Доклад
статья по алгебре на тему
Доклад на тему; "Использование элементов дифференцированного обучения в процессе изучения математики в условиях перехода на ФГОС ООО".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 779 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Использование элементов дифференцированного
обучения в процессе изучения математики
в условиях перехода на ФГОС ООО».
Широкова Марина Геннадьевна,
МБОУ «Верхнеуслонская гимназия»
учитель математики
село Верхний Услон,
Печищинский тракт д1
Верхнеуслонского муниципального района
РТ.
Домашний адрес:
РТ Верхнеуслонский муниципальный район
ул Гагарина д9 кв.1
ss712@ mail.ru
Содержание.
- Введение.
- Дифференцированный подход в учебном процессе в условиях введения ФГОС второго поколения.
- Организация дифференцированной работы на рзличных этапах урока.
- Заключение.
- Приложение.
- Список литературы.
-2-
Переход на новые образовательные стандарты ведет за собой изменения в образовательном процессе. Особо актуальным становится деятельносный и личностно-ориентированный подход в обучении школьников, т.к. именно системно-деятельностный подход положен в основу стандартов второго поколения. При организации деятельностного и личностного-ориентированного подходов в современной школе используется дифференциация, как принцип движения развития личности.
Поэтому необходимо развивать умения учителей проектировать собственную педагогическую деятельность на основе дифференцированного подхода в учебном процессе в условиях введения ФГОС второго поколения.
О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К. Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» К. Д. Ушинский отметил: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого
может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что ему удается и не удается».В этой работе К.Д.Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться.
Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология дифференцированного обучения.
Под дифференциацией обучения в современной педагогической литературе понимают такую форму организации учебной деятельности школьников, при которой:
а) учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности;
б) не снижается базовый уровень общеобразовательной подготовки учащихся, понимаемый как уровень, обеспечивающий возможность продолжения образования.
Иначе говоря, дифференцированное обучение определяется мотивами (важно, чтобы преследовались интересы ребенка, а не, например, желание учителя работать в относительно однородном классе) и планируемыми результатами обучения (здесь необходимым условием является достижение базового уровня).
В практике обучения дифференцируется, прежде всего, содержание обучения: учебные планы, программы, учебники, а в них -объем изучаемых вопросов, глубина изложения материала. Примеры широко известны: факультативы, курсы по выбору, профильное обучение в старшем звене, школы с углубленным изучением ряда предметов и др.
С учетом различий в учении (сосредоточенность и внимание; избирательность в восприятии; скорость и качество переработки информации; объем и прочность запоминания; доступность знаний) и личностных условий учения (возраст и уровень развития, пол, мотивация достижения) учитель может выбирать методику преподавания, например, подбирать индивидуальный дидактический материал. -3-
Наконец, возможно дифференцировать требования к усвоению учебного материала. Именно эта возможность для дифференциации широко реализуется в традиционном учебном процессе. Как известно, программы и учебники достаточно четко задают минимальные требования к уровню преподавания. На этой основе формируется система требований к уровням усвоения изучаемого материала в соответствии с установкой: “ученик обязан выучить все, что дает ему учитель, и при этом чем больше, тем лучше”. Очевидно, что такая установка точно определяет требования только к уровню возможного усвоения, достижение которого оценивается отметкой “пять”. Дифференциация требований к усвоению проявляется при этом в выставлении пониженных отметок (в зависимости от допущенных учеником ошибок). При этом снижение отметки достаточно произвольно (субъективизм в выставлении отметок – одна из причин обоснованной критики традиционной системы обучения) и не всегда понятно детям, что препятствует осуществлению ими свободного осознанного выбора уровня усвоения.
Отметим также, что выбор “пятерочного уровня” в качестве исходного более соответствует модели элитарного, нежели массового образования: ведь заранее известно, что по отдельным предметам его достигнет 10 – 30% детей, а по всему школьному курсу – лишь считанные единицы медалистов. В некоторых системах обучения (разноуровневая, многоуровневая дифференциация и др.) этот недостаток предлагается устранить, зафиксировав требования к более низким отметкам. Однако подобные требования неизбежно носят искусственный характер, поскольку объективную основу имеют только две отметки: отражающая достижение уровня преподавания (в привычной шкале – “пять”) и отражающая достижение базового уровня, минимально необходимого для продолжения образования (т.е. “три”).
