Рабочие программы по математике для 6 кл
рабочая программа по алгебре (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Атюрьевская средняя образовательная школа № 2»
с. Атюрьево, Атюрьевский район, Республика Мордовия
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей математики и информатики Протокол № ___ от «____»__________2013 г. Руководитель МО ______________ | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________Васина Н. Г. «____»________2013 г. | «Утверждено» Директор школы МБОУ «АСОШ №2» ___________Байкова Н. К. «___»___________2013 г. |
Рабочая программа
по учебному курсу «Математика»
6 класс
Составитель: Семонченкова М.В.
учитель математики МБОУ «АСОШ №2»
с. Атюрьево Атюрьевского района Республики Мордовия
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Учебный предмет математика изучается в 6 классе, расчитан на 170 часов.
Рабочая программа учебного предмета «математика» для 6 кл составлена на основе примерной учебной программы (сост. Бурмистрова Т.А.,2010) рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с учетом ключевых положений ФГОС ОО.
Учебно-методический комплект:
1. Учебник «Математика – 6», авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, М.: Мнемозина, 2009 г.
2.Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы, авт.-сост. В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2009 г.
Данный предмет ставит своей целью воспитание у обучаемых средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношение к математике как части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюции математических идей; развитие навыков вычислений с натуральными числами; освоение навыков действий с десятичными дробями; формирование умений: использование букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составление уравнений, построение геометрических фигур, измерение геометрических величин.
Изучение предмета математика способствует решению следующих задач:
- приобретение математических знаний и умений;
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развивались на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Изменения, внесенные в программу:
По авторской программе изучение нового материала начинается с первых уроков, но в данном классе целесообразно начать изучение математики с уроков повторения изученного в 5 классе, таким образом в данной рабочей программе отведено 5 часов в начале года на повторение, где 2 ч взяты из темы «Делимость натуральных чисел» (1ч из «Делители и кратные» и 1 ч из «Признаки делимости на 10, на 5 и на 2») и 3 часа из темы «Повторение». Считаю, что такое распределение часов наиболее эффективно для данного класса.
.При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, дидактические игры, инсценировки и т. п.)
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
- традиционная классно-урочная
- игровые технологии
- элементы проблемного обучения
- технологии уровневой дифференциации
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
Виды и формы контроля: переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.
Требования к уровню подготовки учащихся:
должны знать: понятия обыкновенной дроби и отрицательного числа;
- правила выполнения действий с обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами;
- определение угла и его виды;
- понятие «вероятность».
должны уметь:
- выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами;
- переходить из одной формы записи в другую;
- находить значения степеней с целыми показателями;
- решать текстовые задачи, включая задачи связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;
- устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, нахождения длины окружности и площади круга.
Тематический план за 6 класс
№ | Тема | Кол-во часов по программе |
Повторение курса математики 5 класса | - | |
1 | Делимость чисел | 20 |
2 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 22 |
3 | Умножение и деление обыкновенных дробей | 31 |
4 | Отношения и пропорции | 18 |
5 | Положительные и отрицательные числа | 13 |
6 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел | 11 |
7 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел | 12 |
8 | Решение уравнений | 13 |
9 | Координаты на плоскости | 13 |
11 12 | Повторение Резерв | 17 |
Итого: | 170 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Пункт учебника | Тип урока | Примерные сроки проведения | Подготовка к итоговой аттестации | Примечание |
