Урок математики в 5 классе по теме "Путешествие в страну "Доли и дроби".
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Урок математики в 5 классе по учебнику Г.К. Муравина  "Путешествие в страну "Доли дроби"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра по математике в 5 классе

Путешествие в страну  «Доли дроби»

Цели:

Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способностей;

Развивающие: развитие интереса к предмету, математической грамотности, расширение кругозора учащихся;

Воспитательные: воспитание ответственности за порученное дело, чувство коллективизма, товарищества.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Постановка цели  урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

 Ребята, сегодня у нас необычный урок, так как мы отправимся с вами в путешествие, мы посетим страну «Доли и дроби».

“Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее”.

                                                                               И. Павлов.

Итак, мы с вами отправляемся в путешествие. Все ли готовы? Всем ли удобно? Ну,  тогда вперед.

В этой стране мы сделаем несколько остановок:  побываем в городе Историческом, посетим город  Кроссвордный, заглянем в город Спортивныйи  на «Поле чудес», отдохнём на «поляне цветов», побываем в городе Самостоятельске, пройдя через Сказочный лес вернемся домой. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, умение применять  их при решении задач и  уравнений, проявить активность, находчивость и смекалку.

Первым на пути нам встречается «город Исторический». Давайте сделаем здесь остановку и послушаем ребят,  которые расскажут об истории возникновения дробей.

Сообщение учащихся: «История возникновения обыкновенных дробей».

 3.Воспроизведение и коррекция опорных знаний, повторение теоретического материала.

   Следующая остановка «Город  Кроссвордный», здесь вашим группам  нужно отгадать кроссворд.

6.

1.

2.

3.

4.

5.

По горизонтали: 1.Как называется дробь  ?

2.Как называется дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю?

3. Как называется число, записанное над чертой дроби?

4. Как называется число, записанное под чертой дроби?

5. Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя?

По вертикали: 6.Как называется дробь, записанная в виде ?

 (Ответы)

6.

1.

п

о

л

о

в

и

н

а

б

ы

к

2.

н

е

п

р

а

в

и

л

ь

н

а

я

о

в

3.

ч

и

с

л

и

т

е

л

ь

н

4.

з

н

а

м

е

н

а

т

е

л

ь

а

5.

п

р

а

в

и

л

ь

н

а

я

В стране «Доли дроби» есть город Спортивный, давайте туда заглянем.  Все спортсмены начинают свои тренировки и выступления на соревнованиях с разминки. Давайте мы с вами то же разомнемся, но разминка у нас с вами будет математическая.

   4.Обобщение и систематизация знаний и их применение при выполнении практических заданий.

 На «поле Чудес» учащимся надо расшифровать фразу, для этого, каждый из учащихся должен вычислить значение выражения, записанного на карточке.  

1.(

2. (

3.

4.

5.

6. )

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Затем обучающиеся находят в таблице  соответствующие полученным числам буквы.  

  г

  д

  е

  л

  м

  н

  о

  с

в

  ы

  ц

  я

Учащиеся  составляют  фразу.

1     2     3     4     5     6     7     8     9    10    11    12    13    14    15    16

В Ы     С     Е    Г   О    Д     Н   Я      М     О    Л      О     Д     ЦЫ

Сейчас отдохнём на «поляне цветов»,  сядьте удобно,  расслабьтесь, послушайте музыку и представьте себя на летней поляне.

Дети закрывают глаза, опускают голову на парту. 

"Вы - маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветки. Жизнь прекрасна. Но настало время проснутся..." 

Дети поднимают голову и потягиваются, как после хорошего сна. 

  5.Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания.

Теперь наша остановка в городе Самостоятельске и нам надо выполнить (дифференцированную) проверочную работу.

ВАРИАНТ  1 на «3»

1.Найдите значение выражения:

        

2. Одна сторона прямоугольника метра, а вторая на метра меньше первой. Найти периметр

прямоугольника.

3.Решите уравнение  

        

ВАРИАНТ  2 на «4»

1.Найдите значение выражения:

2. Мотоциклист проехал 36 км, что составляет    намеченного маршрута. Сколько километров должен был проехать мотоциклист?

3.Решите уравнение

ВАРИАНТ  3 на «5»

1.Найдите значение выражения:

2. Собираясь на День рождения к Сове, Вини – Пух купил мед, воздушный шарик. Хватит ли ему денег на букет цветов стоимостью 200 рублей, если всего у него было 480 рублей, на мед он потратил http://festival.1september.ru/articles/514335/Image453.gifвсех денег, на шарик http://festival.1september.ru/articles/514335/Image454.gifостатка?

3.Решите уравнение

Кто успевает быстрее, то выполнить тест в печатной тетради №147

 6.Домашнее задание: усвоение ведущих идей и основных теорий.

Давайте пройдем через сказочный лес. Учащимся предлагается дома составить кроссворд или написать сказку о «стране Обыкновенные дроби».

 7. Подведение итогов урока.

Вот ребята мы с вами и вернулись из страны «доли и дроби».

