Некоторые особенности методики обучения решению уравнений в 5 классе.
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему
Материал содержит советы по методике изучения темы "Уравнения" в 5 классе и приложения для подготовки и проведения зачёта, подсказанные собственным опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_aspekty_metodiki_izucheniya_temy_uravneniya_v_5klasse.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности методики обучения решению уравнений в 5 классе.
По учебнику Н.Я. Виленкина я преподаю математику много лет. Хочу поделиться некоторыми методическими наработками по теме «Уравнения». Возможно, эти мелочи будут кому-то полезны.
Итак, пункт 10 учебника. № 375.
Уравнение (у+64)-38=48 решено двумя способами. Рассмотрим один из них.
Сначала найдём неизвестное уменьшаемое у+64 :
У+64=48+38, у+64=86, а потом найдём неизвестное слагаемое у: у=86-64, у=22.
Для освоения такого способа учащиеся должны хорошо знать компоненты арифметических действий. Поэтому перед изучением темы необходимо провести подготовительную работу - повторить теоретический материал (есть в учебнике).
Кроме того, можно выдать памятки, как найти неизвестные компоненты (Приложение 1). Причём повторяем не только компоненты сложения и вычитания, но и (забегая вперёд) умножения и деления, так как всё это уже изучалось в начальной школе.
На следующем уроке я провожу письменный мини-зачёт на знание компонентов (Приложение 2).
После письменного опроса приступаем к решению уравнений, проговаривая обязательно каждый этап решения, задаём вопросы и вслух отвечаем на них:
- Какое действие здесь выполняется последним? –Вычитание. ( на примере того же уравнения (у+64)-38=48 ) -Называем компоненты вычитания. –Уменьшаемое, вычитаемое, разность. –Какой компонент неизвестен? -Уменьшаемое. –Как найти неизвестное уменьшаемое? –Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.
И так каждое уравнение. Когда ученик объясняет сам себе каждый свой шаг вслух, результат обучения лучше по сравнению с «молчаливым» решением. Поэтому на таких уроках хорошо использовать приём работы в парах.
Ещё одно наблюдение. Полезно решать подобные уравнения, используя цветные карандаши: обводим в рамку неизвестный компонент, слегка закрашивая его каким-нибудь цветом. Это даёт возможность абстрагироваться, увидеть уравнение по-другому. Кроме того, цвет несёт положительные эмоции, а сам процесс раскрашивания успокаивает, даёт возможность сосредоточиться на алгоритме решения.
В заключение хочу сказать, что у каждого учителя свои методические находки. Порой они очень похожи. Вполне вероятно, что изложенное выше больше пригодится молодым.
Приложение 1
Слагаемое + слагаемое = сумма Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. | Множитель × множитель = произведение Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель |
Уменьшаемое – вычитаемое = разность 1)Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность. 2)Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. | Делимое : делитель = частное 1)Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. 2)Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное. |
Слагаемое + слагаемое = сумма Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. | Множитель × множитель = произведение Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель |
Уменьшаемое – вычитаемое = разность 1)Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность. 2)Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. | Делимое : делитель = частное 1)Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. 2)Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное. |
Слагаемое + слагаемое = сумма Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. | Множитель × множитель = произведение Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель |
Уменьшаемое – вычитаемое = разность 1)Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность. 2)Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. | Делимое : делитель = частное 1)Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. 2)Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное. |
Слагаемое + слагаемое = сумма Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. | Множитель × множитель = произведение Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель |
Уменьшаемое – вычитаемое = разность 1)Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность. 2)Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. | Делимое : делитель = частное 1)Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. 2)Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное. |
Приложение 2
Вариант 1 Подпишите названия компонентов над числами:
3 + 5 = 8
9 - 2 = 7
4 × 8 = 32
- : 7 = 5
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо _________________________________________ ______________________________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестный делитель, надо ______________________________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестный множитель, надо_________________ ______________________________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо ________________ ______________________________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестное делимое, надо ________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо ________________ ________________________________________________________ ______________
Вариант 2 Подпишите названия компонентов над числами:
12 - 7 = 5
8 + 2 = 10
3 × 4 = 12
18 : 9 = 2
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо _________________________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо ___________________________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестный делитель, надо ___________________________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестный множитель, надо_________________ ______________________________________________________________________________
- Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо ________________ ____________________________________________________________________________
Чтобы найти неизвестное делимое, надо ______________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов
С давних пор задачи играют огромную роль в обучении. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития ...
«Самостоятельная работа как средство обучения решению уравнений в 5 - 9 классах»
Работа содержит теоретические аспекты обучению уравнений в 5-9 классах с использованием самостоятельной работы, методико-педагогические основы использования самостоятельной работы, как средства обучен...
Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов
Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов...
Мастер-класс "Методические особенности обучения решению уравнений в курсе математики 5-7 классов"
Прадлагаю вашему вниманию мастер-класс с презентацией...
Теоретические основы обучения теме «Методика обучения решению квадратного уравнения» в условиях новой формы итоговой аттестации. Задачи с параметрами (в соответствии с темой ИПЗР)
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….стр.3 ...
Некоторые особенности содержания обучения одаренных детей
Какие учебные материалы можно использовать в работе с старшеклассниками....
Методика обучения решению уравнений учащихся
Методическая разработка...