Тема: Понятие дроби. Обыкновенная дробь.
Цель урока: сформировать понятие дроби и подготовить учащихся к изучению сравнения дробей и арифметических действий с ними.
Планируемые результаты:
Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;
Предметные: развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, историко-математический материал, раздаточный материал для групповой работы.
Структура и ход урока
Организационный момент. стих
Актуализация опорных знаний. устно
Изучение нового материала.
Постановка проблемы.
Учитель показывает детям апельсин и задает вопрос.
Апельсин один, а нас в классе восемь человек. Как сделать так, чтобы апельсин достался каждому?
Ребята выдвигают версии. Когда один из ребят дает правильную версию, учитель повторяет ее.
Апельсин нужно разделить. Сколько апельсина получит каждый из вас?
Ребята выдвигают версии. Когда ребята найдут правильную версию, учитель озвучивает и закрепляет ее.
Все ребята проговаривают правильную версию.
Каждый получит дольку апельсина.
Вот эта долька от апельсина и называется дробью.
Итак, записываем тему урока Понятие дроби. Какова же цель нашего урока? Познакомиться с обыкновенными дробями, узнать, как записывались дроби у разных народов и научиться записывать рациональные числа в дроби .
Интересно, а в древности люди знали про дроби? Индивидуальная работа
Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту.
– На сколько равных частей разделили полоску?
Запишем число 2 под чертой вот так: Черту называют дробной,
а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасьте одну часть красным цветом .
– Сколько частей закрасили красным цветом?
Запишем число 1 над дробной чертой вот так: .
Число, записанное над чертой, называют числителем.
ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски
( на практике обозначает половину некоторой величины)
- Что показывает знаменатель? (на сколько долей делят целое)
- Что показывает числитель? (сколько таких долей взяли)
Какую часть круга составляет доля на каждом из кругов?
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Настрой на работу. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
| Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия. | Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
- Считать Разные варианты ответов
Попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание и зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
- Дроби
- Об обыкновенной | Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. - Как вы думаете, что люди научились делать раньше: считать или записывать числа? -А всегда ли при делении можно было получить ответ в виде натурального числа? Показываю апельсин. Как можно разделить апельсин на 8 частей? - Приведите свой жизненный пример деления одного целого предмета на части. Прослушайте следующие строки, какое слово, по вашему мнению, имеет отношение к нашему уроку? «Математика-царица всех наук, Полюби её, мой друг! В ней числа, уравнения, неравенства, Ученье без конца, Но жизнь без математики, Увы, была б скучна». - А что такое дробь? Это слово имеет несколько значений. Вам приходилось слышать это слово не один раз и с разными значениями: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь. -Как вы думаете, о какой дроби сегодня пойдет речь? | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические: – формулирование проблемы. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. | Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения) | Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает - Натуральные числа вы умеете записывать. А кто-нибудь сможет записать рациональные числа или дроби? | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач |
4.Этап постановки темы урока и учебной цели. | В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); предложили и согласовали тему урока -Понятие дроби. Обыкновенная дробь.
- Познакомиться с обыкновенными дробями, узнать, как записывались дроби у разных народов и научиться записывать рациональные числа. | Консультирует, проверяет, согласовывает, уточняет тему урока
- А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
- Какие задачи стоят сегодня перед нами? Подвести промежуточный итог. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: планирование учебной деятельности |
5.Этап открытия новых знаний | Применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и записи дробей; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
| Интересно, а в древности люди знали про дроби? - В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел. «Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят это делать», - писал основатель афинской Академии Платон. Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский. Даже Пифагор, который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями. – А как половину записать цифрами? Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту. – На сколько равных частей разделили полоску? Запишем число 2 под чертой вот так: Черту называют дробной, а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасьте одну часть красным цветом . – Сколько частей закрасили красным цветом? Запишем число 1 над дробной чертой вот так: . Число, записанное над чертой, называют числителем. ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски ( на практике обозначает половину некоторой величины) Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной. - Назовите числитель и знаменатель каждой дроби . - Хотите узнать, как изображались обыкновенные дроби у разных народов? Физминутка. Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Раз – поднялись, потянулись, Два – нагнулись, разогнулись, Три – в ладоши три хлопка Головою три кивка.
Подвести промежуточный итог
| Коммуникативные: развитие умения работать в группе Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Решили (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование
Работа в группах. | Организовывает решение типовых заданий (фронтально)
Задача на слайде Поменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте результаты
| Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач |
7.Этап групповой работы. | Работа в группах. Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать) | (у доски, в тетрадях)№13 | Коммуникативные: управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение полно и точно выражать свои мысли Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, классификация и построение логической цепи рассуждений Регулятивные: уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера Предметные: развитие представлений о числе |
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой | Самостоятельно выполнять типовые задания на новый способ действия Выполнять самопроверку Выявить причины ошибок и их исправление
| Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовывает самопроверку учащимися своих решений ; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления № 16 В-1: (1 строка) В-2: (2 строка) В-3: (3 строка) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Предметные: развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до рациональных, умение применять изученный материал |
9. Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов урока | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке Намечают перспективу последующей работы
Запись домашнего задания | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности) Комментирует домашнее задание: п. 1стр 4-7., № 14 и вкусное домашнее задание по выбору. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |