Использование регионального компонента на уроках математики.
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Математический паноптикум.Мифы и легенды адыгов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_panoptikum.docx | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Математический паноптикум.
Мифы и легенды адыгов.
Исчезающие растения республики
Адыгея.
Учитель математики
МБОУ « СОШ № 17»
Панфилова И.Б.
Проблема формирования экологической и вычислительной компетенции школьников может решаться через связь естественно научных дисциплин с математикой, на основе реализации национально-регионального компонента содержания образования. Компетентность включает в себя не только результаты обучения( знания и умения), но и систему ценностных ориентаций. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования направлен на формирование общекультурных компетенций, национально региональный компонент в условиях Республики Адыгея – конкретизирует и детализирует цели образования.
Среди общекультурных компетенций важное значение придаётся вычислительным, мыслительным( умению анализировать, выделять главное, абстрагировать), ценностно-смысловым(познавать свои действия, понимать окружающий мир, отвечать на свои действия, ставить цели), речевым(задавать вопросы и отвечать на них, логически излагать свои мысли, аргументировать свою позицию) операциям.
Усилению межпредметных связей, способствуют задания, направленные на взаимодействие математики с другими учебными предметами. К таким заданиям относятся задания, которые составляются на материале математики, но используются с определённой познавательной целью в обучении другому предмету. Наиболее целесообразны задания, направленные на интеграцию математики с учебными предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла, например Математика и Окружающий мир, Математика и Биология и др.
Математический паноптикум-сборник заданий вычислительного характера, выполнение которых позволяет познакомиться с некоторыми количественными характеристиками растений Республики Адыгея, а также с мифами и легендами адыгов. Особенность заданий математико-культурного характера заключается в разнообразии подачи условия: схема, таблица, блок-схема, орнамент, геометрические фигуры. В задание включены вопросы, направленные на развитие логического мышления, функциональное мышление ( соответствие между числом и буквой, заданное для проверки ответа на вопрос).
Использование такой рабочей тетради позволит учителю разнообразить уроки. Формированию вычислительной и общекультурной компетенции школьников 5-6 классов, способствуют задания математико-природоведческого характера, математико-исторического характера, математико-мифологического характера. Под такими заданиями понимаются такие задания, которые направлены на формирование вычислительных умений, навыков обучающихся через знакомство с частью фауны Республики Адыгея, с традициями, бытом, духовным миром адыгов.
Такие задания, творчески работающий учитель, может составлять самостоятельно. Можно использовать материал, взятый из различных учебников, учебных пособий, справочников, а также данных, полученных в результате наблюдений объектов природы и т.д. Можно порекомендовать следующую технологию составления заданий:
- Выбирается название интересующей легенды (мифа), животного, растения;
- Определяется количество букв в слове;
- Составляются вычислительные примеры, их количество совпадает с количеством букв;
- Подбираются примеры на формирование и совершенствование определённых вычислительных умений и навыков;
- Осуществляется кодирование букв слова-соотнесение значений выражений с буквами;
- Составление условно-предметной модели для соотнесения букв и числовых значений ( таблица, схема и др.)
- Подбирается информация о животном ( его масса, вес, особенности проживания и др.), о растениях (месторасположение, количество, значение для медицины и др.), о мифах, о легендах, о предании;
- Формулируется учебно-познавательное задание в соответствии с подобранной информацией.
При составлении математико-природоведческих и математико-культурных заданий должны соблюдаться принципы:
- Математической-нацеленности заданий на совершенствование прочных вычислительных умений и навыков по сложению, вычитанию, умножению и делению многозначных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, применение свойств арифметических операций ( переместительного, сочетательного), решению уравнений;
- Составления заданий, соответствующих государственному стандарту образования учебного предмета «Математика»; учёт возрастных особенностей школьников 5-6 классов, соблюдение принципа регионализации, создание психологической комфортности, удовлетворение познавательной потребности, воспитание толерантности, сохранение адыгского языка.
Такие задания могут быть оформлены в виде рабочей тетради «Математический паноптикум».
1.Выполните следующие задания и получите названия гор.
1.Найдите площадь квадрата со стороной 15см.
2.Найдите площадь прямоугольника, если его длина 8м, а ширина на 6м 50см меньше.
3.Объём параллелепипеда 180см3, длина 15см, ширина 4см. Найдите высоту.
4.Найдите площадь фигуры,если высота, равная 3, делит основание на отрезки 5и 4.
№ | ф | Т | И | Ш |
1 | 225 | 30 | 60 | 300 |
2 | 120 | 50 | 12 | 40 |
3 | 10 | 5 | 30 | 3 |
4 | 27 | 21 | 15 | 30 |
1.Найдите объём куба с ребром 7дм.
2.Объём куба 1331м, площадь основания 121м. Найдите высоту.
3.Найдите площадь поверхности параллелепипеда, если его измерения 3м, 4м,5м.
4.Вычислите площадь фигуры,если высота, равная 4, делит основание на отрезки 3 и 5.
5.Выразите в дм-2м 350дм.
№ | Е | О | Т | Ш | Н |
1. | 49 | 343 | 28 | 243 | 21 |
2. | 20 | 13 | 5 | 11 | 10 |
3. | 60 | 120 | 94 | 12 | 47 |
4. | 16 | 32 | 32 | 60 | 12 |
5. | 550 | 350 | 352 | 235 | 2350 |
Легенда о Фиште и Оштене.
