статья "Организация устного счета в 5-6 классах"
статья по алгебре (5, 6 класс)

Никушкина Светлана Леонидовна

В данной статье делюсь опытом организации устного счета в 5-6 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация устного счета в 5-6 классах

       Современный уровень развития науки и техники требует глубоких и прочных  математических знаний. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных математических действий, являются составной частью трудовой деятельности рабочего, экономиста и др. Умение считать является непременным элементом политехнического образования.

     Одним из важнейших умений, которые обязана дать школа, является сознательное, быстрое и безошибочное выполнение действий над числами.

     Успех в вычислениях во многом определяется степенью отработки у учащихся навыков устного счета. Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. Устные упражнения используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, законов, а также для закрепления и повторения изученного. В устном счете развивается память учащихся, быстрота реакции, воспитание умения сосредоточиться, наблюдать, проявлять инициативу.

     Устный счет в 5-6 классах я стараюсь проводить так, чтобы он воспринимался учащимися как интересная игра. Приведу несколько примеров.

  1. Учитель записывает на доске упражнение с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом.
  2. Учитель записывает на доске какое-то число, например,  5,8. Затем медленно называет число, которое меньше  чем 5,8. Ученики должны назвать другое число, которое дополняет данное до 5,8.
  3. Зашифровываются буквы, и какими-либо математическими заданиями, часто примерами или простыми уравнениями,  записанными в определенном порядке, разгадывается слово или словосочетание.
  4. На доске заранее написаны примеры в два столбика. Ученики делятся на две команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбца, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену команды. Он также идет к доске, решает второй пример и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свои задания.
  5. Математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а ученики на листочках пишут ответы.
  6. Ученики каждого ряда получают по карточке. У первого ученика в ряду задание записано полностью, а у остальных вместо первого числа стоит многоточие. Что скрывается, за многоточием, ученик узнает только тогда , когда , сидящий спереди сообщит ему ответ в своем задании. Этот ответ и будет недостающим числом. В такой игре все должны быть предельно внимательны, поскольку ошибка одного участника зачеркивает работу всех остальных.
  7. Найди ошибку. На доске записаны примеры. Среди них есть верно, и неверно решенные. Ученики находят ошибки и объясняют их, каждый раз проговаривая правило, что очень важно для развития математической речи и запоминания правила.
  8. Подними карточку. Я на уроках использую электронную доску. Во время устного счета учащимся предлагается пример и варианты ответов, записанных красным, синим и зеленым цветами. Учащиеся должны поднять карточку того цвета, где по их мнению, находится правильный ответ. Учителю удобно быстро проверить, кто усвоил тему, а кто – нет.

             Обращение к устному счету, предусмотренному на уроке, позволяет организовать локальное повторение.

Спасибо за внимание! Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для устного счета по геометрии 9 класс

Упражнения для устного счета по геометрии 9 класс...

Устный счет по математике 7 класс

готовые устные задания по темам...

Устный счет по геометрии 9 класс

Готовые устные задания по каждой теме...

Математика. Устный счет. Округление чисел. 5 класс

Устный счёт по теме "Округление чисел" в 5 классе. Материал представлен для работы с интерактивной доской (notebook)....

Методическое пособие (для проведения устного счета в 5-9 классах) «Математические цепочки»

В задачи учителя математики специальной (коррекционной) школы VIII вида входит формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков, преодоление равнодушия умственно отсталых детей, у...

Методическое пособие (для проведения устного счета в 5-9 классах) «Математические игры

Цель игры. Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, словесно-логической памяти,  запоминание математических терминов....

Дидактический материал для устного счета в 5-11 классах

Всеобщая компьютеризация привела  школьное математическое образование к большой проблеме: дети разучиваются считать. Причем, чем старше, тем хуже считают. Предлагаемый материал можно использовать...