Рабочая программа учебного предмета Алгебра в 7-8 классах 2014-2015уч.год
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра в 7-8 классах.
Авторы учебника 7 класса:Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фёдорова. М.И. Шабунин.
Авторы учебника 8 класса: Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В.Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_algebra_7-8_kl2014-2015.docx | 74.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании ШМО ________(указать цикл) Директор МОУ «Средняя
протокол № ___от «__»______201_ г. общеобразовательная школа №4»
___________ (Ф.И.О. руководителя ШМО) С. А. Удальцов ___________
приказ №___ от «__»_______201_г.
Согласовано:
заместителем директора по УВР
Т. Л. Хлызовой __________
«__» ________ 201_ г.
Рабочая программа
учебного предмета
Алгебра
в 7«А» и 8 «А» класах
на 2014-2015 учебный год
Учитель: Чухломина Елена Ивановна
2014 г.
Пояснительная записка
Общая характеристика предмета.
Рабочая программа по предмету «Алгебра» для 7 класса и 8 класса разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования, и основана на авторской программе линии Ш.А. Алимова.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
- Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
- Организационно-планирующая функция осуществляет выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса.
Рабочая программа опирается на примерную программу, сохраняя структурирование учебного материала, определение последовательности изучения этого материала, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов:
- арифметика;
- алгебра;
- геометрия;
- элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.
В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и
исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Цели образования.
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
- Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Сведения об учебной программе на основе которой разработана рабочая программа.
Данная рабочая программа составлена на основе:
- федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень),
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. / сост. Т. А. Бурмистрова ,2-е издание. Москва «Просвещение» 2009 года.
- Развёрнутого тематического планирования. Алгебра и начала математического анализа. 7 – 11 классы. Линия Ш.А. Алимова. Автор – составитель Н.А. Ким. Волгоград : Учитель,2010.-179 с
Сведения об используемом учебном пособии.
Класс | Учебник | Авторы | Год издания |
7 «а» | Алгебра-7 | Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е Федорова, М.И. Шабунин | 2014 |
8 «а» | Алгебра -8 | Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачёва, Н.Е Федорова, М.И. Шабунин | 2011 |
Пособие | «События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7-9 классы» | А.Г. Мордкович, П.В. Семёнов | 2006 |
Место и роль учебного предмета
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ и учебному плану школы на изучение алгебры на ступени основного общего образования в 7- 9 классах отводится 3 часа в неделю, за год -102 часа.
7 класс
№ | Тема | Примерная программа | Рабочая программа |
1 | Повторение курса математики 5-6 классов. | 0 | 3 |
2 | Алгебраические выражения. | 10 | 10 |
3. | Уравнения с одним неизвестным. | 8 | 13 |
4 | Одночлены и многочлены. | 17 | 17 |
5. | Разложение многочленов на множители | 17 | 14 |
6. | Алгебраические дроби. | 20 | 17 |
7. | Линейная функция и ее график. | 10 | 9 |
8. | Системы уравнений с двумя неизвестными. | 11 | 10 |
9. | Введение в комбинаторику. | 7 | 7 |
10. | Повторение. Решение задач. | 2 | 2 |
ВСЕГО | 102 | 102 часа |
Так как в примерной программе не отведены часы на повторение и по теме «Уранения с одним неизвестным» отведено мало времени, то по темам «Разложение многочленов на множители» и «Алгебраические дроби» количество часов уменьшено на 3, «Системы уравнений с двумя неизвестными» и «Линейная функция и ее график» количество часов уменьшено на 1 час. Изменение распределения часов по темам никак не сказывается на уровне подготовки обучающихся.
8 класс
№ | Тема | Примерная программа | Рабочая программа |
1 | Неравенства | 19 | 21 |
2 | Приближённые вычисления | 14 | 9 |
3. | Квадратные корни | 14 | 14 |
4 | Квадратные уравнения | 23 | 25 |
5. | Квадратичная функция | 16 | 13 |
6. | Квадратные неравенства | 12 | 13 |
7. | Повторение | 4 | 7 |
ВСЕГО | 102 | 102 часа |
Количество часов по теме «Приближённые вычисления» сокращено т.к. пользоваться калькуляторами на ОГЭ запрещено, недостающие часы распределены на другие темы для лучшей отработки знаний, умений и навыков.
