Элективные курсы
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Элективные курсы по математике для учащихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективные курсы 9 класс | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для изучения элективного курса "Задачи с процентами решаем с лёгкостью" в 9 классах средних общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 17 часов.
Актуальность курса
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы (5-6 классы), когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценное представление о процентах, об использовании полученных знаний в повседневной жизни. На последующих этапах обучения математике (7-9 классы) повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной и средней школы. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся. Большинство школьников не имеет прочных навыков использования знаний о процентах в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико. Оно затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства: ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию предмета, а также познавательной и социальной активности.
Цель курса
-сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчётов в реальной жизни;
-способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
Образовательные:
- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- научить решать основные задачи на проценты, применять формулу простого и сложного процентного роста;
- привить учащимся основы экономической грамотности;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
- учить ребёнка соединять воображение с логикой;
Развивающие:
- развивать умение отстаивать свою точку зрения, видеть главное в рассуждениях одноклассников и учителя;
- развивать умение анализа и самоанализа, оценки и самооценки.
- развивать интеллектуальные умения и мыслительные операции − анализ и синтез, сравнение, обобщение
Воспитательные:
- воспитывать культуру ведения дискуссии при групповой работе, при беседах и других формах работ.
Методический инструментарий.
Формы организации занятий:
- самостоятельная работа по добыванию информации с помощью ИКТ;
- выполнение практических работ;
- оформление и защита работ учащихся;
Методы:
Эмпирические методы:
- изучение литературы;
- наблюдение;
- анализ;
- опросы, анкетирование;
- тестирование;
Теоретические методы:
- сравнение;
- обобщение;
- анализ;
- классификация.
Средства обучения: компьютеры, проектор, этикетки пищевых продуктов, таблицы, литература и печатные издания.
Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения курса ученик должен
- понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины.
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях)
- производить прикидку и оценку результатов вычислений
- повышение интереса к предмету математика.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- определение процента, основные способы решения стандартных задач на проценты (арифметический способ, алгебраический способ, с помощью пропорций);
- схему расчета банка с вкладчиками и заемщиками;
- основные понятия в задачах на смеси, растворы и сплавы;
- основные этапы решения задачи на смеси, растворы и сплавы.
Уметь:
- решать стандартные задачи на проценты «Нахождение процентов от числа», «Нахождение числа по его процентам», «Изменение величины в процентах»;
- решать задачи на начисление простых и сложных процентов; решать с помощью уравнений, систем уравнений задачи на «смеси», «сплавы», «концентрации».
Содержание
Проценты. Основные задачи на проценты (5 часов)
История появления процентов, устранение пробелов в знаниях по решению основных задач на проценты (нахождение процента от числа и нахождение числа по его проценту, нахождение процента одного числа от другого). Решение задач на проценты различными способами: арифметический способ, с помощью составления уравнений, с помощью пропорций.
Актуализируются знания об арифметических приемах решения задач.
Методы: лекция, беседа, объяснение.
Формы контроля: тест
Процентные вычисления в жизненных ситуациях (4часа)
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок, процентов в банке, процентный прирост, определение начальных вкладов. Целесообразно решение одной и той же задачи рассмотреть различными способами и вырабатывать навык отбора рационального способа решения. При решении задач на проценты необходимо развивать вычислительные навыки учащихся, формировать у учащихся умение выполнять прикидку или оценку результата вычислений, для этого учащимися предлагаются задачи из повседневной практики.
Выполнение тренировочных упражнений.
Форма занятий: объяснение, практическая работа.
Методы обучения: выполнение тренировочных задач
Задачи на сплавы, смеси, растворы (5часов)
Основные понятия в задачах на смеси, растворы, сплавы. Термины «смесь», «чистое вещество». Понятие доли чистого вещества в смеси, понятие процентного содержания чистого вещества в смеси. Основные этапы решения задач на «смеси»: выбор неизвестных, выбор чистого вещества, переход к долям, отслеживание состояния смеси, составление уравнения, решение уравнения (или системы уравнений) запись ответа. Примеры решения задач на смеси. Примеры усложненных задач на смеси. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Формы занятий: комбинированные.
