Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме:
«Уравнения» Разработала Франк Е.А., учитель математики МБОУ «СОШ №5» г. Прохладного КБР
октябрь 2014 год
Учебник (УМК): И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2013.
Тип урока: комбинированный. Оборудование: доска, компьютер, проектор, карточки с заданиями. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная. Цели урока: организовать работу учащихся по повторению понятий: уравнение, что значит «решить уравнение», выработать навык в нахождении компонентов при сложении, вычитании, умножении и делении. Познакомить с понятием корень уравнения. Содействовать в формировании умений решать задачи с помощью уравнения и оформление записей в тетрадях. Планируемые образовательные результаты: предметные - формулировать определения уравнения и корня уравнения; - называть компоненты при сложении, вычитании, умножении и делении; - решать простейшие уравнения на основе зависимости между компонентами арифметических действий; - составлять и решать уравнения к задаче. метапредметные - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения уравнений и задач, в зависимости от конкретных условий; личностные - уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; - понимать смысл поставленной задачи; - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
План урока: - Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний учащихся.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания.
- Физминутка.
- Контроль усвоения (работа в парах).
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Рефлексия.
- Выставление оценок.
Ход урока. Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудниче-ства) |
1.Организационный этап.
| Организовать и целенаправить учебно-познавательную деятельность: приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. |
Ученики приветствуют учителя |
Беседа
|
|
Готовность учащихся к работе на уроке
| 2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
| Попросит учащихся, прослушать стихотворение и «догадаться» о теме урока. Совсем замучил брата Икс, Ему не привыкать. Он целый вечер ищет Икс, Не может отыскать. Мне брата жаль, во двор иду Собаку в комнату веду: Ну, Икс противный трепещи, Твой номер не пройдет, Сейчас я крикну: «Рекс, ищи!» И он тебя найдет. Отыщет всех твоих дружков По кличке Игрек, Зет Раз мучил ты учеников Тебе прощенья нет!
- Как вы думаете, какую цель будет иметь наш урок?
|
Ответы учащихся. |
Опрос, диалог
Индивидуальная, фронтальная |
Регулятивные (целеполагание) Познавательные
|
Создание проблемной ситуации
|
3.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний учащихся
| Учитель проводит фронтальный опрос класса, разрешение возможных трудностей при выполнении домашней работы. Фронтальный опрос: - Дайте определение понятию уравнения.
- Что значит решить уравнение?
- Для чего в жизни нужны уравнения, где встречаются равенства?
- Сформулируйте правила нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого?
Устная работа: Найти ошибку в решении уравнения: а) 49-х=15 б) х-13=39 в) 28+х=57 х=49+15 х=39-13 х=57-28 х=64 х=26 х=39
Математический диктант (презентация)
|
Отвечают на вопросы учителя
Находят ошибки в решении уравнений с комментированием правильного решения.
В тетрадь записывают только ответы, затем обмениваются тетрадями друг с другом, проверяют и ставят оценку. |
Опрос, диалог
Индивидуальная, фронтальная
ЭОР Слайд № 1 |
Личностные: границы собственного знания и незнания |
Выявление учителем степени готовности учащихся к уроку
Взаимоконтроль учащихся. |
4.Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания
| Дать понятие корня уравнения.
Значение буквы, при котором уравнение верно, называют корнем уравнения. - А как вы думаете, сколько корней может иметь уравнение?
Учитель организует работу по решению задачи с помощью уравнения. - Давайте решим задачу. № 241.
Организует самостоятельную деятельность учащихся при решении уравнений.
А теперь выполним № 237 (б, г)
|
Записывают определение в математический словарик.
Отвечают на вопрос учителя.
Анализируют и осмысливают текст задачи. Моделируют условие с помощью уравнения;
Записывают решение по образцу учителя.
Осуществляют самоконтроль.
|
Индивидуальная, фронтальная
Беседа
Работа у доски.
|
Познавательные (умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме).
Коммуникативные
Регулятивные: инициативность и самостоятельность Личностные: Самоопределение
|
Введено новое понятие – корень уравнения. |
6.Физминутка.
|
Физкультминутка на общее развитие организма детей (конечностей и туловища) «Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.
|
«Потягивание кошечки» выполняют вместе с учителем
|
|
|
|
7.Контроль усвоения (работа в парах).
|
Создает условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывает востребованную им помощь. Решить уравнения, из корней составить слово.
№ | Первое слово | Второе слово | Третье слово | 1 | 358 – у = 263 | 435 : х = 29 | 541 – а = 433 | 2 | 12 х = 144 | 4 у = 380 | 11 в = 1045 | 3 | а: 9 = 12 | 401 – z = 389 | 789 + с = 906 | 4 | 844 + с = 943 | t + 327 = 435 | 180 : х = 15 |
Таблица чисел и букв:
А | И | О | Р | Н | Г | Т | П | 99 | 95 | 112 | 108 | 117 | 12 | 15 | 14 |
Первое слово: игра Второе слово: тигр Третье слово: ринг
|
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, выбирая любое слово, решают уравнения. Проверяют решение у соседа по парте. |
Карточки с заданием.
|
Регулятивные (контроль, волевая саморегуляция)
Коммуникативные
|
Выявление учителем степени усвоения учащимися материала урока. Работа в парах.
| 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Параграф 14, № 237 (а,в), №2 стр. 70. Придумать стихотворение или рассказ об уравнении (формат оформления А4). | Записывают задания в дневник. |
Рассказ, фронтальная | Познавательные |
| 9. Рефлексия (подведение итогов занятия).
10. Выставление оценок.
| Учитель просит учеников оценить себя на уроке.
Овал – цель достигнута. Квадрат – справляюсь, но есть ошибки. Треугольник – ещё нужно работать.
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. | Учащиеся думают и отвечают на вопрос (ставят геометрические фигуры у себя в тетради). | Беседа
Индивидуальная, фронтальная
| Личностные, регулятивные (оценка)
| Обратная связь
|
|