Урок математики по теме: "Признаки делимости на 10, на 5 и на 2".
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Первый урок по теме «Признаки делимости» в разделе «Делимость».
Цель урока: обеспечить понимание учащимися признаков, позволяющих без непосредственного деления определять делимость на 2, на 5, на 10.
Задачи урока: Образовательные:
· актуализировать знания учащихся по темам «Натуральные числа», «Деление с остатком»;
· формировать у учащихся навыки определения четных/нечетных чисел, чисел делящихся на 2, на 5, на 10 без непосредственного деления, на основании признаков делимости;
· создать условия для формирования умения использовать приемы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию;
· формировать умение использовать признаки делимости в рассуждениях, доказывать или опровергать с помощью контрпримеров утверждения о делимости чисел.
Развивающие:
· создать условия для развития умения учащихся применять знания на практике, способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воли и самостоятельности, умения работать в парах и группах;
· развивать интеллектуальную восприимчивость, способность к усвоению новой информации, независимость мышления;
· формировать умение систематизировать, обобщать, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы на основе личных наблюдений, связывать имеющиеся знания со знаниями предметов из других областей;
· развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
· ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, оценивать полученные результаты. ·
· формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Воспитательные:
· создавать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
прививать учащимся навыки культуры общения, воспитывать ответственность при работе в коллективе, слышать, слушать и понимать собеседника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priznaki_delimosti.rar | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Пинигина Светлана Владимировна, учитель математики, информатики МБОУ СОШ №4 г.Пыть-Ях ХМАО-Югры
Технологическая карта урока
Предмет математика класс 5
Тема урока | Место урока по теме | |
Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | Первый урок по теме «Признаки делимости» в разделе «Делимость» | |
Тип урока | Формы, приемы, методы | |
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий | Фронтальная работа, работа в группах /парах, индивидуальная работа, мини-исследование. Приемы: групповая дискуссия, эвристическая беседа, мозговой штурм, подводящий диалог, побуждающий диалог. | |
Цель урока | Задачи урока | |
Обеспечить понимание учащимися признаков, позволяющих без непосредственного деления определять делимость на 2, на 5, на 10. | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Предполагаемый результат | ||
Знать | Уметь: | |
- признаки делимости на 10, на 5 и на 2; -определение четных и нечетных чисел. | Предметные: - распознавать числа, кратные 10, 5 и 2; - определять, является число четным или нечетным; - выполнять вычисления и проверку правильности вычислений; - использовать признаки делимости натуральных чисел при решении задач; - конструировать математические утверждения с помощью связки «если…, то…»; - применять признаки делимости в рассуждениях, доказывать и опровергать утверждения. Личностные результаты: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты. Познавательные: -сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о числе и числовых системах; -умение работать с различными источниками информации, включая цифровые; - умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - понимание смысла поставленной задачи; - умение выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативные: - сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; - умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; - умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. | |
УУД/компетенции | Педагогические технологии | Оборудование |
Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия, Ключевые компетенции учащихся: информационная (умение анализировать информацию и переводить её из одной формы в другую), коммуникативная и социальная. | Технология деятельностного метода, здоровьесберегающие технологии, ИКТ. | - Математика. 5 кл.: учеб. для общеобразовательный учреждений : С.А.Козлова, А.Г.Рубин, М.Баласс, 2012 (образовательная система «Школа 2100»); - презентация, мультимедийное оборудование, выход в сеть Интернет, интерактивная доска; - раздаточный материал, словарь С.И. Ожегова. |
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
