Тангенс суммы и разности аргументов.
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Урок повторение ранее изученного материала по тригонометрии :повторение формул тригонометрии, отработка навыка преобразования тригонометрических выражений и решения уравнений с помощью основных тригонометрических формул.
На столах лежат карточки с заданиями. Выбирается из предложенных уравнений то уравнение, где будет применяться при решении формула синуса суммы или разности аргументов. К доске вызывается по желанию ученик, который решает и комментирует вслух все решение.
Решить самостоятельно следующее уравнение на данную формулу..
Работа по самооценке. Каждый ученик показывает на диаграмме уровень усвоения данной формулы и умение применить её к решению тригонометрического уравнения.
Рассматривается решение следующего уравнения на другую формулу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo.docx | 935.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Теме урока: Тангенс суммы и разности аргументов.
Цели урока: образовательные – систематизация уже имеющихся знаний по формулам тригонометрии, отработка навыков применения формул для тригонометрических выражений;
воспитательные – воспитание самостоятельности, работоспособности, таких качеств характера как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях, способности к сотрудничеству;
развивающие – развитие коммуникативных способностей, повышение интеллектуального уровня, кругозора, повышение мотивации к изучению математики, развитие логического мышления, умения выделять главное, проводить обобщение, делать верные логические выводы.
Задачи урока:
- повторение ранее изученного материала по тригонометрии;
- повторение формул тригонометрии;
- отработка навыка преобразования тригонометрических выражений и решения уравнений с помощью основных тригонометрических формул.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, доска, презентация, карточки с заданиями для работы на уроке, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Методы деятельности: репродуктивный и частично – поисковый.
Использование новейших технологий познавательной деятельности: презентация, контроль знаний в режиме самоконтроля и диагностики знаний .
План урока
|
|
|
|
|
|
| |
2. |
|
|
|
3. | Закрепление материала в три этапа | Закрепить и отработать умение и навыки решать тригонометрические уравнения с помощью формул синуса, косинуса и тангенса суммы и разности аргументов | 4 мин – 3раза |
4. | Проведение самостоятельной работы | Проверить знания по данной теме |
|
5. | Интересно о предмете | Стимулировать мотивацию и интерес к изучению тригонометрии | 5 мин |
6. | Итог урока | Сделать вывод о работе учащихся на уроке | 2 мин |
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы и задач урока.
Учитель: немецкий гений Иоганн Вольфганг Гёте однажды заметил: «Недостаточно только получать знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать». Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому высказыванию писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим удовольствием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.
2. Актуализация знаний.
Урок мы начнём с выполнения небольшой устной работы, которая нацелена на повторение основных тригонометрических тождеств, проверку усвоения предыдущего материала.
Упростить выражения и найти их значения :
а) sin· sin (2+3) + cos (2+3) ·cos
б) cos 2· sin (-) - cos (-)·sin 2
в) sin 81°· cos 21° - cos 81° ·sin 21°
г) cos ·cos - sin· sin
д) sin · cos + cos ·sin
е) cos78°·cos18° + sin78°· sin18°
ж)
з)
и)
к)
Ответы к заданию: а) cos (3+); б) – sin(+); в); г)-; д)1; е) ;ж);
з) ;и) ; к) -.
Учитель: Работа по самооценке. Показать на диаграмме уровень усвоения теории.
3. Закрепление материала.
Учитель: рассмотрим решение уравнений на применение формул ( к доске вызывается по желанию ученик, который решает и комментирует вслух все решение):
а)sin х· cos 3х - cos х ·sin 3х =
Решение: применяя формулу синуса суммы получим sin (х + 3х ) =
sin 4х =
4х = ( -1)n+ n , где n
х= ( -1)n+, где n
4.Отработка навыков.
Учитель: разучивание тригонометрических формул в школе не для того чтобы вы всю оставшуюся жизнь вычисляли синусы , косинусы и тангенсы, а для того чтобы ваш мозг приобрел способность работать. “Дороги не те знания, которые отлагаются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы” писал английский философ и социолог Г. Спесер. На ваших столах лежат карточки с заданиями. Выберите из предложенных уравнений то уравнение, где будет применяться при решении формула синуса суммы или разности аргументов. Решите самостоятельно.
Предложенные задания:
а) cos 4х·cosх - sin4х· sinх = -;
б) sin 5х· cos х + cos 5х ·sin х = -;
в)= -
Решение заданий для самостоятельного выбора:
б) sin 5х· cos х + cos 5х ·sin х = -
sin6х = -
6х = ( -1)n + n , где n
х = ( -1)n+ , где n
Учитель: Работа по самооценке. Покажите на диаграмме уровень вашего усвоения данной формулы и умение применить её к решению тригонометрического уравнения.
