Решение задач на проценты
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1. Вычислить процент от числа…
27500⋅94%=27500⋅0.94=275⋅94=25850.
Ответ: 25850 человек.
2. Скидки, налоги и рост цен...
Для решения этой задачи вначале вычислим сумму налога на заработную плату
12500⋅13%=12500⋅0.13=1625.
Тогда заработная плата, выдаваемая на руки Ивану Кузьмичу, равна разности между начисленной зарплатой и вычетом налога:
12500−1625=10875.
Ответ: 10875 рублей.
Вначале найдем величину подорожания:
60⋅25%=60⋅0.25=15.
Затем прибавим величину подорожания к исходной цене:
60+15=75.
Таким образом, новая цена одного килограмма слив оказалась равной 75 рублей.
Ответ: 75 рублей.
.
3. Скидки, налоги и рост цен (обратные задачи)
Другой вид задач посвящен определению цены на продукты до их повышения, заработной платы до вычета налога и т.д. Поскольку в таких задачах требуется найти первоначальное значение до каких-либо действий (повышения или понижения цены, вычета налога и т.д.), имеет смысл назвать их обратными задачами.
Как известно, первоначальная зарплата Марии Константиновны была равна 100%. После вычета 13% налога она получила на руки 100%−13%=87%=0.87 от начисленной заработной платы. Тогда начисленная заработная плата оказалась равной
95700.87=95700087=11000.
Ответ: 11000 рублей.
4. На сколько процентов?..
Абсолютная величина скидки равна 40−38=2 (рубля).
Величину скидки, выраженную в долях единицы (относительную величину) найдем как отношение абсолютной величины скидки на исходную цену продукта:
240=120=0.05.
Учитывая основное процентное равенство, получаем
0.05⋅100%=5%.
Таким образом, скидка для пенсионеров составляет 5%.
Ответ: 5%.
1. Сложные проценты
Для ее решения достаточно дважды рассчитать стоимость одного килограмма винограда (вначале в октябре, а затем – в ноябре).
Стоимость 1 кг винограда в октябре равна:
60+60⋅25%=60+60⋅0.25=60+15=75.
В ноябре стоимость 1 кг винограда оказывается равной:
75+75⋅20%=75+75⋅0.2=75+15=90.
Таким образом, стоимость винограда в ноябре оказалась равной 90 рублей.
Ответ: 90 рублей.
Заметим, что в этой задаче не страшно перепутать процент повышения цены в октябре и ноябре, так как окончательный результат не изменится:
60⋅(1+0.25)⋅(1+0.2)=60⋅1.25⋅1.2=90.
Рассматриваемые далее задачи на сложные проценты уже не всегда простят нам таких вольностей и, к тому же, требуют внимательного прочтения условия: что нам дано в задаче и что следует найти.
Решим эту задачу двумя способами.
1-й способ
Для того чтобы найти число взрослых жителей города, необходимо вычесть из общего числа всех детей и подростков:
20000−20000⋅15%=20000−20000⋅0.15=20000−3000=17000.
Далее, из 17000 взрослых жителей следует вычесть всех неработающих граждан:
17000−17000⋅55%=17000−17000⋅0.55=17000−7650=9350.
Таким образом, в городе N заняты на работе 9350 человек.
Ответ: 9350 жителей.
По условию задачи, в городе N 15% детей и подростков, а в условии спрашивается о взрослых жителях. То есть нас должен интересовать процент взрослых жителей: 100%−15%=85%.
Далее, в условии задачи говорится о том, что 45% взрослых жителей НЕ работает, а спрашивается, сколько взрослых жителей работает? Легко подсчитать, что работает 100%−45%=55% взрослых жителей.
С учетом всех замечаний условие задачи можно переформулировать следующим образом.
20000⋅0.85⋅0.55=9350.
Ответ: 9350 жителей.
По условию задачи нам известен процент учеников начальной школы, а требуется найти количество учеников, изучающих немецкий язык, который изучается только в средней и старшей школе. Поэтому вначале следует найти процент учеников средней и старшей школы: 100%−30%=70%.
Тогда ее решение совпадает с решением предыдущей задачи вторым способом:
800⋅0.7⋅0.2=112.
То есть, немецкий язык в школе изучает 112 учеников.
Ответ: 112 учеников.
2. Наибольшее количество товара и скидка/наценка
В этом и дальнейших пунктах разберем задачи, в которых вычисление процентов является только частью решения, и необходимо выполнить дополнительные преобразования.
.
Решение этой задачи сводится к определению новой цены на флакон и расчету наибольшего числа флаконов, которые можно купить за имеющиеся деньги.
Новая цена флакона шампуня оказывается равной:
160−160⋅25%=160−160⋅0.25=160⋅(1−0.25)=160⋅0.75=120 (rub).
Для расчета наибольшего количества флаконов, которые можно купить за 1000 рублей, поделим эту сумму на цену флакона и отбросим дробную часть:
1000120=253=813.
Таким образом, за 1000 рублей можно купить 8 флаконов шампуня по скидочной цене.
