Какой он, хороший урок математики?
методическая разработка по алгебре на тему
Что представляет собой хороший урок?
Он характеризуется качественной обратной связью между учениками и учителем, разнообразием способов стимулирования познавательной активности школьников, чему способствует использование многообразных форм оценивания, и многим другим, о чем мы с вами сегодня и поразмышляем…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khoroshiy_urok_matematiki.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Что представляет собой хороший урок?
Он характеризуется качественной обратной связью между учениками и учителем, разнообразием способов стимулирования познавательной активности школьников, чему способствует использование многообразных форм оценивания, и многим другим, о чем мы с вами сегодня и поразмышляем…
Какой он, хороший урок математики?
Что представляет собой хорошо организованный урок
- Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном для этого кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
- Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся. Необходимо четко формулировать тему и задачу урока.
- Учитель должен быть готов к уроку: урок строго структурирован, план урока сообщен и понятен ученикам.
- Учитель должен в деталях продумать использование всего имеющегося оборудования, классной доски, ТСО, возможностей УМК.
- Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками, учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учеников.
- На хорошем уроке выводы делают учащиеся.
- Хороший урок - это минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
- Опасно, когда на уроке занимаются чем-либо эффектным, но не очень существенным, а важное ученик вынужден осваивать дома самостоятельно.
- Хороший урок - это времясберегающий и здоровьесберегаюший урок.
- В центре хорошего урока - дети!
- Хороший урок - это урок, данный с учетом уровня и возможностей учащихся. Определение этого уровня, его верхнего и нижнего пределов - первостепенная задача учителя. В хорошем уроке всегда учтены и такие аспекты, как профиль класса, стремления учащихся, настроение детей.
- На хорошем уроке детям интересно! А интересно тогда, когда они включены в работу и(или) игру, урок имеет композицию и интригу, увлекает формой и содержанием.
- Хороший урок всегда демонстрирует методическое искусство учителя.
- Хороший урок - это урок со спланированной обратной связью не только в виде опроса или оценок, но и в виде отдачи.
- Книга - царица на хорошем уроке: «это я прочитал...», «об этом можно прочитать...», «прочтите, мы вместе подумаем...», «обсудите прочитанное...», «а еще можно и нужно прочесть...», «есть и другие источники, сравните их с книгой...». Учитель — читающий человек, этим и интересен.
- И, наконец, хороший урок - это добрый урок!
Обратная связь в обучении и педагогические приемы
Четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессом обучения и научения.
Приемы педагоги ческой техники поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.
Основные принципы педагогической техники:
- свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Чем более развита система (техническая, экономическая, социальная или педагогическая), тем больше в ней механизмов обратной связи.
Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания. У учителя есть целый ряд подходов, позволяющих постоянно реализовывать приемы обратной связи в учебном процессе.
Приемы обратной связи в учебном процессе
Приемы | Формула приема |
«Светофор» | При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна, так как учащийся вынужден каждый раз явно и для себя и для учителя зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания) |
Опрос по цепочке | Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя, и так несколько раз до завершения ответа (применим, когда предполагается развернутый, логически связанный ответ) |
Тихий опрос | Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом в то время, когда класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой (учитель может проконтролировать знание основных формул и понятий у отстающих, у тех, кто болел во время изучения материала) |
Программируемый опрос | Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе, хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание) |
Магнитофонный опрос | Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать (порой бывает необходимо послушать себя со стороны: сообразительный, знающий ученик может отвечать иногда сумбурно) |
Взаимоопрос | Ученики опрашивают друг друга по базовым листам (разновидность: ученик – эксперт, сильный – слабый, слабый – сильный) |
Показательный ответ | Один ученик отвечает у доски, остальные слушают (в традиционном виде опрос у доски часто играет отрицательную роль: один отвечает, а остальные как бы слушают. И все-таки, когда ученик может продемонстрировать блестящий ответ, такой опрос нужен, чтобы сформировать у остальных образец ответа, к которому нужно стремиться) |
Защитный лист | Перед каждым уроком, всегда на одном и том же месте лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят, зато учитель, подшивая эти листы в папку, держит ситуацию под полным контролем |
Отсроченная реакция | Учитель приучает детей (это особенно важно в младших классах) к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика (никаких выкриков с места, вопрос – пауза в несколько секунд – ответ) |
Щадящий опрос | Учитель проводит тренировочный опрос, позволяя ученикам задать 10 вопросов друг другу, готовясь к ответу учителю |
Идеальный опрос | Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю |
Приемы письменного контроля
Существуют разнообразные виды работ, которые способствуют накоплению оценок у учащихся, стимулируют их обучение, отражают объективную картину усвоения ими материала. Приемы письменного контроля позволяют более активно проверить знания, чем устный опрос
Приемы | Формула приема |
Фактологический диктант | Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист бумаги и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов один-два на повторение из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память |
Выборочный контроль | Проверять работы учеников выборочно (можно проверить те, которые сочтет нужным учитель или отобранные случайно, «подводный камешек» - работы должны сдать все) |
Тренировочная контрольная работа | Учитель проводит традиционную контрольную работу, но отметки за нее в журнал выставляются только по желанию учеников (возможны и другие послабления: например, использование учебников, справочников, словарей, тетрадей, особенно хорош подобный прием в новом классе, когда учащиеся еще не привыкли к требованиям учителя) |
Блиц-контрольная | Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы (по темпу сходна с фактическим диктантом, отличие в том, что сюда входит проверка владения стандартными умениями, проверка производится сразу путем зачитывания или вывешивания верных ответов) |
Релейная контрольная работа | Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач (чем больше задач решал ученик, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней) |
Приемы повторения
Приемы повторения ранее изученных тем частично совпадают с приемами повторения на уроках. Глубокое усвоение материала требует неоднократного возвращения к нему и рассмотрения в разных связках и контекстах.