Возможен и несколько иной подход к дифференциации требований к уровню усвоения (реализуется в технологии уровневой дифференциация), где так же, как и в традиционных технологиях, фиксируется уровень “идеального знания”, объективной основой для выделения которого служит уровень преподавания. (Соответственно, в обеих системах совпадают требования к отметке “пять”.) Однако, в отличие от традиционной системы обучения, в уровневой дифференциации отсчет ведется от требований к уровню обязательного для всех усвоения материала. Его достижение оценивается отметкой “зачет” (что примерно соответствует “тройке” в привычной шкале отметок). Превышение учеником обязательного уровня поощряется системой повышенных отметок. При этом могут варьироваться в зависимости от контингента учащихся темпы и сроки изучения материала, методики преподавания и даже, в определенной мере, содержание обучения.
Основаниями для дифференциации обычно служат: успеваемость (общая и по отдельным предметам), а также неуспеваемость; способности (общие и частные); интересы учащихся. Как правило, они используются для разделения их по разным типам школ, классов, потоков, групп. (Такого рода дифференциацию называют также внешней.)В технологии уровневой дифференциация предлагается еще одно основание: достижение учеником обязательного уровня требований Использование этого критерия не требует разделения детей, а предполагает организацию работы класса в так называемых подвижных -4-
группах (группах, состав которых постоянно меняется – от темы к теме, от урока к уроку, и даже на одном и том же уроке, по мере того как ребенок осваивает обязательный уровень).
Ключевым вопросом любой системы дифференцированного обучения является вопрос о том, кто принимает решение. В сложившейся практике решение о введении дифференциации и о ее формах принимает преимущественно педагогический коллектив школы, что отчасти обусловлено и внутренней неготовностью учителя строить отношения с учеником на принципах равноправного сотрудничества. Но следует признать, что право на принятие такого важного для них решения имеют также родители и сами учащиеся.
Признание и обеспечение приоритетного права ребенка на сознательный самостоятельный выбор не только содержания, но и уровня обучения лежит в основе системы обучения, основанной на уровневой дифференциации. Это право гарантируется: а) явным выделением требований к уровню обязательного усвоения материала; б) представлением обязательного уровня в виде списков учебных заданий (т.е. на понятном детям языке); в) “открытостью” и посильностью этих требований; г) рядом обязательных требований к уровню преподавания.
Дифференциация учебного процесса позволяет более эффективно использовать потенциальные возможности каждого ученика и предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он может в себя вместить. К сожалению, массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную программ. Поэтому в своей работе я стараюсь использовать некоторые приёмы дифференциации.
Дифференцированная форма учебной деятельности учащихся придусматривает их самосотоятельную работу по дифференцирванным заданиям.
Дифференцированные задания- это задания построенное с учетом особенности группы учащихся, объединенной одинаковым учровнем знаний и умений по предмету и уровнем их услоения.
Для организации дифференцированной работы класс делится на три группы.
В 1 первую группу входят учащиеся, которые имеют глубокие и прочные знанияосновных фактов математики за пройденный курс обучения, знают определения и содержание основных понятий, и обозначение. Умеют пояснять, аргументировать математические факты.
В 2 группу входят учащиеся, которые обладают минимумом знаний, умений, навыков, достаточных для их применения по образцу и в сходной ситуации, умеют отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и доказательств. Могут воспроизвести текст учебника, решать стандартные задачи.
В 3 группе с трудоу усваивают факты, понятия, правила и способы решения задач. Не могут воспроизвести определения, примеры, приведенные учителем или текст учебника, не всегда понимают смысл математических предложений, условия задач.
Если сказать коротко, то 1 группа- это учащиеся, которые имеют хорошие математические способности.
2 группа – это учащиеся, которые имеют средние математические способности.
3 группа – это учащиеся, имеющие низкие математические способности. -5-
Существуют два вида дифференцированной формы учебной деятельности: групповая дифференцированная форма учебной деятельности и индивидуальная рабоиа учащихся. В первом случае учащиеся одной группы выполняют свое дифференцированное задание коллективно ( по 3-4 человека), во втором случае – индивидуально при групповой фоме деятельности на уроке организуется отчет каждой группы, а при индивидуальной форме проверяется и оценивается работа кождого учащегося. Необходимость организации групповой и индивидуальной форм деятельности учащихся на уроке математики следует из требований развивающегося характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся с целью максимального его развития.
