Использование регионального компонента на уроках математики.
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Математический паноптикум.Мифы и легенды адыгов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_panoptikum.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                                               Математический паноптикум.

                         Мифы и легенды адыгов.

                   Исчезающие растения республики

                                      Адыгея.

                                                            Учитель математики

                                                                                                                        МБОУ « СОШ № 17»

                                                                                                                         Панфилова И.Б.

                           

                     

         Проблема формирования экологической и вычислительной компетенции школьников может решаться через связь естественно научных дисциплин с математикой, на основе реализации национально-регионального компонента содержания образования. Компетентность включает в себя не только результаты обучения( знания и умения), но и систему ценностных ориентаций. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования направлен на формирование общекультурных компетенций, национально региональный компонент в условиях Республики Адыгея – конкретизирует и детализирует цели образования.

       Среди общекультурных компетенций важное значение придаётся вычислительным, мыслительным( умению анализировать, выделять главное, абстрагировать), ценностно-смысловым(познавать свои действия, понимать окружающий мир, отвечать на свои действия, ставить цели), речевым(задавать вопросы и отвечать на них, логически излагать свои мысли, аргументировать свою позицию) операциям.

     Усилению межпредметных связей, способствуют задания, направленные на взаимодействие математики с другими учебными предметами. К таким заданиям относятся задания, которые составляются на материале математики, но используются с определённой познавательной целью в обучении другому предмету. Наиболее целесообразны задания, направленные на интеграцию математики с учебными предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла, например Математика и Окружающий мир, Математика и Биология и др.

       Математический паноптикум-сборник заданий вычислительного характера, выполнение которых позволяет познакомиться с некоторыми количественными характеристиками растений Республики Адыгея, а также с мифами и легендами адыгов. Особенность заданий математико-культурного характера заключается в разнообразии подачи условия: схема, таблица, блок-схема, орнамент, геометрические фигуры. В задание включены  вопросы, направленные на развитие логического мышления, функциональное мышление ( соответствие между числом и буквой, заданное для проверки ответа на вопрос).

      Использование такой рабочей тетради позволит учителю разнообразить уроки. Формированию вычислительной и общекультурной компетенции школьников 5-6 классов, способствуют задания математико-природоведческого характера, математико-исторического характера, математико-мифологического характера. Под такими заданиями понимаются такие задания, которые направлены на формирование вычислительных умений, навыков обучающихся через знакомство с частью фауны Республики Адыгея, с традициями, бытом, духовным миром адыгов.

     Такие задания, творчески работающий учитель, может составлять самостоятельно. Можно использовать материал, взятый из различных учебников, учебных пособий, справочников, а также данных, полученных в результате наблюдений объектов природы и т.д. Можно порекомендовать следующую технологию составления заданий:

  • Выбирается название интересующей легенды (мифа), животного, растения;
  • Определяется количество букв в слове;
  • Составляются вычислительные примеры, их количество совпадает с количеством букв;
  • Подбираются примеры на формирование и совершенствование определённых вычислительных умений и навыков;
  • Осуществляется кодирование букв слова-соотнесение значений выражений с буквами;
  • Составление условно-предметной модели для соотнесения букв и числовых значений ( таблица, схема и др.)
  • Подбирается информация о животном ( его масса, вес, особенности проживания и др.),  о растениях (месторасположение, количество, значение для медицины и др.), о мифах, о легендах, о предании;
  • Формулируется учебно-познавательное задание в соответствии с подобранной информацией.

При составлении математико-природоведческих и математико-культурных заданий должны соблюдаться принципы:

  • Математической-нацеленности заданий на совершенствование прочных вычислительных умений и навыков по сложению, вычитанию, умножению и делению многозначных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, применение свойств арифметических операций ( переместительного, сочетательного),  решению уравнений;
  • Составления заданий, соответствующих государственному стандарту образования учебного предмета «Математика»; учёт возрастных особенностей школьников 5-6 классов, соблюдение принципа регионализации, создание психологической комфортности, удовлетворение познавательной потребности, воспитание толерантности, сохранение адыгского языка.

      Такие задания могут быть оформлены в виде рабочей тетради «Математический паноптикум».

                  1.Выполните следующие задания и получите названия гор.

1.Найдите площадь квадрата со стороной 15см.

2.Найдите площадь прямоугольника, если его длина 8м, а ширина на 6м 50см меньше.

3.Объём параллелепипеда 180см3, длина 15см, ширина 4см. Найдите высоту.

4.Найдите площадь фигуры,если высота, равная 3, делит основание на отрезки 5и 4.

             №

            ф

             Т

              И

               Ш

             1

           225

           30

             60

              300

             2

           120

           50

             12

              40

             3

           10

            5

             30

              3

             4

           27

           21

             15

              30

            1.Найдите объём куба с ребром 7дм.

            2.Объём куба 1331м, площадь основания 121м. Найдите высоту.

            3.Найдите площадь поверхности параллелепипеда, если его измерения 3м, 4м,5м.

            4.Вычислите площадь фигуры,если высота, равная 4, делит основание на отрезки 3 и 5.

         

              5.Выразите в дм-2м 350дм.

