Разработки уроков
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Урок по алгебре в 7-м классе на тему: «Линейная функция и ее график».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_lineynaya_funktsiya_i_ee_grafik_7_klass.docx | 65.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по алгебре в 7-м классе на тему: «Линейная функция и ее график».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Образовательные
- сформировать представление о числовой функции на примере линейной функции;
- формировать умения строить график линейной функции по двум точкам;
- вырабатывать умение анализировать и находить правильное решение проблемных ситуаций.
Воспитательные
- воспитание внимательности, аккуратности, познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения.
Развивающие
- развитие логического мышления, зрительной памяти, математически грамотной речи, сознательного восприятия материала.
Задачи урока:
- Обеспечить осмысление и усвоение понятия линейной функции.
- Обеспечить осмысление и запоминание алгоритма построения графика линейной функции по двум точкам; по точкам пересечения с осями координат.
- Обеспечить усвоение знаний по нахождению значения функции, заданной формулой, по известному значению аргумента, а также по нахождению значения аргумента, если значение функции задано.
Оборудование: учебная доска c координатной плоскостью, медиапроектор, ноутбук, карточки для индивидуальной работы, дидактические материалы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист примерно 350 лет назад говорил: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Эти слова будут девизом нашего урока. И этот день не будет несчастным, потому что будем узнавать новое.
- Сегодня на уроке мы узнаем, какой вид имеет линейная функция, познакомимся с алгоритмом построения графика линейной функции и будем его использовать при выполнении заданий.
II. Математическая разминка.
№1. Вычислите (устная работа).
| 6) 5 • (- 0,12) 7) 0,25 • 444 8) -0,3 • (-203) 9) 214 • (-0,5) 10) 1,6 • 20 |
- Сформулируйте правило умножения чисел с разными знаками.
- Как перемножаются два отрицательных числа?
№2. Решите уравнение (устная работа).
|
|
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
Вопросы:
- Уравнение какого вида называется линейным уравнением с двумя переменными?
- Что называется решением линейного уравнения с двумя переменными?
- Как построить график линейного уравнения с двумя переменными?
№3 Найдите два решения уравнения 2х –у – 4 =0 и постройте его график. (Выполняет один ученик у доски).
IV. Индивидуальная работа (работают по карточкам 3-4 учащихся).
Карточка 1.
№1. Найдите два решения уравнения 4х + 9у + 36 = 0 и постройте его график.
№2. Известно, что (1; 2) – решение уравнения 3х + bу + 1 = 0. Найдите коэффициент b и ещё одно решение этого уравнения.
Карточка 2.
№1. Найдите два решения уравнения 3х – 4у - 12 = 0 и постройте его график.
№2. Известно, что (2; 1) – решение уравнения aх + у - 3 = 0. Найдите коэффициент a и ещё одно решение этого уравнения.
V. Изучение нового материала.
№4. Из равенства 2х + 3у – 6 = 0 выразить переменную у.
2х + 3у – 6 = 0
3у = -2х + 6 |: (3)
у =- х + 2
Выполним те же преобразования в общем виде.
№5. Из равенства ах + bу + c = 0 (b ≠ 0) выразить переменную у.
ах + bу + c = 0
bу = - ах – с |: (b)
у = -
Введем обозначения k = -, m = -. Таким образом линейное уравнение ах + bу + c = 0 при b ≠ 0 приводится к виду у = kx + m, где k и m – коэффициенты.
Уравнение у = kx + m является частным случаем линейного уравнения ах + bу + c = 0.
Для любого значения х, пользуясь правилом у = kx + m, легко найти соответствующее значение у. Такое правило называют линейной функцией.
х – независимая переменная или аргумент.
у – зависимая переменная.
Примеры линейной функции:
- у = 5х – 3, где k = 5 и m = - 3
- у = -2х + 5, где k = - 2 и m = 5
- у = 7х, где k = 7 и m = 0
- у = -х, где k = - 1 и m = 0
- У = 0, где k = 0 и m = 0
- У = 5, где k = 0 и m = 5
Теорема. Графиком линейной функции у = kx + m является прямая.
Для построения графика достаточно найти любые две точки, принадлежащие графику, и провести через них прямую.
№6. Построить график линейной функции
- у = - 3х + 6
- у = 2х - 4
- Построим график функции у = -3х + 6.
При х =1 найдем у(1) = -3•1 + 6 = 3, поэтому точка А(1; 3) принадлежит графику функции. Для х = 2 найдём у(2) = -3•1 + 6 = 0. Точка В(2; 0) также принадлежит графику функции. На координатной плоскости построим эти точки А и В. С помощью линейки через точки А и В проведем прямую линию – график данной линейной функции.
В качестве точек, через которые проходит график функции, достаточно часто удобно брать точки пересечения графика с осями координат.
- Построим график функции у = 2х – 4, найдя точки пересечения его с осями координат.
Найдём точку пересечения графика функции с осью ординат. Как известно, для любой точки, расположенной на оси ординат, абсцисса равна нулю. Поэтому в зависимости у = 2х – 4 положим х = 0 и найдем у = 2 • 0 – 4 = - 4. Такая точка пересечения – А(0; -4), построим её.
Теперь найдем точку пересечения графика с осью абсцисс. Любая точка на этой оси имеет ординату, равную нулю. Поэтому в зависимости у = 2х – 4 положим у =0. Получаем линейное уравнение 0 = 2х – 4, откуда х = 2. Имеем точку пересечения В(2; 0) и строим ее. Через точки А и В проводим прямую линию – график данной функции.
VI. Закрепление изученного материала.
№7. Назовите коэффициенты линейной функции у = kx + m:
а) у = 0,7х + 9,1; б) у = + 0,8; в) у = - 5,7х – 3,5; г) у = -.
№8. Преобразуйте линейное уравнение с двумя переменными х и у к виду линейной функции у = kx + m и выпишите коэффициенты k и m:
а) 8х + 3у = 24; б) 7х – 5у = 35.
№7. Найдите значение линейной функции у = 0,5х – 4,если значение ее аргумента равно: а) 6; б) – 7.
№9. Найдите значение аргумента, при котором линейная функция у = 5х– 3,5 принимает значение: а) – 3,5; б) – 6,5.
№10. Постройте график линейной функции в соответствующей системе координат: а) у = 4х – 6; б) у = 5х +7; в) у = - 3х + 2; г) у = - 7х + 3.
VII. Подведение итогов урока.
- Какая функция является линейной. Приведите примеры.
- Что является графиком линейной функции? Как можно построить такой график?
- Как найти точки пересечения графика линейной функции с осями координат. Поясните на примере.
- Как найти значение функции, заданной формулой, если известно значение ее аргумента?
Выставление оценок за работу на уроке.
VIII. Домашнее задание
§8, №8.3, 8.11(б, г), 8.15(б, г), 8.16(а, б), 8.19(в, г) 8.21(г)
№8.22 (для желающих на оценку)
Список литературы
- А.Г. Мордкович. Алгебра-7. Часть 1.Учебник.- М.:Мнемозина, 2010
- А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е.Тульчинская . Алгебра-7. Часть 2. Задачник. - М.:Мнемозина, 2010
- А.Г. Мордкович. Алгебра-7. Методическое пособие для учителя.- М.:Мнемозина, 2010
Автор разработки урока – Айылчиева Галина Бейшенбековна, учитель математики МОУ «СОШ №55» г. Саратова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...