Содержание учебного предмета
Повторение курса математики 6 класса ( 3 часа )
1. Алгебраические выражения
Числовые выражения. Алгебраические выражения. Формулы. Свойства арифметических действий. Правила раскрытия скобок.
Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о числовых выражениях, полученные в курсе математики 5 -6 классов; сформировать понятие алгебраического выражения, систематизировать сведения о преобразованиях алгебраических выражений, приобретенные учащимися при изучении курса математики 5-6 классов.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. При ее изучении развиваются и закрепляются вычислительные навыки, повторяются и систематизируются начальные сведения о преобразованиях выражений.
Повторяемые правила действий с рациональными числами являются основой, как для изучения данной темы, так и всего курса алгебры.
Формирование алгебраических представлений будет и в дальнейшем вестись с постоянной опорой на известные учащимся арифметические понятия, свойства, правила. В связи с этим рекомендуется первые два-три урока полностью посвятить повторению курса математики 5—6 классов, уделяя особое внимание развитию вычислительной культуры учащихся.
Через запись законов и свойств арифметических действий с помощью букв, запись формул четного и нечетного, осуществляется знакомство учащихся с формулами. Вплоть до изучения темы «Алгебраические дроби" принимается условная договоренность: если в формуле алгебраическое выражение записано в знаменателе, то его значение не может быть равно нулю.
При рассмотрении преобразований выражении формально-оперативные умения пока остаются на том же уровне, который был, достигнут в 5-6 классах. Однако здесь учащиеся знакомятся с новым понятием алгебраической суммы, обосновывают правила раскрытия скобок соответствующими свойствами сложения и вычитания, используют свойства действий, чтобы, предварительно упростив алгебраическое выражение, найти его числовое значение.
В конце изучения данной темы рекомендуется провести обобщающий урок по всей теме, как бы подводя итог введению в алгебру.
2. Уравнения с одним неизвестным
Уравнение и его корни. Уравнения с одним неизвестным, сводящиеся к линейным. Решение задач с помощью уравнений.
Основная цель — систематизировать сведения о решении уравнений с одним неизвестным; сформировать умение решать уравнения, сводящиеся к линейным.
При изучении данной темы по сравнению с тем, что было известно учащимся ранее об уравнениях, усиливается роль теоретических знаний: вводятся определение уравнения и его корня, рассматриваются свойства уравнений, дается понятие линейного уравнения, исследуется вопрос о числе корней линейного уравнения.
Понятие равносильности уравнений на этом этапе обучения не рассматривается. Вместо этого дается пояснение того, что при решении уравнения первой степени с одним неизвестным переходят от данного уравнения к более простому, имеющему те же корни; поэтому проверку уравнения полезно делать только для того, чтобы убедиться в правильности вычислений.
Продолжается работа по формированию у учащихся умений использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач.
- Одночлены и многочлены
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Деление одночлена и многочлена на одночлен.
Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями, действия сложения, вычитания и умножения многочленов.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. Понятие стандартного вида числа большего 10 и запись чисел в виде суммы разрядных слагаемых используются для иллюстрации применения понятия степени с натуральным показателем.
Впервые доказательство теоретического положения в курсе математики проводится при доказательстве свойств степени, которое осуществляется параллельно с аналогичными рассуждениями для степеней, основанием которых является число. Особое внимание следует уделить формированию навыков применения свойств степени с натуральным показателем в преобразованиях. Так как эти свойства находят применение при умножении и делении одночленов, возведении одночленов в степень, то основная нагрузка при закреплении этих навыков ложится именно на материал этого раздела.
Преобразования многочленов играют важную роль в формировании умения выполнять преобразования алгебраических выражений. Вводится понятие многочлена стандартного вида. Изучаются алгоритмы сложения, вычитания и умножения многочленов. Важно, чтобы учащиеся поняли, что при выполнении этих действий над многочленами в результате получается также многочлен. Деление многочленов и одночленов на одночлен дается в ознакомительном плане с целью пропедевтики темы «Алгебраические дроби».
