Разработка урока по теме "Проценты" (5 класс)
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Данный урок разработан с использованием технологии развития критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.doc | 68 КБ |
plan-konspekt_uroka.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №517 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическое объединение учителей математики
Математика
Разработка урока математики на тему «Проценты» для 5 класса
Выполнил:
Семенова М.В.
учитель математики
высшей категории
Санкт-Петербург
2014г.
План-конспект урока
Тема урока: Проценты.
Цель урока:
Дидактическая:
- познакомить учащихся с понятием «проценты», умением читать и писать знак «%»,
- познакомить с нахождением: а) процента от числа, б) числа по его проценту (понимая процент как сотую часть числа), в) сколько процентов составляет одно число от другого,
- совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающая:
- развивать навыки работы с математическим текстом,
- продолжить развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся в ходе индивидуальной и групповой работы;
- развивать коммуникативные навыки
Воспитательная: развитие личностных качеств, таких как доброжелательность, открытость, готовность к сотрудничеству, активность.
Тип урока: изучение нового материала.
Приемы технологии, используемые на уроке: кластеры, «Верите ли вы…?», элементы приема «Зигзаг», «толстые» и «тонкие» вопросы.
Ход урока:
I. Стадия вызова (слайд №1)
1. Прочитайте предложенные предложения:
- Сметана 20-ти процентной жирности
- Цены снижены на 15 процентов
- Акции предприятия подорожали на 34 процента
- В школе учится 405 учеников. Из них 43 процента - девочки
- Всхожесть семян 97 процентов
- Материал содержит 80 процентов хлопка
2. Какое понятие встречается в каждом предложении? Сформулируйте тему урока.
3. Что бы вы хотели узнать о процентах? На доске вместе с учителем рисуется возможная схема:
4. Игра: Верите ли вы, что… (используется как для актуализации знаний учащихся, так и для создания мотивации) (слайд №2)
На столах у учащихся лежат карточки с вопросами. Все они начинаются со слов «Верите ли вы, что…».
Ответ на вопросы можно дать только: да или нет. Если «да», то справа от вопроса в первом столбце, поставьте знак « + », если «нет», то знак « - ».
Работа в парах. Время работы - 5 мин.
№ | Вопросы | «Да» | «Нет» | |
1 | Одна сотая центнера - это один килограмм | |||
2 | Чтобы найти одну сотую часть числа надо это число умножить на 0,01 | |||
3 | -половина, - четверть, - треть, а - процент | |||
3 | Чтобы найти одну сотую часть числа надо это число разделить на 100 | |||
4 | Одна сотая часть метра - один сантиметр | |||
5 | Одна сотая километра - это один метр | |||
6 | Чтобы найти один процент от числа надо его разделить на 100 | |||
7 | Чтобы найти 5 процентов от числа надо его разделить на 5 |
После окончания работы учитель предлагает учащимся поделиться своим мнением с классом (2 мин). Заполняется первая строка таблицы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
II. Стадия осмысления:
1. Чтобы ответить на интересующие нас вопросы необходимо прочитать следующий текст в группах. Представленный текст разбит на три смысловые части.
Общая часть. Сотую часть центнера называют килограммом, сотую часть метра — сантиметром, сотую часть гектара — аром или соткой. Принято называть сотую часть любой величины или числа процентом. Значит, 1 кг — один процент центнера, 1 см — один процент метра, 1 а — один процент гектара, 0,02 — один процент от 2.
Процентом называют одну сотую часть.
Для краткости слово «процент» после числа заменяют знаком %.
Предложение «В поход ушли 1,5% учащихся нашей школы» читают так: «В поход ушли полтора процента учащихся нашей школы», а предложение «В этом месяце заработная плата выросла на 8%» читают так: «В этом месяце
заработная плата выросла на восемь процентов».
Так как 1% равен сотой части величины, то вся величина равна 100%.
Слово «процент» происходит от латинских слов pro centum, что означает «со ста».
Проценты дают возможность легко сравнивать между собой части целого, упрощают расчеты и поэтому очень распространены.
I. Задача 1. Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?
Решение. Так как 1200 костюмов — это 100% выпуска, то, чтобы найти 1% выпуска, надо 1200 разделить на 100. Получим, что 1200 : 100 = 12, значит, 1% выпуска равен 12 костюмам. Чтобы найти, чему равны 32% выпуска, надо умножить 12 на 32. Так как 12 • 32 = 384, то фабрика выпустила 384 костюма нового фасона.
II. Задача 2. За контрольную работу по математике отметку «5» получили 12 учеников, что составляет 30% всех учеников. Сколько учеников в классе?
Решение. Сначала узнаем, чему равен 1% всех учеников. Для этого разделим 12 на 30. Так как 12 : 30 = 0,4, то 1% равен 0,4. Чтобы узнать, чему равны 100% учащихся, надо умножить 0,4 на 100. Так как , то в классе 40 учеников.