предметные | универсальные учебные действия (УУД) | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; - создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. | Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности. Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. | -Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга, улыбнёмся и начнём наш урок. (Слайд 2). Откройте тетради. Запишите дату сегодняшнего урока. | Слушают учителя. Положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке и к окружающим. | Коммуникативные: умеют совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им. | |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цели: - обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; - выявить место (шаг, операцию) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний. Устанавливает тематические рамки. Фиксирует индивидуальное затруднение в пробном учебном действии | 1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся - На слайде представлен вариант выполнения домашнего задания. Проверьте правильность выполнения задания. (Слайд 3). -Назовите тему урока, которую изучали на прошлом уроке. (Один из учащихся выписывает на доску ключевые слова). Назовите числа, кратные 3, 5, 10, 2 (Слайд 4). - Как по-другому называются числа, кратные 2? (Слайд 5) Перед вами две ромашки: одна для чётных чисел, другая для нечётных. Ваша задача: путём перемещения чисел на лепестки ромашек заполнить их нужными числами. -Какое свойство четных чисел вы знаете? -Определите, какими цифрами оканчиваются четные числа? - А как вы определили, что число делится на 2? - А можно ли, не выполняя, деление определить, делится ли число на 2? | Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения Самопроверка. Анализируют правиль-ность выполнения задания, сверяют выполненную работу с образцом, исправляют и обосновывают выявленные ошибки. Называют тему: «Делители и кратные». Анализируют. Из чисел, представленных на слайде 3, называют числа, в соответствии с заданием. - Четные. Используя возможности интерактивной доски, переносят числа в соответствующие ячейки, определяя четность числа. Четные числа делятся на 2 без остатка. 0,2,4,6,8 -Выполняли деление на 2. | Находят делители числа, кратные заданному числу, четные и нечетные числа. Строят доказательные математическиевысказывания. | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний (отличают новое от уже известного с помощью учителя, структурируют знания, преобразовывают информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: слушают и понимают речь других, оформляют мысли в устной и письменной форме, аргументируют свое мнение и позицию. Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке, высказывают свое предположение. |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. | 2. Постановка учебной задачи - Ребята, какую учебную задачу вы поставите?
Сформулируйте найденный способ определения чисел, кратных двум. Работа с учебником в группах по 4 человека: с.179 №3. (Слайд 6). | Выдвигают предположе-ния (найти способы быстрого определения делителей числа без выполнения деления.) Формулируют выявленную закономерность. Записывают на доске и в тетрадях. | Формулируют способ определения чисел, кратных двум. | Коммуникативные: слушают и понимают речь других. Регулятивные: самостоятельно обнаруживают учебную проблему, определяют цель учебной деятельности. Познавательные: используют доказательную математическую речь. | |
III. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать постановку цели урока, составить совместный план действий по реализации достижения поставленной цели. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий | -Какие характерные особенности вы бы выделили в каждом случае? -Как можно назвать эти особенности? -Что такое признак? Где можно найти нужную информацию? - Какое значение имеет слово “признак”. Одна из групп работала со словарем С.И.Ожегова. - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какую цель вы перед собой поставите, чтобы изучить тему «Признаки делимости»? | Зачитывают найденную информацию. Формулируют и записывают тему урока: «Признаки делимости на 10, на 5 и на 2». С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план достижения цели. | - определяют, является ли число четным или нечетным; - распознают числа, кратные 10, 5 и 2; | Регулятивные: формулируют учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Сформированность умений работать с различными источниками информации. |
Динамическая пауза. | Организует проведение динамической паузы. | Ветер тихо клен качает, Вправо-влево наклоняет. Раз – наклон, два – наклон. Зашумел листвою он. На зарядку солнышко Поднимает нас. Поднимаем руки мы По команде «раз». А над нами весело Шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два». (Слайд 7) | Выполняют упражнения, чтобы снять напряжение. | Личностные: развивают доброжелательность, доверие и готовность к сотрудничеству, формируются установки на здоровый и безопасный образ жизни. Коммуникативные: эмоционально -позитивно относятся к процессу сотрудничества. | |
