"Бал сказок"
план-конспект занятия по алгебре (5 класс) на тему

разработка внеклассного мероприятия "Бал сказок" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bal_skazok_5_klass.doc695.5 КБ

Предварительный просмотр:

БАЛ СКАЗОК

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ

Оборудование. На сцене зала стоят декорации сказочного леса: деревья, елочки, цветы и три скамьи (для сказочных героев). Перед сценой – трон царя и большая магнитная доска. В зале – стулья для участников, расположенные так, чтобы из любой точки зала была хорошо видна магнитная доска, и места для гостей. Сказочные герои – учащиеся шестых классов.

Звучит песня «Сказка будет впереди…». На троне сидит царь.

Царь: – Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас праздник! Бал, настоящий бал! На него приглашаются все, кто любит математику, показать свои знания, смекалку, способность быстро решать и находить верный ответ. Мы ждем особенных гостей, очень знакомых вам героев сказок. Вот только, сколько их будет, я забыл. Помогите мне. Для этого необходимо выполнить действия по следующей схеме (помощницы – две девочки в русских народных костюмах – размещают на магнитной доске схему):

390

:

30

512

415

+

:

11

Царь: – В мире много сказок есть, трудно всем им счет вести.

Всех героев нам не счесть и не все смогли прийти.

В то время, как участники (оба класса без исключения) решают, звучит музыка «Вальс цветов». Решивший поднимает сигнальную карточку.

Царь: – Какой у тебя получился ответ?

– Десять.

Царь: – Выйди, пожалуйста, и заполни пустые клеточки в схеме (за верный ответ царь вручает фишку). Ой, молодцы! Ах, спасибо! На бал сказок приглашено десять сказочных героев.

Звучит казахская мелодия. Выходит Алдар Косе.

Царь: – Видать, мой первый гость пожаловал.

Алдар Косе: – Я первый? Замечательно! Жаµа ³она³ ³½т, жаман ³она³ ж½т. О, дорогой король! Я мчался к тебе пятьдесят дней издалека, за тысячу верст, с огромной скоростью.

В это время девочки-помощницы вывешивают карточки на магнитную доску:

50 дней

20 км/ч

1000 верст

20 верст/день

200 км/ч

200 верст/день

Алдар Косе: – Ребята, определите, с какой скоростью я ехал 50 дней 1000 верст (указывает на магнитную доску) и найдите верный ответ.

Один из участников показывает правильный ответ (20 верст/день) и получает фишку от Алдара-Косе.

Царь (задумчиво): – 20 верст в день. На каком же это транспорте ты добирался?

Алдар Косе: – На моем верном боевом ишаке.

В это время входит Баба Яга и обращается к царю: – Ну, конечно, всех позвал, всех пригласил, а меня – забыл. Молчи, молчи, я знаю, что ты мне хочешь сказать. А я ведь – тоже, царь, математик. Всем математикам математик. Я столько загадок знаю! Для начала посмотрю, как твои помощники смогут вырваться из сетей моих.

Приглашаются два участника. Им связываются руки следующим образом:  

Необходимо распутаться не разрывая веревку и не снимая ее с рук.

Баба Яга: – Ха! Не смогли от моих пут избавиться. Ну-ка, Алдар Косе, покажи им, на что ты способен.

Алдар Косе помогает ребятам.

Затем звучит песня трех поросят («Ни двора, ни кола…»).

Баба Яга: – Кто это?

Вбегают три поросенка и, перебивая друг друга, начинают кричать:

  • Нет, я буду из кирпича!
  • Мне поручили!
  • Да вы просто не поняли!

Царь: – Что такое? Что случилось? Какие беспокойные гости!

Поросята: 

  • Рассуди нас, Царь. Сказочник сказал нам строить дома.
  • Да, один из соломы, другой из прутьев, третий из кирпича.
  • Дал нам три листка, а что на них написано, мы не поймем.

