Рабочая программа по математике , 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему
Рабочая программа составленна к учебнику Н.Я. Виленкина и др., учитывая требования ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Составлена на основе ФГОС основного общего образования
Примерная рабочая программа
по математике для 5 класса
Составитель: Крикунова Инна Семёновна,
учитель высшей категории.
ГБОУ СОШ №1021 ВАО , г. Москва
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
к рабочей программе по математике. 5 класс.
Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учетом Примерных программ с использованием рекомендаций авторской программы Н.Я Виленкина и др. Программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Примерное распределение учебных часов по разделам программы соответствует методическим рекомендациям авторов УМК.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю, 34 учебных недели.
Цели:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне;
- воспитание средствами математики культуры личности;
- понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.
Задачи:
- сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
- предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
- обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
- обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
- сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
- выявить и развить математические и творческие способности;
- развивать навыки вычислений с натуральными числами;
- учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
- дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
- учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
- продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
- развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
В течение года планируется провести 11 тематических контрольных работ и 1 итоговую.
В рабочей программе предусмотрено 12 контрольных работ по темам:
- «Натуральные числа и шкалы»,
- «Сложение и вычитание натуральных чисел»,
- «Уравнение»,
- «Умножение и деление натуральных чисел»,
- «Упрощение выражений. Степень числа»,
- «Площади и объемы»,
- «Обыкновенные дроби»,
- «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,
- «Умножение и деление десятичных дробей.»,
- «Проценты»,
- «Инструменты для измерений»,
- «Итоговое повторение».
Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Уставом школы.
Содержание курса математики 5 класса включает в себя следующие блоки:
- Натуральные числа и шкалы.
- Сложение и вычитание натуральных чисел.
- Умножение и деление натуральных чисел.
- Площади и объемы.
- Обыкновенные дроби.
- Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.
- Умножение и деление десятичных дробей.
- Инструменты для вычислений и измерений.
- Повторение
№ п\п | ТЕМА | № пункта в учеб-нике | Количество часов с учетом числа к\р | Элементы содержания | Основная цель | Планируемые результаты | Характеристика деятельности уч-ся УУД | |
Ученики научатся | Ученики получат возможность научиться | |||||||
1 | Натуральные числа и шкалы | 1 - 5 | 14 часов | Натуральные числа. Чтение и запись натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Единицы измерения отрезков. Треугольник. Элементы треугольника. Многоугольники. Плоскость. Прямая, отрезок, луч, дополнительные лучи Шкалы и координаты. Координатный луч, единичный отрезок. Сравнение натуральных чисел. Проверка знаний уч-ся по теме « Натуральные числа и шкалы» | Систематизация сведений о натур. числах, полученных в начальной школе. Повторение ранее изученного материала и его развитие, нацеленное на осознание овладения способами выполнения арифм. действий и применение законов для упрощения вычислений. Развитие языка и логической мысли. | Знать: понятие «натуральное число», разряды и классы чисел, понятия отрезок, концы отрезка, многоугольник, треугольник, вершины и стороны многоугольника и треугольника, единицы измерения длины, понятия плоскости, прямой, луча и их свойства, понятия шкалы и координатного луча, их элементов, координата, единицы массы, понятия больше и меньше, неравенство, двойное неравенство, знаки неравенства Уметь: читать натуральные числа, разбивать числа по классам, выполнять устно и письменно арифметические действия с натуральными числами, чертить отрезки заданной длины, измерять отрезки, сравнивать длины отрезков, переводить одни единицы измерения длины в другие, строить прямые, лучи, работать со шкалой, изображать координатный луч, определять координаты точек по координатному лучу, изображать точки с заданными координатами, переводить одни единицы массы в другие, сравнивать натуральные числа, записывать результат сравнения в виде неравенства. | Применять полученные знания и умения при решении примеров и задач повышенной сложности: работа с числами-«великанами», работа с двойными неравенствами. Работать с разным масштабом при работе со шкалой. Работа с разными видами шкал. Переводить в единую меру старинные меры массы. длины и т.