Учитель: рассмотрим решение следующего уравнения cos 3х·cos5х - sin3х· sin5х = 0
( к доске вызывается по желанию ученик, который решает и комментирует вслух все решение)
cos 8х = 0
8х = +,где
х = +,где
Учитель: Выберите из предложенных уравнений то уравнение, где будет применяться при решении формула косинус суммы или разности аргументов. Решите самостоятельно.
Решение заданий для самостоятельного выбора:
а) cos 4х·cosх - sin4х· sinх = -
cos 5х = -
5х = +2,где
х = +, где
Учитель: Работа по самооценке. Покажите на диаграмме уровень вашего усвоения данной формулы и умение применить её к решению тригонометрического уравнения.
Учитель: рассмотрим решение уравнения = 1
( к доске вызывается по желанию ученик, который решает и комментирует вслух все решение)
Ответ: х = - ,где
Учитель: Выберите из предложенных уравнений то уравнение, где будет применяться при решении формула тангенса суммы или разности аргументов. Решите самостоятельно.
Решение заданий для самостоятельного выбора:
в)= -
tg(+ х) = -
+ х = -+n , где n
х = -+n , где n
Учитель: Работа по самооценке. Покажите на диаграмме уровень вашего усвоения данной формулы и умение применить её к решению тригонометрического уравнения.
Подведение итогов работы. Выставление оценок согласно критериям.
Ключ для выставления оценок:
16 -20 баллов – оценка «5»
13 -15 баллов – оценка «4»
6 -12 баллов – оценка «3»
менее 6 баллов – оценка «2»
5.Дополнительное задание:
Вычислите:
)а)
б))
Работа по слайду( повторить решение простейших тригонометрических тригонометрических уравнений, верны ли все решения?):
Работа с кроссвордом.
Итог урока. Выставление и комментирование оценок ученикам, работающим у доски. Озвучивание оценок , выставленных учениками по диаграмме оценивания.
Учитель: Однажды Сократ, окруженный учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. " Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной". Мудрец же ответил так: " Да, но ты зовёшь их вниз, в теплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам".
Вот и мы с вами сегодня поднялись на одну ступеньку вверх, научившись применять формулы тригонометрии.
Используемая литература.
1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа10 – 11 классы в 2 частях( учебник, задачник) Для общеобразовательных учреждений. – 12-е изд. – М.: Мнемозина, 2011.
2. Макеева А.В. Карточки по тригонометрии. 10-11 классы: Дидактический материал для учителя - ОАО “Издательство “Лицей”, Саратов, 2002.
3. Изучение алгебры и начал анализа 10-11: Методические рекомендации к учеб.; кн. для учителя / Н.Е.Федорова, М.В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2007.
4. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класс/М.И. Шабунин, М.В. Ткачева и др. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2007.
5. Решетников Н.Н. Материалы курса “Тригонометрия в школе” лекции 1-8. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2006
6. Газета “Первое сентября. Математика”. - №6, 2004.
7. Сборники заданий к ЕГЭ 2002, 2011.
Электронная поддержка урока:
1. Авторская презентация .
2. Авторский подбор заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме: «Синус, косинус, тангенс суммы и разности аргументов"
Готовая небольшая презентация для обобщающего урока по теме: «Синус, косинус, тангенс суммы и разности аргументов" Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). М.:...
Разработка урока по алгебре "Косинус суммы и разности двух аргументов"
Данная разработка поможет учителю при подготовке к уроку, его можно использовать при итоговом повторении в конце 11 класса....
Повторение формул - квадрата разности, квадрата суммы и разности квадратов»
Повторение+лист контроля...
Презентация к уроку алгебры и начала анализа 10 класс "Формулы косинуса суммы и разности двух аргументов"
Презентация к уроку алгебры и начала анализа 10 класс "Формулы косинуса суммы и разности двух аргументов"...
Применение формул разности квадратов и квадрата суммы и разности для разложения на множители
Дидактический материал с ответами для самопроверки...
урок_Тангенс суммы и разности аргументов
урок_Тангенс суммы и разности аргументов...
Методическая разработка урока по теме «Применение формул квадрата суммы, квадрата разности и разности квадратов»
Формулы сокращенного умножения - одна из наиболее важных сложных тем курса алгебры средней школы. Данная методическая разработка поможет на уроке при закреплении нового материала. Работа в группах с п...