Повторение. Дроби. Арифметические действия с дробями. | повторение изученного | 1.09 | ||||
Повторение. Решение уравнений. | повторение изученного | 3.09 | ||||
Повторение. Проценты. | повторение изученного | 5.09 | ||||
Повторение. Решение задач. | повторение изученного | 6.09 | ||||
Повторение. Решение задач. | Контроль знаний и умений | 7.09 | ||||
Делители и кратные. | П1 | изучение нового материала | 8.09 | |||
Делители и кратные. | П1 | закрепление изученного | 10.09 | №1 с/р с.12 | ||
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. | П.2 | изучение нового материала | 11.09 | |||
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2. | П.2 | закрепление изученного | 12.09 | |||
Признаки делимости на 9 и на 3. | П.3 | изучение нового материала | 13.09 | №2: № 1, 2 (1-3в.) | ||
Признаки делимости на 9 и на 3. | П.3 | комбинированный | 14.09 | №2: № 1, 2 (4-5в.) | ||
Простые и составные числа. | П.4 | изучение нового материала | 15.09. | |||
Простые и составные числа. | П.4 | применение знаний | 17.09 | №4: тест №1 | ||
Разложение натурального числа на простые множители. | П.5 | изучение нового материала | 19.09 | |||
Разложение натурального числа на простые множители. | П.5 | закрепление изученного | 20.09 | |||
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | П.6 | изучение нового материала | 21.09 | |||
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | П.6 | закрепление изученного | 24.09 | №2: № 3 (1,2,4, 5в.) | ||
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | П.6 | применение знаний | 26.09 | №3: №25-28 с.5, 32 | ||
Наименьшее общее кратное. | П.7 | изучение нового материала | 27.09 | |||
Наименьшее общее кратное. | П.7 | закрепление изученного | 28.09 | |||
Наименьшее общее кратное. | П.7 | применение знаний | 29.09 | №3: №32-34 с.5, 32 | ||
Наименьшее общее кратное. | П.7 | комбинированный | 1.10 | №2: № 3 (3, 8,9,10в.) | ||
Контрольная работа №1 по теме: «Делимость чисел» | П.1-7 | Контроль знаний и умений | 3.10 | |||
Основное свойство дроби. | П.8 | изучение нового материала | 4.10 | №2: № 3 (6,7 в.) | ||
Основное свойство дроби. | П.8 | закрепление изученного | 5.10 | |||
Сокращение дробей. | П.9 | изучение нового материала | 6.10 | |||
Сокращение дробей. | П.9 | закрепление изученного | 8.10 | |||
Сокращение дробей. Самостоятельная работа. | П.9 | применение знаний | 10.10 | №1: с/р с.44-45 | ||
Приведение дробей к общему знаменателю. | П.10 | изучение нового материала | 11.10 | №2: № 4 (1-5 в.) | ||
Приведение дробей к общему знаменателю. | П.10 | закрепление изученного | 12.10 | |||
Приведение дробей к общему знаменателю. | П.10 | применение знаний | 13.10 | №3: №47-50 с.6, 33 | ||
Сравнение дробей с разными знаменателями. | П.11 | изучение нового материала | 15.10 | |||
Сравнение дробей с разными знаменателями. | П.11 | закрепление изученного | 17.10 | |||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | П.11 | комбинированный | 18.10 | |||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | П.11 | закрепление изученного | 19.10 | №2: № 5 (6,7 в.) | ||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | П.11 | применение знаний | 20.10 | №3: №68-72 с.7, 34 | ||
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | П.11 | комбинированный | 22.10 | |||
Контрольная работа №2 по теме: «Основное свойство дроби. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» | П.8-11 | контроль знаний и умений | 24.10 | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел. | П.12 | изучение нового материала | 25.10 | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел. Тест. | П.12 | изучение нового материала | 26.10 | №4: тест №2 | ||
Сложение и вычитание смешанных чисел. | П.12 | закрепление изученного | 27.10 | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел. | П.12 | применение знаний | 29.10 | №3: №85-88 с.9, 36 | ||
Сложение и вычитание смешанных чисел. | П.12 | закрепление изученного | 31.10 | |||
Сложение и вычитание смешанных чисел. | П.12 | обобщение и систематизация знаний | 1.11 | №2: № 5 (8-10 в.) | ||
Контрольная работа №3 по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел». | П.12 | контроль знаний и умений | 2.11 | |||
Умножение дробей. | П.13 | изучение нового материала | 3.11 | |||
Умножение дробей. | П.13 | закрепление изученного | 12.11 | |||
Умножение дробей. | П.13 | применение знаний | 14.11 | №3: №101-103 с.10, 37 | ||
