Сложение и вычитание десятичных дробей
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Полежаева Татьяна Михайловна

Урок изучения нового материала, форма проведения - путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhenie_i_vychitanie_desyatichnykh_drobey.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по математике

Учитель: Полежаева Татьяна Михайловна

Класс: 5

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Тип урока: урок изучения нового материала (урок-путешествие).

Цели и задачи урока:

1. Образовательная:

  • изучить правила сложения и вычитания десятичных дробей;
  • уметь выполнять действия с десятичными дробями.

2. Развивающая

  •      развивать логическое мышление.

3. Воспитательная 

  • воспитывать дружеские отношения в классе;
  • умение работать в парах.

Оборудование:

  • учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.Я.Виленкин и др.- М.: Мнемозина, 2012.
  • таблица (ответы на вопросы);
  • раздаточный материал (самостоятельная работа);
  • плакат «Крестикиё-нолики» (дидактическая игра);
  • ноутбук.

Структура урока:

  • организационный момент - 2 мин.
  • мотивация учебной деятельности –8 мин.
  • формирование новых знаний и умений –12 мин.
  • закрепление полученных знаний – 15 мин.
  • подведение итогов урока -2 мин.
  • постановка домашнего задания – 1мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих.

Ученики садятся. Проверяют наличие на парте учебника, тетради, письменных принадлежностей, дневника.

Учитель: Сегодня у нас урок – путешествие в страну десятичных дробей. Мы с вами отправимся в полет, и у нас будет много приключений.

2. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Сначала проверим готовность к полету. Мы проверим это умение в устном счете. Вам нужно стараться отвечать правильно и быстро, от этого зависит, полетим мы в путешествие или нет.

Вопросы учащимся

1) Какие дроби изучаем, что с ними умеем делать

Учитель: Мы с Вами умеем: записывать, сравнивать, сокращать. Сегодня научимся складывать и вычитать десятичные дроби.

2) Что произойдет с дробью, если перенести запятую на одну цифру вправо. Докажите примерами.

3) Не выполняя вычислений, сравните выражения:

2,003+1,002 и 2,31+1,21

Учитель: Теперь мы к полету готовы. Но нам надо узнать, на каком самолете мы должны совершить полет (По таблице нужно ответить на вопросы)

2,4

2,567

2,44

4,6

0,4

3,05

1,99

5

5,8

0,0001

1,51

1,36

3,03

4,8888

0,08

3,1

0,75

0,32

2,3456

2,4

2,001

2,57

3,7

5,67

1,1

1) Назовите, дробь больше 2,4, но меньше 3,1.

2) Округлите дробь 2,567 до сотых.

3) Самую маленькую дробь, находящуюся в промежутке от 1 до 5.

4) Дробь, в которой одна цифра повторяется несколько раз.

5) Назовите дробь больше 0,1, но меньше 1.

Т -3,05; У- 2,57; 1- 0,32; 5 – 4,8888 ; 4 – 0,4.

Учитель: Теперь мы с вами летим в самолете ТУ-354.

3. Формирование новых знаний и умений.

Учитель предлагает записать тему урока и дату в тетрадь.

Ученики записывают и слушают учителя.

Учитель: Ребята, кто летал на самолетах? Что можно делать во время полета?

Можно ли утверждать, что значения выражений будут одинаковыми?

1.              2.          3.  

      1,2+5,5                      4,01+5,07                    7,9-3,7

Найдите значения выражений.

Выполните действие и сформулируйте алгоритм решения

1.  6,2+3,18       2.  6,2-3,18       3.  0,57+2,8         4.  6,5-0,065

Ученики предлагают свои версии, свои гипотезы по решению этих примеров.

Учитель задает вопросы:

Сложение и вычитание каких дробей мы можем выполнить?

Можно ли десятичные дроби перевести в обыкновенные?

Выполните действия с обыкновенными дробями.

Результаты опять переведите в десятичные дроби.

Посмотрите какие мы дроби складывали и вычитали и на результат.

Попробуйте выполнить действия с десятичными дробями.

Кто может попытаться сформулировать алгоритм сложения и вычитания дробей?

Результат: построили алгоритм, записали, прочитали в учебнике на стр.191.

4. Закрепление полученных знаний.

Учитель:  Итак, в самолетах обычно слушают музыку, читают газеты, разгадывают кроссворды.  Мы будем лететь и  играть в игру “найди ошибку”.

Ученики устно находят ошибки в записи и решении примеров, проговаривают вслух алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. (Работа по цепочке).                 Задание написано на обратной стороне дополнительной доски.

1.       2,15              2,15             2,15            2.        5,28              5,28               5,28

     +                    +                   +                            -                    -                    -

            3,9             3,  9              3,9                            1,6             1,  6              1,6

         2,54              5,24             5,05                        5,12              4,22              4,68

Решение примеров «в столбики» у доски (работа также по цепочке) и в тетради.

№ 1213

а)  0,769+42,389            б)   5,8+22,191             в)   95,381+3,219             г) 8,9021+0,68

№ 1214

а)  9,6-7,3                     б)   16,78-5,48               в)   7,79-3,79                    г)  11,1-2,8

Учитель: Ужасно, но наш самолет терпит крушение. Пилот у нас очень хороший, поэтому он с трудом, но сажает самолет на остров. На этом острове встречаются аборигены и путешественники. Аборигены - это ребята первого варианта, а путешественники – это ребята второго варианта. Внимание кризисная ситуация, аборигены ходят уничтожить наших путешественников. Чтобы этого не произошло, путешественникам надо доказать, что они умеют выполнять действия с дробями.