   

      №

           Е

            О

            Т

          Ш

            Н

           1.

          49

         343

           28

         243

         21

           2.

          20

         13

           5

         11

         10

           3.

          60

         120

           94

         12

         47

           4.

          16

          32

           32

         60

         12

           5.

         550

         350

           352

        235

         2350

                        Легенда о Фиште и Оштене.

       В далёкие-далёкие времена в этих местах в дружбе и согласии жили Фишт и Оштен. Когда-то Оштен был добрым князем. За помощь беднякам злые уорки разорили его, убили го жену. Оштену пришлось бежать с маленькой дочерью в горы. Вместе с ним туда ушёл и его верный друг с сыном.

      Дочь Оштена Гузерипль и сын Фишта Нагайчук полюбили друг друга. Уже назначен был день свадьбы, но злой князь решил взять в жёны юную Гузерипль. Не получив согласие отца Оштена, злой князь пошёл на них войной. Силы были далеко не равны. Уже убиты Фишт и Нагайчук, смертельно ранен Оштен. Гузерипль поспешила на помощь к нему, но погоня настигла и её. Тогда она взмолилась богу: «Лучше превратиться в гору, чем попасть в руки злого князя!» И чудо свершилось: все четверо превратились в горы. Поражённый увиденным, князь погнал лошадей прочь, вслед ему понеслись громовые раскаты Фишта и Оштена.

      И стоят теперь как верные стражи плоскогорья Фишт и Оштен, а рядом сними Нагайчук и Гузерипль.

               2.Территория Адыгеи богата реками, озёрами, прудами.Выполнив следующие задания, вы узнаете о некоторых из них.

1.  ⅗∙1⅚=

2.  4∙(5-⅟4)=

3.  Вычислить объём прямоугольного параллелепипеда, если его измерения равны 3/4;  

⅘;⅔.

 4.  (⅟2+2⅟2)÷7=

5.   53/11÷210/1116/19=

6.   Витя начертил два угла, один из них равен 130, другой в 21/2 раза меньше. Чему равен второй угол?

         У

           А

         К

            Б

        Н

         Ь

1.

          81/10

           9/10

        11/10

          1/10

        1

          1/9

2.

          19

           20

        101/2

         13/14

        4

        193/4

3.

          1/2

           21/5

        51/2

          2/5

       24/31

         1/5

4.

         4/7

          3/7

        71/3

         41/7

        4

          7

5.

         10

          41/2

        701/3

          1/2

        1

        20

6.

         100

            1

        39

          40

        18

        52

  1. 71/2∙11/25=
  2. 5/21∙42∙1/5=
  3. 7(3/7+2)=
  4. Найти площадь квадрата, если длина его стороны 12/3м.
  5. Решите уравнение: 3/7∙х=3/7
  6. 22/65÷51/13=
  7. Расстояние между двумя городами 210 км, поезд прошёл это расстояние за 42/3ч. Какова скорость поезда?

У

А

Р

Г

Б

О

Ф

1.

3/4

7

74/5

1/5

3/5

4/3

4/5

2.

2

5/21

1/5

42/5

2/5

4

1/4

3.

15

11/2

3/15

10

8/17

19

17

4.

16

27/9

151/7

7/2

7/9

8/9

2

5.

10/21

2

7/8

1/9

1

9

17/18

6.

1/5

3/5

15/3

1/15

11/3

3/4

2

7.

60

70

50

502/5

40

45

451/2

Кубань ( по-адыгейски Пшиз) – самая многоводная река. По ней проходит северная граница Адыгеи. Своё начало Кубань берёт с вершины Эльбруса и Главного Кавказского хребта на высоте 2970м. Покидая горы, она врывается в долину, где скорость её постепенно падает. Заканчивает река свой путь в Азовском море. Главная река Адыгеи Лаба. Возле города Усть-Лабинск Лаба впадает в реку Кубань. Достопримечательностью республики являются водопады-стремительно падающие с высоты потоки воды. Они образуются на горных реках: Малая Лаба, Большая Лаба, в верхнем течении реки Белой ( у Хаджоха), на реках Майкопка, Руфабго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование регионального компонента на уроках немецкого языка

Данная работа представлена по гуманитарному направлению – иностранный язык (немецкий язык). За основу взята тема «Моя Родина». Данная тема изучается в 7 классе.  В работе использована раб...

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

«Использование регионального компонента на уроках английского языка»

В течение многих лет нами, учителями английского языка  МОУ СОШ № 5 Фроловой Г.М. и Горевой Т.В. собирается материал о родном городе, крае. Ежегодно материал дополняется и совершенствуется. К каж...

Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .

Из опыта работы "Использование  регионального компонента на уроках литературы"...

Использование региональных компонентов на уроках английского языка

Цель данной работы – представить интересные краеведческие моменты: история казачества, культура и традиция народов проживающих на Кубани, природа и защита окружающей среды. Актуальность работы состои...

Использование национально-регионального компонента на уроках математики

В статье представлен обобщение опыта по использованию материалов по краеведению на уроках математики...

Использование материала с региональным компонентом на уроках математики

Использование материала с региональным компонентом на уроках  математики....