Открытые уроки
материал по алгебре на тему

Сальманова Наталья Ивановна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

5-й класс. Урок-путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями"

Цели урока:

Дидактическая 

  • повторить правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей;
  • уметь выполнять действия с десятичными дробями;
  • уметь решать уравнения.

Воспитательная 

  • воспитывать дружеские отношения в классе;
  • умение работать в парах, развивать интерес к математике.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (2 мин).

Проконтролировать, чтобы за каждой партой сидело по одному сильному ученику. Объявить тему урока и его задачи.

Учитель: Сегодня у нас урок – путешествия в страну десятичной дроби и мы с вами отправимся в полет, и у нас будет много приключений.

2. Устная работа (8 мин).

Учитель: Сначала проверим готовность к полету. Мы проверим это умение в устном счете. Вам нужно стараться отвечать правильно и быстро, от этого зависит, полетим мы в путешествие или нет.

Вопросы учащимся

1) Сформулируйте правила сложения, умножения, деления десятичных дробей?

2) Повторить распределительное свойство.

1. Прочитайте

1,1; 5,678; ; 6,7 ;; 0,001;; 12,003.

2. Вычислите

0,2 • 43 0,54 + 3,06 3,5 • 0,2

+ 0,4 : 0,2 +1,1

: 0,3 : 9 : 2

• 0,2 =6 -1,99 =0,01 + 0,1 = 1

3. Упрости 4,5a + 5,6a 4.

Представьте в виде десятичной дроби 2,4y – 0,2y 20%; 40%; 56%:  x + 1,1x + 6,4x

Учитель: Теперь мы к полету готовы. Но нам надо узнать, на каком самолете мы должны совершить полет (По таблице нужно ответить на вопросы)

ТУ -354

2,4

2,567

2,44

4,6

0,4

3,05

1,99

5

5,8

0,0001

1,51

1,36

3,03

4,8888

0,08

3,1

0,75

0,32

2,3456

2,4

2,001

2,57

3,7

5,67

0,5

4. Назовите, дробь больше 2,4 ,но меньше 3,1.

5. Округлите дробь 2,567 до сотых.

3) Самую маленькую дробь, находящуюся в промежутке от 1 до 5.

4) Дробь, в которой одна цифра повторяется несколько раз.

5) Найдите произведение чисел 0,08 и 0,5.

Т -3,05; У- 2,57; 3- 0,32; 5 – 4,8888 ; 4 – 0,4.

Учитель: Теперь мы с вами летим в самолете ТУ-354.

В самолетах обычно слушают музыку, читают газеты, разгадывают кроссворды. Итак, мы будем лететь, играть в “математическое лото”. Кто быстрее решит и зачеркнет все числа в лото тот победит? Можно решать устно.

50% от 2,2

7,86x –2,86x,

если x = 0,4

28,53 • 0,8+1,47• 0,8

0,8•5,6•5

1,1

0,1

2

24

22,4

3. Работа в тетрадях (5 мин).

Учитель: Ужасно, но наш самолет терпит крушение. Пилот у нас очень хороший, поэтому он с трудом, но сажает самолет на остров. На этом острове встречаются аборигены и путешественники. Аборигены - это ребята первого варианта, а путешественники – это ребята второго варианта. Внимание кризисная ситуация, аборигены ходят уничтожить наших путешественников. Чтобы этого не произошло, путешественникам надо доказать, что они умеют выполнять действия с дробями.

Работа в парах. Ребята первого варианта контролируют выполнения заданий второго варианта.

Вычислите

  1. (2,36 • 1,5 +24,9) • 45
  2. (61,5 – 5,16) : 30 +5,05

4. Самостоятельная работа (10 мин).

Учитель: Аборигенам путешественники понравились. И они не только стали враждовать с ними, но и рассказали о своей цивилизации.

Путешественники и аборигены познакомились, обменялись знаниями и подружились. Для закрепления своего союза они решили сыграть в дружеский футбольный матч. Гол – это правильно решенное уравнение

1) (x – 5,6): 12 =3,7

2) 12x + 14x + 4,2 =12

3) ( x + 2,1) • 4 = 15,2

4) (9,1 – x ) – 2,8 = 2,9

5) 4,6x + 3,8x – 1,6 = 0,5

5. Физминутка (2 мин).

Учитель: Потом были танцы у костра. (Под музыку повторяют движения за учителем)

6. Работа у доске (3 мин).

