Интегрированный урок математики и биологии в 5 классе с привлечением медицинского работника "Измерение углов. Сколиоз позвоночника".
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Окорокова Наталья Васильевна

Цели интегрированного урока математики и биологии в 5 классе   "Измерение углов. Сколиоз позвоночника" предусматривают: закрепление умений пользоваться транспортиром для измерения углов, формирование знаний о применении транспортира при решении практических задач, развитие потребности формирования правильной осанки, расширение знаний о сколиозе, знакомство с комплексом упражнений по профилактике сколиоза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_integrirovannyy_urok_skolioz.rar1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Окорокова Наталья Васильевна, учитель

математики высшей категории МБОУ СОШ № 1

Интегрированный урок математики и биологии в 5 классе

с привлечением медицинского работника

Тема урока.  Измерение углов. Сколиоз позвоночника.

Цели:

- закрепление умений пользоваться транспортиром для измерения углов,

- формирование знаний о применении транспортира при решении практических задач,

- развитие потребности формирования правильной осанки,

- расширение знаний о сколиозе,

- знакомство с комплексом упражнений по профилактике сколиоза.

Оборудование и дидактические материалы:

- муляж «Скелет человека»,

- таблица по биологии «Позвоночник человека»,

- раздаточные листы с фотографиями позвоночника (искривления I, II, III типов) для каждого ученика,

- рентгеновские снимки позвоночника человека для выполнения практической работы,

- памятка (для каждого ученика) «Комплекс упражнений для формирования правильной осанки»,

- листы для повторения по теме «Измерение углов».

Ход урока

I. Вступительное слово учителя биологии.

Анализ изучения состояния здоровья детей говорит об увеличении количества детей с различными заболеваниями за период обучения в школе. Особую тревогу вызывает увеличение от 1 к 10 классу в 2 раза заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и в 5 раз — заболеваний внутренних органов.

Сегодня на уроке мы затронем вопросы формирования правильной осанки школьников.

II. Введение в тему урока. Повторение.

1. Повторение. Отработка вычислительных навыков. 

Учитель математики. Заболевание, о котором мы будем сегодня говорить, вы узнаете, решив примеры. Используя шифр к ответам, назовите заболевание позвоночника, наиболее распространённое у школьников:

а

л

с

к

е

м

3,2

0,32

0,2

2,54

1,44

2

о

н

и

п

з

я

0,01

4,8

0,144

0,6

4,008

14,4

 

1)

0,4-0,1,2

5)

0,72,0,84-0,72,0,64

2)

10,6-8,06

6)

1:10-0,3,0,3

3)

0,12

7)

4+0,23

4)

0,4,0,3+0,4,0,5

Ответ: сколиоз.

2. Определение проблемы.

Медицинский работник. Вспомните, как, хорошо отдохнув летом у бабушки в деревне (на даче, в лагере, у моря и т.д.) и набравшись сил и энергии, первого сентября вы пришли в школу за знаниями. Но они, как известно, легко не даются. Пять-шесть часов в школе за рабочим столом, еще несколько часов дома. И уже через пару месяцев вы все чаще жалуетесь на головную боль, утомляемость, боль в спине. За столом вы уже не сидите, а почти лежите, и никакие просьбы и требования «выровнять спину» эффекта не дают.

В поликлинике после нескольких консультаций и обследований получаете диагноз - сколиоз.

Сколиоз (греч. skoliosis искривление) - искривление позвоночника во фронтальной плоскости (боковое искривление). Термин введен К. Галеном.

Диагностика и лечение различной патологии позвоночника - задача врача-вертебролога (от латинского « vertebra» позвонок).

При массовых обследованиях школьников 13 -15 лет выявляется от 60 до 75% «охвата» детей сколиозом.

Чтобы заметить появление сколиоза у ребенка, не нужно углубленных медицинских познаний, достаточно раздеть его, поставить босиком на ровную поверхность и посмотреть на него спереди и сзади.

Сзади обращает на себя внимание асимметрия тазовых костей, ягодичных складок, треугольников талии (расстояние и форма просвета между боковой поверхностью тела и опущенной рукой пациента), искривлена S-образно линия остистых отростков, асимметричны лопатки, надплечья, уши могут быть на разном уровне из-за наклона головы. В запущенных случаях наблюдается выбухание реберных дуг с одной стороны и западение с другой, образуется горб.

3. Повторение. Углы.

Учитель математики. Для того, чтобы нам разобраться, какие виды искривлений позвоночника существуют, необходимо повторить тему «Углы».

1) Сколько на рисунке острых углов? Тупых? Прямых?

                                                                        B               C

                                    A

                                                                                                  D                                        

                                                                   O                            

2) Есть ли на рисунке равные углы? Назовите их.                                         Т

                   K                                    M                                              

                                                                                                                             A

                                         O                                                                D                               F

                             N                          E                                                  

                                                                                                                             Р

3) Есть ли ошибка?

           а)                                               б)                                                   в)

                                       C                                                                                                             А

                                                               K                                    E                          

                                                                            O                                        В

    A               B                                    N                                  M                  В                               С                          

 ABC=38o                 

                                                                EOM=131o                                          АВС=35о

III. Физкультминутка.

Учащиеся выполняют упражнения из Памятки «Комплекс упражнений для формирования правильной осанки».

  1. Стоя ноги врозь, руки на затылке. Выполнить наклон вперёд, прогнувшись. Повернуть туловище направо и налево.
  2. Стоя ноги врозь, руки согнуты перед грудью (плечи развёрнуты и опущены, локти выше кистей). Выполнить два пружинящих движения руками назад, повернуть туловище направо, отвести правую руку в сторону вверх назад (ладонь вверх) и сделать два маха правой рукой назад. Вернуться в исходное положение. То же другой рукой в другую сторону.
  3. Стоя ноги врозь, руки в стороны. Выполнить наклон вправо, хлопнуть левой рукой по правой ладони. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.

IV. Изучение нового.

1. Учитель биологии. (При объяснении используются муляж «Скелет человека», плакат и раздаточные материалы.) Различают разные типы сколиоза.

 По форме искривления: 


С-образный сколиоз
(с одной дугой искривления
)


S-образный сколиоз
(с двумя дугами искривления)


Е-образный сколиоз
(с тремя дугами искривления
)

По расположению искривления:

Шейно-грудной сколиоз. Вершина искривления позвоночника при шейно- грудном сколиозе находится на уровне четвертого-пятого грудных позвонков. Этот тип сколиоза сопровождается ранними деформациями в области грудной клетки, изменениями лицевого скелета.

Грудной сколиоз. Вершина искривления позвоночника при грудном сколиозе находится на уровне восьмого-девятого грудных позвонков. Искривления бывают право- и левосторонние.

Пояснично-грудной сколиоз. При пояснично-грудном сколиозе вершина искривления первой дуги позвоночника находится на уровне 10-11-го грудных позвонков.

Поясничный сколиоз. Вершина искривления позвоночника при поясничном сколиозе находится на уровне первого-второго поясничных позвонков. Сколиоз этого типа прогрессирует медленно, однако рано возникают боли в области деформации.

Комбинированный, или S-образный сколиоз. Комбинированный сколиоз характеризуется двумя первичными дугами искривления - на уровне восьмого-девятого грудных и первого-второго поясничных позвонков.


СКОЛИОЗ I степени

    Сколиоз I степени можно определить по следующим  признакам:

  1. Опущенное положение головы.
  2. Сведенные плечи.
  3. Сутуловатость.
  4. Надплечье на стороне искривления выше другого.
  5. Асимметрия талии.
  6. Намечается поворот позвонков вокруг вертикальной оси.

Чтобы определить дугу искривления, нужно наклонить больного вперед и отметить дугу по остистым отросткам зеленкой или фломастером. При выпрямлении больного искривление пропадает.

