О рабочей программе по математике в соответствии с требованиями ФГОС
материал по алгебре на тему
Выступление на районной конференции учителей математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgus_konfer_2013_vystuplenie_rabochey_programmy.doc | 191.5 КБ |
avgust_konferentsiya_prezentatsiya.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Выступление на секции учителей математики
августовской конференции
на тему:
«Материалы с курсов повышения квалификации по проблеме:
«Технология реализации системно-деятельностного подхода
в преподавании математики»
Учитель математики
Ахунова Гузелия Нагимулловна
26 августа 2013 года
1 слайд .Не за горами сентябрь 2015 года, когда в 5 класс придут дети, которых мы будем обучать по ФГОС, т.е. используя системно-деятельностный подход в обучении. Мое выступление будет не ново, тем, кто уже прослушал похожие курсы.
- Побывав на курсах по проблеме «Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики» и получив богатый методический материал, мы поняли, что новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно значимых задач, в том числе и в ситуациях неопределенности.
- Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
- 2 слайд Системно-деятельностный подход, как основа разработки стандартов нового поколении, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигационный механизм универсальных учебных действий (УУД), которыми должны владеть учащиеся. Логика развития УУД, помогающая ученику в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия - к мысли. Будем учиться на опыте Сингапура,хотя теоретико-методологическим обоснованием служит системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. В связи с этим необходима предварительная подготовка учителя к решению принципиально новых задач, связанных с передачей функций целенаправленного формирования новых образовательных результатов непосредственно обучающемуся.
3 слайд Очень кратко об «универсальных учебных действиях» (УУД)
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД подразделяются на следующие виды: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.
4 слайд Личностные универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)
5 слайд Регулятивные универсальные учебные действия –
действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- саморегуляция.
6 слайд Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
I. Общеучебные универсальные учебные действия включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- ит.д.;
II. Универсальные логические учебные действия
Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. (анализ, синтез, сравнение, обобщение,построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).
Регулятивные универсальные учебные действия -
7 слайд Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативный подход обеспечивает формирование и развитие готовности к общению; он приводит к соблюдению этикетных норм, умению социально взаимодействовать, проявлять интеллектуальные, познавательные, творческие способности при общении с окружающими.
Мы разве до сих пор не развивали эти УУД??! Или лучше сказать : УУД развивались в процессе нашего обучения. Теперь же мы должны не давать детям знания, а помогать им их добывать. Мы использовали элементы проблемного обучения на некоторых уроках. Если ежеурочно так работать, то мы получаем системно-деятельностный подход. Но на данном этапе и по нашим учебникам сельский учитель , у которого 4-5 уроков в разных классах, работать не сможет. Такие уроки требуют от нас большой подготовки, много времени.
8 слайд Далее Рабочая программа учителя:
Учебный год учителя начинается с планирования, а именно с составления рабочей программы на учебный год. На курсах мы, 3 учителя математики нашего района, 9 слайдСибгатуллина Назия Галиулловна, учитель математики МБОУ «Дубьязская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»,
Шакирова Нурхания Курбановна, учитель математики МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа № 2», и я решили выполнить проектную работу , связанную с составлением рабочей программы.
Из теории :
10 слайдПрограммы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать (п. 18.2.2. ФГОС ООО):
пояснительную записку, в которой конкретизируются 1.общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2.общую характеристику учебного предмета, курса;
3.описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4.личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5.содержание учебного предмета, курса;
6.планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
7тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
8.описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
Это требование распространяется как на примерные, так и на рабочие программы отдельных учебных предметов.
11 слайдНе буду описывать содержание каждого раздела. Эти разделы составляются на основе примерной программы. Хочется остановиться на календарно-тематическом планировании. Каждая школа в локальном акте прописывает примерную структуру календарно-тематического планирования. По новым требованиям должны быть следующие разделы (столбцы)
В примерной программе прописаны основные виды деятельности уч-ся на уроке по темам. Заполняя , чувствовали, как наш урок становился насыщенным и интересным для учащихся. Как планируемые результаты определяют совместную работу учителя и учащихся. А колонка ИМИ МТ оснащение показывает,что должно быть на уроке, с чем работать. Как было бы хорошо, если все это у нас имелось.