Приемы | Формула приема |
Своя опора | Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу |
Повторяем с контролем | Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу (отвечают и ученики и учитель) |
Повторяем с расширением | Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу |
Свои примеры | Ученики готовят свои примеры к новому материалу (сочинение своих задач, выдвижение своих идей по применению изученного материала) |
Опрос – итог | В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии |
Обсуждаем домашнее задание | Учитель вместе с учащимися обсуждает, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен (прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, применяемые учителем, достаточно разнообразны) |
Пересечение тем | Ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем (прием позволяет каждый раз посмотреть на свои знания под другим углом зрения) |
Виды домашнего задания
Виды | Формула |
Три уровня домашнего задания:
| Учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней (при постоянном использовании данного вида целесообразно завести «дневник выбора», чтобы анализировать характер выбора заданий, обсуждать причины выбора с учеником, а возможно, и с психологом) |
Задание массивом: из массива заданий ученик выбирает задания того уровня сложности, на который способен «замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень свей компетентности |
|
Особое задание: в классе есть ученики, которым следует иногда задавать отличные от всего класса задания: участники олимпиады, инвалиды, ослабленные дети, ученики старших классов - абитуриенты вузов, сдающие предмет как основную дисциплину и т.д. |
Что и как оценивать
Хотим вам напомнить виды работ, выполнение которых может способствовать накоплению оценок, стимулировать активность школьников, отражать объективную картину усвоения ими материала. Оценки за эти и другие виды работ должны найти свое отражение в классных журналах.
При изучении математики рекомендуем оценивать следующие виды работ:
- ведение тетради;
- устный счет;
- терминологический диктант;
- самостоятельная работа;
- проверочная работа;
- контрольная работа;
- домашняя контрольная работа;
- работа по теории;
- творческая работа.
Устные ответы учащихся необходимо оценивать на каждом уроке!
Приемы оценивания
Приемы | Формула приема |
Оценка - не отметка | Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика (главная цель оценки - стимулировать познание) |
Знакомство с критериями | Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки (необходимо, чтобы ученик был согласен с тем, что отметка справедлива) |
Рейтинг | Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записывается дробь, например, 4/5, где 4 - самооценкаа ученика, а 5 - отметка преподавателя (этот прием можно рекомендовать для докладов, тренировочных контрольных работ, практических и лабораторных работ, индивидуальных заданий. Оценка выставляется в дневник, в тетрадь, в ведомость учета знаний, которую может вести учитель) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
15 составляющих хорошего урока
Необходимо знать и соблюдать как начинающему учителю, так и учителю с большим педагогическим стажем....
"Истинная сила искусства" (Традиции народной поэзии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Урок литературы в 10 классе
Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача - показать, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что он...
Смотрится хорошо ( Урок ФЛН)
Данная презентация представляет собой подборку упражнений для урока ФЛН по УМК "Горизонты" по теме "Смотрится хорошо"...
РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ХОРОШЕГО УРОКА
Добрые советы...
Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»
Цели: Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»; создать необходимый э...
Презентация к уроку математики5 класс, учебник Виленкин Н. Я.
Презентация к уроку математики по теме "Смешанные числа", 5 класс...
Окружающий мир. УМК «Школа России». Программа и учебник А.Плешакова «Окружающий мир» 2 класс Тема урока: Какие бывают растения? Урок № 10 из раздела «Природа». Урок изучения нового материала.
Цели урока: Познакомить детей с названиями групп растений, с растениями, относящимися к той или иной группе.Оборудование урока: картина-таблица «Лес», гербарий (по группам) мать-и-ма...