Внеклассноое мероприятие по математике для учащихся 7 классов «Путешествие вглубь веков»
план-конспект занятия по алгебре (7 класс) на тему

Цель игры:

§        Расширить знания учащихся;

§        Развить познавательный интерес математике;

§        Воспитывать  стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;

§        Формировать дружеские, товарищеские отношения, умение работать группой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_vglub_vekovdlya_publikatsii.docx437.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие вглубь веков»

внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7 класса

2014  год

План – конспект

внеклассного мероприятия по математике

для учащихся 7 класса

«Путешествие вглубь веков»

учителя математики

Общеобразовательного учреждения

ГБОУ СОШ п.г.т.Балашейка

Емельяновой Ларисы Владимировны

Цель игры:

  • Расширить знания учащихся;
  • Развить познавательный интерес математике;
  • Воспитывать  стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
  • Формировать дружеские, товарищеские отношения, умение работать группой.

Участники:  учащиеся  7 класса

Реквизит: жетоны.

Ход игры.

Сегодня мы собрались, чтобы провести игру «Путешествие вглубь веков».

 Вам предстоит показать свои знания по математике, проявить смекалку, узнать что-то новое для себя, расширить свои представления о математике, ее применении.

Игра проводится в несколько туров. Ваше активное участие - это гарантия того, что она будет интересной, содержательной и запоминающейся. В результате игры будут команды – победители и участники победители – это те учащиеся, которые наберут наибольшее количество жетонов.  Сейчас я предлагаю провести первый познавательный тур.

1 тур. «Великие математики»     (оценивается в 2 балла)

На слайде вы видите знаменитого ученого-математика. Кто это?

 Варианты ответов:

  • Лобачевская
  •  Солодовникова
  •  Ковалевская
  •  Ферма.

Правильный ответ:           Ковалевская

    Жизненный путь С.В. Ковалевской был гораздо труднее, чем у ее коллег –

мужчин. И не потому, что она была менее талантлива – все учителя отмечали

удивительную легкость, с которой Соня усваивала сложные научные понятия и

решала трудоемкие задачи. Но по законам царской России XIX века наука считалась делом исключительно мужским. Когда Соне исполнилось 8 лет, ее отец, а генерал В. В. Коровин-Круковский, был уволен в отставку, и семья переехала в

загородное имение. Как ни удивительно, этот переезд самым серьезным образом повлиял на дальнейшую судьбу Сони. К приезду барина все комнаты были оклеены новыми обоями. Но на детскую обоев не хватило, и одна стена осталось оклеенной страницами книги петербургского математика М. В. Остроградского. Девочка проводила целые часы перед таинственно покрытой формулами стеной, пытаясь найти порядок, в котором страницы следовали друг за другом. Впоследствии 15-летняя Соня за одну зиму изучила весь курс дифференциального и интегрального исчисления – ведь формулы были ей уже знакомы.

Генерал любил свою младшую дочь, но к ее увлечению математикой относился

неодобрительно. Софья использовала популярный в то время способ вырваться

из-под родительской опеки, и оформила фиктивный брак с ученым биологом

В.О. Ковалевским.

Вначале С. В. Ковалевская училась в Гейдельберге – в одном из немногих

университетов Германии, куда принимали женщин. Она предпочла бы учиться

в Берлине, где читал лекции крупнейший немецкий математик Карл Вейерштрасс, но порядки в Берлине были столь же реакционные, как и в России. Ковалевская решилась на крайний шаг – обратилась непосредственно к Вейерштрассу с просьбой о частных уроках. При первой встрече Вейерштрасс дал ей несколько трудных задач и предложил подумать над ними на досуге. К его изумлению, ровно через неделю, все задачи были безукоризненно решены. За четыре года обучения у Вейерштрасса Ковалевская решила три принципиальных проблемы математического анализа. В 1874 году Геттингенский университет, без защиты диссертации, присудил ей степень доктора философии с высшей похвалой. После этого Софья Васильевна

возвращается в Петербург и почти на 6 лет оставляет занятие математикой.

Теперь ее интересует журналистика, общественная деятельность, семейные

дела. Брак с В. О. Ковалевским из фиктивного брака становится фактическим. В

1878 году рождается дочь, Соня младшая. В гостеприимном доме Ковалевских

бывают многие известные ученые и писатели – Менделеев, Боткин, Чебышев,

Тургенев, Достоевский. В 1883 году после трагической смерти мужа С. В. Ковалевская уезжает в Швейцарию, приняв предложение занять место профессора в Стокгольмском университете.

