Проблемно-модульное обучение в профессиональной школе на уроках математики
статья по алгебре на тему
Предварительный просмотр:
Проблемно-модульное обучение в профессиональной школе на уроках математики. И.А.Силаева,
государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования Тульской области «Профессиональный лицей №43», г. Тула.
В период быстрых изменений, характерных для сегодняшнего мира в области новых технологий, производственных процессов, оборудования и материалов, предъявляются новые требования к уровню профессиональной подготовки молодого специалиста. Он должен иметь высокий уровень общего образования, профессиональную компетентность и мастерство, уметь самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою деятельность с использованием современной информационной техники, стремиться к самообразованию. Одним из путей решения этой проблемы представляется путь раскрытия внутренних резервов человеческой личности, ее самоактуализации. А это, в свою очередь, требует от профессионального образования переориентации на личностную направленность, на перспективную подготовку молодого специалиста, которая станет осуществляться с учетом развития производства, общественно-социальных запросов, будет гибко реагировать на интересы рынка труда, его условия и потребности.
Молодой специалист должен обладать такими качествами как профессиональная компетентность, профессиональная самостоятельность, профессиональная мобильность, умение работать в трудовом коллективе. И я считаю, что такая дисциплина, как математика, вносит определенный вклад в формирование этих качеств.
Научить учащихся всему, что понадобиться в жизни нельзя, но можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой.
В условиях получения профессионального образования, в группах, где обучаются учащиеся с самым разным уровнем подготовки, сформированности мотивации, дифференцировать обучение очень сложно.
В связи с этим у меня возник вопрос: «Как повысить эффективность урока?» Первое, что предстояло сделать - это увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся, ибо не секрет, что учащимся на уроке часто отводиться лишь роль пассивных слушателей, так как мы, педагоги, тратим много времени на объяснение материала, проводим затянутые устные опросы. Второе - нужно было расширить тематический диапазон каждого занятия: ведь не всегда оправдано дробление учебной темы и ее изучение малыми частями в длинной цепи уроков. Третье – требовалось увеличить время на отработку знаний, поскольку ясно, что без многократного повторения хороший результат в обучении получить нельзя.
Данное обстоятельство побудило меня обратиться к проблемно - модульной технологии обучения как раз и позволяющей решать задачу системности, объема и структурирования учебной информации.
Весь процесс обучения разбит на блоки, а блок делится на самостоятельные модули, материал которых распределяется по занятиям и изучается в завершенном цикле.
Это дает возможность конкретизировать типы занятий, виды упражнений и заданий при изучении каждого модуля. Я самостоятельно намечаю формы и методы изучения модуля и блока и устанавливаю последовательность материала. В этой ситуации я как педагог выступаю в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, консультанта и помощника.
Схематично деятельность преподавателя и учащихся на данных уроках можно выразить так:
- Формирование проблемы и определение цели работы.
- Определение направлений деятельности (заданий для групп).
- Групповая работа.
- Разрешение проблемы (выход на проект)
- Анализ проекта. Рефлексия.
Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков – модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов (УЭ).
Каждый учебный элемент модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Среди УЭ обязательны:
УЭ- 0 - направлен на определение интегрирующей цели по достижению
результатов. Его задача- актуализация темы, мотивирование
учащихся на усвоение нового материала;
- включает задание по выявлению уровня знаний по теме.
(см. приложение 1.)
УЭ-1 - включает задания направленные на овладение новым материалом.
Это может быть лекция с использованием всего спектра ТСО,
иллюстраций, чертежей, моделей, привлечением
ученика. ( см. приложение 2)
Эффективна самостоятельная проработка учебного материала в
группах, когда каждая группа работает над своей частью, затем
представители групп идут в другие группы, объясняют
наработанное, по очереди проходя всех. Таким образом, учащиеся
знакомятся с темой.
УЭ-2 - первичное закрепление учебного материала: проработка текста
учебника, письменная работа с вопросником, причем вопросы
должны быть составлены в соответствии с логикой раскрытия
темы, с логикой опорной схемы и требует односложных, одной
фразой ответов.
УЭ-3 - его задача состоит в определении уровня усвоения учебного
материала, ранжирования характера готовности учащихся к работе
над творческим проблемным блоком. Чаще всего это контрольная
работа или тесты, составленные по трем уровням:
минимальном, общем и продвинутом. Характер вопросов или
заданий соответствует требованиям, предъявляемым к данным
уровням.
Минимальный уровень (1 уровень): учащиеся запомнили учебный материал, отвечают на вопрос репродуктивного характера.
Общий уровень (2 уровень): учащиеся демонстрируют полное понимание учебного материала, находят существенные признаки и связи предметов на основе анализа и синтеза, правил логического умозаключения, установление сходства и различия, сопоставления с имеющимися знаниями. Демонстрируют простейшие умения и навыки (решают задачи, представляющие собой комбинацию подзадач с явными ассоциативными связями).