За ваши самостоятельные работы я поставлю вам оценки. А еще я выставлю оценки за активную работу на уроке.

Рефлексия деятельности на уроке: Учащиеся на листочках с клеевым краем пишут свои отзывы об уроке и перед выходом из класса наклеивают на доску в соответствующую колонку со знаком «+» или «-»

А сейчас давайте каждый сделает комплимент соседу за работе на уроке.

С древних времен людям приходилось считать предметы и измерять длины, время, площади, вести расчеты за покупки. Не всегда результат получался ровным и выражался натуральным числом, приходилось учитывать части и доли. Первая дробь,  с которой познакомились люди, была одна вторая, затем последовали одна третья, одна четвертая, одна восьмая и так далее, то есть самые простые дроби, доли целого, которые назывались основными дробями. В числителе этих дробей стояла единица.

В Риме пользовались двенадцатеричными дробями, то есть дробями, у которых в знаменателе стояло число 12. Дробь одна двенадцатая называлась одной унцией, пять двенадцатых – пятью унциями.

Обозначение дробей появилось в Древней Индии, затем ими стали пользоваться арабы, а в 12-16 веках этому научились и европейцы.

В русском языке слово дробь появилось в 8 веке, оно происходит от глагола дробить – «разбивать». В учебниках математики 17 века дробь называлась «ломанным числом».

 Сначала дробная черта между числителем и знаменателем не ставилась, она появилась примерно 300 лет назад. Первым современную запись дроби ввёл итальянский купец Леонардо Фибоначчи в 1202 году. Названия числитель и знаменатель придумал греческий монах Максим Плануд в 13 веке.

Действия с дробями считались самыми трудными.  В Германии и сейчас есть выражение «попасть в дроби», значит оказаться в трудном положении.



Подписи к слайдам:

Путешествие в страну «Доли и дроби»
«Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее» И. Павлов
Город «Исторический»
Город «Кроссвордный»
Город «Спортивный»
Лес «Сказочный»
Поляна «Цветов»
Город«Самостоятельск»
Город «Исторический»
Город «Исторический»
Город «Кроссвордный»
Город «Спортивный»
Лес «Сказочный»
Поляна «Цветов»
Город«Самостоятельск»
Город «Кроссвордный»
6
О
Б
Ы
К
Н
О
В
Е
Н
Н
А
Я
1
П
О
Л
О
В
И
Н
А
2
Н
Е
П
Р
А
В
И
Л
Ь
Н
А
Я
3
Ч
И
С
Л
И
Т
Е
Л
Ь
4
З
Н
А
М
Е
Н
А
Т
Е
Л
Ь
5
П
Р
А
В
И
Л
Ь
Н
А
Я
Город «Кроссвордный»
Город «Исторический»
Город «Кроссвордный»
Город «Спортивный»
Лес «Сказочный»
Поляна «Цветов»
Город«Самостоятельск»
Город «Спортивный»
1
2
3
4
5
4 см
10 см
Город «Исторический»
Город «Кроссвордный»
Город «Спортивный»
Лес «Сказочный»
Поляна «Цветов»
Город«Самостоятельск»
ПолеЧудес
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
В
ы
с
е
г
о
д
н
я
м
о
л
о
д
ц
ы
Фраза:
Город «Исторический»
Город «Кроссвордный»
Город «Спортивный»
Лес «Сказочный»
Поляна «Цветов»
Город«Самостоятельск»
Поляна «Цветов»
Физкультминутка
Город «Исторический»
Город «Кроссвордный»
Город «Спортивный»
Лес «Сказочный»
Поляна «Цветов»
Город«Самостоятельск»
Город«Самостоятельск»
Город «Исторический»
Город «Кроссвордный»
Город «Спортивный»
Лес «Сказочный»
Поляна «Цветов»
Город«Самостоятельск»
Домашнее задание: Составить кроссворд или написать сказку о стране «Доли и дроби».
Лес «Сказочный»
Город «Исторический»
Город «Кроссвордный»
Город «Спортивный»
Лес «Сказочный»
Поляна «Цветов»
Город«Самостоятельск»
«Доли и дроби»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. 6 класс. Тема: Умножение и деление обыкновенных дробей.

обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, их умения и навыки применять эти знания в простейших ситуациях....

Урок математика 6 класс тема Все действия с десятичными дробями

Тип урока: закрепление и обобщение полученных знаний. Цели:систематизировать и обобщить знания и умения учащихся, связанные с понятием десятичной дроби и ее структурой;проверить практические навы...

Урок математики, 5 класс. Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок- обобщение по математике в 5 классе.  Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей" . Урок проводится с использованием SMART -доски. Думаю, что вместе со СМЕШАРИКАМИ, ребята получат удвольст...

Урок математики. 6 класс. Тема: Умножение и деление обыкновенных дробей (урок обобщения и систематизации знаний учащихся).

Образовательные цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме,...

урок математики 5 класс по теме "Правильные и неправильные дроби"

          Аннотация к уроку«Правильные и неправильные дроби»Данный урок предназначен для учащихся 5 класса основной школы. В классе обучаются учащиеся, имею...