Формирование умений и навыков УУД на уроках и внеурочной деятельности (выдержки из отчёта).
статья по алгебре по теме

В публикации содержатся выдержки из отчёта по теме "Методы и приёмы работы, применяемые во внеурочной деятельности,  для формирования познавательных УУД" (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppa_fgos_red.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

                   ОТЧЁТ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП О РАБОТЕ ПО ФГОС.

 «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,  ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД».

                                       (из опыта работы)

В соответствии с п. 14 ФГОС ООО внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы основного общего образования и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, обще-интеллектуальное, духовно-нравственное, социальное).

Цель внеурочной деятельности – создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

создание условий для реализации обучающимися приобретенных знаний, умений и навыков;

развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;

расширение рамок общения школьников с социумом.

Внеурочная деятельность «УМКа» предназначена для внеурочной работы и рассчитана для обучающихся 5-6-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого курса способствует самоопределению обучающихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в  центр внимания личность ученика, его интересы и способности.

Работа с обучающимися во внеурочное время направлено на достижение следующих целей:

1)     в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2)   в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности;

3)   в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение математических знаний и умений; овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей; освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Цель работы над проектами во внеурочной деятельности по математике – развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающихся (рис.1).        

Задачи, которые мы решаем, используя систему проектов:

1) формирование позитивной самооценки, самоуважения;

2) формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения;

3) формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

-формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;

4) формирование умения решать творческие задачи

5) формирование умения работать с информацией

Конкретной практической задачей является осмысление педагогической деятельности, создание такого ценностного пространства бытия обучающихся, концепции взаимодействия, в которых бы отношения, окружающая среда и ресурсы управления представляли собой целостный социально-педагогический механизм, основанный на интеграции учебной и внеурочной деятельности по преподаваемому предмету.

На начальном этапе внедрения ФГОС нового поколения в 5-6-х классах  с помощью системы проектных задач формируем представление об алгоритмическом способе рассуждений, что позволит в дальнейшем акцентировать внимание обучающихся на правилах и способах их применения как на специфическом методе математической деятельности. При выполнении творческих проектных работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция обучающегося.

Проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в подростковой (основной) школе. Эти задачи имеют творческую составляющую.

Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат обучающихся видеть и слышать друг друга, формируя коммуникативные учебные действия. Благодаря проектным задачам у детей появляется возможность овладения культурными способами действий и возможность к их использованию в квазиреальных (модельных) ситуациях

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.

Эффективность системы проектных задач позволяет говорить о возможности достижении высокого уровня качества обучения. Ведь обучающиеся 5-6 классов могут решать следующие жизненно-практические задачи:

 самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач;

 работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

 уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

 самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Все эти результаты соответствуют требованиям, определенным для школы новыми ФГОС.

Отчёт подготовил: учитель математики И.С. Крикунова (февраль 2014 г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...

Статья "Особенности обучения иностранному языку на современном этапе, направленные на формирование умений и навыков иноязычной речевой деятельности учащихся."

В статье рассматриваются основные направления и подходы в обучении иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции учащихся....

Формирование ИКТ - компетенций младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Формирование ИКТ - компетенций младших школьников на уроках информатики и внеурочной деятельности...