В далёкие-далёкие времена в этих местах в дружбе и согласии жили Фишт и Оштен. Когда-то Оштен был добрым князем. За помощь беднякам злые уорки разорили его, убили го жену. Оштену пришлось бежать с маленькой дочерью в горы. Вместе с ним туда ушёл и его верный друг с сыном.
Дочь Оштена Гузерипль и сын Фишта Нагайчук полюбили друг друга. Уже назначен был день свадьбы, но злой князь решил взять в жёны юную Гузерипль. Не получив согласие отца Оштена, злой князь пошёл на них войной. Силы были далеко не равны. Уже убиты Фишт и Нагайчук, смертельно ранен Оштен. Гузерипль поспешила на помощь к нему, но погоня настигла и её. Тогда она взмолилась богу: «Лучше превратиться в гору, чем попасть в руки злого князя!» И чудо свершилось: все четверо превратились в горы. Поражённый увиденным, князь погнал лошадей прочь, вслед ему понеслись громовые раскаты Фишта и Оштена.
И стоят теперь как верные стражи плоскогорья Фишт и Оштен, а рядом сними Нагайчук и Гузерипль.
2.Территория Адыгеи богата реками, озёрами, прудами.Выполнив следующие задания, вы узнаете о некоторых из них.
1. ⅗∙1⅚=
2. 4∙(5-⅟4)=
3. Вычислить объём прямоугольного параллелепипеда, если его измерения равны 3/4;
⅘;⅔.
4. (⅟2+2⅟2)÷7=
5. 53/11÷210/11∙16/19=
6. Витя начертил два угла, один из них равен 130₀, другой в 21/2 раза меньше. Чему равен второй угол?
№ | У | А | К | Б | Н | Ь |
1. | 81/10 | 9/10 | 11/10 | 1/10 | 1 | 1/9 |
2. | 19 | 20 | 101/2 | 13/14 | 4 | 193/4 |
3. | 1/2 | 21/5 | 51/2 | 2/5 | 24/31 | 1/5 |
4. | 4/7 | 3/7 | 71/3 | 41/7 | 4 | 7 |
5. | 10 | 41/2 | 701/3 | 1/2 | 1 | 20 |
6. | 100 | 1 | 39 | 40 | 18 | 52 |
- 71/2∙11/25=
- 5/21∙42∙1/5=
- 7(3/7+2)=
- Найти площадь квадрата, если длина его стороны 12/3м.
- Решите уравнение: 3/7∙х=3/7
- 22/65÷51/13=
- Расстояние между двумя городами 210 км, поезд прошёл это расстояние за 42/3ч. Какова скорость поезда?
№ | У | А | Р | Г | Б | О | Ф |
1. | 3/4 | 7 | 74/5 | 1/5 | 3/5 | 4/3 | 4/5 |
2. | 2 | 5/21 | 1/5 | 42/5 | 2/5 | 4 | 1/4 |
3. | 15 | 11/2 | 3/15 | 10 | 8/17 | 19 | 17 |
4. | 16 | 27/9 | 151/7 | 7/2 | 7/9 | 8/9 | 2 |
5. | 10/21 | 2 | 7/8 | 1/9 | 1 | 9 | 17/18 |
6. | 1/5 | 3/5 | 15/3 | 1/15 | 11/3 | 3/4 | 2 |
7. | 60 | 70 | 50 | 502/5 | 40 | 45 | 451/2 |
Кубань ( по-адыгейски Пшиз) – самая многоводная река. По ней проходит северная граница Адыгеи. Своё начало Кубань берёт с вершины Эльбруса и Главного Кавказского хребта на высоте 2970м. Покидая горы, она врывается в долину, где скорость её постепенно падает. Заканчивает река свой путь в Азовском море. Главная река Адыгеи Лаба. Возле города Усть-Лабинск Лаба впадает в реку Кубань. Достопримечательностью республики являются водопады-стремительно падающие с высоты потоки воды. Они образуются на горных реках: Малая Лаба, Большая Лаба, в верхнем течении реки Белой ( у Хаджоха), на реках Майкопка, Руфабго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование регионального компонента на уроках немецкого языка
Данная работа представлена по гуманитарному направлению – иностранный язык (немецкий язык). За основу взята тема «Моя Родина». Данная тема изучается в 7 классе. В работе использована раб...
Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы
Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...
«Использование регионального компонента на уроках английского языка»
В течение многих лет нами, учителями английского языка МОУ СОШ № 5 Фроловой Г.М. и Горевой Т.В. собирается материал о родном городе, крае. Ежегодно материал дополняется и совершенствуется. К каж...
Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .
Из опыта работы "Использование регионального компонента на уроках литературы"...
Использование региональных компонентов на уроках английского языка
Цель данной работы – представить интересные краеведческие моменты: история казачества, культура и традиция народов проживающих на Кубани, природа и защита окружающей среды. Актуальность работы состои...
Использование национально-регионального компонента на уроках математики
В статье представлен обобщение опыта по использованию материалов по краеведению на уроках математики...
Использование материала с региональным компонентом на уроках математики
Использование материала с региональным компонентом на уроках математики....