Умножение дробей. | П.13 | комбинированный | 15.11 | |||
Нахождение дроби от числа. | П.14 | изучение нового материала | 16.11 | |||
Нахождение дроби от числа. | П.14 | изучение нового материала | 17.11 | |||
Нахождение дроби от числа. | П.14 | закрепление изученного | 20.11 | №4: тест №4 | ||
Нахождение дроби от числа. | П.14 | применение знаний | 21.11 | №3: №118-121 с.11, 38 | ||
Применение распределительного свойства умножения. | П.15 | изучение нового материала | 22.11 | |||
Применение распределительного свойства умножения. | П.15 | закрепление изученного | 23.11 | |||
Применение распределительного свойства умножения. | П.15 | закрепление изученного | 24.11 | |||
Применение распределительного свойства умножения. | П.15 | применение знаний | 26.11 | №3: №127-130 с.12, 39 | ||
Применение распределительного свойства умножения. | П.15 | обобщение и систематизация знаний | 28.11 | |||
Контрольная работа №4 по теме: «Умножение дробей» | П.12-15 | контроль знаний и умений | 29.11 | |||
Взаимно обратные числа. | П.16 | изучение нового материала | 30.11 | |||
Взаимно обратные числа. | П.16 | закрепление изученного | 1.12 | |||
Деление. | П.17 | изучение нового материала | 3.12 | |||
Деление. | П.17 | закрепление изученного | 5.12 | |||
Деление. Тест. | П.17 | закрепление изученного | 6.12 | №4: тест №5 | ||
Деление. | П.17 | применение знаний | 7.12 | №3: №138-141 с.13, 40 | ||
Деление. | П.17 | обобщение и систематизация знаний | 8.12 | |||
Контрольная работа №5 по теме: «Деление дробей». | П.16-17 | контроль знаний и умений | 10.12 | |||
Нахождение числа по его дроби. | П.18 | изучение нового материала | 12.12 | |||
Нахождение числа по его дроби. | П.18 | закрепление изученного | 13.12 | |||
Нахождение числа по его дроби. | П.18 | закрепление изученного | 14.12 | |||
Нахождение числа по его дроби. | П.18 | применение знаний | 15.12 | №3: №155-158 с.14, 41 | ||
Нахождение числа по его дроби. | П.18 | обобщение и систематизация знаний | 17.12 | №4: тест №6 | ||
Дробные выражения. | П.19 | изучение нового материала | 19.12 | |||
Дробные выражения. | П.19 | закрепление изученного | 20.12 | №4: тест №7 | ||
Дробные выражения. | П.19 | применение знаний | 21.12 | №3: №160,162 с.15, 42 | ||
Контрольная работа №6 по теме: «Умножение и деление дробей». | П.18-19 | контроль знаний и умений | 22.12 | |||
Отношения. | П.20 | изучение нового материала | 24.12 | |||
Отношения. | П.20 | закрепление изученного | 26.12 | |||
Отношения. | П.20 | закрепление изученного | 27.12 | |||
Отношения. Самостоятельная работа. | П.20 | применение знаний | 28.12 | №3: №168-171 с.16, 43 | ||
Отношения. | П.20 | обобщение и систематизация знаний | 28.12 | №2: № 7 (2-4 в.) | ||
Пропорции. | П.21 | изучение нового материала | 14.01 | №4: тест №8 | ||
Пропорции. | П.21 | закрепление изученного | 16.01 | №3: №179-181 с.16, 43 | ||
Прямая и обратная пропорциональная зависимости. | П.22 | изучение нового материала | 17.01 | №4: тест №9 | ||
Прямая и обратная пропорциональная зависимости. | П.22 | закрепление изученного | 18.01 | |||
Прямая и обратная пропорциональная зависимости. | П.22 | применение знаний | 19.01 | |||
Контрольная работа №7 по теме: «Отношения и пропорции». | П.20-22 | контроль знаний и умений | 21.01 | |||
Масштаб. | П.23 | изучение нового материала | 23.01 | |||
Масштаб. | П.23 | закрепление изученного | 24.01 | |||
Длина окружности и площадь круга. | П.24 | изучение нового материала | 25.01 | |||
Длина окружности и площадь круга. | П.24 | закрепление изученного | 26.01 | |||
Шар. Самостоятельная работа. | П.25 | изучение нового материала | 28.01 | №3: №192-195 с.17, 44 | ||
Шар. | П.25 | закрепление изученного | 29.01 | |||
Контрольная работа №8 по теме: «Длина окружности и площадь круга. Шар». | П.23-25 | контроль знаний и умений | 30.01 | |||
Координаты на прямой. | П.26 | изучение нового материала | 31.01 | |||
Координаты на прямой. | П.26 | закрепление изученного | 4.02 | |||
Координаты на прямой. | П.26 | применение знаний | 4.02 | №2: № 10 (8-10 в.) | ||
Противоположные числа. | П.27 | изучение нового материала | 5.02 | |||
Противоположные числа. | П.27 | закрепление изученного | 6.02 | №3: №203-205 с.18, 45 | ||
Модуль числа. | П.28 | изучение нового материала | 7.02 | |||
Модуль числа. | П.28 | закрепление изученного | 8.02 | |||
Сравнение чисел. | П.29 | изучение нового материала | 9.02 | |||