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД) | Планируемые результаты | Учебно-методическое и материально-техническое оснащение | датаа | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||
8 | Прямоугольный параллелепипед | Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба, параллелепипеда; рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путем предметного или компьютерного моделирования, определять их вид. Исследовать и описывать свойства куба и прямоугольного параллелепипеда, используя эксперимент, наблюдение, измерение. Моделировать куб, прямоугольный параллелепипед, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Использовать компьютерное моделирование для изучения свойств геометрических объектов. Находить в окружающем мире пространственные фигуры, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда и куба. Изображать куб и прямоугольный параллелепипед от руки и с использованием чертежных инструментов. | Иметь представление о прямоугольном параллелепипеде. Знать его элементы. Уметь: изображать и находить площадь его поверхности | Формирование умений воспринимать и перерабатывать информацию в различных формах., умение объясненять известные факты, самостоятельно контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы, дают положительную самооценку и оценку результатов УД; | (Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения, конструируют модели геометрических тел. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других | учебник, рабочая тетрадь, развертки и модели куба и прямоугольного параллелепипеда (демонстрационные и раздаточные), комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных), комплект для моделирования, интерактивное моделирование, интерактивные практические задания с диска «Мат-ка. Интерактивные приложения», презентация к уроку. |
мы , три учителя математики, неделю составляли календарно-тематическое планирование одного раздела в 5 классе. Учителю в начале года надо разработать все 170 уроков в 4-5 классах. Современный учитель, на наш взгляд, не должен быть загружен составлением документов.
Далее технологическая карта урока. Документ
1Тема
2Цели:
Образовательная цель: cформировать новое понятие "целое число" и показать его применение.
Развивающая цель: развивать мышление, познавательный интерес, умение формулировать выводы.
Воспитательная цель: формировать ценностное отношение к новым знаниям, умение применять "целые числа" в повседневной жизни.
3Предполагаемые результаты.
Учащиеся должны:
- знать, что такое "целое число", что показывает "целое число", противоположные числа;
- уметь находить целые числа, применять их к повседневной жизни, записывать противоположные числа.
4Оборудование и материалы к уроку:
- компьютеры у каждого ученика;
- видеофильм "Где и когда в Вашей жизни встречались целые числа?", снятый учащимися 11 класса на улицах д. Быданово;
- видеофильм "Земля. Климат" ООО "Видеостудия "КВАРТ" www.cvart.ru
- тест для проверки уровня усвоения материала (приложение).
5.Структура урока:
Этапы урока. | Что делает. | Результат. | ||
Название. | Цель. | Учитель. | Ученик. | |
1. Этап самоопреде-ления к учебной деятельности. | Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | а) предлагает прочитать на мониторе компьютера вопросы, на которые предстоит ответить после просмотра первого блока фильма "Земля климат": 1) обратите внимание на то, как диктор читает числа, показывающие температуру воздуха летом и зимой, чем они отличаются? 2) запишите эти числа словами в тетрадь. б) предлагает просмотреть первый блок фильма "Земля климат" ООО "Видеостудия "КВАРТ"www.cvart.ru в) предлагает после просмотра эпизода ответить на вопросы, которые прочитали на мониторе. | Читают вопросы на мониторе компьютера. Внимательно смотрят и слушают текст фильма. Отвечают на поставленные вопросы. | Должны прийти к выводу, что для решения некоторых практических задач нужно знать новый вид чисел. |
2. Актуали-зация знаний и фиксация затрудне-ний. | ||||
3. Выявле-ние причин затруднений и постановка цели дея-тельности. | ||||
4. Постро-ение проекта выхода из затруднений. | ||||
5. Первич-ное закреп-ление во внешней речи. | ||||
6. Этап самостоятельной работы. | 7. Включе-ние в систему знаний и повторения. | 8. Этап рефлексии деятельности. |
Можем ежедневно такие карты составлять?
Необходимо создать УМК такой, чтобы учитель по готовым рабочим программам, технологическим картам, со 100% оснащением, мог в рабочее время подготовиться к своим урокам, проверить тетради, провести консультации и спокойно пойти домой.
Что он должен иметь под рукой (это 3Т : ТРЕБОВАНИЕ к оснащению)
12 слайд Информационно-методическое и материально техническое обеспечение
1.Библиотечный фонд: учебники, методические пособия , нормативные документы, сборники заданий и т.д.
2.Печатные пособия:
1. Таблицы по математике для 5 классов.
2. Портреты выдающихся математиков.
3.Информационные средства:
1. Диск «Уроки математики . Мультимедийное приложение к урокам математики (Презентации к каждому уроку)»+Методическое пособие
2.Диск «математика. Интерактивные дидактические материалы. 5 класс по учебнику Н.Я.Виленкина (тесты, логические задания, кроссворды, анимированные задачи)»+ методическое пособие
3.Инструментальная среда по математике.
4. Электронная база данных для создания тематических, разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации контроля.
13 слайд 4.Экранно-звуковые пособия.
Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов.
5.Технические средства обучения.
1.Мультимедийный компьютер.
2.Мультимедиапроектор.
3.Экран.
4.Интерактивная доска.
А мы бы добавили многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир)
6.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
1.Магнитная доска с координатной сеткой.
2.Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных).
3.Комплекты планиметрических и стереометрических тел (классных и раздаточных).
4.Комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин)
А учебник???