III. Задача 3. Из 1800 га поля 558 га засажено картофелем. Какой процент поля засажен картофелем?
Решение. Картофелем засажено всего поля. Обратим дробь
в десятичную. Для этого разделим 558 на 1800. Получаем 0,31. Значит, картофелем засажена 31 сотая всего поля. Каждая сотая равна 1% поля, поэтому картофелем засажен 31% всего поля.
Первый этап: Учащиеся всей группой прочитывают материал, кратко его обсуждают.
Второй этап: Учащиеся в группах рассчитываются по номерам. Каждому члену группы выдается лист с вопросами и заданиями по данному отрывку текста. Ученик работает самостоятельно.
Вопросы:
1. Выпиши определение процента.
2. Приведи два своих примера 1%
3.Прочитай текст. Оформи задачу в тетради.
4. Придумай свою задачу. Оформи ее в тетради. Объясни другим учащимся своей группы.
5.Подготовь два «толстых» и два «тонких» вопроса по тексту.
Третий этап: Создание новых групп – групп экспертов, в которых объединяются «специалисты» по данному вопросу. Они вторично читают текст, разбирают и обсуждают полученные задания, оформляют свой фрагмент к презентации.
Четвертый этап: Учащиеся возвращаются в свои группы и по очереди объясняют другим членам группы свой отрывок.
III. Стадия рефлексии:
1. Проходит общая презентация, где учащиеся задают и отвечают на подготовленные вопросы.
2. Возвращение к игре «Верите ли Вы…?» и заполнение второй строки таблицы.
3. Возвращение к кластеру с вопросами и ответы учащихся на поставленные вопросы (выявление на какие вопросы уже можем ответить и что еще необходимо изучить).
4. Выполнение упражнений по теме урока.
Задача 1. (слайд №3)
Найти:
8% от 1250 руб.
7% от 9,6 т
12,5% от 170 км
Задача 2. (слайд №4)
Царь-колокол, памятник литейного искусства XVIII века, установленный в Московском Кремле, имеет массу около 200т. В 1737 году во время пожара от неравномерного охлаждения от него откололся кусок, масса которого составила 5,75% массы Царь-колокола. Найдите массу осколка.
Задача 3. (слайд №5)
Под проливом Ла-Манш, от Дувра (Англия) до Кале (Франция), сооружен автомобильно-железнодорожный тоннель. Под дном пролива находится 76% всей длины тоннеля. Найдите длину тоннеля, если длина подводной части 38 км.
Задача 4. (слайд №6)
Вини Пух очень любил мед и стал разводить пчел. Вини Пух подсчитал, что ему надо примерно 12 кг меда в год. Но пчелы собрали только 9 кг меда. Какой процент меда собрали пчелы для Вини Пуха?
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №517 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическое объединение учителей математики
Математика
Разработка урока математики на тему «Проценты» для 5 класса
Выполнил:
Семенова М.В.
учитель математики
высшей категории
Санкт-Петербург
2014г.
План-конспект урока
Тема урока: Проценты.
Цель урока:
Дидактическая:
- познакомить учащихся с понятием «проценты», умением читать и писать знак «%»,
- познакомить с нахождением: а) процента от числа, б) числа по его проценту (понимая процент как сотую часть числа), в) сколько процентов составляет одно число от другого,
- совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающая:
- развивать навыки работы с математическим текстом,
- продолжить развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся в ходе индивидуальной и групповой работы;
- развивать коммуникативные навыки
Воспитательная: развитие личностных качеств, таких как доброжелательность, открытость, готовность к сотрудничеству, активность.
Тип урока: изучение нового материала.
Приемы технологии, используемые на уроке: кластеры, «Верите ли вы…?», элементы приема «Зигзаг», «толстые» и «тонкие» вопросы.
Ход урока:
I. Стадия вызова (слайд №1)
1. Прочитайте предложенные предложения:
- Сметана 20-ти процентной жирности
- Цены снижены на 15 процентов
- Акции предприятия подорожали на 34 процента
- В школе учится 405 учеников. Из них 43 процента - девочки
- Всхожесть семян 97 процентов
- Материал содержит 80 процентов хлопка
2. Какое понятие встречается в каждом предложении? Сформулируйте тему урока.
3. Что бы вы хотели узнать о процентах? На доске вместе с учителем рисуется возможная схема:
4. Игра: Верите ли вы, что… (используется как для актуализации знаний учащихся, так и для создания мотивации) (слайд №2)
На столах у учащихся лежат карточки с вопросами. Все они начинаются со слов «Верите ли вы, что…».
Ответ на вопросы можно дать только: да или нет. Если «да», то справа от вопроса в первом столбце, поставьте знак « + », если «нет», то знак « - ».
Работа в парах. Время работы - 5 мин.