Учитель: После матча, чтобы еще более закрепить дружбу, проводится банкет. Но чтобы устроить банкет, чтобы всем всего хватило, местные жители должны решить задачу.

Задача

Запас мяса - 42 килограмма ;на стол приготовили этого количества. Женщины собрали 9,2 килограммов абрикосов, а дети насобирали бананов в 1,5 раза больше. Сколько мяса и сколько фруктов на столе?

Условие задачи записываем на доске и решаем с комментированием.

7. Задачи на смекалку (3 мин).

Учитель: На стол накрыли. Хорошо поужинали, при этом никого не обидели. Особо смелые перепрыгивали через костер. Для того, чтобы перепрыгнуть надо решить задание на смекалку.

  1. Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (3 кг)
  2. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (40 км)
  3. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей? (8)
  4. К Айболиту на прием пришли звери. Все, кроме 2, собаки. Все, кроме 2, кошки. Все, кроме 2, зайцы. Сколько животных пришло к Айболиту? (3)
  5. Зайцы пилят бревно. Они сделали 12 распилов. Сколько получилось чурбаков? (13)

8. Решение задачи (5 мин).

Учитель: Поели, поплясали, даже через костер попрыгали, пора бы и спать ложиться. Но у аборигенов свои обычаи. Пустят путешественников спать в хижину только после того, как они найдут объем жилища и площадь его потолка. Размеры у хижины такие: высота –2,5 м; длина - 6,25 м; а ширина – 5 м.

9. Подведение итогов (2 мин).

Учитель: Ну, вот и наступило утро. За путешественниками прилетел вертолёт. Но в аэропорту их ждали журналисты, которые стали спрашивать, что же произошло за время полета и что повторили за время этого путешествия?

Учитель комментирует оценки за урок.

10. Домашняя работа нарисовать путешествие в страну “Дроби”.



Предварительный просмотр:

Урок-игра "Путешествие в сказку". Повторение решения уравнений (6-й класс)

“Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая сделать его занимательным .” Блез Паскаль

Цели урока: 

  • Образовательные - повторение, обобщение и систематизация материала темы, контроль усвоения знаний и умений.
  • Развивающие - развитие математического кругозора, мышления, речи, внимания и памяти.
  • Воспитательные – воспитание интереса к математике, активности, умения общаться, общей культуре.

Оборудование: сводная таблица, карта Лукоморья, песни из сказки “Маша и Витя против Диких гитар”, “пирожки”, дощечки “забора”, “яблоки”, мяч, карточки с “окошками”, карточки на построение рисунка на координатной плоскости, карточки с задачами.

Ход урока

I. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вы любите сказки? А хотите попасть в сказку?

Звучит “Песенка-спор” (1 куплет) из музыкальной сказки “Маша и Витя против Диких Гитар”, музыка Г.Гладкова, стихи В.Лугового.

Начинается сказка. Одни верят в сказку, другие – нет. Каждый по-своему прав. А дело плохо – у Лукоморья, в сказочной стране злой царь Кощей обманом завлёк в свой дворец Принцессу и заточил в подземелье. Печальная история получается.

Рисунок 1

В путешествии нас ждут опасности, неожиданности. Если не сможем выполнить все задания, то не спасём Принцессу и сами попадём в руки Кощея. Прежде чем отправиться в сказку, давайте проверим ваше снаряжение. Итак, “дружины”, за дело! (Класс разбит на три “дружины”).

Рисунок 2

II. На доске написано 3 столбика уравнений.

I

II

III

х+3=-2

х + 2 = -3

х + 4 = -6

2 – х = 5

3 – х = 7

5 – х = 2

4 + х = -2

9 + х = -4

7 + х = -5

х – 7 = 9

х – 3 = 9

х – 5 = 9

8 – х = -7

7 – х = -8

9 – х = -3

 

ответы

I

II

III

-5

-5

-10

-3

-4

3

-6

-13

-12

16

12

14

15

15

12

Выходят по одному ученику от каждой “дружины”, встают спиной к доске. Все устно решают любое уравнение. Затем кто–нибудь из оставшихся говорит, чему равен х и в каком столбике. Вызванные к доске должны угадать и надписать над ним ответ. Затем воины меняются. Учитель фиксирует все ответы в сводной таблице:

Ф.И. учащихся

Устно

“Пирожки”

“Яблоки”

“Ковёр”

“Каравай”

Задачи

Оценка

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Насторожилась нечистая сила, стала совет держать. Как не допустить нас в царство Кощеево. А ведь и неслабая команда собралась: Баба Яга, Леший, дикий кот Матвей. Весь сказочный лес в страхе держат, а в свободное время на гитарах бренчат, песни горланят, чтобы ещё больше страху нагнать на лесных жителей. Звучит музыка “Дикие гитары” (1 часть). Смотрите, Дикие Гитары огородили весь лес высоким забором. Перелезть через него мы не можем – он волшебный. Попробуем обойти. Но дорогу перегородила печка.

