Интегрированный урок математики и биологии в 5 классе с привлечением медицинского работника "Измерение углов. Сколиоз позвоночника".
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Цели интегрированного урока математики и биологии в 5 классе "Измерение углов. Сколиоз позвоночника" предусматривают: закрепление умений пользоваться транспортиром для измерения углов, формирование знаний о применении транспортира при решении практических задач, развитие потребности формирования правильной осанки, расширение знаний о сколиозе, знакомство с комплексом упражнений по профилактике сколиоза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_integrirovannyy_urok_skolioz.rar | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Окорокова Наталья Васильевна, учитель
математики высшей категории МБОУ СОШ № 1
Интегрированный урок математики и биологии в 5 классе
с привлечением медицинского работника
Тема урока. Измерение углов. Сколиоз позвоночника.
Цели:
- закрепление умений пользоваться транспортиром для измерения углов,
- формирование знаний о применении транспортира при решении практических задач,
- развитие потребности формирования правильной осанки,
- расширение знаний о сколиозе,
- знакомство с комплексом упражнений по профилактике сколиоза.
Оборудование и дидактические материалы:
- муляж «Скелет человека»,
- таблица по биологии «Позвоночник человека»,
- раздаточные листы с фотографиями позвоночника (искривления I, II, III типов) для каждого ученика,
- рентгеновские снимки позвоночника человека для выполнения практической работы,
- памятка (для каждого ученика) «Комплекс упражнений для формирования правильной осанки»,
- листы для повторения по теме «Измерение углов».
Ход урока
I. Вступительное слово учителя биологии.
Анализ изучения состояния здоровья детей говорит об увеличении количества детей с различными заболеваниями за период обучения в школе. Особую тревогу вызывает увеличение от 1 к 10 классу в 2 раза заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и в 5 раз — заболеваний внутренних органов.
Сегодня на уроке мы затронем вопросы формирования правильной осанки школьников.
II. Введение в тему урока. Повторение.
1. Повторение. Отработка вычислительных навыков.
Учитель математики. Заболевание, о котором мы будем сегодня говорить, вы узнаете, решив примеры. Используя шифр к ответам, назовите заболевание позвоночника, наиболее распространённое у школьников:
а | л | с | к | е | м |
3,2 | 0,32 | 0,2 | 2,54 | 1,44 | 2 |
о | н | и | п | з | я |
0,01 | 4,8 | 0,144 | 0,6 | 4,008 | 14,4 |
1) | 0,4-0,1,2 | 5) | 0,72,0,84-0,72,0,64 |
2) | 10,6-8,06 | 6) | 1:10-0,3,0,3 |
3) | 0,12 | 7) | 4+0,23 |
4) | 0,4,0,3+0,4,0,5 | Ответ: сколиоз. |
2. Определение проблемы.
Медицинский работник. Вспомните, как, хорошо отдохнув летом у бабушки в деревне (на даче, в лагере, у моря и т.д.) и набравшись сил и энергии, первого сентября вы пришли в школу за знаниями. Но они, как известно, легко не даются. Пять-шесть часов в школе за рабочим столом, еще несколько часов дома. И уже через пару месяцев вы все чаще жалуетесь на головную боль, утомляемость, боль в спине. За столом вы уже не сидите, а почти лежите, и никакие просьбы и требования «выровнять спину» эффекта не дают.
В поликлинике после нескольких консультаций и обследований получаете диагноз - сколиоз.
Сколиоз (греч. skoliosis искривление) - искривление позвоночника во фронтальной плоскости (боковое искривление). Термин введен К. Галеном.
Диагностика и лечение различной патологии позвоночника - задача врача-вертебролога (от латинского « vertebra» позвонок).
При массовых обследованиях школьников 13 -15 лет выявляется от 60 до 75% «охвата» детей сколиозом.
Чтобы заметить появление сколиоза у ребенка, не нужно углубленных медицинских познаний, достаточно раздеть его, поставить босиком на ровную поверхность и посмотреть на него спереди и сзади.
Сзади обращает на себя внимание асимметрия тазовых костей, ягодичных складок, треугольников талии (расстояние и форма просвета между боковой поверхностью тела и опущенной рукой пациента), искривлена S-образно линия остистых отростков, асимметричны лопатки, надплечья, уши могут быть на разном уровне из-за наклона головы. В запущенных случаях наблюдается выбухание реберных дуг с одной стороны и западение с другой, образуется горб.
3. Повторение. Углы.
Учитель математики. Для того, чтобы нам разобраться, какие виды искривлений позвоночника существуют, необходимо повторить тему «Углы».
1) Сколько на рисунке острых углов? Тупых? Прямых?
B C
A
D
O
2) Есть ли на рисунке равные углы? Назовите их. Т
K M
A
O D F
N E
Р
3) Есть ли ошибка?
а) б) в)
C А
K E
O В
A B N M В С
ABC=38o
EOM=131o АВС=35о
III. Физкультминутка.
Учащиеся выполняют упражнения из Памятки «Комплекс упражнений для формирования правильной осанки».
- Стоя ноги врозь, руки на затылке. Выполнить наклон вперёд, прогнувшись. Повернуть туловище направо и налево.
- Стоя ноги врозь, руки согнуты перед грудью (плечи развёрнуты и опущены, локти выше кистей). Выполнить два пружинящих движения руками назад, повернуть туловище направо, отвести правую руку в сторону вверх назад (ладонь вверх) и сделать два маха правой рукой назад. Вернуться в исходное положение. То же другой рукой в другую сторону.
- Стоя ноги врозь, руки в стороны. Выполнить наклон вправо, хлопнуть левой рукой по правой ладони. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
IV. Изучение нового.
1. Учитель биологии. (При объяснении используются муляж «Скелет человека», плакат и раздаточные материалы.) Различают разные типы сколиоза.
По форме искривления:
|
|
|
По расположению искривления:
Шейно-грудной сколиоз. Вершина искривления позвоночника при шейно- грудном сколиозе находится на уровне четвертого-пятого грудных позвонков. Этот тип сколиоза сопровождается ранними деформациями в области грудной клетки, изменениями лицевого скелета.
Грудной сколиоз. Вершина искривления позвоночника при грудном сколиозе находится на уровне восьмого-девятого грудных позвонков. Искривления бывают право- и левосторонние.
Пояснично-грудной сколиоз. При пояснично-грудном сколиозе вершина искривления первой дуги позвоночника находится на уровне 10-11-го грудных позвонков.
Поясничный сколиоз. Вершина искривления позвоночника при поясничном сколиозе находится на уровне первого-второго поясничных позвонков. Сколиоз этого типа прогрессирует медленно, однако рано возникают боли в области деформации.
Комбинированный, или S-образный сколиоз. Комбинированный сколиоз характеризуется двумя первичными дугами искривления - на уровне восьмого-девятого грудных и первого-второго поясничных позвонков.
| Сколиоз I степени можно определить по следующим признакам:
Чтобы определить дугу искривления, нужно наклонить больного вперед и отметить дугу по остистым отросткам зеленкой или фломастером. При выпрямлении больного искривление пропадает. Рентгенограмма должна показать угол искривления не более 10 градусов. |
2. Медицинский работник. (Раздаточные таблицы – на каждой парте.) Сколиоз бывает четырёх степеней (по В. Д. Чаклину).
Учитель математики. Чему равны углы искривления на рентгенограммах?
Учащиеся измеряют углы.
Сколиоз II степени характеризуется наличием таких признаков: 1. Асимметрия контуров шеи и треугольника талии.
3. На стороне искривления в поясничном отделе имеется мышечный валик, а в грудном — выпячивание. 4. Кривизна наблюдается в любом положении тела. Рентгенограмма фиксирует угол искривления 11-25 градусов. |
|
Учитель математики. Чему равны углы искривления на рентгенограммах?
Учащиеся измеряют углы.
| Сколиоз III степени определяется по признакам:
Рентгенограмма демонстрирует угол искривления 26-50 градусов. |
Учитель математики. Чему равны углы искривления на рентгенограммах? Учащиеся измеряют углы. | |
СКОЛИОЗ IV степени | Сколиоз IV степени отличается сильной деформацией позвоночника. Вышеописанные симптомы сколиоза усиливаются. Мышцы в области искривления значительно растянуты. Отмечается западание ребер в области вогнутости грудного сколиоза, наличие реберного горба. На рентгенограмме определяется угол искривления 50 и более градусов. |
- Физкультминутка.
- Стоя ноги врозь, руки поднять вверх. Круговые боковые вращения вперёд попеременно правой и левой рукой с поворотом туловища за рукой (темп вращения постепенно увеличивается).
- Стоя ноги врозь, руки подняты вверх. Круговые движения обеими руками с одновременным вращением туловища.
- Стоя ноги врозь, руки в стороны. Выводя туловище поочерёдно влево и вправо, тянуться за рукой.
VI. Практическая работа «Определение типа и степени сколиоза».
Работа выполняется в парах. У каждой группы – инструкция и рентгеновский снимок позвоночника человека.
Инструкция по выполнению работы.
- Запиши в тетради тему практической работы.
- Рассмотри рентгеновский снимок.
- Разбей позвоночник на участки в соответствии с искривлениями позвоночника.
- Определи тип сколиоза.
- Измерь с помощью транспортира углы искривления позвоночника.
- Укажи угол искривления для каждого типа сколиоза.
- Заполни таблицу:
Тип сколиоза | Имеется или отсутствует | Угол искривления | Степень сколиоза |
Шейно-грудной сколиоз | |||
Грудной сколиоз | |||
Пояснично-грудной сколиоз | |||
Поясничный сколиоз | |||
Комбинированный (S-образный сколиоз) |
9. Ответь на вопрос: что такое сколиоз?
VII. Изучение нового (продолжение). Профилактика сколиоза.
Учитель биологии. Сколиоз, впрочем, как и другие заболевания, на фоне которых он формируется, чаще всего проявляется в периоды интенсивного роста ребенка, т.е. в 7-9 лет и 12-15 лет, либо в периоды, когда детский организм испытывает наибольшее эмоциональное напряжение - поступление в школу, экзамены, смена места жительства, внутрисемейные проблемы.
В каком возрасте надо показаться врачу? Как только родители заметят первые появления сколиоза, т.е. в 6-8 лет. Не поздно заняться коррекцией и в 12-15 лет, а вот в 22-25 лет что-либо существенно изменить будет очень непросто, возможно лишь несколько уменьшить угол сколиоза. Постоянное изучение и наблюдение за физическим развитием ребенка со стороны врача-педиатра, школьного врача и врача по лечебной гимнастике, а также своевременное направление ребенка к специалисту-ортопеду является обязательным.
Статистика многочисленных исследований по выявлению сколиоза у детей свидетельствует, что эта деформация - одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое имеет тенденцию к прогрессированию и достигает высшей степени к окончанию роста детского организма. Тяжелые искривления позвоночника и грудной клетки значительно влияют на функции внутренних органов: уменьшают объем плевральных полостей, нарушают механику дыхания, что в свою очередь ухудшает функцию внешнего дыхания, снижает насыщение артериальной крови кислородом, изменяет характер тканевого дыхания, вызывает гипертензию в малом кругу кровообращения, гипертрофию миокарда правой половины сердца - развитие симптомокомплекса легочно-сердечной недостаточности, объединенного названием "кифосколиотическое сердце".
Медицинский работник. Существует комплекс гимнастических упражнений, направленный на профилактику сколиоза. Мы вам дарим памятки и желаем, чтобы во время учёбы в школе у вас как можно меньше было проблем с позвоночником.
Сегодня мы провели физминутки, включающие упражнения на профилактику сколиоза из положения стоя. Дома можно выполнять упражнения из положения «лёжа», «сидя», «стоя», повторяя каждое по 6-12 раз.
VIII. Домашнее задание.
- Индивидуальное задание. Определите тип и степень сколиоза по рентгенограмме.
- Подберите материал по теме «Искривления позвоночника», используя различные источники информации, в т.ч. Интернет.
- Попробуйте определить без рентгенограммы с помощью родителей, есть ли у вас сколиоз.
IX. Итог урока.
Ответьте на вопросы:
- Что такое сколиоз?
- С какими видами сколиоза вы познакомились на уроке?
- Сколько типов сколиоза каждого вида существует?
- В чём заключается профилактика сколиоза»?
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ СКОЛИОЗЕ
1. Лёжа на животе, руки согнуты, лоб на тыльной стороне кистей. Поднять правый локоть с пола и 2 раза сделать пружинящее движение назад (голова и левый локоть не отрываются от пола), То же левым локтем.
2. Из положения «сидя»
3. Из положения «стоя»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....
Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики". (Редактированный).
Интегрированный урок проводится с учителями биологии и технологии с учётом всех требований ФГОС. Презентация к уроку для интерактивной доски....
Интегрированный урок математики и биологии по теме "Умножение положительных и отрицательных чисел. Некоторые экологические проблемы города вокруг нашей школы"
Данный урок направлен на закрепление умений умножать положительные и отрицательные числа, поможет применить знания по решению эколоческих проблем и познакомит обучающихся с экологическими проблемами м...
Интегрированный урок математики и биологии `Части`.
Интегрированный урок биологии и математики на тему `Части` показывает вариант тесного взаимодействие педагогов, работающих в классах одной параллели.Урок возможно использовать как на уроках математики...
Интегрированный урок математики и биологии в 6 классе (разработка урока)
Обобщение темы "Деление дробей" на уроке-путешествии по Байкалу....
Интегрированный урок математики и биологии в 6 классе (презентация к уроку)
Обобщение темы "Деление дробей" на уроке-путешествии по озеру Байкал....
Урок математики в 5 классе по теме «Построение и измерение углов»
Данный урок является последним перед контрольной работой при изучении темы «Урок математики в 5 классе по теме «Построение и измерение углов».Перед учащимися стоят задачи: закр...