Сейчас работают над созданием новых учебников. Примеры пдф файл13-14 стр(просвещение, линия сфера)
И УМК от Вентана Граф 14 –18 слайд
Подведем итоги 19-21 слайды
Заключение
В заключении хочется сказать, мы не должны сидеть и ждать 2015 год. Уже сейчас в целях подготовки к внедрению ФГОС основного общего образования необходимо использовать системно-деятельностный подход в обучении, пусть это будут отдельные элементы, но мы на практике убедимся, что эти приемы работают.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников образовательного процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Новое качество образования Новый образовательный результат «Компетентности обновления компетенций» и мотивация продолжения обучения на разных этапах развития личности ученика
УУД подразделяются на следующие виды: личностные , познавательные , коммуникативные и регулятивные.
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения - личностные, жизненные, профессиональные : самоопределение ; - смыслообразование; - нравственно-этическая ориентация.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность : целеполагание, планирование , прогнозирование , контроль , коррекция , оценка, саморегуляция.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания: общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.); - логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.); - постановка и решение проблемы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов ; - разрешение конфликтов ; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования «Проект рабочей программы по математике в 5 классе по УМК Виленкина Н.Я., Жохова В.И. и др.,с учетом требований ФГОС ООО»
Участники рабочей группы Сибгатуллина Назия Галиулловна , учитель математики МБОУ « Дубьязская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан», Шакирова Нурхания Курбановна , учитель математики МБОУ « Высокогорская средняя общеобразовательная школа № 2», Ахунова Гузелия Нагимулловна , учитель математики МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан».
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать (п. 18.2.2. ФГОС ООО): 1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2. Общую характеристику учебного предмета, курса; 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5. Содержание учебного предмета, курса; 6. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. 7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; Это требование распространяется как на примерные, так и на рабочие программы отдельных учебных предметов.
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; № п/п Тема урока Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД) Планируемые результаты Учебно-методическое и материально-техническое оснащение дата Предметные Личностные Метапредметные
Информационно-методическое и материально техническое обеспечение 1.Библиотечный фонд: учебники, методические пособия , нормативные документы, сборники заданий и т.д. 2.Печатные пособия: 1. Таблицы по математике для 5 классов. 2. Портреты выдающихся математиков. 3.Информационные средства: 1. Диск «Уроки математики . Мультимедийное приложение к урокам математики (Презентации к каждому уроку)»+Методическое пособие 2.Диск «математика. Интерактивные дидактические материалы. 5 класс по учебнику Н.Я.Виленкина (тесты, логические задания, кроссворды, анимированные задачи)»+ методическое пособие 3.Инструментальная среда по математике. 4. Электронная база данных для создания тематических, разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации контроля .
4.Экранно-звуковые пособия. Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов. 5.Технические средства обучения. 1.Мультимедийный компьютер. 2.Мультимедиапроектор. 3.Экран. 4.Интерактивная доска. А мы бы добавили многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир) 6.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. 1.Магнитная доска с координатной сеткой. 2.Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных). 3.Комплекты планиметрических и стереометрических тел (классных и раздаточных). 4.Комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин)
Состав УМК Программа курса Учебник Рабочие тетради №1, 2 Электронное приложение ( CD ) Методические рекомендации для учителя
Содержательно-методические особенности: работа с текстом учебника
Электронное приложение Компьютерный диск в двух вариантах: для учителя и для ученика На диске: текст + звук + анимация Материалы к главам Видеолекции Анимированные задачи Словарь Исторический материал Электронный журнал (для учителя) Статистика и аналитика (для учителя) Контрольные и самостоятельные работы в учебнике и методическом пособии
Требования к современному уроку Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока Учитель выступает в роли организатора, а не информатора Обязательная рефлексия каждого из учащихся на уроке: восстанавливает ход урока ; анализирует свою деятельность или деятельность товарищей; формулирует свои впечатления Высокая степень речевой активности учащихся
ИНТЕРАКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ (круговое взаимодействие)
Правила на каждый день, которые помогут учителю: Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят; Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка; Исключение из лексикона слов «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого предложения обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…». Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все. На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её. Самое главное –эмоциональный настрой учителя. «Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей». Если после урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или с учителем, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, у ребенка он не оставил следа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Презентация "Разработка рабочей программы по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования"
Схема построения рабочей программы по математике для 5 класса...
Проектирование рабочей программы по математике в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивани...
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Рабочая программа по литературе в соответствии с требованиями ФГОС
Программа содержит пояснительную записку, планируемые УУД, тематическое планирование...
Разработка рабочей программы по математике в соответствии с требованиями новых ФГОС СОО
Протокол заседаний ШМО по разработке рабочей программы по математике в соответствии с требованиями новых ФГОС СОО...