Сравнение чисел. | П.29 | закрепление изученного | 11.02 | №2: № 11 (4-7 в.) | ||
Сравнение чисел. | П.29 | применение знаний | 13.02 | |||
Изменение величин. | П.30 | изучение нового материала | 14.02 | №2: № 12 (1-4 в.) | ||
Изменение величин. | П.30 | закрепление изученного | 15.02 | №3: №218-221 с.17, 44 | ||
Контрольная работа №9 по теме: «Положительные и отрицательные числа». | П.26-30 | контроль знаний и умений | 16.02 | |||
Сложение чисел с помощью координатной прямой. | П.31 | изучение нового материала | 20.02 | №4: тест №10 | ||
Сложение чисел с помощью координатной прямой. | П.31 | закрепление изученного | 21.02 | |||
Сложение отрицательных чисел. | П.32 | изучение нового материала | 22.02 | |||
Сложение отрицательных чисел. | П.32 | закрепление изученного | 25.02 | |||
Сложение чисел с разными знаками. | П.33 | изучение нового материала | 27.02 | |||
Сложение чисел с разными знаками. | П.33 | закрепление изученного | 28.02 | |||
Сложение чисел с разными знаками. | П.33 | применение знаний | 1.03 | №3: №229-232 с.19, 46 | ||
Вычитание. | П.34 | изучение нового материала | 2.03 | |||
Вычитание. | П.34 | закрепление изученного | 4.03 | №4: тест №11 | ||
Вычитание. | П.34 | обобщение и систематизация знаний | 6.03 | №3: №236-238 с.20, 47 | ||
Контрольная работа №10 по теме: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». | П.31-34 | контроль знаний и умений | 7.03 | |||
Умножение. | П.35 | изучение нового материала | 9.03 | |||
Умножение. | П.35 | закрепление изученного | 11.03 | |||
Умножение. | П.35 | применение знаний | 13.03 | №3: №243-246 с.21, 48 | ||
Деление. | П.35 | изучение нового материала | 14.03 | |||
Деление. | П.35 | закрепление изученного | 15.03 | |||
Деление. | П.35 | применение знаний | 16.03 | №3: №250-252 с.21, 48 | ||
Рациональные числа. | П.37 | изучение нового материала | 18.03 | №2: № 13 (3-5 в.) | ||
Рациональные числа. | П.37 | закрепление изученного | 20.03 | №4: тест №12 | ||
Контрольная работа №11 по теме: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». | контроль знаний и умений | 21.03 | ||||
Свойства действий с рациональными числами | П.38 | изучение нового материала | 22.03 | |||
Свойства действий с рациональными числами | П.38 | закрепление изученного | 23.03 | |||
Свойства действий с рациональными числами | П.38 | применение знаний | 1.04 | №3: №268-271 с.23, 50 | ||
Раскрытие скобок. | П.39 | изучение нового материала | 3.04 | |||
Раскрытие скобок. | П.39 | закрепление изученного | 4.04 | |||
Коэффициент. | П.40 | изучение нового материала | 5.04 | |||
Коэффициент. | П.40 | закрепление изученного | 6.04 | |||
Подобные слагаемые. | П.41 | изучение нового материала | 8.04 | №4: тест №13 | ||
Подобные слагаемые. | П.41 | закрепление изученного | 10.04 | №3: №288-291 с.24,51 | ||
Подобные слагаемые. | П.41 | закрепление изученного | 11.04 | |||
Контрольная работа №12 по теме: «Раскрытие скобок. Подобные слагаемые». | контроль знаний и умений | 12.04 | ||||
Решение уравнений. | П.42 | изучение нового материала | 13.04 | |||
| Решение уравнений. | П.42 | закрепление изученного | 15.04 | ||
Решение уравнений. | П.42 | применение знаний | 17.04 | №3: №301-303 с.25,52 | ||
Решение уравнений. | П.42 | обобщение и систематизация знаний | 18.04 | №4: тест №14 | ||
Контрольная работа №13 по теме: «Решение уравнений». | контроль знаний и умений | 19.04 | ||||
Перпендикулярные прямые. | П.43 | изучение нового материала | 20.04 | |||
Перпендикулярные прямые. | П.43 | закрепление изученного | 22.04 | |||
Параллельные прямые. | П.44 | изучение нового материала | 24.04 | |||
Параллельные прямые. | П.44 | закрепление изученного | 25.04 | №3: №316-319 с.26,53 | ||
Координатная плоскость. | П.45 | изучение нового материала | 26.04 | |||
Координатная плоскость. | П.45 | закрепление изученного | 27.04 | №4: тест №15 | ||
Координатная плоскость. | П.45 | применение знаний | 29.04 | №3: №324-326 с.27,54 | ||
Столбчатые диаграммы. | П.46 | изучение нового материала | 2.05 | |||
Столбчатые диаграммы. | П.46 | закрепление изученного | 3.05 | |||
Графики. | П.47 | изучение нового материала | 4.05 | |||
Графики. | П.47 | закрепление изученного | 6.05 | №4: тест №16 | ||
Графики. | П.47 | закрепление изученного | 8.05 | |||
Контрольная работа №14 по теме: «Координаты на плоскости». | контроль знаний и умений | 10.05 | ||||
Повторение. Делимость чисел. | П.48 | повторение изученного | 11.05 | №4: тест №17 | ||
Повторение. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | П.48 | повторение изученного | 13.05 | №2: 1 вариант | ||
Повторение. Сложение и вычитание смешанных чисел. | П.48 | повторение изученного | 15.05 | №2: 2 вариант | ||
Повторение. Умножение дробей. | П.48 | повторение изученного | 16.05 | №3: №333-337 | ||
Повторение. Деление дробей. Тест. | П.48 | повторение изученного | 17.05 | №2: 3 вариант | ||
Повторение. Отношения и пропорции. | П.48 | повторение изученного | 18.05 | №2: 4 вариант | ||
Повторение. Длина окружности, площадь круга, шар. | П.48 | повторение изученного | 20.05 | №2: 5 вариант | ||
Повторение. Положительные и отрицательные числа. | П.48 | повторение изученного | 22.05 | №2: 6 вариант | ||
Повторение. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. | П.48 | повторение изученного | 23.05 | №2: 7 вариант | ||
Повторение. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. | П.48 | повторение изученного | 24.05 | №3: №345-349 | ||
Повторение. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые. | П.48 | повторение изученного | 25.05 | №2: 8 вариант | ||
Повторение. Решение уравнений. | П.48 | повторение изученного | 27.05 | №2: 9 вариант | ||
Повторение. Координаты на плоскости. | П.48 | обобщение и систематизация знаний | 27.05 | №2: 10 вариант | ||
Итоговая контрольная работа № 15 | контроль знаний и умений | 28.05 |
Содержание обучения.
1. Делимость чисел
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения — прямым подбором.
Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36 = 6· 6 = 4· 9 = 2 ·18 и т. п. Умения разложить число на простые множители не обязательно добиваться от всех учащихся.
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби.
4. Отношения и пропорции
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель — сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.
Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
5. Положительные и отрицательные числа
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.
Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой. В дальнейшем она будет служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел.
Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем и для овладения алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек координатной прямой. При изучении данной темы отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить (если это возможно) числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую дробь обращается данная обыкновенная дробь — в десятичную или периодическую. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как
8. Решение уравнений
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений.
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной.
9. Координаты на плоскости
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и чертежного треугольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны стать знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
10. Повторение. Решение задач.
Список литературы:
- Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы/авт.-сост. В.И. Жохов. – М.:Мнемозина,2010.
- Учебник: «Математика 6 класс» Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С Чесноков, С.И.Шварцбурд, изд. М.: Мнемозина,2011г
3. Дидактические материалы по математике для 6 класса/А.С Чесноков, К.И.Нешков –М.:Классикс Стиль, 2009 г.
4. Дидактические материалы по математике: 6 класс: к учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика. : 6 класс/ М.А.Попов – М.: Издательство «Экзамен», 2013г.
5. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 6 класс»/ И.Л.Гусева, С.А.Пушкин, Н.В.Рыбаков – М.: «Интеллект-Центр», 2009 г.
6. Поурочные разработки по математике: 6 класс/ В.В.Выговская- М.:ВАКО, 2012 г.
7. Математика 5 -6 класс. Тесты для промежуточной аттестации/ Под ред. Ф.Ф.Лысенко, Л.С.Ольховой, С.Ю.Кулабухова – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2009 г.
8. Математика. Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов для проверки качества знаний. 5-7 классы./И.С. Ганенкова – Волгоград: Учитель, 2006 г.
9. Демонстрационные модели:
- Модель «Доли и дроби»
- Модель «Прямоугольный параллелепипед»
- Модель «Куб»
- Модель «Сфера»
- Демонстрационный транспортир
- Демонстрационный циркуль
- Демонстрационный треугольник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....