д. | Сравнение и классификация объектов в виде чисел. Речевое развитие. Развитие самоконтроля |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 6 - 10 | 20 часов | Сложение натуральных чисел. Компоненты сложения. Свойства сложения. Вычитание натуральных чисел. Компоненты вычитания. Свойства вычитания. Проверка знаний уч-ся по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел» Простейшие линейные уравнения. Задачи на составление уравнений. (Исторические справки.) Проверка знаний уч-ся по теме «Уравнение» | Повторение ранее изученного материала, связанного со сложением и вычитанием натур. чисел. Повторение свойства сложения. Отработка нахождения компонентов по логическим правилам. Использование нахождение компонентов путем решения ситуационных задач. Развитие языка и логической мысли | Знать: понятия слагаемое, сумма, периметр, свойства сложения, понятия уменьшаемое, вычитаемое, разность вычитание; свойства вычитания, понятия числового и буквенного выражения, понятия уравнение, корень уравнения, решить уравнение Уметь: изображать сложение на координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях, находить периметр многоугольника, изображать вычитание на координатном луче, применять свойства вычитания при вычислениях, решать задачи на сложение и вычитание с пояснениями, записывать и читать буквенные выражения, находить значения числового выражения и буквенного выражения при заданных значениях букв, находить неизвестные компоненты уравнения (слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое), решать задачи алгебраическим способом | Применять полученные знания и умения при решении примеров и задач: Составлять по условию примера свои ситуационные задачи, решать уравнение, содержащее скобки, составлять буквенные выражения по условию задачи Работать с многоугольниками различной сложности конфигурации, моделировать сложные объекты сам-но. | Построение логических рассуждений при составлении буквенных выражений к задачам. Обсуждение различных решений, выбор рационального. Умение аргументировать и формулировать, делать умозаключения, .. осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. |
3 | Умножение и деление натуральных чисел | 11 – 16 | 22 часа | Умножение натуральных чисел. Компоненты умножения. Свойства умножения. Деление натуральных чисел. Компоненты деления. Свойства деления. Проверка знаний уч-ся по теме «Умножение и деление натуральных чисел» Деление натуральных чисел с остатком. Компоненты действия и результат при делении с остатком. Распределительный закон умножения относительно сложения и вычитания. Упрощение выражений. Действия первой ступени-сложение и вычитание. Действия второй ступени-умножение и деление. Порядок выполнения действий при нахождении значений выражений. Степень числа. Квадрат и куб числа. (Историческая справка). Проверка знаний уч-ся по теме «Действия с натуральными числами». | Отработка нахождения компонентов по логическим правилам. Использование нахождение компонентов путем решения ситуационных задач. Развитие языка и логической мысли | Знать: понятие умножения чисел и его компоненты, свойства умножения натуральных чисел, понятие деление и его элементы, свойства деления, понятие деления с остатком и его элементов, правило нахождения делимого по неполному частному, делителю и остатку, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, сочетательное свойство умножения, действия первой и второй ступени, порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками; понятия степень числа, квадрат и куб числа, действия третей ступени Уметь: умножать натуральные числа, использовать в вычислениях свойства умножения, решать текстовые задачи на умножение, делить натуральные числа, решать текстовые задачи на деление, читать и записывать выражения, содержащие действие деления, находить неизвестные множитель, делимое и делитель, решать задачи алгебраическим способом, выполнять деление с остатком, использовать правило нахождения делимого по неполному частному, делителю и остатку, решать задачи на деление с остатком, применять распределительное и сочетательное свойства умножения к упрощению выражений, решать уравнения и задачи алгебраическим способом, составлять и работать по программе и схеме выполнения действий, решать текстовые, возводить в степень, вычислять квадрат и куб числа | Применять полученные знания и умения при решении примеров и задач: составлять ситуационные задачи на умножение и деление с неизвестным компонентом, на распределительный закон приводить ситуации из повседневной жизни(указывая на практическое применение темы), находить число по его квадрату или кубу. | Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений, переформулировать условие для нахождения иного компонента, анализируя и осмысливая тексты задач Уметь доказывать, работая в группе, . осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. |