В 1889 году по инициативе Чебышева ее избирают членом-корреспондентом

Санкт-Петербургской Академии наук. Но и после этого ей не разрешают преподавать на родине. В 1891 году Ковалевская умерла от простуды в Стокгольме.

2 тур. «Конкурс сообразительных»

  Командам по очереди задаются вопросы. За правильный ответ 1 балл.

Вопросы:

  • В каком случае верно равенство: 19 + 15 = 10. (Время: 19ч = 7ч, 15ч = 3ч, 7ч + 3ч = 10ч)
  • Почему в поездах стоп-краны красные, а в самолетах голубые? (В самолетах нет стоп-кранов)
  • Если в 12 часов ночи идет дождь, можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Нет, будет ночь)
  • Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60км/ч. В том же направлении с востока на запад дует ветер, но со скоростью 50км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда? (У электропоезда нет дыма)

  • На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? ( 50 пальцев)
  • В воде оказалась 10-я ступенька пароходной лестницы. Начался прилив: вода в час поднимается на 30см. Между ступеньками лестницы 15см. Через сколько часов вода скроет 6-ю ступеньку? (Не окажется в воде; лестница поднимается вместе с пароходом)
  • Из Москвы в Петербург вышел поезд со скоростью 60км/ч, а из Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи? (Одинаково) 
  • Пара лошадей пробежала 40 километров. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (40 км)

Следующий 3 тур познавательный.

3 тур. «Цифровые стихи»

СТИХ (от греч. stichos — ряд, строка) - "это подсистема художественной речи, главным признаком которой является ритм, образующийся в результате двойного членения речи: на синтаксические отрезки (предложения) и на стиховые (строки)". Первые цифровые стихи появились в 2000 году.

Бодрые цифровые стихи

2 15 42              
3 4 502
20 20 20

7 14 100 0
0 0 0 13
37 08 5
20 20 20


38 46
0 4 20
7 08 33
20 20 20

Грустные цифровые стихи

511 16
5 20 337
712 19
2000047

3 1512
16025
11 0 3 15
100006 02 05

Пушкин

17 30 48

140 10 01

126 138

140 3 501

 Маяковский

2 46 38 1

116 14 20!

15 14 21

14 10 17

Бодрые цифровые стихи

138 5 15
12 8 45
17 19 20
4 225

145 4 8
16 9 33
15 98
4 243

4 тур. «Его величество число»

  Командам по очереди задаются вопросы. За правильный ответ 1 балл.

Вопросы

  1. Число десятков в тысяче (100)
  2. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании (100)
  3. Число, которое делится на все числа без остатка (ноль)
  4. Цифры третьего разряда (сотни)
  5. Сколько вершин у куба (8)
  6. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов (семь)
  7. Число из которого вычитают (уменьшаемое)
  8. Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа (ноль)
  9. Сколько килограммов в половине тонны (500)
  10. Число, на которое делят (делитель)
  11. Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1 (10)
  12. Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый (2)
  13. Часть прямой, ограниченная двумя точками (отрезок)
  14. Результат деления одного числа на другое (частное)
  15. Какая цифра в переводе с латинского языка означает «ничего» (ноль)
  16. Тысячная доля килограмма (грамм)
  17. Единица исчисления равная семи дням (неделя)
  18. Седьмой месяц года (июль)
  19. Какой праздник отмечается 7 января? (Рождество)
  20. Седьмая нота октавы (си)
  21. Седьмая буква алфавита (е)
  22. Седьмая буква в слове «электрификация» (и)
  23. Сколько героев русской народной сказки “Репка”? (7:  репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
  24. Автор сказки “Цветик – семицветик» (Валентин Катаев)
  25. Сколько цветов радуги?   (7)
  26. Что идет за миллионом (триллион)

5 тур. «За страницами истории математики»

  1. Заслугу наименования чисел многие народы приписывали легендарным героям. Греки думали, что это Птолемей, китайцы чтили императора Фу Хи. В какой стране чтили получеловека-полурыбу?

Варианты ответов: 1)Япония,

                                 2)Вавилон,

                                 3)Египет.

Правильный ответ:  Вавилон

  1. В египетской пирамиде на гробнице начертано число. Что это за число?

Варианты ответов:1) 2520  

                                2)1001  

                                3)666

Правильный ответ:   2520.  Это число делится на все натуральные числа от 1 до 10.

  1. Какая теорема в старину называлась теоремой невесты?