Рентгенограмма должна показать угол искривления не более 10 градусов.

2.  Медицинский работник. (Раздаточные таблицы – на каждой парте.) Сколиоз бывает четырёх степеней (по В. Д. Чаклину).

Учитель математики. Чему равны углы искривления на рентгенограммах?

Учащиеся измеряют углы.

Сколиоз II степени характеризуется наличием таких

признаков:

1.  Асимметрия контуров шеи и треугольника талии.

  1. Таз на стороне искривления опущен.

3. На стороне искривления в поясничном отделе  

    имеется мышечный валик, а в грудном —  выпячивание.

4. Кривизна наблюдается в любом положении тела.

Рентгенограмма фиксирует угол искривления 11-25 градусов.


СКОЛИОЗ II степени

Учитель математики. Чему равны углы искривления на рентгенограммах?

Учащиеся измеряют углы.


СКОЛИОЗ III степени

Сколиоз III степени определяется по признакам:

  1. Наличие всех признаков сколиоза II степени.
  2. Хорошо очерченный реберный горб.
  3. Западание ребра.
  4. Мышечные контрактуры.
  5. Ослабление мышц живота.
  6. Выпирание передних реберных дуг.
  7. Мышцы западают, дуга ребра сближается с подвздошной костью на стороне вогнутости.

Рентгенограмма демонстрирует угол искривления 26-50 градусов.

Учитель математики. Чему равны углы искривления на рентгенограммах?

Учащиеся измеряют углы.

СКОЛИОЗ IV степени

 Сколиоз IV степени отличается сильной деформацией позвоночника. Вышеописанные симптомы сколиоза усиливаются. Мышцы в области искривления значительно растянуты. Отмечается западание ребер в области вогнутости грудного сколиоза, наличие реберного горба.

На рентгенограмме определяется угол искривления 50 и более градусов.

  1. Физкультминутка.

  1. Стоя ноги врозь, руки поднять вверх. Круговые боковые вращения вперёд попеременно правой и левой рукой с поворотом туловища за рукой (темп вращения постепенно увеличивается).
  2. Стоя ноги врозь, руки подняты вверх. Круговые движения обеими руками с одновременным вращением туловища.
  3. Стоя ноги врозь, руки в стороны. Выводя туловище поочерёдно влево и вправо, тянуться за рукой.

VI.  Практическая работа «Определение типа и степени сколиоза».

Работа выполняется в парах. У каждой группы – инструкция и рентгеновский снимок позвоночника человека.

Инструкция по выполнению работы.

  1. Запиши в тетради тему практической работы.
  2. Рассмотри рентгеновский снимок.
  3. Разбей позвоночник на участки в соответствии с искривлениями позвоночника.
  4. Определи тип сколиоза.
  5. Измерь с помощью транспортира углы искривления позвоночника.
  6. Укажи угол искривления для каждого типа сколиоза.
  7. Заполни таблицу:

Тип сколиоза

Имеется

или отсутствует

Угол

искривления

Степень сколиоза

Шейно-грудной сколиоз

Грудной сколиоз

Пояснично-грудной сколиоз

Поясничный сколиоз

Комбинированный

(S-образный сколиоз)

9. Ответь на вопрос: что такое сколиоз?

VII. Изучение нового (продолжение). Профилактика сколиоза.

Учитель биологии. Сколиоз, впрочем, как и другие заболевания, на фоне которых он формируется, чаще всего проявляется в периоды интенсивного роста ребенка, т.е. в 7-9 лет и 12-15 лет, либо в периоды, когда детский организм испытывает наибольшее эмоциональное напряжение - поступление в школу, экзамены, смена места жительства, внутрисемейные проблемы.