4 | Площади и объемы | 17 – 21 | 13 часов | Формулы. Формула пути. Площадь. Квадратный сантиметр. Формула площади прямоугольника. Формула площади квадрата. Равные фигуры. Единицы измерения площадей, их соотношения. (Историческая справка). Прямоугольный параллелепипед. Грани, ребра, вершины прямоугольного пар-да. Три измерения прямоугольного пар-да- длина, ширина. Высота. Куб-разновидность прямоугольного пар-да. Площадь поверхности прямоугольного пар-да. Формула объема пар-да. Формула объема куба. Единицы измерения объемов, их соотношения. (исторические справки) Проверка знаний уч-ся по теме «Площади и объемы» | Установить связи понятий: скорость, время, расстояние. Установить взаимосвязи между сторонами и площадями квадрата и прямоугольника. Установить взаимосвязи между измерениями площадей. Познакомиться и исследовать модель прямоугольного пар-да. Ввести понятие объема и площади поверхности пар-да. Ввести формулы V, S пар-да, исследовать взаимосвязи между измерениями объемов. | Знать: понятие формулы, формулы пути, периметра прямоугольника и квадрата, единицы измерения площади, понятие объема, формулы объема и площади поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба Уметь: использовать формулы при решении задач, определять единицы измерения площади, решать задачи на нахождение объема прямоугольного параллелепипеда и куба, переводить единицы измерений в единую меру. Находить аналоги форм из окружающего мира. | Применять полученные знания и умения при решении примеров и задач: рассчитывать изменения площади квадрата или прямоугольника при изменении сторон фигур, изменение объема пар-да при изменении длины ребра, перевод в единую меру сложных условий, определение стороны по площади квадрата, определение ребра по объему куба;, изготавливать модели и исследовать их. | Анализ объектов с целью выделения признаков; сравнение, определение взаимосвязей (закономерностей), умение моделировать, преобразовывать., осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять прикидку в ходе вычислений. |
5 | Обыкновенные дроби | 22 – 29 | 23 часа | Окружность и круг. Радиус и диаметр окружности. (Истор. Справка) Доли. Обыкновенные дроби. Числитель, знаменатель дроби, дробная черта. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. Равные дроби. Правильные и неправильные дроби. Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Черта дроби как знак деления. Свойство деления суммы на число. Смешанные числа. Целая и дробная части смешанного числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.(историческая справка). Проверка знаний уч-ся по теме «Обыкновенные дроби.». | Показать взаимосвязи между целым и частью. Научиться читать и записывать дроби. Пронаблюдать взаимосвязи при изменении в разы числителя и знаменателя как по отдельности . так и одновременно, сделать умозаключение и вывести правило об изменении числа . Научиться видеть целое в неправильной дробии выделять, научиться непр-ю дробь представлять в виде дроби.Научиться складывать и вычитать обыкновенные дроби. | Знать: понятия круга, радиуса, окружности, приводить примеры из окружающего мира ; понятие обыкновенной дроби и ее элементов, способы решения задач на дроби, правило сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, понятие правильной и неправильной дроби, правило выделения целой части из неправильной дроби. Уметь: строить окружность заданного радиуса, изображать обыкновенные дроби на координатном луче, решать различные задачи на дроби, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целую часть из неправильной дроби, решать задачи на дроби | Применять полученные знания и умения при решении примеров и задач: моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов | Моделировать на реальных объектах, строить логическую цепочку рассуждений. Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять прикидку в ходе вычислений, речевое развитие Выполнять прикидку в ходе вычислений.. |
6 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 30 – 33 | 16 часов | Десятичные дроби. Представление правильных дробей и смешанных чисел в виде десятичных дробей. Сравнение десятичных дробей. Равные десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. Разряды в десятичных дробях. Сравнение дес. дробей по разрядам. Приближенные значения чисел. Правило округления чисел. (Историческая справка) Проверка знаний уч-ся по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.» | Научиться читать и записывать десятичные дроби. , представлять дес-е дроби в виде обыкновенных (и наоборот) пронаблюдав взаимосвязь, находить десятичные приближения обыкновенных дробей, сравнивать и упорядочивать дес-е дроби. Научиться складывать и вычитать дес-е дроби | Знать: понятие десятичной дроби, алгоритм сравнения десятичных дробей, алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, понятие приближенного числа, правило округления десятичных дробей, Уметь: читать и записывать десятичные дроби, заменять десятичную дробь обыкновенной и обыкновенную дробь десятичной, сравнивать десятичные дроби, складывать и вычитать десятичные дроби, заменять числа приближенными, округлять числа, | Применять полученные знания и умения при решении примеров и задач: графически изображать взаимосвязь дес-й и обыкновенной дроби, решать задачи из реальной практики , в том числе с косвенным условием.. | Выполнять прикидку в ходе вычислений, развитие самоконтроля, речевое развитие. |
