Исследовательская деятельность на уроках математики
статья по алгебре (11 класс) на тему

Архиреева Татьяна Анатольевна

Статья об организации исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики

        Одним из способов педагогической поддержки учащихся в профильном самоопределении является вовлечение их в учебное исследование. Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою успешность в этом процессе. Это зависит от учителя, его умения организовать деятельность ученика и признание ее ценности для окружающих.

      Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. Выбрав эту проблему, учащийся ставит цель и определяет задачи, которые он должен решить в ходе своего исследования. Далее он составляет план исследования для достижения поставленной цели.

    Исследовательская деятельность ориентирована на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. При этом необходимо, чтобы учащиеся не просто усваивали содержание какого-либо материала, а решали определенную  проблему, т.е. активно применяли получаемые знания для получения практического результата на основе их применения.

     В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы; развитие исследовательской, творческой деятельности.

      Основные задачи учителя при развитии исследовательской деятельности:

  1. Актуализация исследовательской потребности ученика.
  2. Вовлечение в поисковую деятельность.
  3. Содействие в осознании исследования как отражении познавательной потребности.
  4. Создание условий, стимулирующих познавательную активность.
  5. Доведение ученика до результативности в деятельности.

      Перед исследовательской деятельностью учитель должен определить для себя основную проблему, а также возможные гипотезы ее решения. Он также определяет, какие знания, умения и навыки потребуются учащимся при работе, какие новые знания, умения, навыки должны приобрести ученики в ходе работы, какая им может потребоваться помощь.

   Для того, чтобы исследовательская деятельность ученика стала продуктивной для его собственного развития, важно опираться на следующие принципы:

  1. Приоритетность исследовательской мотивации. Необходимо формировать исследовательскую деятельность, начиная с мотивации, с актуализации исследовательской потребности. Необходимо создавать атмосферу поиска.
  2. Личностно ориентированное взаимодействие с учеником. Это принцип предполагает формирование у школьников исследовательского интереса и особой жизненной позиции, когда нахождение и решение проблемы приобретает статус ценности.

 Осуществление исследовательской деятельности  используется на уроках и во внеурочной работе.

     Исследовательская деятельность на уроке организуется через задания творческого и исследовательского характера, позволяющие ученику получить навыки самостоятельного поиска истины.

     Исследовательская деятельность является важным средством развития личности ученика, готового к самостоятельной жизни в быстро изменяющемся мире, способного реализовать свой творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках математики

Повышение познавательной активности у учащихся, привитие интереса к предмету через исследовательскую деятельность в учебном процессе....

Элементы учебно-исследовательской деятельности на уроках математики в гуманитарных классах

Данная презентация показывает возможности урока математики (УМК Г.К. Муравина, О.В. Муравиной) в 5 классе для формирования таких понятий, как контрпример и гипотеза в рамках подготовки в введению ФГОС...

Исследовательская деятельность на уроках математики

Как в рамках урока математики можно использовать элементы исследовательской деятельности и получать практический результат...

Использование методов и технологий на основе проектно-исследовательской деятельности на уроках математики

Основная цель – привитие интереса к предмету, оптимизация  познавательной активности....

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...