Разработка урока с элементами исследования "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". 5 класс.
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Волгина Наталья Александровна

Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследовательской деятельности.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Педагогические задачи:

Обучающая: научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Развивающая:развивать внимание; познавательную активность.

Воспитательная: воспитывать аккуратность при работе с чертежами и записями примеров и задач с обыкновенными дробями.

Планируемые результаты:

Знать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научиться применять их для решения задач.

Формируемые УУД:

Познавательные:уметь делать выводы,формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; применять полученные знания при решении задач.

Коммуникативные: уважать иуметь слушать друг друга, взаимодействовать в группе, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные УУД:  понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи в группе, определять цель учебного занятия, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижениясвои и одноклассников.

Личностные УУД: формировать навыки самоорганизациии учебную мотивацию, оценивать результат и рефлектировать его в отношении личностной значимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volgina_slozhenie_i_vychitanie_drobey.rar2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Волгина Н.А., учитель математики МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области

Предмет:  математика.

Класс:  5.

Уровень образования: базовый.

Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследовательской деятельности.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.        

Методы обучения:

По источникам знаний:словесные, наглядные.

Относительно характера познавательной деятельности: практические (исследование).

Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Е.А. Бунимович.  Математика. 5 класс. М.: Просвещение, 2014 г.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.

Педагогические задачи:

Обучающая: научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Развивающая:развивать внимание; познавательную активность.

Воспитательная: воспитывать аккуратность при работе с чертежами и записями примеров и задач с обыкновенными дробями.

Планируемые результаты:

Знать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научиться применять их для решения задач.

Формируемые УУД:

Познавательные:уметь делать выводы,формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; применять полученные знания при решении задач.

Коммуникативные: уважать иуметь слушать друг друга, взаимодействовать в группе, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные УУД:  понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи в группе, определять цель учебного занятия, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижениясвои и одноклассников.

Личностные УУД: формировать навыки самоорганизациии учебную мотивацию, оценивать результат и рефлектировать его в отношении личностной значимости.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-выполняют рефлексию.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

Проверяет подготовленность обучающихся к учебному занятию, организует внимание детей. Приветствует их.

Здравствуйте, ребята!  Я вижу, что вы все готовы к уроку. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение. Присаживайтесь!. Мы начинаем урок. Откройте тетради и подготовьте их к работе на уроке.

Проверяют свою готовность к уроку.  Включаются в деловой ритм урока.

Приветствуют учителя.

Мотивация исследовательской деятельности

.

Осуществляет вводную беседу.

Сегодня мы начинаем изучать новую главу нашего учебника – главу 9. Как называется эта глава. А как вы это узнали?

Можете ли назвать тему нашего урока? Почему так считаете?

Используя информацию слайда сформулируйте более точно тему нашего урока.

Запишите тему урока в тетрадь.

Определите цели урока.

Однажды у древнегреческого учёного Фалеса спросили:

  • Что есть больше всего на свете? – пространство.
  • Что быстрее всего? – ум.
  • Что мудрее всего? – время.
  • Что приятнее всего? – достичь желаемого.

Поэтому я желаю вам достичь целей, которые вы определили для себя на урок.

Для достижения целей предлагаю вам провести небольшое исследование.  Исследование – это поиск истины, познание и поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.

Как вы думаете: какова цель вашего исследования?

Цель исследования:   открыть для себя новое знание – правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Проводя исследование работаем в группах. На столах у вас лежат рабочие листы с планом выполнения исследования. Возьмите их. Задача каждой группы выполнить все предложенные задания, записать вывод и представить его классу. Вся группа заполняет один рабочий лист. Если возникнут вопросы по ходу работы, поднимите руку, и мы разрешим вместе вашу проблему.

 Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе. И приступайте к работе. Время работы 10 минут.

Вступают в диалог с учителем. Отвечают на вопросы.

Прочитали в оглавлении.

Т.к. она первая в главе.

Формулируют тему урока.

Определяют цели урока.

Осмысливают информацию.

Определяют цель исследования: открыть для себя новое знание – правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Знакомятся с содержанием рабочих листов.

Приступают к работе.

Сбор, систематизация и анализ фактического материала

Организует работу в группах, консультирует, наблюдает за работой групп.

В группах выполняют работу по плану (Приложение 1)

Выдвижение гипотез (представление результатов исследования)

Предлагает представить результаты работы: каждой группе прочитать полученные выводы.

Организация и участие в представлении продуктов исследования  группами и  обсуждении.

Каждая группа представляет свою работу. Зачитывает выводы.

Проверка, доказательство или опровержение гипотез

Ребята вы открыли правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Но как же нам убедиться в правильности и достоверности ваших открытий?

Откройте учебник на стр. 156-157.

Правила совпали?

Молодцы, вы сделали открытие. Вы открыли новые правила. И ваш багаж знаний увеличился.