7 | Умножение и деление десятичных дробей | 34 – 38 | 21 час | Произведение десятичной дроби и натурального числа. Правило умножения десятичной дроби на натуральное число. Умножение десятичных дробей на 10. 100… Правило деления дес. дроби на 10.100… Правило умножения дес-х дробей. Правило умножения числа на прав. и неправ. дес-ю дробь. Умножение дес-х дробей на 0,1; 0,01… Правило деления дес-й дроби на десят-ю дробь, на 0,1; 0,01… Проверка знаний уч-ся по теме «Умножение и деление десятичных дробей» Среднее арифм-ое. Средняя скорость движения. (Историческая справка) | Повторить правила умножения и деления натур. чисел с последующим использованием в работе с десятичными дробями. Показать значимость темы с помощью решения реальных задач.Увидеть закономерности при умножении на 0,1; 0,01 и делении на 0,1; 0,01 и ввести в обиход при устном счете. Ввести понятие среднего арифметического, показать практическую значимость и необходимость. | Знать: алгоритм умножения и деления десятичных дробей на натуральное число, правило умножения на 10, 100, 1000, алгоритм умножения и деления десятичных дробей, правило умножения на 0,1, 0, 01, 0,001, понятие среднего арифметического, правила нахождения среднего арифметического нескольких чисел и средней скорости Уметь: умножать и делить десятичные дроби на натуральное число, умножать и делить десятичные дроби, находить среднее арифметическое нескольких чисел и среднюю скорость | Применять полученные знания и умения при решении примеров и задач:.из реальной жизни , в том числе с косвенным условием, придумывать сам-но условия задач из реальной жизни | Выполнять прикидку в ходе вычислений.Построение логических рассуждений, развитие самоконтроля, умение корректировать знания.;умения делать выводы, сопоставляя факты. |
8 | Инструменты для вычислений и измерений | 39 – 43 | 19 часов | Микрокалькулятор. Правила пользования калькулятором. Проценты. Проценты и десятичные дроби. (Истор. справка), Проверка знаний уч-ся по теме «проценты» Угол. Стороны и вершины угла. Сравнение углов с помощью наложения. Прямой и развернутый угол. Построение прямых .углов с пом. чертежного треугольника. Измерение углов. Транспортир. Градус. Прямой, тупой и острый углы. Круговые диаграммы. (Историч. справки) Проверка знаний уч-ся по теме «Инструменты для вычислений и измерений.» | Ввести понятие процента, научиться читать и записывать Показать значимость использования в жизни вычислительных и измерительных приборов при работе с процентами, градусами Ввести понятие круговой диаграммы. Научиться читать и строить диаграммы. Научиться строить углы разных видов, ввести понятие биссектрисы. | Знать: устройство и предназначение микрокалькулятора, понятие процента, знак процента, правила перевода дес-й дроби в проценты и наоборот, правила нахождения процентов от числа, числа по его процентам, процентного соотношения; понятие угла, виды углов, биссектрисы, единицы измерения углов, устройство транспортира, понятие диаграммы, виды диаграмм Уметь: использовать микрокалькулятор при вычислениях, называть 1% от центнера. Метра и т.д., читать записи со знаком % записывать проценты в виде десятичной дроби и десятичную дробь в виде процентов; находить проценты от числа, число по его процентам, процентное соотношение, решать различные задачи на проценты; читать, записывать и вычислять углы, измерять и строить углы, строить и читать круговые диаграммы | Применять полученные знания и умения при решении примеров и задач: уметь работать с процентами с помощью калькулятора, по расчетам построить круговую диаграмму, находить углы с помощью расчетов с проверкой построения Уметь находить проценты от единиц измерений | Выполнять прикидку в ходе вычислений. Осуществлять поиск информации в СМИ Умение классифицировать, обобщать и вычленять по признакам. МОДЕЛИРОВАТЬ .согласно условиям задачи |
9 | Повторение | 44 | 22 часа | Действия с десятичными дробями. Решение задач и примеров на нахождение процента от числа. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Проверка знаний уч-ся по курсу математики за 5 кл. Решение задач занимательной математики. | Обобщающее повторение с привлечением материала занимательной математики Показать как можно больше прикладное назначение математики Решать задачи разными способами | Знать: правила действий с десятичными дробями. Правило нахождения процента от числа. Знать основные приемы решения задач. Уметь: выполнять все действия с десятичными дробями.; решать примеры и задачи на нахождение процента от числа, решать текстовые задачи, логически мыслить. | Применять полученные знания и умения при решении примеров и задач решать занимательные задачи и задачи повышенной сложности сопровождая чертежами или изготовлением моделей | Использование Всех видов УУД (по ситуации) самоконтроля, речевое развитие, умения корректировать знания , выбирать способ решения и ему альтернативу. |
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Основные типы учебных занятий:
- урок изучения нового учебного материала;
- урок закрепления и применения знаний;
- урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
- урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
- практические занятия;
- тренинг;
- консультация;
Формы контроля: текущий и итоговый.
Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20
минут с дифференцированным оцениванием .
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговая контрольная работа проводится в конце учебного года.
Общая характеристика учебного предмета
Курс математики 5 класса включает основные содержательные линии:
- Арифметика;
- Элементы алгебры;
- Элементы геометрии;
- Вероятность и статистика;
- Множества;
- Математика в историческом развитии.
«Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.
«Элементы алгебры» показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке.
«Элементы геометрии» способствуют формированию у учащихся первичных о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования правильной геометрической речи.
«Вероятность и статистика» способствуют формированию у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, обогащается представление о современной картине мира.
«Множества» способствуют овладению учащимися некоторыми элементами универсального математического языка.
«Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения математики.
Вероятность и статистика, «Множества», «Математика в историческом развитии» изучаются сквозным курсом, отдельно на их изучение уроки не выделяются.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
- умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников , взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентностей);
8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
- развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
- понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
- умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
- владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
- умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умения пользоваться изученными математическими формулами,"
- знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
- умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- развить пространственные представления и изобразительные умения,
- развить логическое мышление и речь, умениия логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика.
Требования к уровню подготовки:
- Знать:
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- Уметь:
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов;
- выполнять арифметические действия с натуральными числами; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-методический комплект учителя:
основной:
1. М.А. Попов Контрольные и самостоятельные работы по математике. К учебнику НЯ Виленкина «Математика 5 класс»(ФГОС. УМК)
2. Федеральное ядро содержания общего образования/Рос.акад.наук, Рос.акад.образования; под ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова – М.: Просвещение, 2011.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации – М.: Просвещение, 2011.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5-6 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
5. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2012г.
6.. Жохов В.И. Планирование учебного материала 5-6 классы Мнемозина 2010год.
7.С.С. Минаева УМК «20 тестов по математике» 5-6 кл.,Экзамен
8. В.И. Жохов, В.Н. Погодин « Математический тренажер 1-2 часть», «Новый учебник»,
9. Математика.5-6 Развернутое тематическое планирование по учебникам Н.Я. Виленкинаи др. Волгоград 2011г
10. Карточки для коррекции знаний по математике для 5-6 классов/ Г. Г. Левитас – М.: Илекса, 2008
11 Математика. 5-7 классы: таблицы-тренажеры/ С. В. Токаревак – Волгоград: Учитель, 2009
дополнительный:
.
1. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 классы/ О. В. Панишева – Волгоград: Учитель, 2009
2. Математика. Тесты для промежуточной аттестации учащихся 5-6 классов/ Лысенко Ф. Ф. – Ростов-на-дону: Легион, 2008
3. Формирование вычислительных навыков на уроках математики. 5-9 классы/Хлевнюк Н. Н., Иванова М. В. – М.: Илекса, 2010
Учебно-методический комплект ученика:
1. Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2012.
Интернет-ресурсы
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4.. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-123654-1361706810.jpg)
Рабочая программа по математике по ФГОС 6 класс
Планирование составлено на основе примерной программы по математике федерального компонента государственного стандарта. Федеральный б...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-123654-1361706810.jpg)
Рабочая программа по математике по ФГОС 10 класс (5 часов)
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, приказ Министерства образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-123654-1361706810.jpg)
Рабочая программа по математике по ФГОС 10 класс (6 часов)
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, приказ Министерства образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-123654-1361706810.jpg)
Рабочая программа по математике по ФГОС 11 класс (6 часов)
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, приказ Министерства образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/05/picture-680172-1444047670.jpg)
Рабочая программа по математике по ФГОС 5 класс при больнице
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих документов:1. Примерной программы основного общего образования по математике.2. Федерального компонен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/04/picture-414930-1393927429.jpg)
рабочая программа по математике по ФГОС, 5-6 классы (УМК А.Г. Мордковича)
данная программа в помощь учителям математики, работающим по УМК А.Г. Мордковича...
Рабочая программа по математике (по ФГОС ООО) в 6 классе (по учебнику Виленкина Н. Я.)
Рабочая программа по математике (по ФГОС ООО) в 6 классе (по учебнику Виленкина Н. Я.)...