Ответ: 8 флаконов.
Решение этой задачи сводится к определению розничной цены учебника и расчета наибольшего числа учебников, которые можно купить за имеющиеся деньги.
Розничная цена учебника равна:
170+170⋅20%=170+170⋅0.20=170⋅(1+0.2)=170⋅1.2=204 (rub).
Для расчета наибольшего количества учебников, которые можно купить за 7000 рублей, поделим эту сумму на розничную цену учебника и отбросим дробную часть:
7000204=175051=341651.
Таким образом, за 7000 рублей можно купить 34 учебника по розничной цене.
Ответ: 34 учебника.
700−700⋅13%=700−700⋅0.13=700⋅(1−0.13)=700⋅0.87=609.
То есть у студента после вычета налога осталось 609 рублей.
:
609 rub60 rub=60960=10960.
То есть, на оставшиеся 609 рублей студент может купить 10 тюльпанов. Но учитывая, что букет должен состоять из нечетного числа цветков, в ответ запишем 9 тюльпанов.
Ответ: 9 тюльпанов.
3. Расчет дозировки лекарства
.
Вначале найдем требуемое для ребенка количество активного вещества лекарства:
1.4 mg/kg⋅5 kg=7 mg.
Затем рассчитаем количество активного вещества в одной таблетке лекарства:
20 mg⋅5%=20⋅0.05=1 (mg).
Разделив требуемое количество действующего вещества лекарства на его количество в одной таблетке, находим:
7 mg1 mg=7.
Таким образом, врач назначил ребенку 7 таблеток лекарства в сутки.
Ответ: 7 таблеток.
4. Платежи кратными суммами с комиссией
Решим эту задачу двумя способами: стандартным, основанном на расчете, и простым перебором. Поскольку при решении заданий части В ЕГЭ по математике требуется только записать ответ, Вы можете решать эту задачу любым способом, который для Вас более удобен.
1-й способ
Первый способ стандартный основан на вычислении суммы платежа, который после вычитания комиссии в 5% даст, как минимум, 300 рублей на счету телефона. По аналогии с задачей 26644, находим, что на счет телефона зачисляется 100%−5%=95%=0.95 от суммы, внесенной в терминал. Тогда для зачисления 300 рублей на счет телефона необходимо внести
300 rub0.95=3000095=600019=3151519 (rub.)
Учитывая, что терминал принимает сумму, кратную 10 рублям, Ане следует внести 320 рублей.
Ответ: 320 рублей.
2-й способ
Второй способ основан на простом подборе. Вначале определим сумму, зачисляемую на счет телефона с каждых 10 рублей:
10−10⋅5%=10−10⋅0.05=10−0.5=9.5.
То есть, с каждых 10 рублей на счет зачисляется 9 рублей 50 копеек. Затем найдем, какое наименьшее число «десятирублевок» следует внести в терминал, чтобы на телефон было зачислено не менее 300 рублей.
Очевидно, это число должно быть больше 30, так как 30 «десятирублевок» равны 300 рублям, а платежный терминал еще и берет комиссию.
Попробуем вложить 31 «десятирублевку»
31⋅9.5=294.5.
Тогда мы получаем сумму, меньше 300 рублей, что не удовлетворяет условию задачи.
Для 32 «десятирублевок» имеем
32⋅9.5=304.
Это значит, что при внесении в терминал 32 «десятирублевок» на счет будет зачислена достаточная сумма в 304 рубля. Отсюда следует, что в платежный терминал необходимо внести 32 «десятирублевки», то есть, 320 рублей.
Ответ: 320 рублей
5. Ежемесячные платежи по кредитам
.
К сожалению, в этой задаче отсутствует однозначность в порядке начисления процентов. Поэтому введем дополнительное допущение (которого нет в условии задачи) о том, что проценты на кредит начисляются сразу в момент его получения.
Тогда сумма кредита вместе с начисленными процентами оказывается равной:
12000+12000⋅16%=12000+12000⋅0.16==12000⋅(1+0.16)=12000⋅1.16=13920 (rub).
Поскольку клиент погашает кредит ежемесячно равными платежами, сумма ежемесячного платежа равна:
1392012=1160.
Ответ: 1160 рублей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических способностей учащихся 5 – 6 классов путем решения задач на проценты.
В программе курса математики 5 – 6 классов большое место уделяется решению задач на проценты. Обучение решению этих задач всегда рассматривалось как необходимое условие ...
Решение задач на проценты.
Данная презентация разработана мной для урока математики 6 класс к учебнику В.Я.Виленкин и др....
" Решение задач на проценты "
Дання программа разработана для проведения элективного курса в 9 классах....
Программа элективного курса" Решение задач на проценты "
Дання программа разработана для проведения элективного курса в 9 классах....
"Решение задач на проценты"
На уроке применяются элементы УДЕ (укрупненная дидактическая единица). Матричные задания....
Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"
Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...
"Решение уравнений и решение задач на проценты" математика 6 класс
Пояснительная записка Автор: Бурачкова Ирина Сергеевна, учитель математики.Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовател...