Статья "Мотивация познавательной деятельности"
статья по алгебре на тему
Каждый из нас сталкивается с отсутствием мотивации познавательной деятельности учащихся.
И каждый из нас ищет пути решения этой проблемы.
Мы ошибаемся, мы ищем и, как правило, находим способ заинтересовать ученика в обучении. Именно поэтому мы работаем в школе – и иногда результат дает себя знать уже после того, как наш ученик закончил школу.
Поэтому и важно помнить, что школа должна не только формировать определенные знания и умения, но и пробуждать стремления учащихся к самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-_motivatsiya_ucheb._deyatelnosti.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация познавательной деятельности.
Каждый из нас сталкивается с отсутствием мотивации познавательной деятельности учащихся.
И каждый из нас ищет пути решения этой проблемы.
Мы ошибаемся, мы ищем и, как правило, находим способ заинтересовать ученика в обучении. Именно поэтому мы работаем в школе – и иногда результат дает себя знать уже после того, как наш ученик закончил школу.
Поэтому и важно помнить, что школа должна не только формировать определенные знания и умения, но и пробуждать стремления учащихся к самообразованию.
Дети не должны бояться своих ошибок, должны переходить от пассивного усвоения материала к активному.
Сейчас очевидно, что успешность школьника (его учебной деятельности) определяется не только его способностями, но и желанием учиться, т.е. мотивацией.
В широком смысле – познавательные мотивы – это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.
Уроки должны строиться таким образом, чтобы ученик был самостоятелен, активно участвовал в познавательном процессе – именно от этого зависит эффективность обучения.
Для этого нужно организовать процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить формирование умений школьников по переработке информации, стимулировать их силы по достижению учебно-познавательных целей, обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля.
Организация познавательной деятельности тем более необходима, чем более сложным и трудным для понимания является новый материал.
Существуют различные методы и приемы активизации познавательной деятельности.
Например, наглядность и иллюстрированность. Сегодня для этой цели удобно использовать интерактивные доски.
Сама по себе наглядность не обуславливает высокого уровня усвоения. Для этого необходима тесная взаимосвязь процессов восприятия с процессами мышления. Чем активнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. Поэтому задача учителя – организовать активное восприятие учениками демонстрируемого материала – это вопросы, задания, словесные пояснения учителя, требующие применения логических заключений, умения выделять главное и второстепенное.
Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет проблемная ситуация, т.е. ситуация, когда ученик не может решить поставленную перед ним задачу с помощью известных ему способов действий и знаний. В таких случаях возникает внутренняя потребность, создающая внутренние условия для усвоения нового материала.
Проблемное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы вызвать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание.
Можно использовать и эвристическую беседу в форме диалога, живого обмена мыслями.
Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся делают определенные выводы, обобщения, выражают свои мысли, активно работают на уроке. Такая беседа активизирует память и мышление учащихся.
Вопрос заставляет их думать, припоминать, воспроизводить знания.
Эффективно использование метода, основанного на применении опорных схем и сигнальных карточек.
Таблицы, создаваемые совместно с учащимися, организуют внимание детей к объяснению. Материал, с одной стороны, расчленяется, с другой стороны, объединяется в блоки, помогающие целостному восприятию материала.
Для контроля усвоения удобно использовать сигнальные карточки определенного цвета.
Конечно, на сегодня этих приемов недостаточно.
Новые социально-экономические условия требуют внедрения в образовательный процесс информационных технологий.
Ребят нужно учить умению получать информацию из различных источников, и из электронных тоже.
Интернет можно использовать для подготовки сообщений, для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, используя сайты Гущина и Ларина, а также открытые банки данных.
Как правило, в классе учащиеся обладают неодинаковым развитием, знаниями и умениями, различным темпом познания и другими индивидуальными качествами.
При использовании компьютера повышается уровень обученности слабых школьников.
Например, решение теста, например uztest, по какой то теме – дает возможность ученику мыслить более самостоятельно, осознанно, не копируя у товарищей, при этом повышается интерес к предмету, уверенность в том, что он может освоить предмет. И еще – это не обычная рутинная работа в обычной тетради.
Например, изучая теорему Пифагора, учащиеся 8 класса готовили презентации. Уроки были более живыми, наглядными.
Поданная в таком виде информация усваивается лучше, чем если бы это было обычное сообщение.
Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения – 25%; а если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажется около 65% информации.
Такие творческие задания и задания исследовательского характера повышают заинтересованность учащихся в изучении предмета, являются дополнительным мотивирующим фактором. Подобные уроки эффективны еще и по той причине, что учащиеся получают знания в процессе самостоятельной творческой работы.
Основной источник повышения интереса к учебной деятельности – создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к реалиям современной жизни.
В этом случае ученики глубже осознают важность, значимость изучаемого материала, относятся к этому с большим интересом, что и приводит к повышению активизации познавательного процесса.
Все мы сталкиваемся с проблемой отсутствия интереса некоторых учеников к учебной деятельности.
Какие могут быть причины? Это и межличностные отношения учитель – ученик, и умственное развитие ребенка, непонимание цели учения, страх перед школой, отсутствие мотивации обучения.
Призывая к чувству долга, использую метод принуждения, результатов не добьешься.
Один из приемов повышения познавательной деятельности – это игровой характер подачи материала.
В обучающей игре первоначальная заинтересованность внешней стороной постепенно перерастает в интерес к внутренней сути (это тематические КВНы, игра «Кто больше?», «Кто быстрее?», командные блиц-турниры).
Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия, решает задачи проблемного характера.
Материал должен не быть слишком легким, или слишком сложным. Обучение должно быть трудным, но посильным.
Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося (в том числе и им самим), тем интереснее ему работать.
Это и работа в парах с взаимопроверкой, рассказ доказательства теорем друг другу.
Если ученик у доски, например, рассказывает правило, или решение домашней задачи – классу дается задание внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ, или метод «закрытой доски»( ученик работает за отвернутой доской с последующим сравнением выполнения задания с классом).
Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося.
Сначала отметить достоинства, затем – недостатки. Мягко оценить не совсем удачный ответ: « было бы лучше, если…».
Что еще стимулирует познавательную деятельность учащихся?
- Внеклассные мероприятия по предмету, участие в предметной неделе, предметных олимпиадах, дифференцированные задания.
Может быть, у кого-то приемов и методов повышения мотивации обучения учащихся и больше. Но и эти немногие дают свои результаты.
Учащиеся побеждают в олимпиадах, активно участвуют в различных конкурсах, успевают по предмету, успешно сдают экзамены. Многие выпускники поступают в технические вузы. А успешная сдача экзаменов, желание поступить в вуз для приобретения выбранной профессии – это тоже мотивация познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"
"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...
Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."
В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...
Познавательный интерес как эмоциональная регуляция познавательной деятельности учащихся
В статье рассматривается сущность познавательного интереса. Описывается влияние познавательного интереса на познавательную активность обучающихся. Рассматривается поведение учителя как основного побуд...
Статья. Познавательный интерес в формировании учебно-познавательной деятельности на уроках химии
Познавательный интерес и познавательная активность влияют друг на друга и это взаимообусловленные процессы. Развитию познавательного и творческого интереса способствует применение современных образова...
Методы учебно-познавательной деятельности: учебно-познавательная игра
В ходе учебно-познавательной игры происходит процесс обучения, который стимулирует активность всех детей....