№ | Вопросы | «Да» | «Нет» | |
1 | Одна сотая центнера - это один килограмм | |||
2 | Чтобы найти одну сотую часть числа надо это число умножить на 0,01 | |||
3 | -половина, - четверть, - треть, а - процент | |||
3 | Чтобы найти одну сотую часть числа надо это число разделить на 100 | |||
4 | Одна сотая часть метра - один сантиметр | |||
5 | Одна сотая километра - это один метр | |||
6 | Чтобы найти один процент от числа надо его разделить на 100 | |||
7 | Чтобы найти 5 процентов от числа надо его разделить на 5 |
После окончания работы учитель предлагает учащимся поделиться своим мнением с классом (2 мин). Заполняется первая строка таблицы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
II. Стадия осмысления:
1. Чтобы ответить на интересующие нас вопросы необходимо прочитать следующий текст в группах. Представленный текст разбит на три смысловые части.
Общая часть. Сотую часть центнера называют килограммом, сотую часть метра — сантиметром, сотую часть гектара — аром или соткой. Принято называть сотую часть любой величины или числа процентом. Значит, 1 кг — один процент центнера, 1 см — один процент метра, 1 а — один процент гектара, 0,02 — один процент от 2.
Процентом называют одну сотую часть.
Для краткости слово «процент» после числа заменяют знаком %.
Предложение «В поход ушли 1,5% учащихся нашей школы» читают так: «В поход ушли полтора процента учащихся нашей школы», а предложение «В этом месяце заработная плата выросла на 8%» читают так: «В этом месяце
заработная плата выросла на восемь процентов».
Так как 1% равен сотой части величины, то вся величина равна 100%.
Слово «процент» происходит от латинских слов pro centum, что означает «со ста».
Проценты дают возможность легко сравнивать между собой части целого, упрощают расчеты и поэтому очень распространены.
I. Задача 1. Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?
Решение. Так как 1200 костюмов — это 100% выпуска, то, чтобы найти 1% выпуска, надо 1200 разделить на 100. Получим, что 1200 : 100 = 12, значит, 1% выпуска равен 12 костюмам. Чтобы найти, чему равны 32% выпуска, надо умножить 12 на 32. Так как 12 • 32 = 384, то фабрика выпустила 384 костюма нового фасона.
II. Задача 2. За контрольную работу по математике отметку «5» получили 12 учеников, что составляет 30% всех учеников. Сколько учеников в классе?
Решение. Сначала узнаем, чему равен 1% всех учеников. Для этого разделим 12 на 30. Так как 12 : 30 = 0,4, то 1% равен 0,4. Чтобы узнать, чему равны 100% учащихся, надо умножить 0,4 на 100. Так как , то в классе 40 учеников.
III. Задача 3. Из 1800 га поля 558 га засажено картофелем. Какой процент поля засажен картофелем?
Решение. Картофелем засажено всего поля. Обратим дробь
в десятичную. Для этого разделим 558 на 1800. Получаем 0,31. Значит, картофелем засажена 31 сотая всего поля. Каждая сотая равна 1% поля, поэтому картофелем засажен 31% всего поля.
Первый этап: Учащиеся всей группой прочитывают материал, кратко его обсуждают.
Второй этап: Учащиеся в группах рассчитываются по номерам. Каждому члену группы выдается лист с вопросами и заданиями по данному отрывку текста. Ученик работает самостоятельно.
Вопросы:
1. Выпиши определение процента.
2. Приведи два своих примера 1%
3.Прочитай текст. Оформи задачу в тетради.
4. Придумай свою задачу. Оформи ее в тетради. Объясни другим учащимся своей группы.
5.Подготовь два «толстых» и два «тонких» вопроса по тексту.
Третий этап: Создание новых групп – групп экспертов, в которых объединяются «специалисты» по данному вопросу. Они вторично читают текст, разбирают и обсуждают полученные задания, оформляют свой фрагмент к презентации.
Четвертый этап: Учащиеся возвращаются в свои группы и по очереди объясняют другим членам группы свой отрывок.
III. Стадия рефлексии:
1. Проходит общая презентация, где учащиеся задают и отвечают на подготовленные вопросы.
2. Возвращение к игре «Верите ли Вы…?» и заполнение второй строки таблицы.
3. Возвращение к кластеру с вопросами и ответы учащихся на поставленные вопросы (выявление на какие вопросы уже можем ответить и что еще необходимо изучить).
4. Выполнение упражнений по теме урока.
Задача 1. (слайд №3)
Найти:
8% от 1250 руб.
7% от 9,6 т
12,5% от 170 км
Задача 2. (слайд №4)
Царь-колокол, памятник литейного искусства XVIII века, установленный в Московском Кремле, имеет массу около 200т. В 1737 году во время пожара от неравномерного охлаждения от него откололся кусок, масса которого составила 5,75% массы Царь-колокола. Найдите массу осколка.
Задача 3. (слайд №5)
Под проливом Ла-Манш, от Дувра (Англия) до Кале (Франция), сооружен автомобильно-железнодорожный тоннель. Под дном пролива находится 76% всей длины тоннеля. Найдите длину тоннеля, если длина подводной части 38 км.
Задача 4. (слайд №6)
Вини Пух очень любил мед и стал разводить пчел. Вини Пух подсчитал, что ему надо примерно 12 кг меда в год. Но пчелы собрали только 9 кг меда. Какой процент меда собрали пчелы для Вини Пуха?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)
Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1. Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....
Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"
Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...