- Разложение многочленов на множители
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формулы сокращенного умножения:
.
Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.
Основная цель — выработать умения выполнять разложение многочленов на множители различными способами и применять формулы сокращенного умножения для преобразований алгебраических выражений.
При изучении данной темы рассматриваются такие способы разложения на множители, как вынесение общего множителя за скобки, группировка, использование формул сокращенного умножения. Объектом пристального внимания рекомендуется сделать темы «Способ группировки» и «Применение нескольких способов разложения на множители» как традиционно трудные, но необходимые для подготовки к изучению темы «Алгебраические дроби».
Применение разложения на множители при решении уравнений не является обязательным, так же как и изучение формул .
Формулы же (а + b)(а - b) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2 ± 2ab + b2 должны быть усвоены учащимися и уверенно применяться ими в простейших случаях как для выполнения умножения, так и для разложения на множители.
При изучении заключительного материала темы особенно внимательно следует подойти к подбору упражнений на применение различных способов разложения многочленов на множители. Возможно ограничиться лишь выполнением упражнений обязательного уровня. Выполнение различных упражнений на преобразования целых выражений подготавливает учащихся к изучению темы «Алгебраические дроби».
- Алгебраические дроби
Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. Совместные действия над алгебраическими дробями.
Основная цель - выработать умение выполнять преобразования алгебраических дробей.
Изучение темы начинается с введения понятия алгебраической дроби, ее числового значения и допустимых значений букв. Здесь же принимается важное для изучения в основной школе условие: буквы, входящие в алгебраическую дробь, принимают лишь допустимые значения.
Регулярное повторение правил действий с обыкновенными дробями существенно облегчает трудности изучения темы. Поэтому важное место в теме отводится сопоставлению алгоритмов действий над обыкновенными и алгебраическими дробями.
Важно не спешить переходить к выполнению комбинированных упражнений прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления алгебраических дробей. Не следует завышать уровень сложности упражнений на все действия с алгебраическими дробями. Соответствующие задания не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими. Целесообразно добиваться безошибочного выполнения преобразований выражений, содержащих два-три действия.
- Линейная функция и ее график
Прямоугольная система координат на плоскости. Понятие функции. Способы задания функции. График функции. Функция у = кх и ее график. Линейная функция и ее график.
Основная цель — сформировать представление о числовой функции на примере линейной функции.
Данная тема является начальным этапом в обеспечении систематической функциональной подготовки учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как «функция», «функциональная зависимость», «независимая переменная», «график функции». Функция трактуется как зависимая переменная. Так как в 7 и 8 классах конкретные функции определены на множестве всех действительных чисел, то на данном этапе изучения функции вопрос об области ее определения в явном виде не ставится.
Рассматриваются способы задания функции. Начинается работа по формированию у учащихся умений находить значение функции, заданной формулой, графиком, по известному значению аргумента, по графику функции определять значение аргумента, если значение функции задано.
Изучению линейной функции предшествует изучение функции у = кх и ее графика. Рассматривается зависимость расположения графика функции от значений коэффициента k. Учащиеся должны понимать, как влияет знак k на расположение графика. Здесь же на физических примерах происходит первое знакомство с понятиями прямой и обратной пропорциональностей.
Построение графика линейной функции и чтение графика — важнейшие умения, необходимые учащимся для изучения как других разделов математики, так и смежных дисциплин. Формирование этих умений ведется не только при решении традиционных математических примеров, но и в процессе моделирования реальных процессов, протекающих по закону линейной зависимости.
- Системы уравнений с двумя неизвестными
Система уравнений с двумя неизвестными. Решение системы уравнений первой степени с двумя неизвестными способами подстановки и сложения, графическим способом. Решение задач методом составления систем уравнений.
Основная цель — научить решать системы линейных уравнений с двумя неизвестными различными способами и использовать полученные навыки при решении задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 8 классов. В 7 классе вводится понятие системы уравнений и рассматриваются системы линейных уравнений с двумя неизвестными.
Основное внимание при обучении решению систем уравнений уделяется способам подстановки и сложения. Графический способ используется для иллюстрации наличия или отсутствия решений системы.
