ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Участники: ОБУЧАЮЩИЕСЯ 5 КЛАССА
Цель: обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Основные понятия: ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА, ОБЪЁМ КУБА
Метапредметные связи: природоведение, биология, геометрия, черчение, физика
Необходимое техническое оборудование:
- интерактивная доска,
- мультимедиа проектор,
- презентация,
. Ресурсы:
1. Виленкин Н.Я. и др.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2009.
2. Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс», 2009.
3. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина, автор Л.П. Попова, Москва «Вако» 2008.
4. Ресурсы сайта LearningApps
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
объем параллелепипеда | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по предмету
Предмет: МАТЕМАТИКА
Уровень образования: СРЕДНИЙ
Тема: «ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА»
Тип урока: ИЗУЧЕНИЕ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Форма проведения урока: урок изучения нового материала
Время проведения: 24 октября 2014 года.
Участники: ОБУЧАЮЩИЕСЯ 5 КЛАССА
Цель: обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Основные понятия: ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА, ОБЪЁМ КУБА
Метапредметные связи: природоведение, биология, геометрия, черчение, физика
Необходимое техническое оборудование:
- интерактивная доска,
- мультимедиа проектор,
- презентация,
- чертёжные принадлежности. Ресурсы:
- Виленкин Н.Я. и др.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2009.
- Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс», 2009.
- Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина, автор Л.П. Попова, Москва «Вако» 2008.
4. Ресурсы сайта LearningApps
Технологическая карта урока
Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формирование УУД | Комментарий, примечание | |
Мотивационный. | Ну-ка проверь дружок | Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу. | Ф | Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений. | Учитель проверяет готовность класса к уроку |
Актуализация знаний обучающихся | Сейчас мы с вами немного вспомним материал прошлого урока внимание на доску перед вами кроссворд давайте решим его | Задаются вопросы Используя ресурс приложения LearningApps | П | инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями? коммуникация; саморегуляция. | Взаимопроверка |
Самостоятельная работа по карточкам | Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен: 1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом. 2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом. 3. У куба все грани являются квадратами. 4. У параллелепипеда 8 ребер. 5. У куба все ребра равны. 6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками. | Обучающиеся напротив вопросов ставят + или – + - + - + + | И | Коррекция знаний обучающихся | Самопроверка знаний |
Практическая работа №1 | 1. Измерь длину, ширину, высоту модели и запиши их. 2. Вычисли площадь каждой грани модели. 3. Сделайте вывод о площадях противоположных граней и запиши его. 4. Вычислите площадь всей поверхности вашего прямоугольного параллелепипеда. 5. Сделайте вывод. | Обучающиеся меняются моделями прямоугольного параллелепипеда и куба, выполняют практическую работу и делают соответствующие выводы | П | Знаково — символические действия: моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | Вывод прочитывается по тетрадям при подведении итогов практической работы |
Физкультминутка | Раз – подняться на носки и улыбнуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. | Г | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации | Проводит обучающийся | |
Постановка проблемы | - Какая из коробок имеет большую вместимость, то есть в какую из них можно насыпать больше песка, вместить больше соли, налить больше воды? ( - Теперь представьте, что перед вами два склада. К складам подошел трактор ,а перед складами две кучи с огурцами и картофелем причем картофеля больше. Как определить, какой из складов будем заполнять картофелем? (который больше) Хорошо а можно определить вместимость таким же способом? Если мы найдём формулу для вычисления вместимости прямоугольного параллелепипеда и научимся его вычислять, то определим количество ящиков картофеля | Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы: возможные варианты ответов: наполнить песком каждую и взвесить, пересыпать содержимое из одной коробки в другую, налить воды стаканами и сравнить количество взятых стаканов).. | Ф | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Проблему обучающиеся записывают в тетрадь |
Тема урока | Итак, кто сформулирует тему урока? Какие должны быть цели урока? Как можно вычислить объём прямоугольного параллелепипеда? | Обучающиеся формулируют тему урока «Объём прямоугольного параллелепипеда» и перечисляют цели урока. Надо перемножить все три его измерения V=аbс | Ф | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Обучающиеся сами выводят формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда |
Проблемка | А теперь кто скажет: как будет выглядеть формула для вычисления объёма куба. | Обучающиеся выводят и записывают в тетрадях формулу для вычисления объёма куба V=а·а·а=а3 | Г | Выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий. | |
Выполните необходимые измерения и вычислите объёмы кубов, которые вы сделали к уроку. | Обучающиеся выполняют необходимые измерения и вычисляют объём куба. | И | Анализ истинности утверждений; | ||
Физкультминутка | Рисуй глазами треугольник. Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, и в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец! | ф | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации | Проводит учитель | |
БЛИЦ – ОПРОС | Вставьте пропущенные слова (учитель, используя 2 слайда, читает предложения с пропущенными словами, а обучающиеся устно вставляют их). | 1. Для измерения объемов применяются единицы измерения: (мм3, см3, дм3, м3, км3, мл, л) 2. Если фигуру разделить на части, объем её равен(сумме объемов всех частей этого тела) 3. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению(длины, ширины и высоты) 4. Если равные параллелепипеды имеют равные измерения, то их объемы всегда(равны) 5. Если у двух параллелепипедов объемы равны, то их измерения (могут быть разными или равными) 6. Если два куба имеют одинаковые рёбра, то их объемы(равны). 7. В 1 м3 содержится(1000000) см3. 9. Если длину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объем(увеличится) в 2 раз. 10. Если длину и ширину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объем(увеличится) в 4 раз. 11.Прямоугольный параллелепипед с объемом 24 см3 может иметь такие измерения: (a=2 см, b=3см , c=4 см) . | Ф | Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. | |
Дифференцированная самостоятельная работа | На слайде даны задания 3-х уровневые, которые обучающиеся решают самостоятельно в тетрадях | 1 уровень 1.Найдите объём куба с ребром 7дм. 2.Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, если длина 4см, ширина 2см, высота 3см. 3.Объём спортивного зала 320 м³, высота 4м, длина 10м. Найдите площадь стен. 2 уровень 1. Чему равно ребро куба, если объем равен 1000 кв.см.? 2. Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?