IV. Реализация построенного проекта. Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - закрепить новое знание в речи и знаках; - зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках. | - Используя материал учебника, сформулируйте признаки делимости. Работа с учебником стр. 175-177. Слайд 8: Задание. С помощью цифр 4,3,5,0 (без повторения) запишите по два четырехзначных числа, которые делятся: а) на 2, б) на 5; в) на 10 | Фиксируют новое знание в речи и знаках. Работа в парах. Выполняют задания на доске и в тетрадях. Проверка осуществляется фронтально или у доски с обоснованием. | Используют признаки делимости натуральных чисел при решении задач; - конструируют математические утверждения с помощью связки «если…, то…»; - применяют признаки делимости в рассуждениях, доказывают и опровергают утверждения. | Познавательные: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: - умеют адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; - умеют работать совместно в атмосфере сотрудничества. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Работа с учебником: с. 179 задания самостоятельной работы 1 вариант пункты а) и б) с комментариями. - Ребята, как вы думаете, где в жизни можно применить признаки делимости? - Знание признаков делимости чисел можно использовать не только в математике, но и в жизни. Слайд 9. Решение жизненных задач. - Оцените уровень понимания материала с помощью стикеров и таблицы успехов. | Выполняют задания. Высказывают предположение. Решают задачи, поднимают карточку с вариантом ответа (а,б или в). На стикерах пишут свою фамилию и имя и прикрепляют в соответствующий столбец таблицы самооценки: - «Я разобрался с материалом урока», - «Я испытываю трудность в понимании материала урока», - «Сомневаюсь». | Используют признаки делимости натуральных чисел при решении задач | Коммуникативные: сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - обеспечить самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, самопроверку по эталону, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками | Самостоятельная работа. (Слайд 10). Самопроверка. (Слайд 11). - Поднимите руки те, кто выполнил все задания правильно. - Кто допустил ошибки и исправил их? - Почему были допущены ошибки? Повторно, оцените уровень понимания материала. | Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. После проверки с/р перевешивают (или оставляют) стикеры в соответствующий столбец таблицы самооценки: | Используют признаки делимости натуральных чисел при решении задач; - применяют признаки делимости в рассуждениях, доказывают или опровергают утверждения. | Регулятивные: умеют вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VII. Рефлексия учебной деятельности. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. | - Подведем итог работы на уроке. - Какую цель вы ставили на уроке? - Достигли ли цели? - Назовите тему урока. - Оцените свою деятельность на уроке по школе успешности.
(Слайд 12). Домашнее задание: п. 3.2, с. 175-177, стр. 181 № 18 (а,б), стр.174 №19(а или б). 3*. Сформулируйте признак делимости на 4 и обоснуйте его на конкретных числовых примерах. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли выполнить. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание. | Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку математики по теме "Признаки делимости"
Данный материал содержит технологическую карту, конспект и презентацию урока математики в 5 классе по теме "Признаки делимости" (учебник Математика с. Козлова)...
Конспект урока математики по теме "Признаки делимости на 9 и на 3"
Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и...
Конспект урока математики по теме "Признаки делимости на 10, на 5 и на 2". 6 класс.
Конспект содержит тему урока, тип урока, технологии, решаемые проблемы, виды деятельности, планируемые результаты (предметные, метапредметные УУД, личностные УУД), содержание диалога "учитель -- учени...
Контрольная работа по математике по теме: "Признаки делимости. НОД, НОК чисел", 5 класс
Контрольная работа составлена в двух вариантах и предназначена для проверки уровня усвоения темы: "Делимость натуральных чисел" по учебнику С.М. Никольского...
Урок по математике на тему "Признаки делимости", 6 класс
Разработка содержит технологическую карту и презентацию урока по теме "Признаки делимости". Урок является заключительным в теме "Признаки делимости", его целью является обобщ...
Презентация к уроку математики по теме Признаки делимости
Презентация к уроку математики (5 класс, учебник - Дорофеев) по теме Признаки делимости на 10, на 5, на 2...
Презентация к открытому уроку математики по теме «Признаки делимости на 9 и на 3», ( 6 класс)
Содкржание урока предполагает в совместной деятельности с учащимися: Сформулировать признаки делимости на 3 и на 9. Совершенствовать вычислительные навыки учащихся,...