Методы обучения: лекция, выполнение практических заданий
Решение задач по всему курсу (3 часа)
Решение разнообразных задач.
Форма занятий: практическая работа
Методы обучения: беседа, творческие задания
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Цель урока | Виды контроля |
1 | Что такое «процент» | Знать понятие процента Уметь применять его при решении задач | |
2 | Нахождение процента от числа | Знать правило нахождения процента от числа Уметь применять его при решении задач | |
3 | Нахождение числа по его проценту | Знать правило нахождения числа по его проценту Уметь применять правило нахождения числа по его проценту при решении задач | тест |
4 | Нахождение процентного отношения двух чисел | Знать правило нахождения процентного отношения двух чисел Уметь применять понятие процентного отношения двух чисел при решении задач | |
5 | Задачи на числа | Научить решать задачи на числа | проверочная работа |
6 | Простой процентный рост | Знать формулу простого процентного роста Уметь применять формулу простого процентного роста при решении задач | |
7 | Решение задач | Уметь применять формулу простого процентного роста при решении задач | тест |
8 | Сложный процентный рост | Знать формулу сложного процентного роста Уметь применять формулу сложного процентного роста при решении задач | |
9 | Решение задач | Уметь применять формулу простого и сложного процентного роста при решении задач | |
10 | Задачи на смеси | Знать понятие концентрации вещества в смеси, массовая концентрация, процентное содержание вещества Уметь применять понятия концентрации вещества в смеси, массовая концентрация, процентное содержание вещества при решении задач | тест |
11 | Задачи на сплавы | Знать понятие концентрации вещества в сплаве, массовая концентрация, процентное содержание вещества Уметь применять понятия концентрации вещества в сплаве, массовая концентрация, процентное содержание вещества при решении задач | |
12 | Задачи на растворы | Знать понятие концентрации вещества в растворе, массовая концентрация, процентное содержание вещества Уметь применять понятия концентрации вещества в растворе, массовая концентрация, процентное содержание вещества при решении задач | |
13 | Решение задач на сплавы, смеси, растворы | Знать: теоретический материал по теме Уметь: решать задачи | проверочная работа |
14 | Решение задач на сплавы, смеси, растворы | Знать: теоретический материал по теме Уметь: решать задачи | |
15 | Решение задач | Знать: теоретический материал по теме Уметь: решать задачи | тест |
16 | Решение задач | Знать: теоретический материал по теме Уметь: решать задачи | |
17 | Решение задач | Знать: теоретический материал по теме Уметь: решать задачи |
Литература для учителя.
1.Никольский С.Н., Потапов М.К., Решетников Н.Н. Алгебра в 8 классе: методические материалы. –М: Просвещение, 2010
2.Галицкий М.Л. и др.Сборник задач па алгебре для 8-9 классов, М: Просвещение,1999
3.Вигдорчик Е, Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе.
4.Водинчар М.И., Лайкова Г.А., Рябова Ю.К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений. // Математика в школе.
5.Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления.// Методическое пособие.
6.Гильмиева Г.Г., Хамитов Р.Г.Задачи с процентами решаем с лёгкостью. Учебно- методическое пособие. Казань: РИЦ «Школа»,2008
7. Мордкович А.Г.Алгебра-8, Методическое пособие для учителя. М:Мнемозина,2011
Литература для учащихся.
1.Виленкин Н.Л. За страницами учебника математики. – М: Просвещение.
2.Виленкин Н.Л., Жохов В.И., Чесноков А.С. Математика 6. – М: Дрофа.
3.Семёнов А.Л., Ященко И.В.Типовые экзаменационные варианты. М:Национальное образование,2014
4.Шевкин А.В. Текстовые задачи. – М: Просвещение.
5 .Никольский С.Н., Потапов М.К., Решетников Н.Н, Шевкин А.В., Математика ,6 ,М: Просвещение, 2011
6.Мордкович А.Г.Алгебра-8,М:Мнемозина,2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...