- Введение в комбинаторику
Исторические комбинаторные задачи. Различные комбинации с выбором из трех элементов. Таблица вариантов. Правило произведения. Подсчет вариантов с помощью графов.
Основная цель — развить комбинаторное мышление, сформировать умение организованного перебора упорядоченных и неупорядоченных комбинаций из двух-четырех элементов.
В данной теме интегрируются арифметические, начальные алгебраические и геометрические знания учащихся. Рассматриваются исторические комбинаторные задачи, способы составления фигурных чисел, магических и латинских квадратов, выводится формула n-го треугольного числа. В ходе организованного перебора различных комбинаций элементов двух множеств обосновывается правило произведения. С его помощью решаются простейшие комбинаторные задачи.
Дополнительно приводится вывод формулы числа перестановок из n элементов, решается задача подсчета числа способов разбиения элементов выборки на две группы, проводятся рассуждения о возможности принятия или опровержения гипотезы.
9. Повторение. Решение задач
Содержание обучения 8 класса
- Неравенства (21 час)
Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства. Основные свойства неравенств. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства первой степени с одним неизвестным и их решение. Системы неравенств первой степени с одним неизвестным и их решение. Числовые промежутки. Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль.
Основная цель – сформировать у учащихся умение решать неравенства первой степени с одним неизвестным и их системы.
- Приближенные вычисления (9 часов)
Приближенные значения величин. Погрешность приближения. Оценка погрешности. Округление чисел. Относительная погрешность. Стандартный вид числа. Практические приёмы приближённых вычислений. Действия с числами, записанными в стандартном виде. Вычисления на микрокалькуляторе степени числа, обратного данному. Последовательное выполнение операций на микрокалькуляторе.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием погрешности приближения как показателем точности и качества приближения, выработать умение производить вычисления с помощью калькулятора.
- Квадратные корни ( 14 часов)
Арифметический квадратный корень. Действительные числа. Квадратный корень из степени. Тождество Квадратный корень из произведения. Квадратный корень из дроби.
Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах; ввести понятия иррационального и действительного чисел; научить выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
- Квадратные уравнения (25 часов)
Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения. Метод выделения полного квадрата. Решение квадратных уравнений. Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета и следствия из нее. Уравнения сводящиеся к квадратным. Решение задач с помощью квадратных уравнений. Решение простейших систем, содержащих уравнения второй степени.
Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к квадратным, и применять их к решению задач.
- Квадратичная функция (13 часов)
Определение квадратичной функции. Функция у = х2.Функции у = ах2. Функция у = ах2 + bх + с. Построение графика квадратичной функции.
Основная цель – научить строить график квадратичной функции.
- Квадратные неравенства (13 часов)
Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции. Метод интервалов.
Основная цель – выработать умение решать квадратные неравенства с помощью графика квадратичной функции.
- Повторение (7часов)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Глава | Содержание материала
| Количество часов | Требования к уровню подготовки. |
Повторение | 3 | ||
Глава 1 | Алгебраические выражения | 10 | Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования». Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений. |
Глава 2 | Уравнения с одним неизвестным | 13 | Знать – правила решения уравнений,приводя при этом подобные слагаемые, раскрывая скобки и упрощая выражение левой части. Уметь – воспринимать устную речь, проводить информационно-смысловой анализ прочитанного текста, правильно оформлять решение уравнений |
Глава 3 | Одночлены и многочлены | 17 | Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители». Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества. |
Глава 4 | Разложение многочленов на множители | 14 | Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители. Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; |
Глава 5 | Алгебраические дроби | 17 | Знать понятие алгебраической дроби, её числовое значение и допустимые значения букв, основные алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления алгебраических дробей. Уметь сопоставлять алгоритм действий над обыкновенными и алгебраическими дробями, применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач. |
Глава 6 | Линейная функция и ее график | 9 | Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей. Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы |
Тема 8. | Системы уравнений с двумя неизвестными. | 10 | Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики. Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами. |
Тема 9. | Введение в комбинаторику. | 7 | Знать – способы составления фигурных чисел, магических и латинских квадратов, формулу п-го треугольного числа. Уметь – решать простейшие комбинаторные задачи. |
Тема 10. | Повторение. Решение задач. | 2 | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса). |
В результате изучения алгебры 7 класса учащийся должен:
Знать:
- какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».
- определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.
- определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2, у=х3.
- определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».
- формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.
- что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь
- осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
- правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы
- находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.
- приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.
- читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.
- правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
Знать :
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений,
- оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
- составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- сравнивания шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
- понимания статистических утверждений.
Учебно-тематический план
Алгебра 7 класс, всего 102 часа
Учебник: Ю.М. Колягин, Алгебра. 7 класс. М., «Просвещение», 2014.
Программа:
Бурмистрова Т.А. Алгебра 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.
Автор – составитель Н.А. Ким. Алгебра и начала математического анализа. 7 – 11 классы: развёрнутое тематическое планирование. Линия Ш.А. Алимова.-Волгоград: Учитель, 2010.-179с
Количество часов в неделю: 3 часа в неделю
Количество контрольных работ: 7
Составлено на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике
№ урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
Повторение | 3 | ||
1 | Действия с рациональными числами. | 1 | |
2 | Действия с рациональными числами. | 1 | |
3 | Решение уравнений. | 1 | |
Глава 1 | Алгебраические выражения | 10 | |
4 | Числовые выражения | 1 | |
5 | Алгебраические выражения | 1 | |
6 | Алгебраические равенства. Формулы. | 1 | |
7 | Алгебраические равенства. Формулы. | 1 | |
8 | Свойства арифметических действий | 1 | |
9 | Свойства арифметических действий | 1 | |
10 | Правила раскрытия скобок | 1 | |
11 | Правила раскрытия скобок | 1 | |
12 | Обобщающий урок | 1 | |
13 | Контрольная работа №1 | 1 | |
Глава 2 | Уравнения с одним неизвестным | 13 | |
14 | Уравнения и его корни | 1 | |
15 | Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным | 1 | |
16 | Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным | 1 | |
17 | Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным | 1 | |
18 | Решение уравнений с модулем | 1 | |
19 | Решение уравнений с модулем | 1 | |
20 | Решение уравнений с параметром | 1 | |
21 | Решение уравнений с параметром | 1 | |
22 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | |
23 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | |
24 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | |
25 | Обобщающий урок | 1 | |
26 | Контрольная работа №2 | 1 | |
Глава 3 | Одночлены и многочлены | 17 | |
27 | Степень с натуральным показателем | 1 | |
28 | Степень с натуральным показателем | 1 | |
29 | Свойства степени с натуральным показателем | 1 | |
30 | Свойства степени с натуральным показателем | 1 | |
31 | Одночлен. Стандартный вид одночлена | 1 | |
32 | Умножение одночленов | 1 | |
33 | Умножение одночленов | 1 | |
34 | Многочлены | 1 | |
35 | Приведение подобных членов | 1 | |
36 | Сложение и вычитание многочленов | 1 | |
37 | Умножение многочлена на одночлен | 1 | |
38 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | |
39 | Умножение многочлена на многочлен | 1 | |
