Решение нестандартных задач
план-конспект занятия по алгебре (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Внеклассное мероприятие по математике "Решение нестандартных задач" в 5-6 классах.
Учитель математики Денисова Светлана Владимировна , «Комсомольская СОШ №1»
Слайд 2
Содержание.
1. Решение логических задач становится очень простым уже в пятом классе.
2. Задача 1: о четырех друзьях
3. Решение задачи 1.
4. Задача 2: о трех друзьях для самостоятельного решения.
5. Проверка решения задачи 2.
6. Задача 3: о жидкостях.
7. Решение задачи 3.
8. Задача 4: про зверей.
9. Решение задачи 4.
10. Задача5: о профессиях
11. Решение задачи 5.
Слайд 3
Решать логические задачи совсем несложно. Логические задачи занимают особое место, они носят и занимательный характер и развивают логическое мышление. Я предлагаю один из вариантов методики обучения решению таких задач. Перед началом решения выясняем, что между двумя множествами устанавливается взаимно однозначное соответствие( в предлагаемых задачах). Элементы множеств изображаем друг под другом кругами (все зависит от фантазии учителя). И начинаем устанавливать соответствие. Я их называю прочные и разрывные связи. Читаем условие по одной строке и сразу же изображаем связь. Условие задач нужно читать и анализировать порциями, которые выделены в слайдах отдельными частями. При желании текст можно вывести на бумагу для более удобного анализа.
Слайд 4
Задача1. В одном дворе живут четыре друга. Вадим и шофер старше Сергея, Николай и слесарь занимаются боксом, Электрик-младший из друзей. По вечерам Андрей и токарь играют в домино против Сергея и электрика. Определите профессию каждого из друзей.
Слайд 5
Решение. Начинаем анализировать полученную схему. От каждого верхнего кружка должно исходить 4 линии к кружкам нижнего ряда, одна из которых сплошная (прочная связь), штрих - пунктирные (разрывная связь). И от кружков нижнего ряда - аналогично. От Сергея отходит 3 разрывные связи, значит, четвертая - прочная связь Коля, Вадим, Сергей, Андрей; слесарь, токарь, электрик, шофер. Ответ готов: Вадим - токарь, Сергей - слесарь, Коля - электрик, Андрей –шофер.
Слайд 6
Задача 2 для самостоятельного решения. Беседуют трое друзей: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову : "Любопытно, что один из нас блондин, другой- брюнет, третий - рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии". Какой цвет волос у каждого из друзей?
Слайд 7
Решение: ЗАДАЧА ПРО ТРЕХ ДРУЗЕЙ
Белокуров, Рыжов, Чернов
Рыжий, Брюнет, Блондин
Слайд 8
Задача 3. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что: Вода и молоко не в бутылке; Сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом; В банке не лимонад и не вода; Стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей?
Слайд 9
Решение: ЗАДАЧА ПРО ЖИДКОСТИ
Бутылка, Стакан, Банка, Кувшин.
Лимонад, Вода, Квас, Молоко
Слайд 10
Задача 4. Каникулы в школе птиц и зверей начались большим карнавалом. Медведь, лиса волк и заяц явились в маскарадных костюмах волка, медведя, лисы и зайца. На балу зверь в маскарадном костюме зайца выиграл банку меда и остался этим очень недоволен. Известно также, что медведь не любит лису и никогда не берет в лапы картинок, где она нарисована. Зверь в маскарадном костюме лисы выиграл в лотерее пучок моркови, но это тоже не доставило ему никакой радости. Не могли бы вы сказать, какой маскарадный костюм смастерил себе каждый из зверей?
Слайд 11
Решение: ЗАДАЧА ПРО ЗВЕРЕЙ
Волк, Лиса, Заяц, Медведь
Лисий, Зайца, Медвежий, Волка
Слайд 12
Задача 4 повышенной сложности. В небольшом городке живут пять друзей: Иванов, Петренко, Сидорчук, Гришин и Капустин. Профессии у них разные: один из них маляр, другой- мельник, третий- плотник, четвертый-почтальон, а пятый- парикмахер. Петренко и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти. Иванов и Гришин собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Петренко и Капустин живут в одном доме с почтальоном. Сидорчук был недавно в ЗАГСе одним из свидетелей, когда Петренко и дочь парикмахера сочетались законным браком. Иванов и Петренко каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром. Гришин и Капустин по субботам обязательно встречаются в парикмахерской, где работает их друг. Почтальон предпочитает бриться сам. Кто есть кто?
Слайд 13
Решение:
Иванов, Петренко, Сидорчук, Гришин, Капустин
Парикмахер, Мельник, Почтальон, Плотник, Маляр
Слайд 14
Иванов, Петренко, Сидорчук, Гришин, Капустин. Парикмахер, Мельник, Почтальон, Плотник, Маляр. Затруднение может возникнуть с определением почтальона. Так как Гришин и Капустин заходят к другу в парикмахерскую и могут побриться у друга, а Сидорчук предпочитает бриться самостоятельно, следовательно, Сидорчук почтальон.
Слайд 15
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие образно-логического мышления учащихся с помощью решения нестандартных задач . 5-6 классы.
Методическая разработка. Можно использовать при работе кружка по математике в 5-6 классах....
Планирование работы кружка "Решение нестандартных задач"
Планирование рассчитано на 1 час в неделю и предусматривает подготовку учащихся для успешного владения математическими навыками при участии в математических олимпиадах и конкурсах....
Семинар на тему: «Решение нестандартных задач в рамках итогового повторения курса алгебры и начал анализа»
Методический комментарий.Одним из эффективных способов проведения систематизации знаний является самостоятельная работа учащихся с теоретическим материалом в совокупности с его применением...
Развитие логического мышления через решение нестандартных задач
Описание опыта работы для повышения мотивации учащихся по предмету. Рассмотрены задания, которые помогают разнообразить урок....
Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач» для учащихся 10-11 класса
Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач » для учащихся 10-11 классавключает в себя:пояснительную записку с определением целей и задач курса; принцип...
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»
Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических задач с параме...
План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"
План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"...