1. Объем бассейна равен 100 м3, а стороны основания 10 м и 5 м. Сколько квадратных метров кафельной плитки ушло на облицовку бассейна? 2. Из кирпичей, длина которых 30 см, ширина 10 см и высота 5 см, сложили куб, ребро которого равно 120 см. Сколько кирпичей на это было затрачено? 3. Как определить количество спичечных коробков в упаковке, не распаковывая его, если один из таких коробков имеется? | И | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы | Учитель проверяет работы по уровням |
Домащнее задание | Учитель комментирует домашнее задание , записанное на слайде Стр125-126, п. 21 ( учить формулы) для всех 1 уровень: 1) Стр.129, №840, 841,
2)Задача: Сколько понадобится краски, чтобы перекрасить поверхность вашего куба, если для покраски 16 кв. см поверхности нужно 2 г краски? Попытайтесь нарисовать этот куб в тетради и покрасьте в любой цвет. 3 уровень: 1) Стр.129, № 843; 2)Задача: Найдите объем и площадь наружной поверхности бака без крышки. Сколько понадобится краски, чтобы покрасить этот бак снаружи и изнутри, если на покраску 1 дм2 нужно 2 г краски? Сколько литров бензина можно влить в этот бак? Карточки на повторение (по желанию )для всех. | Обучающиеся записывают задание в дневники и тетради | Ф | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. | Каждый обучающийся выбирает сам уровень задания |
Рефлексия | Прошу вас теперь подвести итоги урока НА УРОКЕ
и оставить смайлики соответствующие записям | - Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно. - Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно. - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день. | И | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Выставление и комментирование оценок за урок |
Логическое завершение урока | Учитель благодарит обучающихся за плодотворную совместную работу на уроке: Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знанья будут вам впрок. Пусть вам пригодятся Все знанья объема, Когда вы ремонт Затеете дома, Когда собираете в путь чемодан, Когда задвигаете в угол диван, Когда наливаете в банку воды, С объемом и площадью будьте на “ты”. Теперь говорю я вам всем “до свидания”, Окончен урок. Благодарю за вниманье. | Психологический настрой на подведение итогов урока | Ф | Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений. |
Работа обучающихся на уроке. .
Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала.
Характер самостоятельных работ обучающихся: репродуктивный (для 1 уровня) и продуктивный (для 2 и 3 уровней).
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме «Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда»
Урок преднзначен для учащихся 5 класса.Цель урока: создать условия для обобщения знаний и умений учащихся по нахождению площади и объема прямоугольного параллелепипеда....
Открытый урок по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"
материал содержит конспект урока по данной теме, презентация, самоанализ урока и физкультминутка....
5класс. Математика. Презентация к уроку в коррекционном классе 7-го вида по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"
Презентация содержит всю структуру урока по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда" в коррекционном классе по учебнику Математика 5класс, автор Н. Я.Виленкин и др. Может использована так ...
5класс. Математика. Проект урока в коррекционном классе 7-го вида по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"
Здесь представлен проект урока в коррекционном 5-м классе по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда", урок может быть использован так же и в общеобразовательном классе. Учебник: Математик...
"Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда".
Цель урока: Ввести понятие объема тела, рассмотреть свойства объемов, теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда и следствие об объеме прямой призмы, основанием которой является прямоугольный тр...
Конспект урока математики в 5 классе "Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы объёма"
Урок изучается в 5 классе в теме: "Площади и объёмы"...
Урок по теме: "Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объёма"
урок первичного предъявления новых знаний...