Рисунок 3

“Печка, печка, скажи, как нам пройти к Кощееву дворцу?” - “Съешьте моего ржаного пирожка – скажу!” Что ж, делать нечего.

Решаем уравнения на “пирожках”. Корень уравнения – количество “пирожков”. Учитель раздаёт из корзины “пирожки”, на обратной стороне которых написаны уравнения.

Рисунок 4

1. 5х + 3 = 27 – 3х (х = 3)

7. 2х + 43 = 4х – 65 (х = 54)

2. 2у – 12 = 18 – 4у (у = 5)

8. 3у – 35 = 10у – 28 (у = -1)

3. 6х – 24 = 2х + 4 (х = 7)

9. 74 – 2х = 3х + 24 (х = 10)

4. 17 + 5х = 3х -9 (х = -13)

10. –х + 12 = 4х – 13 (х = 5)

5. 14 + 3у = 18 – у (у = 1)

11 -13 + 7х = 13х – 7 (х = -1)

6. 2х – 4 = х + 9 (х = 13)

12. х – 2 = 3х – 12 (х = 5)

- Спасибо, печка. Твой уголёк укажет нам дорогу дальше. А путь так и так идёт через дремучий лес. А здесь Баба Яга. Она отпустит нас, только после того, как мы отгадаем корни уравнений, написанных на заборе. Это волшебные слова для ступы. Если отгадаем правильно, то ступа не взлетит.

Рисунок 5.

VI. “Дружины”, по порядку номеров рассчитайсь! Каждый запоминает свой порядковый номер. Уравнения на заборе решают устно. Встают те, чьи номера совпадают с корнем уравнения.

Рисунок 6.

Ответы:

  1. 2
  2. 34
  3. 5
  4. 16
  5. 79
  6. 8
  7. 321
  8. 45 .

VII. Что ж, перехитрили Бабу Ягу. Идём дальше. Смотрите, яблонька! Её тоже заколдовали. Она нам поможет, если выручим из беды, покушаем её яблок.

Рисунок 7

Решение уравнений на “яблоках”.

Уравнения

Ответы

1

3(4 – 5х) = -26 + 4х

2

2

0,3(х + 28) = -0,6(х + 1)

-10

3

5(13 – 2х) = -19 – 3х

12

4

5(х – 7) = 3(х – 4) – 13

5

5

4(у – 3) = 9 – 5(у + 6)

-1

6

3х + 2(2х - 3) = 22 – 7х

2

7

3(2т + 7) + 4 = 5(т – 3)

-40

8

3(х + 1) = 2(х – 1)

-5

9

8(2у – 1) = 7(3у + 2)

-4,4

10

1 – х = 3(х – 3)

2,5

11

2(2х – 3) = 3х – 4(х + 8)

-5,2

12

3(1 + 2у) – 10 = 15 – 2(4у - 5)

16

Рисунок 8

VIII. Спасибо, яблонька! Твоё яблочко укажет нам дорогу. Ох, да мы попали в чудо-юдово царство. Чтобы пройти дальше, придётся драться с чудо-юдом у Калинового моста через реку Смородину.

Рисунок 9

Устный счёт с мячом: 

  • 23; 82; 64: (-16);
  • -16 • (-2); (-2)4;
  • 16 : (-8); -2 • 25;
  • -50 : (-10); 52. 

IX. Победили чудо-юдо. Можно идти дальше. Что это? Заколдованная лягушка! Чтобы её расколдовать, надо выполнить 3 задания:

  1. Соткать “ковёр” (построение фигуры по точкам в координатной плоскости); 
  2. Испечь “каравай”: кто муку сеет, кто тесто месит, кто каравай печёт, кто украшает (выполнение карточки по цепочке); 
  3. Станцевать.

Рисунок 10

Задания “Лягушки”:

1). Построение фигур в координатной плоскости: отметить точки в порядке их следования, соединяя каждую точку с предыдущей, в результате должна получиться определённая фигура. 