В каком возрасте надо показаться врачу? Как только родители заметят первые появления сколиоза, т.е. в 6-8 лет. Не поздно заняться коррекцией и в 12-15 лет, а вот в 22-25 лет что-либо существенно изменить будет очень непросто, возможно лишь несколько уменьшить угол сколиоза. Постоянное изучение и наблюдение за физическим развитием ребенка со стороны врача-педиатра, школьного врача и врача по лечебной гимнастике, а также своевременное направление ребенка к специалисту-ортопеду является обязательным.

Статистика многочисленных исследований по выявлению сколиоза у детей свидетельствует, что эта деформация - одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое имеет тенденцию к прогрессированию и достигает высшей степени к окончанию роста детского организма. Тяжелые искривления позвоночника и грудной клетки значительно влияют на функции внутренних органов: уменьшают объем плевральных полостей, нарушают механику дыхания, что в свою очередь ухудшает функцию внешнего дыхания, снижает насыщение артериальной крови кислородом, изменяет характер тканевого дыхания, вызывает гипертензию в малом кругу кровообращения, гипертрофию миокарда правой половины сердца - развитие симптомокомплекса легочно-сердечной недостаточности, объединенного названием "кифосколиотическое сердце".

Медицинский работник. Существует комплекс гимнастических упражнений, направленный на профилактику сколиоза. Мы вам дарим памятки и желаем, чтобы во время учёбы в школе у вас как можно меньше было проблем с позвоночником.

Сегодня мы провели физминутки, включающие упражнения на профилактику сколиоза из положения стоя. Дома можно выполнять упражнения из положения «лёжа», «сидя», «стоя»,  повторяя каждое по 6-12 раз.

VIII. Домашнее задание.

  1. Индивидуальное задание. Определите тип и степень сколиоза по рентгенограмме.
  2. Подберите материал по теме «Искривления позвоночника», используя различные источники информации, в т.ч. Интернет.
  3. Попробуйте определить без рентгенограммы с помощью родителей, есть ли у вас сколиоз.

IX.  Итог урока.

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое сколиоз?
  2. С какими видами сколиоза вы познакомились на уроке?
  3. Сколько типов сколиоза каждого вида существует?
  4. В чём заключается профилактика сколиоза»?

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ СКОЛИОЗЕ

  1. Из положения «лёжа»

1.  Лёжа на животе, руки согнуты, лоб на тыльной стороне кистей. Поднять правый локоть с пола и 2 раза сделать пружинящее движение назад (голова и левый локоть не отрываются от пола), То же левым локтем.

  1. Лёжа на животе, руки согнуты, лоб на тыльной стороне кистей. Поднять верхнюю часть туловища, голова на одной прямой с туловищем (глядеть в пол). Отпустить лоб на правый локоть, потом на левый. Вернуться в исходное положение.
  2. Лёжа на животе, руки в стороны. Поднять правую руку, отвести назад левую, выполнить два маха руками. То же со сменой положения рук.
  3. Лёжа на животе, руки согнуты, лоб на тыльной стороне кистей. Приподнять согнутые руки и верхнюю часть туловища. Повернуться поочерёдно налево и направо. Голову держать прямо, не запрокидывать и не наклонять вперёд.
  4. Лёжа на животе, руки согнуты, лоб на тыльной стороне кистей. Выпрямит правую руку вверх, и выполнить несколько махов назад. То же со сменой положения рук. Голову не отрывать от пола. Вариант: то же, но руки в сторону.
  5. Лёжа на животе, пальцы сцеплены в «замок». Приподнять верхнюю часть туловища. Повороты туловища направо и налево (посмотреть «в окошко подмышкой).
  6. Лёжа на животе, руки согнуты, лоб на тыльной стороне кистей. Скользя левой ногой по полу, согнуть её в колене и стараться дотянуться коленом до левого локтя или даже левой подмышки. То же другой ногой.
  7. Лёжа на спине. Поднять руки вверх и поочерёдно подтянуться вверх левой и правой рукой. Мышцы живота подтянуты, напряжённые прямые ноги прижаты к полу.
  8. Лёжа на спине. Поднять руки вверх и, скользя по полу, делать наклоны поочерёдно вправо и влево. Вариант: то же, но наклоны выполнять, слегка поднимая туловище.
  9. Лёжа на спине, руки на затылке, ноги прижаты к полу. Повернуть туловище направо (левый локоть и ноги не отрывать от пола). Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
  10. Лёжа на правом боку, правая рука (ладонь на полу), левая – вдоль туловища. Медленный наклон влево, правая рука движется по полу к туловищу, левую поднять. Повторить несколько раз. Тоже на левом боку.
  11. Лёжа на животе, руки выпрямлены вверх. Продвижения вперёд: а) подтянуть туловище к рукам, ноги расслаблены; б) вперёд всегда выдвигается правая рука и левая нога, и наоборот. Это упражнение следует выполнять только в помещении или на ровном покрытии.