(Разворачивают плакаты)

Алдар Косе: – Ну-ка, дай я посмотрю! Да тут же все ясно. Здесь уравнения. Решив каждое, вы поможете поросятам.

x : 12 – 2 = 10

x + 2x + x = 492

(x + 77) ∙ 5 = 550

Участники решают. За каждое, верно решенное уравнение, поросята дают фишку.

Баба Яга: – А-а-а! Понятно! (снимает с доски ответ).

x = 122

x = 123

x = 33

Баба Яга: – У кого 122?

Переворачивает листок – с обратной стороны написано: «Из кирпича».

Баба Яга: – У кого ответ 123?

Переворачивает листок – с обратной стороны написано: «Из соломы».

Баба Яга: – Ну, а ты, соответственно, из прутьев.

Поросята:

  • Ура, ура! Мы не зря спешили!
  • Мы не зря бежали! Вы нам помогли!
  • Вы нам все решили! Дом построим мы!

Все герои проходят на сцену и садятся на скамейку. Звучит песня Красной Шапочки: «Если долго-долго-долго…».

Красная Шапочка (кокетливо): – Это я! Здравствуй, Царь! Здравствуйте, ребята!

Царь: – Здравствуй, моя красавица! Как я рад тебя видеть! Какое задание ты приготовила для моих гостей?

Красная Шапочка: – О-о-о! Совсем простое! Я пришла к тебе не с пустыми руками, я пришла с подарком. Разгадав кроссворд, вы сможете прочитать центральное слово, – это и есть мой подарок. Впишите в клеточки такое число, чтобы равенство было верным. Это число и укажет, под каким номером вписано то или иное название цветка.

Саша! Убери светлые линии! Хорошо видно в «Предварительном просмотре"

1

2

3

4

5

6

ڤx ∙ 7 = 42x  –  Ромашка.        ڤa + a + 2a = 6a  –  Подснежник.

18x – 12 = (9x – 6) ∙ ڤ  –  Гвоздика.        ڤ(b – 4) = 4b – 16  –  Тюльпан.

5a – 2b + 6a – 10a = ڤa – 2b  –  Нарцисс.        ڤx + 12y – 4x = x + 12y  –  Роза.

Красная Шапочка: – Поднимите руку только те, кто нашел ключевое слово (цветок). Какая красота, как смотришь на букет! Фиалки, незабудки, розы! Чего тут только нет!

Царь: – Проходи, садись, моя красавица!

Баба Яга (ворчит): – Красавица, красавица! А чем я не красавица? Да я красотой с Василисой Прекрасной могу поспорить, а умом – с Василисой Премудрой! Вот вам от нее задачи! Только я жадная. Не буду вам за решение фишки давать.

1-я задача:         Сколько хвостов у семи котов?

        Сколько носов у двух псов?

        Сколько пальчиков у четырех мальчиков?

        Сколько ушей у пяти малышей?

        Сколько ушек у трех старушек?

2-я задача:  Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Тогда Ряба снесла еще три яичка. Мышка и эти разбила. Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка расколотила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить себе яичницу баба и дед, если бы не разбаловали свою мышку?

Ответ из зала: – Девять!

Баба Яга: – Нет, ни одного. Я бы их съела!

Звучит русская народная песня, выходит Иван Царевич.

Иван Царевич: – Здравствуй, дорогой Царь! Здравствуйте, ребята!

Царь: – Здравствуй, Иван Царевич! Долгонько от тебя не было вестей. Нашел ли ты свою нареченную?

Иван Царевич: – Найти-то нашел, вырвал из царства Кощеева, да нужно мне еще одну задачку решить, прежде чем она станет мне невестой. «В поисках Царевны Лягушки я обследовал 357 болот. В каждом болоте было по 9 кочек, а на каждой кочке сидело по 4 лягушки. Сколько лягушек я перецеловал в поисках своей невесты?»