Выполните самостоятельно в тетради-тренажёре задание № 223.

Проверим правильность выполнения.

Показывает флеш-демонстрацию.

Запишите в тетрадь правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями в рабочую тетрадь. Расскажите в парах эти правила (один правило сложения, другой вычитания).

Приведём пример использования правила.

;    

Как вы ребята, считаете, мы достигли целей?

Немного отдохнём и продолжим работу над темой урока.

Обратиться к учебнику.

Читают правила.

Заполняют пропуски в праилах сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и записывают их с помощью букв.

Проверяют (слушают и при необходимости корректируют свои записи).

Нет. Мы ещё не решали упражнения на закрепление знаний.

Физкультминутка

Предлагает сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Выполняют физминутку.

Решение тренировочных упражнений

Применим правила для решения упражнений. Предлагает выполнить задания из учебника с комментированием у доски: стр. 158 № 544 (а; б; д; е)

Для проверки усвоения правил самостоятельно: № 544 (в; г). Один обучающийся работает у доски.

Просит ребят, оценить работу одноклассника у доски.

Дополнительно: № 545

.

Осуществляют оценивание.

Самостоятельная работа

Предлагает выполнить самостоятельную работу.

Закончили работу. Поменяйтесь тетрадями и выполните проверку правильности решения по образцу.

Выполняют самостоятельную работу.

Меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.

Критерии оценивания: отметка выставляется в зависимости от числа правильно выполненных заданий (всего заданий пять).

Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. Вернёмся к целям, которые ставили в начале урока. Как вы, считаете, достигли ли мы цели? Почему так считаете?

Продолжите предложения:

  1. Мне понравился сегодняшний урок, но …

2. Для меня тема:

А) трудная …;

Б) лёгкая, и я …

3. Задания для меня были лёгкие (трудные).

4. Я думаю, что домашнее задание для меня будет лёгким (трудным).

Выполняют рефлексию: учащихся отвечают на вопросы и высказывают свои мнения.

Домашнее задание

Сообщает домашнее задание:

стр. 156-157 (правила), ТТ: № 233; № 234.

Закончить урок мне бы хотелось словами:

Урок сегодня завершён,

Но каждый должен знать:

Познание, упорство, труд

К успеху в жизни приведут!

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.


Исследование по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Объект исследования: дроби с одинаковыми знаменателями.

Предмет исследования: правила сложения и вычитания дробей.

Цель исследования: вывести правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Задания для проведения исследования

  1. Закрасьте на рисунке: А) красным цветом  фигуры, а зелёным  фигуры.

        Б) красным цветом  фигуры, а зелёным  фигуры.

В) красным цветом  фигуры, а зелёным  фигуры.

А)        Б)        В)

  1. Для каждого случая запишите, какая часть фигуры оказалась закрашенной.
  2. С помощью какого арифметического действия можно найти закрашенную часть фигуры? Как записать это действие? Запишите его.

  1. Выполните задание из тетради-тренажёра № 226 на стр. 95. Каждый участник группы выполняет задание в своей тетради.
  2. Сверьте ответы.
  3. Если вы догадались, как выполнить сложение дробей с одинаковыми знаменателями, то расскажите в группе как это сделать. Обсудите сформулированное утверждение.
  4. Решите задачу. К Саше в гости пришли друзья и он решил их угостить тортом. Саша разрезал торт на 10 частей и положил их на тарелку. Друзья съели 4 кусочка. Сколько кусочков осталось? При необходимости сделайте рисунок к задаче.
  5. Выполните действия и проиллюстрируйте их на схеме:

  1. Обсудите равенства,  полученные в заданиях 7 и 8.  Сформулируйте в группе полученное правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
  2. Допишите выражения:

Сделайте выводы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Заполните таблицу:

№ п/п

Фамилия, имя ученика(цы)

Мне было трудно ….

Мне было интересно …

Могу себя похвалить …

1

2

3

4

5

6

Кто в группе особо отличился? Чью работу вы хотели отметить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Конспект  урока по математике.  5 класс.    Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Цели урока: 1.Закрепить у учащихся вычислительные приемы сложени...

Разработка урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

В содержание урока включены следующие решения:использованы элементы интеграции математического содержания с литературой, также ученикам предложено полное толкование слова «дробь», что должно дать цело...

урок математики по теме:"Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Открытый урок математики в 8 классе   коррекционной школы по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"...

Разработка урока в 5-ом классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Данный урок является уроком - обобщения знаний учащихся по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". В данном уроке представлен блок заданий для закрепления навыка складывать и в...

Презентация урока-игры по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Интерактивная презентация "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" позволяет превратить обычный урок в интересную игру. Необычные задания в формате математических головоломо...

Конспект урока математики по теме; "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями".

Конспект урока по теме; "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....