  Варианты ответов: 1)теорема Фалеса,

                                   2)теорема Пифагора,

                                   3) теорема Виета

Правильный ответ:  теорема Пифагора. Чертеж к теореме несколько напоминает пчелу, что по-гречески означает «нимф»-«невеста»

  1. О числах первым начал рассуждать Пифагор, который родился на острове Самос в 6 веке до нашей эры. Какое из высказываний принадлежит Пифагору?

Варианты ответов: 1)«Умеренность и соразмерность всюду становятся красотой»

                                 2) «Все прекрасно благодаря числу»

                                 3) «Красота спасет мир»

Правильный ответ:  2) «Все прекрасно благодаря числу»

   5.  Где впервые догадались писать нули в конце записи числа?

    Варианты ответов: 1) Египет

                                     2)Китай

                                     3)Индия

Правильный ответ:  В  Индии полторы тысячи лет тому назад

  1. Ученик Пифагора говорил

«Клянусь именем Тетрактис,

ниспосланной нашим душам.

В ней источник и корни

вечно цветущей природы.» Какие числа образовывали тетрактис?

    Варианты ответов: 1) 1,2,3,4

                                     2)10, 100, 1000

                                     3)4, 40

Правильный ответ: Сумма чисел, образующих тетрактис, равна 1=1+2+3+4. Она считалась священным числом и олицетворяла Вселенную.

6 тур. «Сто к одному»

Со сказками мы встречаемся с самого раннего детства. Никому не известно, когда появились первые сказки. Вопрос: Назовите литературное произведение, в названии которого встречается цифра 7?

№п/п

Название сказки

Баллы

1.

Сказка "Волк и семеро козлят"

2

2.

Братья Гримм "Белоснежка и семь гномов"

4

3.

А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

6

4.

В. Катаев "Цветик – семицветик"

8

5.

А. Волков "Семь подземных королей"

10

6.

Русская народная сказка "Семь Семионов"

12

Вопрос: Назовите самое большое число? Был проведен опрос учеников нашей школы и выстроился рейтинг баллов.

№п/п

Названное число

Баллы

1.

Бесконечность

12

2.

Триллион

10

3.

Миллиард

8

4.

Миллион

6

5.

Тысяча

4

6.

Много

2

7 тур. «Минутка»

На каждую задачу отводится 1 минута. За правильное решение – 1балл.

  1. Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня

вдвое. Сколько лет мне теперь? (23года)

  1.   В двух ящиках хранились ножницы, по 20 штук в каждом. Перед уроком труда

учительница взяла несколько ножниц из одного ящика, а затем из второго ящика взяла столько, сколько осталось в первом ящике. Сколько ножниц осталось в двух ящиках?

(20 ножниц)

  1. Есть 64 ореха. Сколько будет четверть четверти? (4 ореха)
  2. Число 666 увеличьте в полтора раза, не производя с ним никаких арифметических действий. (Число 666 перевернуть – 999)
  3. Леший собрал 48 мухоморов, а Баба Яга на 12 меньше. Сколько всего полезных для здоровья грибов собрали Леший и Баба Яга? (Нисколько) 
  4. В квадратном зале поставьте вдоль стенки десять кресел так, чтобы у каждой

стенки стояло кресел поровну. (В противоположных углах по одному креслу и возле каждой стены – по 2 кресла)

Подведение итогов. Награждение команд и болельщиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6-7 классов "Математик - бизнесмен"

Методическая разработка представляет собой подробный план- конспект внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов "Математик - бизнесмен". Целью мероприятия является развитие познавательной активн...

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8 класса: «ЧАС ВЕСЕЛОЙ МАТЕМАТИКИ»

Мероприятие разработано в форме игры, состоящей из следующих конкурсов: -  «Звездный час»;-  «Счастливый случай»;-  «Поле чудес»;-  «Брейн-ринг»;-  «Подумай! Сообрази!».И...

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8-11 классов «Самый умный» в рамках недели математики

Цели проведения игры:1.   Стимулирование интереса к математике;2.   Способствование развитию логического мышления, умению быстро думать и принимать правильное решение;3....

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8-11 классов «Самый умный» в рамках недели математики

Цели проведения игры:1.   Стимулирование интереса к математике;2.   Способствование развитию логического мышления, умению быстро думать и принимать правильное решение;3....

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся начальной и средней школы «И прекрасна, и сильна математика – страна»

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся начальной и средней школы «И прекрасна, и сильна математика – страна»...