рабочая программа 6 класс
рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему

Андреева Римма Борисовна

рабочая программа по математике для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 КУРСА «МАТЕМАТИКА» 6 КЛАСС

Рабочая программа по математике для обучающихся 6  класса составлена на основе федерального образовательного стандарта среднего общего образования по авторской программе А.Г.Мордковича  с учетом примерной программы курса математики для 6 классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации от 2004 года.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ для изучения курса математики в 6 классе отводится 5часов в неделю, 170 часов в год федерального компонента. Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по математике, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.

Изучение базового курса ориентировано на использование учебника "Математика - 6"  под редакцией  Мордковича А.Г., Зубаревой И.И., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.  Для организации самостоятельной, практической, контрольных, домашних работ используются рабочая тетрадь,  учебное пособие под редакцией И.И. Зубаревой «Самостоятельные работы. Математика-6», пособие для учащихся «Блицопрос-6» Е.Е. Тульчинской, «Сборник задач и упражнений по математике - 6» авторов В.Г.Гамбарин, И.И.Зубарева. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность варьировать содержание работы по времени и по уровню сложности. В процессе изучения содержания курса предполагается использовать учебно-методическую  и дополнительную  литературу, а именно, методическое пособие для 5-6 класса для учителя и методическое пособие для 5-6 класса для ученика.

Цели обучения математике в 6 классах определены следующим образом:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности,  изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе обучения математике по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:

  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики  и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.);
  • усвоения аппарата положительных и отрицательных чисел,  уравнений  как основного средства математического моделирования прикладных задач;
  • закреплять умения учащихся разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
  • осуществление функциональной подготовки школьников;
  • овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.

   В основу курса математики для 6 класса положены такие принципы как:

  1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике.
  2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей алгебры» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо – если что-то слишком сложно для школьников – не учить этому вовсе.
  3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.
  4. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным  усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается  систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.

Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации  обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:

Формы работы: беседа, рассказ, лекция, диспут, экскурсия (путешествие), дидактическая игра, дифференцированные задания, взаимопроверка, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательско-творческий, модельный, программированный,

решение проблемно-поисковых задач.

Методы контроля усвоения материала: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты).

Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, практико-лабораторных, контрольно-проверочных и др. типов уроков.

В результате изучения математики обучающиеся

должны знать:

  •  понятия обыкновенной дроби и отрицательного числа;
  • правила выполнения действий с обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами;
  • определение угла и его виды;
  • понятие «вероятность»;

должны уметь:

  • выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями, положительными и отрицательными числами;
  • переходить из одной формы записи в другую;
  • находить значения степеней с целыми показателями;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, длины окружности и площади круга.

Тематическое планирование 6 класс ( 5 часов в неделю)

№п/п

Название раздела

Количество часов

Теория

Контрольные работы

Всего

Положительные и отрицательные числа

57

3

60

Преобразование буквенных выражений

33

2

35

Делимость натуральных чисел

              27

            2

       29

Математика вокруг нас

29

1

30

Итоговая контрольная работа

-

1

1

Повторение

15

Всего:

   170

Содержание курса

Содержание программы соответствует  обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность.

Положительные и отрицательные числа (73 час – из них 4 контрольные работы). Расширить понятие числа. Дать понятия: «положительные числа», «отрицательные числа», «целые числа», «рациональные числа», «противоположные числа», «модуль числа», «координатная прямая». Научить читать геометрическую модель числового промежутка, выполнять действия умножения и деления положительных и отрицательных чисел, выполнять действия умножения и деления обыкновенных дробей. Ввести понятия: «координатные оси», «координатная плоскость»,  «система координат», «ось абсцисс», «ось ординат», «координаты точки на плоскости».

Входная контрольная работа

Контрольная работа №1 по теме: «Положительные и отрицательные числа».

Контрольная работа №2 по теме: «Положительные и отрицательные числа».

Контрольная работа №3 по теме: «Положительные и отрицательные числа».

Преобразование буквенных выражений (43 часов – из них 3 контрольные работы). Дать понятия: «числовой коэффициент», «подобные слагаемые», «приведение подобных слагаемых». Научить упрощать выражения, решать составные уравнения, решать задачи методом составления уравнений. Ввести понятия:  «длина окружности», «центр окружности» ,  «радиус окружности»,  «круг»,  «сфера»,  «шар». Учить работать с формулами: «формула площади круга», «формула площади сферы», «формула объёма шара».

Релейная контрольная работа.

Контрольная работа №4 по теме: «Преобразование буквенных выражений»

Контрольная работа №5 по теме: «Преобразование буквенных выражений»

Делимость натуральных чисел (37 часов – из них 2 контрольные работы). Изучить признаки делимости произведения, суммы и разности. Дать понятия «наименьшее общее кратное», «наибольший общий делитель», «взаимно простые числа».

Контрольная работа № 6 по теме: «Делимость натуральных чисел».

Контрольная работа № 7 по теме: «Делимость натуральных чисел».

Математика вокруг нас: (56 часов – из них  2 контрольные работы).

Отношения и пропорции «пропорция», «крайние и средние члены пропорции», «обратная пропорциональность», «прямая пропорциональность». Научить определять пропорциональные или обратно пропорциональные величины, о которых идет речь. Научить решать задачи на составление пропорций.

Элементы теории вероятности научить характеризовать событие, оценивать событие словами «стопроцентная вероятность», «нулевая вероятность», «мало вероятно», «достаточно вероятно».

Повторение курса 6 класса 

Контрольная работа № 8 по теме: «Решение задач с помощью пропорций».

Релейная контрольная работа по решенным ранее задачам.

Итоговая  контрольная  работа

Список литературы для учителя:

  1. Математические  диктанты (5-9 кл) Е.Б. Арутюнян и др.
  2. Дид. материал 6 кл. под редакцией А.С. Чеснокова и др.
  3. Карточки для проведения контрольных работ и зачетов
  4. Математический тренажер 5-6 кл. под ред. В.И. Жохова и др.
  5. Математические диктанты 5-6 кл. под ред. В.И. Жохова и др
  6. Математические тесты (Авторы: Л. Короткова, Н. Савинцева).
  7. Математика. Учебник для 5,6,7 классов под редакцией Г.В. Дорофеева ( 2000-2003 год).
  8. Вероятность и статистика 5-9 класса под редакцией Е.А. Бунимович. - М:Дрофа, 2002г.
  9. Элементарная математика в школе, №2, 2003  №3, 2003 №4, №5 2003
  10. Учебник «Математика - 6» автор Г.М. Мордкович
  11. «Блицопрос-6» Е.Е. Тульчинской
  12. «Сборник задач и упражнений по математике - 6» авторов В.Г.Гамбарин, И.И.Зубарева.
  13. Учебное пособие под редакцией И.И. Зубаревой «Самостоятельные работы. Математика-6»

Литература для учеников:

  1. Учебник «Математика - 6» автор Г.М. Мордкович
  2. Блиц-опрос «Математика -6» автор Е.Е. Тульчинская
  3. «Попробуй реши» - сборник задач В. Щурковой.
  4. Учебное пособие под редакцией И.И. Зубаревой «Самостоятельные работы. Математика-6»
  5. «Сборник задач и упражнений по математике - 6» авторов В.Г.Гамбарин, И.И.Зубарева.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...