Работа в парах. Ребята первого варианта контролируют выполнения заданий второго варианта, а ребята второго варианта контролируют первый.

Самостоятельная работа.

I вариант                                                                        II вариант

1.   7+0,2                                                                          1.   0,4+2

2.   0,47+2                                                                        2.   8+0,32

3.   4+7,6                                                                          3.   9,7+4

4.   17,7-3                                                                         4.   16,8-5

5.   0,6+0,4                                                                       5.    0,09+0,01

6.   0,8-0,2                                                                        6.   0,7-0,3

7.   0,07+0,03                                                                   7.   0,04+0,06

8.   1-0,37                                                                         8.   2-0,25

9.   0,009+0,48                                                                 9.   0,003+0,67

10.   0,7-0,06                                                                    10.   0,9-0,04

11.   0,36+0,001                                                               11.   0,27+0,009

12.   8,38+0,069                                                               12.   9,87+0,13

Ответы проверяют по эталону, в котором все примеры решены «в столбик», чтобы ребята, допустившие ошибки, нашли их и смогли исправить. (Здесь ребята получают оценки: «5»- нет ошибок; «4»- 1…2 ошибки; «3»- 3…4 ошибки; «2»- 5 и более ошибок).

Учитель: Аборигенам путешественники понравились. И они не только стали враждовать с ними, но и рассказали о своей цивилизации. Путешественники и аборигены познакомились, обменялись знаниями и подружились. Для закрепления своего союза они решили сыграть в дружеский футбольный матч. Гол – это правильно найденное решение. (По аналогии с игрой «крестики-нолики» найдите: строку, столбец или диагональ, сумма чисел, в которых дает выигрышную сумму).

1,5                                         5,6                                                 12,4

0,4

0,9

0,6

0,5

0,8

0,3

0,1

0,5

0,2

3,2

1,4

0,2

1,5

2,6

2,8

0,4

4,9

0,3

5,5

2,7

1,4

3,6

7,3

4,4

9,1

2,4

0,8

0,32                                         21                                               3,25                                                    

0,08

0,12

0,05

0,26

0,18

0,12

0,04

0,2

0,15

6,9

8,2

4,3

8,4

5,6

7,6

3,7

9,1

8,5

1,04

0,9

2,81

0,41

0,25

1,6

1,8

2,7

0,03

                                                   

Физминутка.

Учитель: Потом были танцы у костра. (Под музыку повторяют движения за учителем)

Работа у доски.

Учитель: После матча, чтобы еще более закрепить дружбу, проводится банкет. Но чтобы устроить банкет, чтобы всем всего хватило, местные жители должны решить задачу.

Задача

Запас мяса - 42 килограмма ;на стол приготовили этого количества. Женщины собрали 9,2 килограммов абрикосов, а дети насобирали бананов на 1,5 килограмма больше. Сколько мяса и сколько фруктов на столе?

Условие задачи записываем на доске и решаем с комментированием.

Задачи на смекалку.

Учитель: На стол накрыли. Хорошо поужинали, при этом никого не обидели. Особо смелые перепрыгивали через костер. Для того, чтобы перепрыгнуть надо решить задание на смекалку.

  1. Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (3 кг)
  2. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (40 км)
  3. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей? (8)
  4. К Айболиту на прием пришли звери. Все, кроме 2, собаки. Все, кроме 2, кошки. Все, кроме 2, зайцы. Сколько животных пришло к Айболиту? (3)
  5. Зайцы пилят бревно. Они сделали 12 распилов. Сколько получилось чурбаков? (13)

Решение задачи.

Учитель: Поели, поплясали, даже через костер попрыгали, пора бы и спать ложиться. Но у аборигенов свои обычаи. Пустят путешественников спать в хижину только после того, как они найдут периметр жилища. Размеры у хижины такие: длина - 6,25 м; а ширина –   5,3 м.

5.  Подведение итогов урока.

Учитель: Ну, вот и наступило утро. За путешественниками прилетел вертолёт. Но в аэропорту их ждали журналисты, которые стали спрашивать, что же произошло за время полета и что повторили за время этого путешествия?

Подведем итог урока, продолжив предложения:

  • Сегодня на уроке я повторил…
  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Сегодня на уроке я научился…

6.  Постановка домашнего задания.

Домашнее задание, заранее написанное на доске, комментируется учителем.

  1. п. 32, правило
  2. решить № 1255 (а, б, в), 1256 (а-г), 1258, 1265.
  3. нарисовать путешествие в страну «Дроби».

Приложение

Таблица ответов.

Самостоятельная работа.

1-ый вариант

2-ой вариант

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

7,2

1

2,4

2

2,47

2

8,32

3

11,6

3

13,7

4

14,7

4

11,8

5

1

5

0,1

6

0,6

6

0,4

7

0,1

7

0,1

8

0,63

8

1,75

9

0,489

9

0,673

10

0,64

10

0,86

Крестики-нолики

1,5                                         5,6                                                 12,4

0,4

0,9

0,6

0,5

0,8

0,3

0,1

0,5

0,2

3,2

1,4

0,2

1,5

2,6

2,8

0,4

4,9

0,3

5,5

2,7

1,4

3,6

7,3

4,4

9,1

2,4

0,8

0,32                                         21                                               3,25                                                    

0,08

0,12

0,05

0,26

0,18

0,12

0,04

0,2

0,15

6,9

8,2

4,3

8,4

5,6

7,6

3,7

9,1

8,5

1,04

0,9

2,81

0,41

0,25

1,6

1,8

2,7

0,03


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...