2. Из положения «сидя»

  1. Сидя ноги врозь. Поднять руки и выполнить круговые движения в боковой плоскости попеременно правой и левой рукой с поворотом туловища (глазами следить за движением руки). Сначала выполнять упражнение медленно, затем ускорить темп, круговые движения выполнять непрерывно (когда одна рука вверху, другая начинает вращение).
  2. Сидя, ноги врозь. Развести руки в стороны, затем отвести их назад вверх (ладони вверх) и сделать два маха назад. Повернуть туловище направо, наклониться, оперевшись руками о пол, стараясь лбом коснуться пола. То же в другую сторону. Вариант: то же, но в упоре на руки с поворотом направо отвести назад левую ногу, и наоборот.
  3. Сидя ноги врозь. Развести руки в стороны вверх и сделать глубокий наклон вправо; правая рука касается пола, левая согнута над головой. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
  4. Сидя по-турецки, согнуть правую руку за спиной, расслабленно поднять левую руку, наклониться вправо и выполнить пружинящее движение в наклоне в сторону. То же в другую сторону со сменой положения рук.
  5. Сидя по-турецки, руки на голове. Наклон вправо, вернуться в исходное положение. То же влево.
  6. Сидя по-турецки, руки на голове. Поочерёдно пружинящим движением поворачивать туловище вправо до крайнего положения.
  7. Сидя на правой ягодице, ноги согнуты назад, правой рукой опираться о пол, левую отвести в сторону. Встать на колени, поднять таз и левую руку вверх, не отрывая правой руки от пола. Повторить несколько раз. То же в другую сторону.

3. Из положения «стоя»

