Элективный курс "Решение текстовых задач"
элективный курс по алгебре (8 класс) на тему
Элективный курс "Решение текстовых задач" предназанчен для учащихся 8 класса.
Основная задача курса: определить уровень способнойтей учащихся и уровень их готовности к обучению в профильных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс по алгебре | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Элективный курс "Решение текстовых задач" предназначена для учащихся 8 класса.
Цель курса: повышение уровня математической подготовки и расширение спектра задач посильных для учащихся.
Задачи курса:
- определить уровень способностей учащихся и уровень их готовности к профильному
обучению в школе;
- систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
- познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методик и различными
способами их решения;
- реализовать межпредметные связи
Анализ результатов проведения итоговой аттестации в 9 и 11 классах, показывает,
что решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет в среднем около 30 - 35%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеют алгоритмом решения текстовых задач и не умеют за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в 5-6 классах. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики. На изучение курса отводится 35 часов (1 час в неделю).
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках программы основной школы.
Представленный учебный курс содержит 6 тем. Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной. При ее раскрытии акцент сделан на выделение основных этапов решений текстовых задач и их назначения. А также рекомендуется обратить внимание учащихся на важность умелого письменного оформления. Следующие 5 тем –«Задачи на проценты» «Задачи на движение», «Задачи на смеси, сплавы, растворы», «Задачи на работу»,
«Задачи на составление систем уравнений» закрепляют и дополняют знания учащихся, полученные на уроках. В изучение курса также включены задания повышенной сложности. Всего на проведение занятий отводится 35 часов. На изучение методов решения типовых задач выделено 29 часов и 6 часов на контроль знаний.
Проведение занятий планируется в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач и в форме семинаров, нацелив учащихся на предварительную подготовку и самостоятельный поиск материалов с их последующим обсуждением.
Ожидаемые результаты
После изучения курса учащиеся должны:
- уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;
- уметь применять полученные математические знания при решении задач (знать все формулы по темам, выводить неизвестные в общем виде, решать и анализировать полученный ответ);
- уметь использовать дополнительную математическую литературу.
Содержание курса
Текстовые задачи и техника их решения (1 час)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами ( по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их схемы. Значение правильного письменного оформления текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.
Задачи на движение (6 часов)
Движение тел по течению и против течения реки. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
Зачет по теме.
Задачи на проценты (6 часов)
Понятие процента. Перевод процентов в дробь. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его дроби. Зачет по теме.
Задачи на сплавы, смеси, растворы (6 часов)
Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации . Особенности выбора переменных и методика решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели. Зачет по теме.
Задачи на работу (6 часов)
Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели. Зачет по теме.
Задачи на составление систем уравнений (6 часов)
По условиям задач на составление систем уравнений с двумя переменными рассмотреть разные типы задач.
Задачи повышенной сложности (2 часа)
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория + практика | Практика (контроль) | |
Текстовые задачи и техника их решения | 1 | 1 | - |
Задачи на движение | 6 | 5 | 1 |
Задачи на проценты | 6 | 5 | 1 |
Задачи на сплавы, смеси, растворы | 6 | 5 | 1 |
Задачи на работу | 6 | 5 | 1 |
Задачи на составление систем уравнений | 6 | 5 | 1 |
Задачи повышенной сложности | 2 | 2 | - |
Защита творческих работ | 1 | 1 | |
Контрольная работа по итогам изученного курса. | 1 | - | 1 |
Итого | 35 | 29 | 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема занятия | Колич. часов | Дата проведения | Форма проведения | Форма контроля | Примечание | ||
план | факт | |||||||
1 | Текстовые задачи и техника их решения . Задачи на движение. | 1 | 6.09 | Лекция | ||||
2-7 | Задачи на движение. | 5 1 | 13.09 20.09 27.09 4.10 11.10 18.10 | Беседа, работа в парах, семинар, практикум | Сам.работа | |||
8-13 | Задачи на проценты. Зачет | 5 1 | 25.10 8.11 15.11 22.11 29.11 6.12 | Беседа, работа в парах, практикум | Зачет | |||
14-19 | Задачи на сплавы и смеси. | 5 1 | 13.12 20.12 27.12 17.01 24.01 31.01 | Беседа, работа в парах, практикум, зачет | Сам.работа | |||
20-25 | Задачи на совместную работу. Зачет | 5 1 | 7.02 14.02 21.02 28.02 7.03 14.03 | Беседа, практикум, зачет | Зачет | |||
26-31 | Задачи на составление систем уравнений | 5 1 | 20.03 21.03 4.04 11.04 18.04 24.04 | Беседа, практикум | Сам. работа | |||
32,33 | Задачи повышенной сложности. | 2 | 25.04 16.05 | практикум | Индивидуальный контроль | |||
34 | Творческая работа по пройденным темам. (по выбору уч-ся) | 1 | 23.05 | Обобщение и систематизация знаний | Реферат | |||
35 | Контрольная работа по итогам изученного курса. | 1 | 30.05 | Контроль знаний | Контрольная работа |
Перечень литературы (УМК)
Литература для учителя: | Литература для учащихся: | Интернет-ресурсы | |
1 | Гольдич В.А.Алгебра 7. Задачи повышенной сложности. Изд. «Эксмо»,2008 | Ершова А.И., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре для 7 класса. М «Илекса», 2005 | Сайт examen.ru›add/gia/gia-po-matematike Сайт Сайт shpargalkaEGE.ru›egepomatematike.shtml Сайт Сдам ГИА |
2 | Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Изд. «Просвещение», 2009 | Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Изд. «Просвещение», 2009 | |
3 | Кочагина М.Н., Кочагин В.В. Математика 9. Подготовка к малому ЕГЭ. Изд. «Эксмо», 2007 | ||
4 | Материалы ГИА Лысенко Ф.Ф. Математика Подготовка к ГИА-2014 Изд. «Легион», Ростов-на-Дону, 2014 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по математике "Решение текстовых задач"
данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»
Этот элективный курс позволяет сгладить противоречия, которые возникают при изучении данной темы в школе и в предлагаемых вариантах ЕГЭ. Он предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х кла...
Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"
программа расчитана для учащихся 9 класса....
Рабочая программа элективного курса "Текстовые задачи - легко!"9 класс
Рабочая программа для 9 класса соответствует требованииям...
Программа элективного курса « Текстовые задачи »
Текстовые алгебраические задачи, иначе, задачи на составление уравнений, представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на вступительных экзаменах в вузах, в централизованном тестирова...
План элективного курса "Текстовые задачи"
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качест...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Текстовые задачи в ЕГЭ» (для учащихся 10 класса.)
данный курс поможет учащимся 10 класса научиться решать текстовые задачи ЕГЭ...