Продвинутый уровень (3 уровень): учащиеся способны переносить знания и умения в новую ситуацию.
Пример: тема «Многогранники»
1 УРОВЕНЬ | Сколько боковых граней имеет правильная четырехугольная призма? |
2 УРОВЕНЬ | Чему равна площадь боковой поверхности правильной четырехугольной призмы, если ее высота равна 5 см., а сторона основания равна 3 см.? |
3 УРОВЕНЬ | Какую наименьшую площадь должен иметь контейнер в форме прямоугольного параллелепипеда, чтобы можно было уместить в нем 50 коробок с обувью, размером 50см., 20см., 30см. |
Проблемно- модульная технология предоставляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляцию своих учебных достижений.
УЭ-4 – формирование проблемной ситуации, как первый этап творческого
блока.
УЭ-5 – создание проекта. Учитель выполняет роль консультанта, помогающего организовать работу групп. Итогом групповой работы является выступление с отчетом (выход на «проект»).
УЭ-6 - проводится рефлексия проделанного, учащиеся анализируют свою работу, определяют характер собственных затруднений.
УЭ-7 - заключительный этап модуля - контрольный зачет. Проводится также по трем уровням усвоения. Учащиеся получают карту с контрольным заданием, где задания составлены в соответствии с требованиями к минимальному, общему и продвинутому уровню обученности. Расположены они по мере нарастания трудности. Учащимся предписывается решать их именно в такой последовательности: от более простого к более сложному.
УЭ-8 - коррекция учебных знаний и умений учащихся на консультациях и в планировании последующих модулей.
Описанная технология представляется мне весьма эффективной, поскольку создает особый вид мотивации - проблемный. Сочетание проблемных подходов к изучению материала и модульного принципа, его структурирования способствует дифференциации обучения с одной стороны, с другой вовлекает в работу всю группу, позволяет учащимся почувствовать свои силы, изжить неуверенность. Но самое главное - пробуждает мысль, мысль как ключ к решению любых проблем.
Литература
- Атанасян Л.С. Геометрия 10-11: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2009.-206с.
- Михайлова Н.Н. Управление процессом внедрения эффективных педтехнологий в системе профессионального образования, М.: ИРПО, 2001.-168с.
3. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного
обучения: Методическое пособие.- М.: Народное образование, 1996.- 157с.
Приложение 1
Модуль № 5 «Многогранники».
№ модуля | № учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
5 Актуализация знаний. | 5.0 | Цель: систематизировать важнейшие сведения по геометрии. Ответьте на вопросы:
| Если вы не уверены в правильности своих ответов на эти вопросы, то обратитесь к актуализации знаний (схема №1) или проконсультируйтесь у преподавателя. После чего откройте тетради, запишите число и письменно ответьте на вопросы теста (см. тест №1) Переходите к изучению следующего учебного элемента. |
Приложение 2
изучение нового материала Призма | 5.1 | Цель: дать определение призмы, пирамиды , рассмотреть виды призм, пирамид, записать формулы для вычисления площади поверхности многогранника и объема. Лекция – беседа о многогранниках, видах многогранников. 1.Ответьте на вопросы:
2.Сделайте чертеж параллелепипеда. Проведите в нем диагонали. Сколько их? 3.Среди изображенных геометрических тел выберите призмы 4.Для данной призмы назовите: а) вершины; б) боковые ребра; в) боковые грани; г) основания; д) противоположные грани; е) диагонали граней; ж) диагонали призмы. | После изучения этого учебного элемента, вы должны быть способны:
Внимательно слушайте учителя, делайте записи определений новых понятий в тетради. Работайте индивидуально. Пользуйтесь моделями многогранников, микроплакатами Рассмотрите схему №2
Воспользуйтесь определением и понятиями, данными в учебнике на стр. 57 и 59 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология обучения в сотрудничестве на уроках математики
Современная ситуация в образовании настоятельно доказывает необходимость поискаиных методов и совершенствования существующих форм обучения, которые способствуют развитию личности....
Обучение мышлению семиклассников на уроках математики
Из опыта работы приемы и методы побуждения семиклассников к мыслительной деятельности.Основные мыслительные операции и особенности их формирования посредством обучения математике...
Стратовое обучение (аналитический отчёт) на уроках математики
Работа в рамках стратовой системы отличается от работы в разноуровневом классе. Учащиеся страт высокого уровня умеют устанавливать логические связи, легче и быстрее усваивают научные понятия. По...
Метод проблемного обучения в современной школе на уроках математики
публичное выступление...
Метод проблемного обучения в современной школе на уроках математики
Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуации под руководством учителя. Проблемное обучение- это система методов и средств обучения, ...
"Технология проблемного обучение в школе на уроках математики"
quot;Технология проблемного обучение в школе на уроках математики"Выступление на ШМО учителей математикиосновные принципы этого метода с примерами....