Задавая задачу, Иван Царевич подает карточки

357

9

4

девочкам-помощницам, а те их вешают на магнитную доску. Участнику, давшему верный ответ, Иван Царевич вручает фишку.

Иван Царевич: – Ой спасибо, ребята. Помогли вы мне счастье добыть. (Уходит, а затем возвращается). Ах, да! Встретил я по дороге к вам еще одного гостя, а кто он, догадайтесь сами.

Был он долго неизвестным,

Но по сказке интересной

Стал он каждому знаком.

Он веселый, добрый, смелый,

Он отважный и умелый.

В царстве овощей живет.

Вы примеры все решите,

Как зовут его скажите.

Поменяйте местами карточки, на которых записаны примеры с одинаковыми ответами, и вы узнаете имя доброго мальчика.

21 ∙ 4

О

9 ∙ 7

П

6 ∙ 12

И

8 ∙ 12

Ч

19 ∙ 5

Л

7 ∙ 12

О

21 ∙ 3

Н

8 ∙ 9

И

16 ∙ 6

Л

Царь: – Да это Чиполлино!

Звучит веселая музыка, входит Чиполлино.

Чиполлино: – Привет честной компании! Долго я шел к вам, многие страны повидал, со многими умными людьми повстречался. У меня для вас много вопросов! (обращаясь к Царю) Можно мне, батюшка, занять твоих почетных гостей, мудрейших из мудрейших?

Царь: – Ну что с тебя возьмешь, наглец-молодец!

Чиполлино подходит к гостям:

  1. Какой великий русский математик XIX века был поэтом? (Буняковский)
  2. Какой известный русский писатель окончил физико-математический факультет университета? (Грибоедов)
  3. Кто впервые построил математическую теорию музыки? (Пифагор)
  4. В честь какой женщины-математика назван один из распространенных в настоящее время цветов? (Гортензия)
  5. Какая геометрическая теорема древности называлась «Бегством несчастного» или «Мостом для ослов»? (Теорема о свойстве углов при основании равнобедренного треугольника)
  6. Какая геометрическая теорема в древности называлась «Теоремой невесты»? (Теорема Пифагора)

Чиполлино: – Спасибо, почтеннейшие! (уходит и садится на скамейку).

Баба Яга: – Царь, царь! А я тоже хочу себя потешить, да народ подурачить! У меня для вас, ребятки, еще вопросы есть.

  1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10-ти руках? (50)
  2. Из точки А в восточном направлении до точки В самолет долетел за 80 минут. А из точки В в западном направлении до точки А – за 1 час 20 минут. Почему? (1 ч. 20 мин. = 80 мин.)
  3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Нет, будет ночь)
  4. Ехала я как-то в автобусе и решила посчитать пассажиров. В нем было 10 человек. Автобус остановился, вошло 5 человек, вышло 2. На новой остановке вошло 10 и ни один не вышел. На следующей – вошли 3, а вышли 4. И на последней – вошло 4, а вышло 3. А потом на остановке гражданин один вошел с целой кучею обновок. Сколько было … остановок? (5)
  5. В каком году люди едят более обычного? (в високосном)
  6. Сколько девяток в ряду чисел от 1 до 100? (12)
  7. Что теплее шубы? (Две шубы)
  8. Когда черной кошке легче пробраться в дом? (Когда дверь открыта)
  9. Когда мальчика называют женским именем? (Соня)
  10. Назовите пять дней, не называя чисел и дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  11. Где край света? (Там, где начинается тень)
  12. Почему охотник ищет лису? (Потому что не знает, где она)
  13. К серой цапле на урок

        Прилетели семь сорок.

        А из них лишь три сороки

        Приготовили уроки.

        Сколько лодырей сорок

        Прилетели на урок? (4)

  1. Чем кончается всё? (Буквой ё)

Звучит песня «Милая Аленушка моя…».

Вбегает Аленушка: – Да, да, это я! Помогите! Помогите же мне!

Царь: – Что, все какие-то проблемы?