40 | Деление одночлена и многочлена на одночлен | 1 | |
41 | Деление одночлена и многочлена на одночлен | 1 | |
42 | Обобщающий урок | 1 | |
43 | Контрольная работа №3 | 1 | |
Глава 4 | Разложение многочленов на множители | 14 | |
44 | Вынесение общего множителя за скобки | 1 | |
45 | Вынесение общего множителя за скобки | 1 | |
46 | Способ группировки | 1 | |
47 | Способ группировки | 1 | |
48 | Формула разности квадратов | 1 | |
49 | Формула разности квадратов | 1 | |
50 | Формула разности квадратов | 1 | |
51 | Квадрат суммы. Квадрат разности | 1 | |
52 | Квадрат суммы. Квадрат разности | 1 | |
53 | Квадрат суммы. Квадрат разности | 1 | |
54 | Применение нескольких способов разложения многочлена на множители | 1 | |
55 | Применение нескольких способов разложения многочлена на множители | 1 | |
56 | Применение нескольких способов разложения многочлена на множители | 1 | |
57 | Контрольная работа №4 | 1 | |
Глава 5 | Алгебраические дроби | 17 | |
58 | Алгебраическая дробь. Сокращение дробей | 1 | |
59 | Алгебраическая дробь. Сокращение дробей | 1 | |
60 | Приведение дробей к общему знаменателю | 1 | |
61 | Приведение дробей к общему знаменателю | 1 | |
62 | Сложение и вычитание алгебраических дробей | 1 | |
63 | Сложение и вычитание алгебраических дробей | 1 | |
64 | Сложение и вычитание алгебраических дробей | 1 | |
65 | Сложение и вычитание алгебраических дробей | 1 | |
66 | Умножение и деление алгебраических дробей | 1 | |
67 | Умножение и деление алгебраических дробей | 1 | |
68 | Умножение и деление алгебраических дробей | 1 | |
69 | Умножение и деление алгебраических дробей | 1 | |
70 | Совместные действия над алгебраическими дробями | 1 | |
71 | Совместные действия над алгебраическими дробями | 1 | |
72 | Совместные действия над алгебраическими дробями | 1 | |
73 | Совместные действия над алгебраическими дробями | 1 | |
74 | Контрольная работа №5 | 1 | |
Глава 6 | Линейная функция и ее график | 9 | |
75 | Прямоугольная система координат на плоскости | 1 | |
76 | Функция | 1 | |
77 | Функция | 1 | |
78 | Функция у = кх и ее график | 1 | |
79 | Функция у = кх и ее график | 1 | |
80 | Линейная функция и ее график | 1 | |
81 | Линейная функция и ее график | 1 | |
82 | Обобщающий урок | ||
83 | Контрольная работа №6 | 1 | |
Тема 8. | Системы уравнений с двумя неизвестными. | 10 | |
84 | Системы уравнений | 1 | |
85 | Способ подстановки | 1 | |
86 | Способ подстановки | 1 | |
87 | Способ сложения | 1 | |
88 | Способ сложения | 1 | |
89 | Графический способ решения систем уравнений | 1 | |
90 | Графический способ решения систем уравнений | 1 | |
91 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | |
92 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | |
93 | Контрольная работа №7 | 1 | |
Тема 9. | Введение в комбинаторику. | 7 | |
94 | Исторические комбинаторные задачи | 1 | |
95 | Различные комбинации с выбором из трех элементов | 1 | |
96 | Различные комбинации с выбором из трех элементов | 1 | |
97 | Таблица вариантов. Правило произведения | 1 | |
98 | Таблица вариантов. Правило произведения | 1 | |
99 | Подсчет вариантов с помощью графов. | 1 | |
100 | Решение задач. Самостоятельная работа. | 1 | |
Повторение | 2 | ||
101 | Решение заданий по всему курсу 7 класса | 1 | |
102 | Решение заданий по всему курсу 7 класса | 1 | |
ВСЕГО | 102 часа |
Учебно-тематический план
Алгебра 8 класс, всего 102 часа
Учебник: Алимов Ш.А. Алгебра. 8 класс. М., «Просвещение», 2011.
Программа:
Бурмистрова Т.А. Алгебра 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.