  • “Птичка”: (-6; 11); (-8;8); (-11; 9); (-11; 6); (-14; 6); (-13; 3); (-16; 1); (-3; -2); (0; -4); (1;-4); (1;-9); (0; -10); (4; -10); (2; -9); (2; -4); (3; -4); (9; 1); (10; 3); (9; 6); (11; 7); (9; 7); (8; 8); (6; 8); (5; 6); (6; 3); (1; 3); (-3; -1); (-6; 11). Глаз: (7; 6). 
  • “Такса”: (4; 0); (3; 0); (2; 1); (2; 2); (3; 3); (3; 5); (4; 6); (4; 8); (5; 7); (12; 6); (14; 8); (14; 10); (15; 11); (19; 8); (16; 8); (15; 1); (16; 1); (16; 0); (15; 0); (14; 1); (13; 3); (5; 3); (3; 2); (3; 1); (4; 1); (4; 0). Ухо: (14; 10); (15; 8); (15; 11). Глаз: (16; 10). 
  • “Рыбка”: (3; 3); (0; 3); (-2; 2); (-5; 2); (-7; 4); (-8; 3); (-7; 1); (-8; -1); (-7; -2); (-5; 0); (-1; -2); (0; -4); (2; -4); (3; -2); (5; -2); (7; 0); (5; 2); (3; 3); (2; 4); (-3; 4); (-4; 2). Глаз: (5; 0).
  • “Заяц”: (1; 7); (0; 10); (-1; 11); (-2; 10); (0; 7); (-2; 5); (-7; 3); (-8; 0); (-9; 1); (-9; 0); (-7; -2); (-2; -2); (-3; -1); (-1; 3); (0; -2); (1; -2); (0; 0); (0; 3); (1; 4); (2; 4); (3; 5); (2; 6); (1; 9); (0; 10). Глаз: (1; 6).

2). Цепочки:

Задания с “окошками”:

I

II

III

34 – 90 =

-23 – 29 =

-14 • (-7) =

: (-14) =

: (-13) =

: (-2) =

• (-15) =

• (-17) =

- 2 =

+ 39 =

-32 =

: 17 =

- (-49) =

: (-5) =

+ 21 =

: (-7) =

+ (-24) =

- 22 =

Ответы:

I

II

III

34 – 90 = -56

-23 – 29 = -52

-14 • (-7) = 98

-56 : (-14) = 4

-52: (-13) = 4

98 : (-2) = -49

4 • (-15) =-60

4 • (-17) =-68

-49 – 2 = -51

-60 + 39 =-21

-68-32 = -100

-51 : 17 = -3

-21 –(-49)=28

-100: (-5)=20

-3 + 21 = 18

28 : (-7) = -4

20 + (-24) =-4

18 – 22 = -4

X. Расколдовали лягушку. Обратилась она в царевну. Она и указала нам путь дальше. Итак, мы у Кощеева дворца. Какие неприступные ворота! 

Рисунок 11

Открыть мы их сможем, найдя волшебный код. А Кощей придумал нам самое трудное задание: решить задачу. Найдём корни уравнений, замки и отпадут. И мы освободим прекрасную Принцессу.

Решение задач:

  1. В первом букете было в 4 раза меньше роз, чем во втором. Когда к первому букету добавили 15 роз, а ко второму - 3 розы, то в букетах роз стало поровну. Сколько роз было в каждом букете первоначально? (х + 15 = 4х + 3, х = 4. Ответ: 4 розы; 16 роз) 
  2. У Пети и Коли одинаковая сумма денег. Петя купил на все деньги 3 тетради и блокнот за 26 рублей, а Коля – 1 тетрадь и авторучку за 30 рублей. Сколько стоит тетрадь? (3х + 26 = х + 30, х = 2. Ответ:2 рубля) 
  3. В первом баке было 55 л масла, а во втором – 45 л. После того, как из первого бака вылили 8 бутылей, а из второго 6 таких бутылей, масла в баках стало поровну. Сколько масла входит в одну бутыль? (55 – 8х = 45 – 6х, х = 5. Ответ: 5 л) 

XI. Вот и отпали замки. Принцесса на свободе. Она и расколдует Лукоморье. Стали все жить дружно! А всех друзей, помогавших её освободить, она щедро наградила (выставление оценок).

XII. Подведение итогов урока. Звучит музыка “Тот и есть волшебник”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...