Аленушка: – Змей Горыныч Иванушку похитил. Требует, чтобы вы его своими знаниями поразили. (обращается к участникам) Ребята, впишите в «окошки» такие числа, чтобы равенства были верными.

ڤ ∙ (11 – 7) =  ڤ – 21

(ڤ + 11) ∙ 3 = 21 + ڤ

(ڤ – 12) ∙ 5 = 150 – ڤ

За каждый правильный ответ Аленушка дает по фишке.

Вбегает Иванушка: – Сестрица, сестрица! Это же просто здорово!

Аленушка: – Поздоровайся, Иванушка! Без ребят ты бы еще долго в плену у Горыныча был. (Обращается к Царю) Мой братец увлекся науками и все время что-то рисует. Вот и сейчас, наверное, принес вам свой рисунок.

Иванушка: – Да вы посмотрите, какая красота! (разворачивает плакат)

Иванушка: – А ну-ка, ребята, подсчитайте, сколько и каких фигур я изобразил.

Идет подсчет, после чего Иванушка вручает фишку за верный ответ.

Баба Яга: – Молодцы-то, молодцы! Все умеют, все могут! А быстрые ли вы? Проверим вашу реакцию.

Вызываются четыре человека, разыгрывается одна фишка.

Баба Яга: –        Расскажу я вам рассказ

        В полтора десятка фраз.

        Лишь скажу я слово «три»,

        Приз немедленно бери.

        Однажды щуку мы поймали,

        Распотрошили, а внутри

        Рыбешек мелких увидали,

        Да не одну, а целых … пять.

        Мечтает парень закаленный

        Стать олимпийским чемпионом.

        Смотри, на старте не хитри,

        А жди команду «Раз, два, … марш».

        Когда стихи запомнить хочешь,

        Их не зубри до поздней ночи,

        А про себя их повтори

        Разок, другой, а лучше … семь.

        Однажды поезд на вокзале

        Мне три часа пришлось прождать,

        Ну что ж, друзья, вы приз не взяли,

        Когда была возможность взять.

Звучит песня Буратино. Входит Буратино.

Буратино: – Здравствуйте! Слышал я о вашем празднике: празднике любителей математики, где на любой вопрос можно найти ответ. Вот и я со своими заботами. Иду я, друзья мои, счастье по миру искать.

        Что мне нужно взять с собой в дорогу,

        Чтоб путь был весел в любую погоду,

        И чтоб за тридевять земель

        Решать и мыслить было бы не лень.

Ребята! Разгадайте ребус.

(Верные друзья).

Царь: – Сегодня не состоялось бы бала, если бы не ваши познания в величайшей из наук – МАТЕМАТИКЕ. Выйдите те, кто заработал хотя бы одну фишку. Знатокам математики, смекалистым, умным мы вручаем призы за быстрые и точные решения (раздает грамоты).

Баба Яга: – Что? Что это ты там им раздаешь? (читает)

ГРАМОТА

Сия грамота удостоверяет, что предъявитель ее на контрольной работе по математике во второй четверти имеет право не выполнять одно задание, и оценка не будет снижена.

Царь.

Царь: –         Спасибо вам, друзья мои,

        Что вместе все мне помогли

        Моих друзей вместе собрать.

        Мы можем думать и мечтать

        О жизни, где всегда добро,

        Любовь и верность побеждают зло.

        Ну что ж, друзья!

        Начнемте бал!

        И счастья, мира, солнца

        Я желаю вам!

Все герои встают, держась за руки. Звучит песня о сказке. Гости и участники уходят.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сказки. Виды сказок. Сказки о животных" 5 класс

В разработке приводятся схемы, удобные для объяснения, закрепления и обобщения материала по теме "Сказки"...

Герои сказок и мультфильмов.

Открытый урок-концерт....

Викторина "Знаешь ли ты героев казахских сказок"

Закрепление знаний персонажей казахских народных скзок в виде викторины....

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....