверьте ответы.
- Если вы догадались, как выполнить сложение дробей с одинаковыми знаменателями, то расскажите в группе как это сделать. Обсудите сформулированное утверждение.
- Решите задачу. К Саше в гости пришли друзья и он решил их угостить тортом. Саша разрезал торт на 10 частей и положил их на тарелку. Друзья съели 4 кусочка. Сколько кусочков осталось? При необходимости сделайте рисунок к задаче.
- Выполните действия и проиллюстрируйте их на схеме:
- Обсудите равенства, полученные в заданиях 7 и 8. Сформулируйте в группе полученное правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
- Допишите выражения:
Сделайте выводы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполните таблицу:
№ п/п | Фамилия, имя ученика(цы) | Мне было трудно …. | Мне было интересно … | Могу себя похвалить … |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 |
Кто в группе особо отличился? Чью работу вы хотели отметить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Конспект урока по математике. 5 класс. Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Цели урока: 1.Закрепить у учащихся вычислительные приемы сложени...
Разработка урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
В содержание урока включены следующие решения:использованы элементы интеграции математического содержания с литературой, также ученикам предложено полное толкование слова «дробь», что должно дать цело...
урок математики по теме:"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Открытый урок математики в 8 классе коррекционной школы по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"...
Разработка урока в 5-ом классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Данный урок является уроком - обобщения знаний учащихся по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". В данном уроке представлен блок заданий для закрепления навыка складывать и в...
Разработка урока "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Конспект открытого урока...
Презентация урока-игры по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Интерактивная презентация "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" позволяет превратить обычный урок в интересную игру. Необычные задания в формате математических головоломо...
Конспект урока математики по теме; "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".
Конспект урока по теме; "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....