С помощью дифференцированных форм учебной деятельности могут быть реализованы следующие цели: (с учащимися 1и 2 группы)
-расширение и углубление знаний, формирование уметь решать более сложные задачи;
-развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли математики в жизни;
-развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой;
-доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний способности деятельности;
(с учащимися 3 группы):
-создание соответствующих условий для повторения, ликвидации пробелов, воиспроизведения знаний для изученияновой темы;
-развитие и закрепление интереса к математике и к учебной деятельности, выполняемой в процессе обучения математики;
-формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачей;
-развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях ,воспроизводить изученный материал.
-доведение учащихся до максимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Каково же место дифференцированных форм учебной деятельности в структуре урока?
Диференцированные формы деятельности могут быть успешно организованны на различных этапах урока.
Первый этап- дифференцированная домашняя работа.
Трем группам определяются три различных задания. Третей группе предлагаются задания, точно соответствующие обязательным результатам обучения.
Вторая группа выполняет такие же задания, но более сложные задачи и упражнения из учебника. Для первой группы задания из учебника дополняются задачами из различных пособий.
Второй этап – организация базового повторения. Включает в себя заполнение выявленных пробелов в теоретическом материале, разъяснение ошибок и недочетов в самостоятельных работах. -6-
Материал, который требуется повторить, можно записать в виде таблицы на доске или спроецировать на экран с помощью мультимедийного проектора.
Задания могут быть такого типа: «Выберите из данных ответов верный» , «Исправьте ошибку в данном равенстве» (для 3 группы), «Назовите правила по которому выполнялось действие». «закончите упражнения» (для 2 группы), « Какие основные понятия использовались в данной задаче» (для 1 группы)
Третий этап – проверка усвоения пройденного материала. Она может проводится следующим образом: учащиеся 1 группы решают самостоятельно, проверяют только ответы, учащиеся из 1 и 2 группы поочередно работают у доски (или учащиеся 2 группы решают самостоятельно, но с комментированием, учащиеся 3 группы решают задания по карточкам, в тетрадях для индивидуальных работ) или к доске никого не вызывают, но учащиеся одной группы сидят за одной партой, члены групп опрашивают друг друга по заранее составленным вопросам. «или учащиеся 1 группы доказывают теорему учителю или друг другу, а потом опрашивают сами членов 2 и 3 группы».
Четвертый этап-изучение нового материала.
Каждая тема требует особого подхода к объяснению. В организационном плане мы выделяем 4 урока, в течение которых должна быть усвоена тема (в зависимости от темы это количество уроков изменяется в большую или меньшую сторону). Первый урок изучения нового материала обращен одинаково ко всем учащимся, на следующих уроках проявляется дифференциация. В задания для 1 группы входят обязательные и дополнительные упражнения из учебника, 2,3 группы сосредотачивается на упражнениях, которые требуют старания и понимания основных положений темы.
Пятый этап-самостоятельные и контрольные работы.
Самостоятельные и контрольные работы удобно проводить используя дидактические материалы. Дидактические материалы старших классов содержат до 10 вариантов самостоятельных работ, с нарастающим уровнем сложности. Контрольные работы проводим по 4 вариантам.
При подготовке к ЕГЭ повторяем материал по тестовым заданиям Федерального Института Педагогических Измерений. Задания первой части рассматриваем с 2,3 группой, задания второй части с 1 группой.
Каковы же, условия, которые позволяют эффективно использовать дифференциацию на уроках математики: создание ситуации успеха и уверенности; сотрудничество учителя и ученика; возможность выбора учеником заданий различной трудности; использование метода малых групп; Логическая обусловленность и своевременность контроля; Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля; Поощрение ученика; Соответствие целей контроля целям образовательного процесса.
В заключении я хочу сказать следующее: реализация идеи дифференциации обучения способствует возрастанию числа учащихся, овладевающих умением принимать учебную задачу и самостоятельно выполнять учебные действия. -7-
Приложение.
Схема 1
Схема 2
Список литературы.
- Уровневая дифференциация обучения. Из опыта работы. Выпуск 1./Состав. О.Б. Логинова.-М.:"Перспектива", 1993.
- Уровневая дифференциация обучения. Из опыта работы. Выпуск 2./Состав. О.Б. Логинова.-М.:"Образование для всех", 1994.
- Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий
// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6. - Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. 2008г.
- Хуторский А.В. Развитие одаренности школьника. М. 2009г.
-9-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....