Автор – составитель Н.А. Ким. Алгебра и начала математического анализа. 7 – 11 классы: развёрнутое тематическое планирование. Линия Ш.А. Алимова.-Волгоград: Учитель, 2010.-179с
Количество часов в неделю: 3 часа в неделю
Количество контрольных работ: 7
Составлено на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике
№ урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
Глава 1. Неравенства | 21 | ||
1 | Положительные и отрицательные числа. | 1 | |
2 | Положительные и отрицательные числа. | 1 | |
3 | Числовые неравенства | 1 | |
4 | Основные свойства числовых неравенств | 1 | |
5 | Основные свойства числовых неравенств | 1 | |
6 | Сложение и умножение неравенств | 1 | |
7 | Строгие и нестрогие неравенства | 1 | |
8 | Контрольная работа № 1 по теме «Основные свойства числовых неравенств» | 1 | |
9 | Неравенства с одним неизвестным | 1 | |
10 | Решение неравенств | 1 | |
11 | Решение неравенств | 1 | |
12 | Решение неравенств | 1 | |
13 | Система неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки | 1 | |
14 | Решение систем неравенств | 1 | |
15 | Решение систем неравенств | 1 | |
16 | Решение систем неравенств | 1 | |
17 | Модуль числа. Уравнения, содержащие модуль | 1 | |
18 | Неравенства, содержащие модуль | 1 | |
19 | Неравенства, содержащие модуль | ||
20 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 1 | |
21 | Контрольная работа № 2 по теме «Неравенства» | 1 | |
Глава 2. Приближенные вычисления | 9 | ||
22 | Приближенные значения величин. Погрешность приближения | 1 | |
23 | Оценка погрешности | 1 | |
24 | Округление чисел | 1 | |
25 | Относительная погрешность | 1 | |
26 | Стандартный вид числа. | 1 | |
27 | Практические приёмы приближённых вычислений | 1 | |
28 | Действия с числами, записанными в стандартном виде | 1 | |
29 | Вычисления на микрокалькуляторе степени числа, обратного данному | 1 | |
30 | Последовательное выполнение операций на микрокалькуляторе | 1 | |
Глава 3. Квадратные корни | 14 | ||
31 | Арифметический квадратный корень | 1 | |
32 | Арифметический квадратный корень | 1 | |
33 | Действительные числа | 1 | |
34 | Действительные числа | 1 | |
35 | Квадратный корень из степени | 1 | |
36 | Квадратный корень из степени | 1 | |
37 | Квадратный корень из произведения | 1 | |
38 | Квадратный корень из произведения | 1 | |
39 | Квадратный корень из дроби | 1 | |
40 | Квадратный корень из дроби | 1 | |
41 | Квадратные корни и действия над ними | 1 | |
42 | Квадратные корни и действия над ними | 1 | |
43 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 1 | |
44 | Контрольная работа № 3 по теме «Квадратные корни» | 1 | |
Глава 4. Квадратные уравнения | 25 | ||
45 | Квадратное уравнение и его корни | 1 | |
46 | Квадратное уравнение и его корни | 1 | |
47 | Неполные квадратные уравнения | 1 | |
48 | Неполные квадратные уравнения | 1 | |
49 | Метод выделения полного квадрата | 1 | |
50 | Решение квадратных уравнений | 1 | |
51 | Решение квадратных уравнений | 1 | |
52 | Решение квадратных уравнений | 1 | |
53 | Решение квадратных уравнений | 1 | |
54 | Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета. | ||
55 | Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета. | 1 | |
56 | Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета. | 1 | |
57 | Уравнения, сводящиеся к квадратным | 1 | |
58 | Уравнения, сводящиеся к квадратным | 1 | |
59 | Контрольная работа № 4 по теме «Квадратные уравнения» | 1 | |
60 | Уравнения, сводящиеся к квадратным | 1 | |
61 | Уравнения, сводящиеся к квадратным | 1 | |
62 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 | |
63 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 | |
64 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 1 | |
65 | Решение простейших систем , содержащих уравнение второй степени | 1 | |
66 | Решение простейших систем , содержащих уравнение второй степени | 1 | |
67 | Решение простейших систем , содержащих уравнение второй степени | 1 | |
68 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 1 | |
69 | Контрольная работа № 5 по теме «Решение задач и систем, содержащих уравнения второй степени» | 1 | |
Глава 5. Квадратичная функция | 13 | ||
70 | Определение квадратичной функции | 1 | |
71 | Функция у = х2 | 1 | |
72 | Функция у = ах2 | 1 | |
73 | Функция у = ах2 | 1 | |
74 | Функция у = ах2 | 1 | |
75 | Функция у = ах2+ bx + c | 1 | |
76 | Функция у = ах2+ bx + c | 1 | |
77 | Построение графика квадратичной функции | 1 | |
78 | Построение графика квадратичной функции | 1 | |
79 | Построение графика квадратичной функции | 1 | |
80 | Построение графика квадратичной функции | 1 | |
81 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 1 | |
82 | Контрольная работа № 6 по теме «Квадратичная функция» | 1 | |
Глава 6. Квадратные неравенства | 13 | ||
83 | Квадратное неравенство и его решение | 1 | |
84 | Квадратное неравенство и его решение | 1 | |
85 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | 1 | |