  1. Стоя на коленях, поднять руки вверх и выполнить ими два пружинящих движения назад. Перейти в положение, сидя на коленях, перекрестив руки в области запястий. Повернуть туловище направо и выполнить в повороте два пружинящих движения. То же в другую сторону.
  2. Стоя на четвереньках (предплечья опираются о пол). Поднять правую руку, повернуть туловище и голову направо и несколько раз сделать махи правой рукой назад. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
  3. Стоя на коленях, руки вытянуть вперёд. Садиться на пол поочерёдно справа и слева (всегда через исходное положение), руки движутся в противоположном направлении.
  4. Стоя на коленях, ноги врозь, руки вверх. Сесть на правую пятку, глубокий наклон вперёд, лбом коснуться левого колена, правую руку поднять, левую отвести назад. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
  5. Стоя на коленях, ноги врозь, руки вверх. Наклониться вперёд вправо, руками коснуться пола и выполнить в наклоне два пружинящих движения вперёд (грудная клетка поднята). Вернуться в исходное положение, сделать два маха руками назад. То же в другую сторону.
  6. Стоя на коленях, ноги врозь, руки вверх. Повернуть туловище направо и правой рукой дотронуться до левой пятки. Вернуться в исходное положение. То же в противоположную сторону.
  7. Стоя на коленях, правая нога отведена в сторону, руки в стороны. Выполнить два маха руками назад. Повернуться направо, наклониться, отвести назад правую руку, поднять вверх левую (кисть касается правой стопы) и сделать правой рукой два маха назад (голова повторяет движения руки). Повторить несколько раз. То же с отведённой в сторону левой ногой.
  8. Стоя на колене, правая нога отведена в сторону, руки в стороны вверх, ладони вверх. Повернуться направо и сделать глубокий наклон, стараясь коснуться лбом колена правой ноги, руки назад. Повторить несколько раз. То же с отведённой в сторону левой ногой.
  9. Стоя на коленях, правая нога отведена в сторону. Выполнить два маха руками назад. Повернуть туловище направо, наклон, прогнувшись, правую руку назад, левую – вверх, кистью коснуться подъёма провой ноги, и сделать пружинящее движение в наклоне вперёд. Повторить несколько раз. То же с отведённой в левую сторону левой ногой.
  10. Стоя на четвереньках, опираясь на кисти рук, пальцы соприкасаются. Правую ногу выпрямить в сторону (вправо) и скользить носком ноги по полу к правой руке, голова следует за движением ноги. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
  11. Стоя на четвереньках с опорой на предплечья. Вывести таз вправо и повернуть голову направо (посмотреть на правое бедро). Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
  12. Стоя на четвереньках. На два счёта левую руку и правое колено продвинуть как можно больше вперёд, наклониться вправо, стараясь достать лбом правое колено. На счёт «три-четыре» перенести силу тяжести тела на правую ногу. То же в другую сторону.
  13. Стоя ноги врозь, наклониться вперёд, руки расслаблены, кисти касаются пола. Повернуть туловище к голове направо, отвести в сторону назад вверх правую руку (следить за правой рукой), левая рука не должна отрываться от пола. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
  14. Стоя ноги врозь, руки на затылке. Выполнить наклон вперёд, прогнувшись. Повернуть туловище направо и налево.
  15. Стоя ноги врозь, руки согнуты перед грудью (плечи развёрнуты и опущены, локти выше кистей). Выполнить два пружинящих движения руками назад, повернуть туловище направо, отвести правую руку в сторону вверх назад (ладонь вверх) и сделать два маха правой рукой назад. Вернуться в исходное положение. То же другой рукой в другую сторону.
  16. Стоя ноги врозь, руки в стороны. Выполнить наклон вправо, хлопнуть левой рукой по правой ладони. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
  17. Стоя ноги врозь, руки поднять вверх. Круговые боковые вращения вперёд попеременно правой и левой рукой с поворотом туловища за рукой (темп вращения постепенно увеличивается).
  18. Стоя ноги врозь, руки подняты вверх. Круговые движения обеими руками с одновременным вращением туловища.
  19. Стоя ноги врозь, руки в стороны. Выводя туловище поочерёдно влево и вправо, тянуться за рукой.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики". (Редактированный).

Интегрированный урок проводится с учителями биологии и технологии с учётом всех требований ФГОС. Презентация к уроку для интерактивной доски....

Интегрированный урок математики и биологии по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел. Некоторые экологические проблемы города вокруг нашей школы"

Данный урок направлен на закрепление умений умножать положительные и отрицательные числа, поможет применить знания по решению эколоческих проблем и познакомит обучающихся с экологическими проблемами м...

Интегрированный урок математики и биологии `Части`.

Интегрированный урок биологии и математики на тему `Части` показывает вариант тесного взаимодействие педагогов, работающих в классах одной параллели.Урок возможно использовать как на уроках математики...

Интегрированный урок математики и биологии в 6 классе (разработка урока)

Обобщение темы "Деление дробей" на уроке-путешествии по Байкалу....

Интегрированный урок математики и биологии в 6 классе (презентация к уроку)

Обобщение темы "Деление дробей" на уроке-путешествии по озеру Байкал....

Урок математики в 5 классе по теме «Построение и измерение углов»

Данный урок является последним перед контрольной работой при изучении темы «Урок математики в 5 классе по теме «Построение и измерение углов».Перед учащимися стоят задачи:  закр...