86 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | 1 | |
87 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | 1 | |
88 | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | 1 | |
89 | Метод интервалов | 1 | |
90 | Метод интервалов | 1 | |
91 | Метод интервалов | 1 | |
92 | Исследование квадратного трехчлена | 1 | |
93 | Исследование квадратного трехчлена | 1 | |
94 | Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. | 1 | |
95 | Контрольная работа № 7 по теме «Квадратные неравенства» | 1 | |
Повторение | 7 | ||
96 | Решение линейных неравенств и систем неравенств | 1 | |
97 | Решение квадратных уравнений и неравенств | 1 | |
98 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | |
99 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | |
100 | График квадратичной функции | 1 | |
101 | График квадратичной функции | 1 | |
102 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
Итого часов | 102 |
Ученики должны знать:
- определение положительного и отрицательного числа
- понятие числового неравенства и их свойства
- понятие строгого и нестрогого неравенства
- понятие неравенства с одним неизвестным и его свойства
- определение модуля
- понятие абсолютной и относительной погрешности, стандартного вида числа
- понятие действительного и рационального числа
- понятие арифметического квадратного корня и его свойства
- определение квадратного уравнения и методы их решения
- теорему Виета
- формулу разложения квадратного трёхчлена
- определение биквадратного уравнения
- определение квадратичной функции
- определение квадратного неравенства и методы их решения
Ученики должны уметь:
- сравнивать неравенства, доказывать неравенства, складывать и умножать неравенства
- решать неравенства и системы неравенств
- решать уравнения и неравенства, содержащие модуль
- записывать число в стандартном виде, находить абсолютную и относительную погрешность
- применять свойства арифметического квадратного корня
- решать полные и неполные квадратные уравнения
- решать биквадратные уравнения
- раскладывать квадратный трёхчлен на множители
- решать задачи с помощью квадратных уравнений
- решать системы, содержащие уравнения второй степени
- строить графики квадратичной функции
- решать квадратичные неравенства с помощью графика и, используя, метод интервалов
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная и дополнительная литература:
- Алгебра 8. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров. / М.: Просвещение, 2011– 255 с.:ил.
- Алгебра. 7 класс: Учебник для общеобразовательных организаций/ Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва,Н.Е. Фёдорова. М.И. Шабунин.- 3-е изд.- М., «Просвещение», 2014.-319 с.: ил
- Т.А. Бурмистрова. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7 – 9 классы.- М.: Просвещение, 2009.
- Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса.-8-е изд.,испр. и доп.-М.: ИЛЕКСА,-2011,-240 с
- Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса.-8-е изд.,испр. и доп.-М.: ИЛЕКСА,-2011,-208 с
- Жохов В.И. Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс.- 16-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-160 с: ил.
- Элементы статистики и вероятность 7-9.Учебное пособие для общеобразоват. учреждений./ М.В. Ткачёва, Н.Е.Фёдорова./М.: Просвещение, 2007– 112 с.:ил.
- Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров. Изучение алгебры в 7 – 9 классах. –М.: Просвещение, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год
Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...
Рабочая программа учебного предмета Геометрия в 10-11 классах 2014-2015уч.год
Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Геометрия в 10-11 классахАвтор учебника: Погорелов А.В.Учебник для 10 - 11 классов....
Рабочая программа учебного предмета алгебра УМК «Алимов Ш.А. и др. «Алгебра 7 класс»
Рабочая программа учебного предмета УМК «Алимов Ш.А. и др. «Алгебра 7 класс»...
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» ученика 9-Б класса Грищенко Павла (обучение на дому, АООП ООО) на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа учебного предмета " Алгебра" для индивидуального обучения на дому...
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для обучающихся 7 класса
Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС, является частью Основной образовательной программы соответствующей образовательной организации и представляет собой скорректированный вариант ав...
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для 7-9 классов.
Программа составлена на основе Примерной программы по курсу математики 5-11 классов. Авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.В. Буцко, М.С. Якир....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Алгебра» для __7-10___ классов
Аннотация к адаптированной рабочей программе учебного предмета «Алгебра» для 7-10 классов для учащихся с ТНРУчебный предмет «Алгебра» включен в предметную область «...